Рабочая программа для 11 класса "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии (11 класс)
Курс "Этика и психология семейной жизни" ориентирован на обучающихся 11 класса. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным поттебностям раннего юношеского возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_semeynoy_zhizni_11_klass_2021.docx | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ СОШ № 3
от 01 июля 2021 года № 265
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Этика и психология семейной жизни» для 11 классов
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы: Суворова Екатерина Эдуардовна
Усолье-Сибирское
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе ФГОС. При разработке программы использованы материалы программы курса «Основы психологии семейной жизни» для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы (авторы Баранова О.В., Бабич О.И., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А., Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2012г.).
Необходимость введения образовательного курса «Основы психологии семейной жизни» продиктованы многими причинами. Прежде всего, это кризисные явления в жизни современной российской семьи: разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.
Курс «Основы психологии семейной жизни» вводится в один из критических периодов развития личности. В этом возрасте происходит становление нравственного самосознания, умения самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем, быть принятым сверстниками и занимать вполне независимые позиции. Область семейных отношений относится к наиболее значимой сфере человеческой жизни. С позиций гуманистической педагогики именно здесь создаются наилучшие условия для решения школьниками экзистенциональных проблем, основой которых является внутренний мир человека.
Курс ориентирован на обучающихся 11 класса. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям раннего юношеского возраста.
Целью курса является формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.
Общая цель курса конкретизируется в задачах курса:
- раскрытие сущности психологических проблем современной семьи;
- развитие личностных качеств, влияющих на благополучие в семье;
- формирование умения строить внутрисемейные отношения;
- воспитание и самовоспитание личностных качеств, необходимых для жизни в браке.
Курс «Основы психологии семейной жизни» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в 11 классах).
В содержание данной программы включены проективные методики, приемы ролевой и деловой игры, блок теоретической информации по психологии, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения – все это предполагает готовность преподавателя курса к групповой работе, знание основ психологической диагностики и психокоррекции, требует творческого подхода к взаимоотношениям со старшеклассниками. Важным условиям реализации целей и задач курса является диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от ведущего навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Эффект программы в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.
Программа включает следующие разделы:
1. «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества»,
раскрывается зависимость семейного уклада жизни от социально-
экономического уровня развития общества, рассматриваются основные
функции семьи, нравственные нормы брака и их влияние на прочность
семьи.
2. «Психология межличностных отношений юношества», рассматриваются
психологические особенности межличностных отношений юношества,
нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в
юношеском возрасте, многоаспектность понятия «готовность к браку».
3. «Искусство быть супругами», раскрывает психологические особенности
молодой семьи; возможные трудности, характерные для периода
адаптации молодых супругов; причины и пути профилактики семейных
конфликтов.
4. «Семья и дети. Детско-родительские отношения», посвящен изучению
проблем семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой
нарушений детско-родительских отношений, формированием навыков
конструктивного поведения и общения в семье.
5. «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности»
включает комплексные знания по гендерной проблематике: особенности
психосоциального развития мужчин и женщин, биологическая и
социально-психологическая обусловленность различий в поведении и
реализации жизненных планов мужчины и женщины, стереотипы
поведения в семье и ее морально-психологический климат, проблема
психологической совместимости супругов.
Учебно-тематический план
№ раздела/ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. | 3 |
2 | Психология межличностных отношений юношества. | 7 |
3 | Искусство быть супругами. | 5 |
4 | Семья и дети. Детско-родительские отношения. | 9 |
5 | Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности. | 9 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе изучения данного курса выпускники должны владеть:
- знаниями основ психологии семейных взаимоотношений;
- умениями анализировать ситуации, идти на компромисс, выходя из семейного конфликта, без эмоциональных потрясений;
- навыками самоконтроля, взаимодействия в группе, принятия решений.
Ожидаемые результаты освоения курса «Этика и психология семейной жизни»
Личностные результаты:
1. Осознание и принятие правил конструктивного общения.
2. Формирование понимания ценности здорового образа жизни.
3. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с опорой на ценности семьи.
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- формирование готовности и способности вести конструктивный
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях.
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.
8. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
9. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли.
Предметные результаты:
1. Формирование современной культуры семейных отношений на основе
понимания необходимости личностного роста.
2. Формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни.
3. Понимание личной и общественной значимости современной культуры
отношений в семье.
4. Знание основ психологии взаимоотношений в семье.
5. Умение предвидеть возникновение конфликтных семейных ситуаций
по характерным признакам их проявления.
6. Умение принимать обоснованные решения в конкретной конфликтной
ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты:
1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-
функционального анализа.
3. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа.
4. Освоение знаний о конструктивном общении человека в семье; о
здоровье и здоровом образе жизни.
5. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной
среде, к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
Методика проведения занятий курса «Этика и психология семейной жизни» имеет свои особенности. В освоении учащимися содержания данного курса наряду с лекциями, диалогами, дискуссиями, важная роль принадлежит практическим занятиям, проводимым с использованием активных методов обучения - это ролевые игры, «мозговой штурм», АКС (анализ конкретных ситуаций), тренинговые упражнения, тестирование с целью самопознания и др. На занятиях применяются технические средства, компьютерные технологии.
Виды контроля: опрос, решение творческих задач, тестирование, индивидуальная работа, контрольная и самостоятельная работа, защита проекта.
Формой итоговой аттестации является разработка и защита проектов по темам курса программы.
В перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы, входит:
- Учебно-методический комплекс по курсу « Этика и психология
семейной жизни» (программа с набором приложений, содержащих теоретическую информацию по рассматриваемым вопросам, опросники, тесты, сценарии ролевой игры и тренинговых занятий, глоссарий).
- Дополнительная литература для учителя (список литературы).
- Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные
презентации): «Семья в моей жизни», «Семья в современном обществе», «Что такое семья», «Функции семьи», «Добрачное консультирование», «Принципы дружбы», «Дружба», «Дружба и любовь», «Любовь или влюбленность», «Доходы и расходы семьи», «Семейные ценности и убеждения», «Модели семейной жизни», «Особенности семейного воспитания», «Воспитание детей до 3 лет», «О Петре и Февронье».
Список литературы
№ | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1 | Александрова Т. А. | Родительский дом | 1987 | М.: Просвещение |
2 | Бардиан А. М. | Воспитание детей в семье | 1972 | М.: Просвещение |
3 | Божович Л.И. | Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна Д.И. | 1995 | М.: Просвещение |
4 | Буянов М. И. | Ребенок из неблагополучной семьи | 1988 | М.: Просвещение |
5 | Варга А.Я. | Структура и типы родительского отношения | 1986 | М.: Просвещение |
6 | Гребенников И.В. | Основы семейной жизни | 1991 | М.: Просвещение |
7 | Калинина Р.Р. | Введение в психологию семейных отношений | 2008 | СПб.: Речь |
8 | Клюева Н. В. | Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг | 2002 | Ярославль |
9 | Ковалев С.В. | Психология современной семьи. Информ-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя | 1988 | М.: Просвещение |
10 | Ковалев С.В. | Психология семейных отношений | 1987 | М.: Педагогика |
11 | Ковалев С.В. | Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя | 1991 | М.: Просвещение |
12 | Овчарова Р.В. | Психологическое сопровождение родительства | 2003 | М.: Изд-во Института Психотерапии |
13 | Спиваковская А. С. | Как быть родителями | 1986 | М.: Просвещение |
14 | Целуйко В.М. | Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей | 2006 | М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС |
15 | Целуйко В.М. | Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей | 2004 | М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС |
16 | Этика и психология семейной жизни/под ред. И.В. Гребенникова | 1987 | М.:Просвещение | |
17 | Шнейдер Л.Б. | Семейная психология | 2008 | Москва |
18 | Шнейберг Л.Б. | Психология семейных отношений | 2000 | М.: Просвещение |
19 | Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. | Психология и психотерапия семьи | 2000 | СПб.: Речь |
Календарно-тематическое планирование курса
«Этика и психология семейной жизни», 11 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Содержательные линии | Практические работы, упражнения, творческие работы, проекты |
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества | 3 часа | |||
1 | 1. Исторические изменения семьи и брака | 1 | Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства, негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания. Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность. Уметь: давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала. | Упражнение «Семья для меня это…» |
2 | 2. Функционально-ролевая структура семейных отношений | 1 | Решение кроссворда | |
3 | 3. Основные ценности семьи | 1 | Тест «Умеете ли вы слушать?» | |
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества | 7 часов | |||
4 | 1. Межличностные отношения юношей и девушек | 1 | Иметь представление: о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектности готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак. Знать: современные психологические проблемы в области семейных отношений, значение основных понятий, роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери. Уметь: различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия. Владеть: навыками самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения. | Тестирование «Общение и дружба» Упражнение «Ловушки влюбленности» |
5 | 2. Дружба в юношестве | 1 | Опросник «Я как друг» Тест «Настоящий друг» | |
6 | 3. Отличие дружбы от любви | 1 | Упражнение «Портрет идеального друга» | |
7 | 4. Любовь в юношеском возрасте | 1 | Упражнение «Любовь к себе» | |
8 | 5. Любовь или влюбленность? | 1 | Упражнение «Любовное послание». Тест «Ваше отношение к любви» | |
9 | 6. Готовность к браку | 1 | Обсуждение письма «Подруга выходит замуж». Соцопрос. | |
10 | 7. Предбрачный период | 1 | Упражнение «Я-готовность к браку» | |
Раздел 3. Искусство быть супругами | 5 часов | |||
11 | 1. Молодая семья | 1 | Иметь представление: об основных проблемах молодой семьи на современном этапе, о семейных ролях и их распределении, о семейной экономике Знать: основные причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов, особенности взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения конфликтных ситуаций, особенности прогнозирования и профилактики конфликтов. Уметь: анализировать и оценивать конфликтные ситуации, оценивать свое поведение в конфликте, планировать, составлять семейный бюджет Владеть: навыками самопознания, иметь опыт планирования семейного бюджета | Творческая работа «Портрет семьи» Игра «Планирование бюджета молодой семьи» |
12 | 2. Семейные конфликты | 1 | Упражнение «Восприятие конфликта» Упражнение «Анализ конфликта» | |
13 | 3. Причины семейных конфликтов | 1 | Опросник «Конфликтны ли вы», «Стратегии поведения в конфликте» Упражнение «Самооценка конфликтности» | |
14 | 4. Профилактика семейных конфликтов | 1 | Упражнение «Заповеди для начинающих супругов» | |
15 | 5. Учитесь властвовать собой | 1 | Упражнение «Самоконтроль в общении» Упражнения на расслабление «Маяк», «Храм тишины» | |
Раздел 4. Семья и дети. Детско-родительские отношения | 9 часов | |||
16 | 1. Незаменимость семьи в воспитании детей | 1 | Иметь представление: о функциях семейного воспитания, его преимуществах перед воспитанием в образовательных учреждениях, проблемах детско-родительских отношений. Знать: значение основных понятий, специфические особенности семейного воспитания, типичные недостатки семейного воспитания, отрицательные формы поведения детей, причины нарушений детско-родительских отношений Уметь: дискутировать на тему проблем детско-родительских отношений, аргументировано доказывать свою точку зрения, рефлексировать. Владеть: навыками конструктивного взаимодействия с родителями и друг с другом, используя потенциальные возможности самопознания, рефлексии и саморазвития. | Упражнение «Истории семьи», «Идеальные родители». Упражнение «Семейные реликвии» |
17 | 2. Дети в семье – «маленькие пришельцы» | 1 | Творческая работа (презентация «Развитие и воспитание детей») | |
18 | 3. Материнство | 1 | Анализ семейных ситуаций. Ролевая игра «Услышать ребенка» | |
19 | 4. Отцовство | 1 | Тест «Отец в семье» | |
20 | 5. Братско-сестринские отношения | 1 | Опросник «Какой я брат (сестра)» | |
21 | 6. Типы неправильного воспитания детей | 1 | Опросник «Воспитание малыша» | |
22 | 7. Профилактика нарушений детско-родительских отношений | 1 | Анализ конкретных ситуаций | |
23 | 8. В семье - подросток | 1 | Тест «Какими вы будете родителями?» | |
24 | 9. Проблемы отцов и детей | 1 | Сценарий групповой дискуссии «Отцы и дети в меняющемся мире» | |
Раздел 5. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности. | 9 часов | |||
25 | 1. Мужские и женские роли в семье | 1 | Иметь представление: о психологических различиях между людьми обоего пола, влияющих на отношения между членами семьи; о содержании гендерных характеристик личности – мужественности и женственности, о биологических и социальных причинах гендерных различий, о мужских и женских социальных ролях. Знать: основные современные проблемы в области межличностных отношений между мужчинами и женщинами, роль психологической и функциональной совместимости будущих супругов в построении семейных отношений. Уметь: анализировать и учитывать особенности полотипичного поведения в семейных ситуациях, прогнозировать характер и результат возможного взаимодействия этих ситуаций. Владеть: навыками самопознания и анализа качеств собственной гендерной идентичности, способами конструктивного бесконфликтного взаимодействия в отношениях со сверстниками противоположного пола, с будущими супругами. | Тест «Планета мужчин и женщин» |
26 | 2. Планета мужчин | 1 | Гендерные стереотипы Упражнение «Перевертыши» | |
27 | 3. Планета женщин | 1 | Упражнение «Диагностическое анкетирование» | |
28 | 4. Ожидания в семье и браке | 1 | Практическое занятие «Пути согласия» | |
29 | 5. Развод по-человечески. Причины и профилактика разводов | 1 | Упражнение «Слушается дело…» Упражнение «Мотивы развода» | |
30 | 6. Старшие в доме | 1 | Мини-сочинение «Моя (мой) бабушка (дедушка)» | |
31 | 7. Жизненные сценарии семьи и личности | 1 | Упражнение «Любовь». Разбор типичных семейных ситуаций | |
32 | 8. Семейные ситуации | 1 | Анализ конкретных ситуаций | |
33 | 9. Гармоничные семейные отношения | 1 | Тест «Насколько вы терпимы?» | |
Раздел 6. Обобщение полученных знаний | 1 час | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | Обобщение полученных знаний | Тест по программе «Этика и психология семейной жизни» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.
Рабочая программа для специальной школы....
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Программа курса "Этика и психология семейной жизни"
Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)...