Программа занятий с обучающимися 9 классов по профориентации "Пусть к успеху"
рабочая программа по психологии (9 класс)
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_9_kl._proforientatsiya.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по профориентации
для обучающихся 9 классов
«Путь к успеху»
Составил(а): Фомина Л.Н. |
педагог-психолог, категория высшая |
г. Элиста
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
- Неопределенность целей профессионального самоопределения.
- Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
- Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
- Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
- Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
- Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
- обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
- развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
- Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Рабочая программа составлена на основепрограммы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.
Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.
Курс «Профориентация» рассчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9-м классе.
Планируемые результаты
- Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
- Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
- Сформированные рефлексивные действия:
- способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
- способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
- способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
- Выпускник основной школы сможет:
- проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
- устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
- работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
- совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
- выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.
- сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
- составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные:
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). | ||||
1 | Введение в курс. Из истории профориентации. | 1 | ||
2 | Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. | 1 | ||
Мир профессий и его многообразие (3 часа) | ||||
3 | Что такое профессия? | 1 | ||
4 | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. | 1 | ||
5 | Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. | 1 | ||
Секреты выбора профессии (2 часа). | ||||
6 | Мотивы и основные условия выбора профессии. | 1 | ||
7 | Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 | ||
На пути к самопознанию (7 часов). | ||||
8 | Хорошо ли я себя знаю? | 1 | ||
9 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. | 1 | ||
10 | Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. | 1 | ||
11 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | ||
12 | Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. | 1 | ||
13 | Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. | 1 | ||
14 | Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». | 1 | ||
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). | ||||
15 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | ||
16 | Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. | 1 | ||
17 | Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? | 1 | ||
18 | Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. | 1 | ||
19 | Способности к профессиям социального типа. | 1 | ||
20 | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | ||
21 | Способности к предпринимательской деятельности. | 1 | ||
Профессиональная пригодность (4 часа). | ||||
22 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | ||
23 | Что такое профессиональная пригодность? | 1 | ||
24 | Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. | 1 | ||
25 | Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. | 1 | ||
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). | ||||
26 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | 1 | ||
27 | Имидж и этикет современного делового человека. | 1 | ||
28 | Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. | 1 | ||
29 | Резюме: структура и содержание. | 1 | ||
Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). | ||||
30 | Виды профессионального образования в России. | 1 | ||
31 | Высшее профессиональное образование в республике | 1 | ||
32 | Получение среднего профессионального образования в городе Элиста. | 1 | ||
33 | Получение среднего профессионального образования в городе Элиста. | 1 | ||
Личный профессиональный план (2 часа). | ||||
34 | Профессиональный план. Диагностика работоспособности. | 1 | ||
35 | Итоговое занятие по курсу. | 1 |
Литература
Основная
Твоя профессиональная карьера, учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Чистяковой С.Н., – М.: «Просвещение», 2014 г.
Дополнительная
- Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
- Кухарчук А.М., Лях В.В., Макарова С.Г. Тесты для выбирающих профессию. – Минск: Современная школа, 2008.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий ритмикой 2 класс.
программа по ФГОС...
Программа занятий 6-б класса по музейной педагогике
Даты и темы экскурсий на 2014-2015 учебный год...
Программа Психологическая подготовка обучающихся к экзаменам Формула успеха»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограмма психологическая подготовка обучающихся к экзаменам «Формула успеха»Составитель программыКадуцкая Т.М.Тип программыобщеразвивающаяНапр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)
Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами для 1-4, 5-9 классов «Движение к успеху»
Коррекционно-развивающая программа "Движение к успеху" для обучающихся с ОВЗ разработана для началной школы (1-4 классы) и основной школы (5-9 классы), является составной частью образо...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...