Программа занятий с обучающимися 9 классов по профориентации "Пусть к успеху"
рабочая программа по психологии (9 класс)

Фомина Л.Н.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения  молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_9_kl._proforientatsiya.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

по профориентации

для обучающихся 9 классов

«Путь к успеху»

Составил(а):                                

 Фомина Л.Н.  

педагог-психолог, категория высшая

г. Элиста

2019 - 2020 учебный год


Пояснительная записка

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения  молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности:  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное -  свои способности и склонности.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

  1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
  1. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
  1. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
  1. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
  1. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
  1. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.

Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Сопутствующие цели:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
  • обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
  • развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
  • Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

Рабочая программа составлена на основепрограммы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания»  Кудряшовой С.В.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются практические работы и тестовые задания.

Предусмотрено безоценочное обучение.

        Курс «Профориентация» рассчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9-м классе.


Планируемые результаты

  • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
  • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

  • Сформированные рефлексивные действия:

  • способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
  • способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
  • способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

  • Выпускник основной школы сможет:

  • проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
  • устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
  • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
  • совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
  • выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.
  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
  •  понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  •  значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  • о предпринимательстве;
  • о рынке труда.

 


 Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

1

Введение в курс. Из истории профориентации.

1

2

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

1

Мир профессий и его многообразие (3 часа)

3

Что такое профессия?

1

4

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

1

5

Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

1

Секреты выбора профессии (2 часа).

6

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1

7

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

На пути к самопознанию (7 часов).

8

Хорошо ли я себя знаю?

1

9

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности.

1

10

Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

1

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

12

Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной

деятельности.

1

13

Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

14

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

1

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

 (7 часов).

15

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

16

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

1

17

Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях?

1

18

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

1

19

Способности к профессиям социального типа.

1

20

Способности к офисным видам деятельности.

1

21

Способности к предпринимательской деятельности.

1

Профессиональная пригодность (4 часа).

22

Здоровье и выбор профессии.

1

23

Что такое профессиональная пригодность?

1

24

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

1

25

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

1

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

26

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1

27

Имидж и этикет современного делового человека.

1

28

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

1

29

Резюме: структура и содержание.

1

Возможности получения профессионального образования в России

(4 часа).

30

Виды профессионального образования в России.

1

31

Высшее профессиональное образование в республике

1

32

Получение среднего профессионального образования в городе Элиста.

1

33

Получение среднего профессионального образования в городе Элиста.

1

Личный профессиональный план (2 часа).

34

Профессиональный план. Диагностика работоспособности.

1

35

Итоговое занятие по курсу.

1


Литература

Основная

Твоя профессиональная карьера, учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Чистяковой С.Н., – М.: «Просвещение», 2014 г.

Дополнительная

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
  2. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
  3. Кухарчук А.М., Лях В.В., Макарова С.Г. Тесты для выбирающих профессию. – Минск: Современная школа, 2008.
  4. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий 6-б класса по музейной педагогике

Даты и темы экскурсий на 2014-2015 учебный год...

Программа Психологическая подготовка обучающихся к экзаменам Формула успеха»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограмма психологическая подготовка обучающихся к экзаменам «Формула успеха»Составитель программыКадуцкая Т.М.Тип программыобщеразвивающаяНапр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами для 1-4, 5-9 классов «Движение к успеху»

Коррекционно-развивающая программа "Движение к успеху"  для обучающихся с ОВЗ разработана для началной школы (1-4 классы) и основной школы (5-9 классы), является составной частью образо...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...