Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами для 1-4, 5-9 классов «Движение к успеху»
рабочая программа по психологии
Коррекционно-развивающая программа "Движение к успеху" для обучающихся с ОВЗ разработана для началной школы (1-4 классы) и основной школы (5-9 классы), является составной частью образовательной программы школы, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Дети с ОВЗ особенно нуждаются в целенаправленном обучении и особой поддержке.
Актуальность программы заключается в том, что обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Но нееобходимо учитывать, что ребенок вв школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. и помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, о взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремленнии к преодолению школьных трудностей. И тогдаа ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_ovz_dvizhenie_k_uspehu.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 50 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара
Рассмотрено на педсовете № 1 от 28.08.2020г. протокол № 1 Секретарь _________Созданина О.В.
| Проверено «__»_________2020г. Зам. директора по ВР ________Л.М. Кривопуск | Утверждаю Приказ № 273-од от 28.08.2020 Директор МБОУ Школы № 50 г.о. Самара ________И.Ю. Ларина |
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами
для 1-4, 5-9 классов
«Движение к успеху»
Составители:
Солдатова О.А,
педагог-психолог,
Зайцева Н.А.,
педагог-психолог
Самара, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 4 года для начальной школы и 5 лет основной школы и дает примерное распределение учебных часов по разде6лам курса, на основе документов регламентирующих работу с детьми с ОВЗ:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа разработана на основе авторской коррекционно-развивающей программы для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на ступени начального общего образования «Чувствуем, познаем, размышляем» Дружковой Т.С., г. Кирово, 2017.
Общая характеристика программы.
Коррекционно-развивающая программа «Движение к успеху» для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами 1-4, 5-9 классов является составной частью образовательной программы школы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ и детьми инвалидами.
Дети с ОВЗ и инвалиды особенно нуждаются в целенаправленном обучении и особой поддержке. Актуальность программы заключается в том, что обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировки детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Но необходимо учитывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Учебный план образовательной школы включает в себя часы коррекции личностной, коммуникативной и познавательной деятельности.
Тематический план программы направлен на коррекцию и развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных УУД, высших психических функций обучающихся. В данной программе используются упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных и личностных навыков, а также развитие моторики, памяти, внимания, саморегуляции. Обучающиеся с ОВЗ часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям. Для контроля результатов предлагается в начале и конце учебного года проводить психодиагностику.
Программа состоит из двух блоков для начальной и основной школы. Это обеспечивает преемственность при переходе с одного уровня на другой, способствует формированию готовности и успешной адаптации к новой социальной ситуации.
Главной целью программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ОВЗ, создания условий для оптимизации его психического и эмоционального развития.
Задачи программы:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- формирование эмоционально-волевой регуляции;
- создание условий для развития самопознания, саморегуляции и личности в целом;
- формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог;
- коррекция познавательной деятельности и высших психических функций;
- коррекция мотивации к учебной деятельности;
- отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Методы:
- методы социально-психологического тренинга;
- коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог, беседа;
- методы анализа конкретных ситуаций;
- имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга;
- метод «мозгового штурма».
Эти формы работы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми.
Структура программы
Программа состоит из двух основных блоков: для начальной школы и основной школы, которые включают в себя следующие разделы:
- Личность: раздел направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;
- Деятельность: осознание себя в системе учебной деятельности;
- Общение: осознание себя в системе отношений с другими людьми.
Планируемые результаты.
При освоении программы обучающиеся с ОВЗ:
- получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества;
- разовьют навыки эмоционально-чувственного восприятия;
- научатся приемам саморегуляции;
- разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки;
- получат опыт работы по достижению положительной учебной мотивации;
- изучат способы развития высших психических функций;
- получат навыки социальной адаптации.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
- традиционные обучающие приемы;
- ритуалы знакомства, представления, прощания;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- техники релаксации;
- психотехники самооценки и взаимооценки;
- упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
- экспрессивные техники (приемы самовыражения);
- развивающие — тренировочные упражнения;
- игра
Формы контроля.
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
- Текущий:
- рефлексия в ходе выполнения заданий.
- Итоговый:
- тестирование;
- практические задания;
- творческие работы обучающихся;
- самооценка и самоконтроль.
Форма коррекционно-развивающей работы: внеурочная.
Объем нагрузки: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20 минут.
Материально-техническое обеспечение:
- учебно-методический материал (методики для диагностики и для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям);
- мебель и оборудование (столы и стулья; шкаф для пособий и методик; рабочие места для детей, доска);
- технические средства обучения (ПК);
- набор материалов для детского творчества (цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, ножницы, скотч и т.д.).
План работы с обучающимися с ОВЗ.
№ п/п | Период | Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
1 | сентябрь, май. | Диагностика познавательной, эмоционально-волевой сферы личности. | 1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребенком. 2. Исследование познавательных процессов (память, внимание, мышление). 3.Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы, самооценки. 4. Общие выводы. 5.Психолого-педагогические рекомендации. | Сравнительный анализ изменения уровня развития изучаемых УУД. |
2 | октябрь-апрель | Коррекционно-развивающая деятельность. | Реализация программы «Движение к успеху». | При освоении программы обучающиеся с ОВЗ:
|
3 | октябрь-апрель | Консультативная деятельность. | Консультирование участников образовательного процесса по вопросам, касающимся реализации программы и сопровождению детей с ОВЗ по запросу. | Формирование у участников образовательного процесса потребности в психолого-педагогических знаниях и их использовании. |
4 | октябрь-апрель | Информационно-просветительская деятельность. | Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах реализации программы. | Повышение психологической грамотности и культуры участников образовательного процесса, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развитя детей с ОВЗ. |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 1 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Вводное занятие. Знакомство (ролевая игра с мягкой игрушкой Зайчик Ушастик; пальчиковая гимнастика, упражнение на внимание «Сделай так, если…») | 1 |
2. Мой портрет (рисунок «Автопортрет», ответы на вопросы, упражнение на воображение «Страна зайчиков», упражнение на развитие мышления «В каком доме живет зайчик?») | 1 | |||
3. Мое имя (рисунок «Визитная карточка», стихотворение «Мое имя», упражнение на развитие памяти: карточки «Волшебная пропажа») | 1 | |||
4. Мои чувства (схематические рисунки чувств, анализ рисунка, упражнение на развитие логики «Заполни пустую клеточку») | 1 | |||
5. Учимся менять свое настроение (рисунок «Художник Тюбик», «Мусорное ведро», упражнение на внимание «Нарисуй отражение» ) | 1 | |||
6. Я глазами других (рисунок «Каким меня видят другие люди», упражнение на развитие моторики «Нарисуй ежика двумя руками») | 1 | |||
7. Снимаю напряжение (упражнение «Что с тобой?», способы снятия напряжения, упражнение «Муха», упражнение «Свеча», пальчиковая гимнастика) | 1 | |||
8.Мой темперамент (работа с рисунками темперамента, задание «Раскрась картинку», задание «Выясни темперамент друга», развиваем логическое мышление) | 1 | |||
9.Мои черты характера (задание «Раскрась», задание «Черты характера», упражнение «Мои желания, развиваем мышление) | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Я умею управлять собой (упражнение-рассуждение «Кто такой дрессировщик», упражнение «Умею остановиться», упражнение «Будь внимательным!» | 1 |
2. Я умею выполнять требования взрослых (игра на развитие памяти «Действуй по инструкции», упражнение «Продолжи предложение» | 1 | |||
3. Мои обязанности в мире взрослых (задание «Кто Я», рисунок «Моя семья», развиваем моторику) | 1 | |||
4. Я умею преодолевать трудности (ролевая гимнастика на развитие моторики, упражнение-обсуждение «Как я умею справляться с трудностями», упражнение на внимание «Сумей понять», «Тихо») | 1 | |||
5. Я умею слушать других (ролевая гимнастика «Изобрази животное», упражнение-обсуждение «Слушать и слышать», рисунок по инструкции) | 1 | |||
6. Я умею учиться у ошибки (работа со сказкой «Чему может научить ошибка» - развиваем внимание и мышление) | 1 | |||
7. Я умею быть доброжелательным (упражнение «Найди хорошее в любом человеке», упражнение «Волшебные слова») | 1 | |||
8. Я умею договариваться (рисунок «Моя страна», работа со сказкой, упражнение по клеткам «Действуй по инструкции») | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Общение (упражнение «Интонация», игра «Иностранец», упражнение «Мимика», задания на внимание) | 1 |
2. Взаимоуважение (упражнение «Придумай имя животному», игра «Тише, Танечка, не плачь», игра «Узнай причину грусти», задание на развитие внимания «Что изменилось») | 1 | |||
3. Секреты общения (работа с загадками про пса и кота, работа с черно-белой иллюстрацией кота и пса, игра «Мимика и жесты», игра «Интонация», игра «Успокой кисоньку», игра «Вежливые слова», релаксация «Музыка леса», рисунок) | 1 | |||
4. Я слушаю (работа со сказкой «Путешествие собаки», развиваем мышление «Что больше?», упражнение «Эмоции зайки», игра «У оленя дом большой», упражнение «Чувства бельчат», «Помощь в беде», рисунок «Мой хороший поступок») | 1 | |||
5. Я умею слышать (работа со сказкой, упражнение «Кто умеет слышать», упражнение «Отрабатываем навыки») | 1 | |||
6. Настроение (упражнение «Состояние человека», игра «Изобрази маску», рисунок «Многоцветик настроения», релаксация «Звуки леса», развиваем слуховую память) | 1 | |||
7. Поступки и общение (задание «Расскажи о еже», упражнение «Внимание к окружающим людям», работа с рассказом «Так будет справедливее», разыгрывание ситуаций развиваем моторику «Еж двумя руками») | 1 | |||
8. Можно и не ссориться (обсуждение вопросов о ссорах и драках, упражнение «Разыгрываем ситуации», способы снятия напряжения) | 1 | |||
9. Я учусь решать конфликты (игра «Изобрази смелого и трусливого животного», работа со сказкой, упражнение «Этот конфликт?», упражнение «Придумай конфликт», тренируем внимание) | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 2 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Вводное занятие. Знакомство (путешествие во внутреннем мире с помощью сказочных героев, задание на развитие восприятия, мышления «Поиск девятого», задания н6а развитие памяти, воображения, внимания, восприятия, упражнение на релаксацию «Звуки леса») | 1 |
2. Мой портрет (рисунок «Автопортрет», упражнение «Какой Я?», работа с положительными качествами, незаконченные предложения, упражнение «Цыганка», работа со сказкой, рисунок по сюжету) | 1 | |||
3. Мое имя (игра «Имя превратилось», «Ласковое имя», рисунок «Планета моих увлечений и достижений»,упражнение на развитие памяти: карточки «Волшебная пропажа») | 1 | |||
4. Мои чувства (схематические рисунки чувств, игра «Азбука настроений», анализ рисунка, упражнение «Чувства- воспоминания», задание «Сочини рассказ», рисунок «Мое настроение») | 1 | |||
5. Учимся менять свое настроение (работа с отрицательными и положительными чувствами, упражнение «Поменяй мысли»,упражнение «Мусорное ведро», рисунок для изменения настроения «Подарок» ) | 1 | |||
6. Я глазами других (неоконченные предложения: мои родители (учителя, друзья) думают, что я…, упражнение на развитие моторики «Нарисуй паровозик двумя руками», развиваем логическое мышление «Раскрась фигуры») | 1 | |||
7. Снимаю напряжение (упражнение «Прогоняем страх», рассказ «Ночные страхи», рисунок «Мой страх – Победа над страхом» способы снятия напряжения, упражнение «Муха», упражнение «Сосулька», релаксация «Звуки моря») | 1 | |||
8.Мой темперамент (работа с рисунками темперамента, задание «Раскрась картинку», задание «Выясни темперамент друга», развиваем мышление) | 1 | |||
9.Мои черты характера (задание «Раскрась», задание «Черты характера», рисунок «Мои желания», упражнение-релаксация «Волшебная чаша», развиваем мышление) | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Я умею управлять собой (упражнение «Учимся говорить «нет!», рассказ «Когда трудно сказать «нет!», разыгрывание рассказа с разной интонацией, развиваем сообразительность) | 1 |
2. Я умею выполнять требования взрослых (создание рисунка по инструкции, запиши ответы на вопросы, графический диктант – напиши и продолжи) | 1 | |||
3. Мои обязанности в мире взрослых (задания «Моя семья», упражнение «Ладошка обязанностей по дому», задания на развитие логики «Засели жильцов», ответь на вопросы) | 1 | |||
4. Я умею преодолевать трудности (упражнение «Издай звук животного, если…», упражнение «Крылатые качели», задание «Копилка трудностей», рисунок «Трудные ситуации второклассника») | 1 | |||
5. Я умею слушать других (упражнение «Слушаем и рисуем», слушай и отвечай на вопросы «Что придумал Сережа?», упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме») | 1 | |||
6. Я умею учиться у ошибки (игра «Изобрази предмет», упражнение «Помоги Сереже», работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», рисунок по сюжету) | 1 | |||
7. Я умею быть доброжелательным (игра «Аналогии», «Шифровальщики», упражнение «Золотой ключик», упражнение «Чистое сердце», работа со сказкой про гусеницу, рисунок по сюжету сказки) | 1 | |||
8. Я умею договариваться (неоконченные предложения, упражнение «Интервью», упражнение «Я умею договариваться с…»; развиваем сообразительность) | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Общение (упражнение «Интонация», рассуждение на тему «общение», тест-игра, неоконченные предложения, развиваем сообразительность) | 1 |
2. Взаимоуважение (упражнение «Лишние слово», «Отгадай качество», «Мягкое сердце», беседа «Собираем добрые слова», «Скажи зайчику добрые слова», упражнение «Муха», развиваем внимание и наблюдательность «Найди на предмет на букву «М») | 1 | |||
3. Секреты общения (правила общения, правила приветствия, карточки с заданиями-ситуациями, развиваем воображение «Укрась слово») | 1 | |||
4. Я слушаю (упражнение «Прислушайся к себе», игра «Выполни движения», «Перескажи текст», «Слушай и отвечай на вопросы», упражнение-релаксация) | 1 | |||
5. Я умею слышать (игра Угадайка», неоконченные предложения, упражнение «Психологическая загадка», рисунок «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся», сказка «Туча», рисунок по сюжету сказки) | 1 | |||
6. Настроение (рисунок «Мое настроение», упражнение «Эмоции», игра «Угадай эмоцию», игра «Изобрази эмоцию», упражнение «Поставь балл эмоции») | 1 | |||
7. Поступки и общение (игра «А вам слабо?», игра «Мне нравится, что я…, что он…, упражнение «Самое, самое», методика «Моя вселенная моих поступков») | 1 | |||
8. Можно и не ссориться (неоконченные предложения, способы снятия эмоционального раздражения, отдых под музыку, рисунок образов после услышанной музыки) | 1 | |||
9. Я учусь решать конфликты (неоконченные предложения, сказка про дружбу, рисунок по сюжету, развиваем восприятие и наблюдательность «Сосчитай поскорее») | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 3 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Вводное занятие. Знакомство (путешествие по сказке, игра «Ассоциации», развитие мышления игра «Поиск девятого», развиваем внимание - лабиринт по типу «Муха, развиваем память и воображение) | 1 |
2. Мой портрет (игра «Интонация», рисунок «Я – третьеклассник», игра «Я соскучился по…», упражнение «Письмо о себе», игра «Ярмарка достоинств», задание «Что интересно третьекласснику?», рассуждение «Если бы не бело на свете школ?», релаксация «Вверх по радуге) | 1 | |||
3. Мое имя (упражнение «Имя и качества на буквы имени», упражнения «Мои мысли, желания, возможности», развиваем мышление) | 1 | |||
4. Мои чувства (упражнение «Интонация», рассуждение «Мои чувства вчера и сегодня», упражнение «Какое чувство ты испытываешь?», рисунок-ассоциация – грусть, спокойствие, радость, упражнение «Выбери персонажей и сочини сказку») | 1 | |||
5. Учимся менять свое настроение (домашние занятия с помощью мимики и жестов», работа со сказкой «Цветик-семицветик», упражнение «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна», развиваем быстроту реакции) | 1 | |||
6. Я глазами других (неоконченные предложения: «родители считают, что я в школе…; учитель считает, что я дома…», упражнение «Мама выбирает для меня качества», задание на сообразительность) | 1 | |||
7. Снимаю напряжение (упражнение «Черная рука – белая рука», «Разозлись – одумались», закончи предложение про гнев, работа со сказками «Гнев дружит со страхами», «Гнев дружит с обидой», способы снятия напряжения, упражнение «Муха», упражнение «злость на бумагу», релаксация «Звуки природы») | 1 | |||
8.Мой темперамент (работа со сказочными героями по вопросу темперамент, развиваем наблюдательность, развиваем моторику – рисунок двумя руками) | 1 | |||
9.Мои черты характера (работа со сказочными героями по вопросу характер и способности, рисуем двумя руками, отвечаем быстро на вопросы, продолжи фразу, сочини сказку) | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Я умею управлять собой (игра «родитель, учитель, уче6ник», упражнение «Мешок хороших качеств», упражнение «Существо по имени лень», работа со сказкой «О ленивой звездочке», пальчиковая гимнастика, рисунок по сюжету сказки) | 1 |
2. Я умею выполнять требования взрослых (создание рисунка по инструкции, запиши ответы на вопросы – явления погоды, графический диктант – напиши и продолжи, релаксация «Звуки леса») | 1 | |||
3. Мои обязанности в мире взрослых (схема-рисунок «Мои обязанности дома», «Мой режим дня», задание «Сегодня, вчера и завтра», развиваем воображение «Я в будущем») | 1 | |||
4. Я умею преодолевать трудности (игра «Какой я молодец…, упражнение «Мои трудности», упражнение «Способы преодоления трудностей», развиваем внимание «Муха», развиваем логическое мышление «Продолжи числовой ряд») | 1 | |||
5. Я умею слушать других (упражнение «Слушаем и двигаемся», упражнение «Слушаем и отвечаем», упражнение «Слушаем и определяем», релаксация «Происхождение камушка») | 1 | |||
6. Я умею учиться у ошибки (методика «Исправь ошибки», развитие слухового внимания «Найди ошибки», неоконченные предложения, игра «Школа на планете «Наоборот») | 1 | |||
7. Я умею быть доброжелательным (упражнение «Добро желать», притча о змее, пальчиковая гимнастика, рисунок к притче, игра «Тух-тиби-бух», упражнение «Смена настроения», способы снятия агрессии) | 1 | |||
8. Я умею договариваться (игра «Чувство и мимика», игра «Собери картинку», упражнение «Я умею договариваться», работа со сказкой «Чтобы тебя любили», пальчиковая гимнастика, рисунок по сюжету сказки) | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Общение (упражнение «Интонация», рассуждение на тему «общение с помощью…», игра «Изобрази без слов», релаксационное упражнение и направленное воображение) | 1 |
2. Взаимоуважение (упражнение «Предложи свою помощь», упражнение «Направленное воображение», пальчиковая гимнастика, рисование историй) | 1 | |||
3. Секреты общения (правила общения, качества дружбы, упражнение «Волшебство слов», игра «Приветствие без слов», разбор ситуаций, пальчиковая гимнастика, рисунок «Мой друг») | 1 | |||
4. Я слушаю (игра «Если да, то…», продолжи фразу «Я слушаю тогда, когда…», упражнение «Слушай и перескажи», «Слушай и повтори», графический диктант) | 1 | |||
5. Я умею слышать (упражнение «Слушать и слышать», тест «Умеете ли вы слушать», игра «Испорченный телефон», игра «Пойми меня», развиваем наблюдательность) | 1 | |||
6. Настроение (упражнение «Настроение вчера, сегодня, завтра», сочиняем сказку «Цветок радости», развиваем быстроту реакции) | 1 | |||
7. Поступки и общение (игра «Пойми меня», работа с пословицами, развиваем воображение «Сочини сказку») | 1 | |||
8. Можно и не ссориться (упражнение «Чувства-ассоциации, игра «Изобрази ситуацию», рассуждение «Чувства во время ссоры и драки», неоконченные предложения, история про одного мальчика, пальчиковая гимнастика, рисунок по сюжету) | 1 | |||
9. Я учусь решать конфликты (игра «Обрадовался встрече», упражнение «Спасибо тебе за…», задание «Кто лишний», упражнение «Что такое сотрудничество», работа со сказкой, пальчиковая гимнастика, рисунок к сюжету сказки) | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 4 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Вводное занятие. Знакомство (путешествие по сказке, рисунок на воображение, развиваем мышление, игра «Аукцион», упражнение «Ассоциации», развиваем восприятие, ориентирование, внимание) | 1 |
2. Мой портрет (игра «Летом», упражнение «Опиши себя», упражнения «Мои изменения», упражнение «Позитивные и негативные изменения», работа со сказкой «Митькина жизнь», рисунок по сюжету сказки) | 1 | |||
3. Мое имя (игра «Роли», упражнение «Мои качества в имени», арттерапевтическое упражнение «Что в имени моем» - рисунок имени, работа со сказками) | 1 | |||
4. Мои чувства (игра «Изобрази эмоцию», игра «Сумка», упражнение «Случай из детства», развиваем внимание, релаксация «Звуки природы») | 1 | |||
5. Учимся менять свое настроение (задание «Я обижаюсь, когда…», разыгрывание ситуаций, рисунок «Обида», развиваем наблюдательность) | 1 | |||
6. Я глазами других (неоконченные предложения «Мои друзья думают, что я…, игра «Что звучит обидно?, упражнение «Я-сообщение», упражнение «Тайная радость и общая радость», коллаж «Радость глазами других» ) | 1 | |||
7. Снимаю напряжение (пальчиковая гимнастика, упражнение «Письмо обидчику», упражнение «Расслабление-напряжение», релаксация «Звуки леса», рисунок) | 1 | |||
8.Мой темперамент (упражнение «Мел, Сан, Флег, Хол», рисунок «Мел, Сан, Флег, Хол в школе», развиваем зрительную память) | 1 | |||
9.Мои черты характера (упражнение «Положительный и отрицательный характер», игра «Оценивание характеров», упражнение «Черты характера», упражнение «Детские качества», игра «Три заветных желания», рисунок «Я в будущем») | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Я умею управлять собой (игра «Мои способности и мои интересы», упражнение «Мой любимый герой», упражнение «Выбор пути», рисунок «Мои способности в будущем», развиваем наблюдательность) | 1 |
2. Я умею выполнять требования взрослых (создание рисунка по инструкции, развиваем послепроизвольное внимание «Быстро ответь на вопросы», придумай сказку, задание «Исключи лишнее») | 1 | |||
3. Мои обязанности в мире взрослых (игра «Не выходя из комнаты», игра «Радиопередача», схема-рисунок «Мои обязанности дома», «Мой режим дня», упражнение «Чужие рассказы», развиваем слуховую память ) | 1 | |||
4. Я умею преодолевать трудности (упражнение «Маленькая страна», упражнение «Избавление от вредных привычек», работа с поговоркой, релаксация «Вверх по радуге») | 1 | |||
5. Я умею слушать других (упражнение «Слушай и отвечай на вопросы», упражнение «Слушай и перескажи», упражнение «Слушай и повтори», релаксация «Звуки природы») | 1 | |||
6. Я умею учиться у ошибки (методика «Исправь ошибки», развитие слухового внимания «Найди ошибки», развиваем моторику «Рисование вслепую») | 1 | |||
7. Я умею быть доброжелательным (упражнение «Скажи комплимент», составляем «Словарики комплиментов», задание Лесть и комплимент», обсуждение пословицы, рисунок «Комплимент») | 1 | |||
8. Я умею договариваться (упражнение «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание», упражнение «Что нужно делать», развиваем быстроту реакции и внимание) | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Общение (упражнение «Обмен информацией разными способами», задание на развитие воображения, задание на развитие языкового общения, упражнение «общение жестами», гимнастика, упражнения «Значение жестов», «Общение и мимика») | 1 |
2. Взаимоуважение (работа со стихотворением «Удивительная история», работа по карточке «Зайка в лабиринте», игра «Мячик ласковых слов», развиваем воображение, внимание) | 1 | |||
3. Секреты общения (вспоминаем правила общения, упражнения «Мои качества дружбы», продолжи предложение «Я люблю общаться с…», Мое лучшее качество…», развиваем быстроту реакции и внимание) | 1 | |||
4. Я слушаю (игра «Если да, то…», упражнения «Слушай и отвечай», «Слушаю и выполняю», «Слушаю и рисую») | 1 | |||
5. Я умею слышать (упражнения «Не разбуди», «Интерес к внутреннему миру», «Иголки», работа со сказкой «Парковая роза», рисунок по сюжету сказки) | 1 | |||
6. Настроение (упражнения «Отгадай загадку», «Инсценирование», игра «Мячик ласковых слов», развиваем мышление, развиваем внимание «Лабиринт», релаксация «Отдых под музыку») | 1 | |||
7. Поступки и общение (игра «Кто это?», упражнения «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба», работа со сказкой «Жила-была девочка», рисунок по сюжету сказки) | 1 | |||
8. Можно и не ссориться (работа с высказыванием, разыграть ситуацию, упражнение «Компромисс и сотрудничество», продолжи предложение «Я обижаюсь, когда…», рисуем обиду) | 1 | |||
9. Я учусь решать конфликты (игра «Вежливые слова», разбираем ситуации, обсуждение рассказа «Синие листья», проигрывание ситуаций, рисунок «Цветопись настроения», упражнение «Регулирование состояния») | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 5 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Знакомство (упражнения «Снежный ком» на развитие аудиальной памяти, «Кто Я?», «Визитная карточка», игра на внимание «Муха») | 1 |
2. Мой портрет (упражнения «Что я люблю делать?», анкета «Проверь себя», игра на внимание «Передай ритм») | 1 | |||
3. Мое имя (упражнения «Назови свое имя», «Рисунок ассоциация с именем») | 1 | |||
4. Картина моей личности (упражнения «Немного о себе», «Ищем секрет», игра на развитие мышление «Совместить несовместимое») | 1 | |||
5. Легко ли быть учеником? (упражнения «Идеальный ученик», «Незнайка», работа с рассказом «Вельветовый кролик», упражнение на развитие моторики «От топота копыт») | 1 | |||
6. Мои чувства (упражнения «Чего я боюсь?», «Рисуем слово», «Самое хорошее и самое плохое», развиваем мышление «Час редактора») | 1 | |||
7. Я нужен (упражнения «Что нужно школьнику?», «Кто нужен школьнику?», работа со сказкой, развиваем внимание и мышление «Телеграмма») | 1 | |||
8. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (упражнения «Портрет», «В чем проблема?», работа со сказкой, развиваем мышление «Угадай слово») | 1 | |||
9. Источники уверенности в себе (упражнения «Эпиграф», «Копилка источников уверенности», «Мои ресурсы», работа с рассказом) | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Развиваем уверенность (анкета на самоанализ, упражнения «Круг уверенности», развиваем мышление «Противоположные слова») | 1 |
2. Учимся слушать (упражнение «Идеальный учитель», «Слушаем внимательно», «Интервью с учителем») | 1 | |||
3. Стресс и способы его преодоления 1 (упражнения «Солнце и планеты», «Проявление стресса», «Ситуации, в которых я испытываю стресс», развиваем внимание и мышление «Зашифрованный рисунок») | 1 | |||
4. Стресс и способы его преодоления 2 (упражнение «Глубокое дыхание», релаксация, развиваем воображение «Воображаемое проигрывание») | 1 | |||
5. Стресс и способы его преодоления 3 (упражнения «Насос и мяч», «Эмоции – подспорье или помеха», мозговой штурм «Неконструктивное мышление») | 1 | |||
6. Преодоление стрессов межличностного характера (упражнения «Апельсин», «Мои стрессы», развиваем воображение «Волшебный карандаш») | 1 | |||
7. Развиваем трудолюбие (упражнения «Сочиняем сказку про лень и трудолюбие», «Главный инструмент», развиваем воображение «Чудеса техники») | 1 | |||
8. Развиваем мотивацию (упражнения «Рисунок наши достижения», «Необходимые предметы», развиваем волю и саморегуляции «Термометр») | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Расширение круга близких людей (упражнения «Комплименты», «Тростинка на ветру», «Установление контакта») | 1 |
2. Я и другие (упражнения «Умение вести разговор», «Таможенники и контрабандисты») | 1 | |||
3. Активное слушание 1 (упражнения «Дискуссия», «Испорченный телефон», развиваем внимание и мышление «Зашифрованный рисунок») | 1 | |||
4. Активное слушание 2 (упражнения «Эхо», «Разобраться в проблеме», «Я вас слушаю») | 1 | |||
5. Что такое конфликт? Конфликт в школе, дома, на улице (упражнения «Эпиграф», «Стиль входа в конфликт», рисунок моего стиля, «Конфликт – это хорошо или плохо?») | 1 | |||
6. Способы поведения в конфликте (упражнения «Основные стили поведения в конфликте», «Конфликтные ситуации», работа со сказкой) | 1 | |||
7. Конструктивное разрешение конфликтов (упражнения «Как выиграть обоим участникам конфликта», «Разыграем конфликт», «Как оставаться спокойным», работа со сказкой) | 1 | |||
8. Конфликт как возможность развития (упражнения «Станем американцами», «Конфликт как возможность», «Попробуем договориться», работа со сказкой) | 1 | |||
9. Готовность к разрешению конфликта (упражнения «В чем выгода», «В стране вещей», работа со сказкой) | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 6 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Я повзрослел (работа со сказкой «Лабиринт души», упражнение продолжи предложение «Я повзрослел…», рисунок «Символ моего Я», развиваем внимание и мышление «Спрячь лягушку») | 1 |
2. Агрессия и развитие (упражнение «Золотые мысли», упражнения на развитие воображения и мышления «Ассоциации», работа со сказкой) | 1 | |||
3. Как звучит агрессия? (упражнения «Покажи агрессию», «Кто из них агрессивный?», «Отбросить старое, чтобы измениться», работа со сказкой «Время») | 1 | |||
4. Как выглядит агрессивный человек (упражнения «Агрессивный…продавец», «Как поступить конструктивно?», упражнение на развитие вербального мышления «Исключи лишнее») | 1 | |||
5. Конструктивное реагирование на агрессию (упражнения «Свет мой зеркальце», «Трудно», «Если я сильный», работа с притчей, упражнение на развитие вербального интеллекта «Противоположное слово») | 1 | |||
6. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми (упражнения «Эпиграф занятия», «Чем недовольны родители?», «Чем недовольны подростки?») | 1 | |||
7. Чувства бывают разные (упражнения «Изобрази чувство», «Страшный персонаж», работа со сказкой) | 1 | |||
8. Я мечтаю (упражнения «Я невидимка», «Закончи предложение», «Зачем люди мечтают?», работа со сказкой) | 1 | |||
9. Я – это мои цели (упражнения «Превратись в животное», «Заветное желание», работа со сказкой) | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Ставим цели (упражнения «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?», «Инь и Ян», «Ставим цели») | 1 |
2. Что я делаю с моей жизнью (упражнение «Фамильный герб», развиваем внимание «Настройся на мою волну») | 1 | |||
3. Я и мой мир вокруг меня (рисунок «Мой мир», упражнение «Рефлексия», развиваем воображение «Лабиринт») | 1 | |||
4. Развиваем трудолюбие (упражнения «Самые трудолюбивые», «Работа для других», работа со сказкой «Кто помог человеку?») | 1 | |||
5. Учимся распределять время (упражнение «Круг нашей жизни», тренируем память и внимание «Информация в газете») | 1 | |||
6. Учимся слушать собеседника (упражнения «Прояснение», «Используем уточняющие вопросы», развиваем внимание «Графический диктант») | 1 | |||
7. Учимся слышать собеседника» (упражнения «Подтверждение», «Разрядка», развиваем мышление «Угадай слово») | 1 | |||
8. Мы начинаем меняться (упражнения «Какого человека можно назвать…», «Мои важные изменения», работа со сказкой) | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Я и мои друзья (упражнения «Самое длинное», «Красивые поступки», работа со сказкой, развиваем невербальный интеллект «Прогулка с компасом») | 1 |
2. У меня есть друг 1 (упражнения «Самое короткое», «Загадай друга», «Есть ли человек…») | 1 | |||
3. У меня есть друг 2 (упражнение «Качества моего друга», работа со сказкой, развиваем саморегуляцию «Телепатия») | 1 | |||
4. Я и мои «колючки 1» (упражнения «Из пяти слов», «Кто сколько запомнит», «Покажи ситуацию») | 1 | |||
5. Я и мои «колючки 2» (упражнения «Мои колючки». «Мои магнитики», работа со сказкой) | 1 | |||
6. Что такое одиночество 1? (упражнения «Запиши наоборот», «Закончи предложение», «Одиночество в классе») | 1 | |||
7. Что такое одиночество 2? (упражнения «Если я окажусь одиноким», «Кого я сделал одиноким?», работа со сказкой) | 1 | |||
8. Я не одинок в этом мире (упражнение «Какого человека можно назвать…», 2Кчества человека и одиночества», работа со сказкой) | 1 | |||
9. Конфликт или взаимодействие (упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации», «Конфликтные реакции») | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 7 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Почему нам нужно изучать чувства? (упражнения «Что чувствовала Вика?», «Чьи глаза?», «Коллективный рисунок») | 1 |
2. Основные законы психологии эмоций (упражнения «Какое слово мне подходит?», «Законы и эмоции», работа со сказкой «Чертежик») | 1 | |||
3. Запреты на чувства 1 (упражнения «Комплексы», «Составь комплекс», «Ты прав и ты прав», «Что я себе запрещаю») | 1 | |||
4. Запреты на чувства 2 (упражнения «Куда уходят чувства?», «Калейдоскоп чувств», «Педсовет») | 1 | |||
5. Эффект обратного действия (упражнения «Учены, поэт, балерина, сказочник», «Что чувствует человек, если…», «Как помочь человеку») | 1 | |||
6. Передача чувств по наследству (упражнения «Каждый смотрит по своему», развиваем мышление «В чем отличие?», «Могут ли чувства передаваться по наследству?», работа с рассказом) | 1 | |||
7. Психогигиена эмоциональной жизни (упражнения «Задумай чувство», «И это грустно, и это весело», «Какое чувство повышает…», «Необходимость контакта с чувствами», работа со сказкой «Портфельчик») | 1 | |||
8. Что такое ценности? (упражнения «Список ценностей», «Я в будущем», работа со сказкой) | 1 | |||
9. Ценности и жизненный путь человека (упражнения «Ценности и выбор профессии», «Определи ценности», «Переоценка ценностей», работа со сказкой) | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Социальное восприятие (упражнения «Что чувствует человек, если он сделал…», «Понимать окружающих», «Покажи состояние жестом») | 1 |
2. Учимся понимать жесты и позы (упражнение «Узнай чувства», «Как мы друг друга понимаем», работа с притчей) | 1 | |||
3. Жесты (упражнения на развитие мышления «Найди лишнее слово», игра «Вспомни жесты», работа с притчей, «Живое зеркало», «Фотография на память») | 1 | |||
4. Невербальные признаки обмана (упражнения на мышление и логику «Найди закономерность», «Определи причину», «О чем говорят жесты», «Искренний комплимент») | 1 | |||
5. Понимание причин поведения людей (упражнение на мышление «Найди объединяющее слово», «Почему надо понимать других», «Как сказать о причинах поведения, чтобы нас поняли?») | 1 | |||
6. Впечатление, которое мы производим (упражнения «Как произвести первое впечатление?», «Я меняю школу», «Я устраиваюсь на работу») | 1 | |||
7. Из чего складывается впечатление о человеке? (упражнения «Что нужно делать?», «Что мы помним о человеке?», работа с текстом, «Новый учитель») | 1 | |||
8. Способы понимания социальной информации (упражнения на мышление «Найти аналогии», «Какая информация легче запоминается?», «Рекламные агенты», «Шпионы») | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Привлекательность человека (упражнения «Найти синоним на мышление», «Какая привлекательность важнее?», «Звезда привлекательности», «Волшебное превращение») | 1 |
2. Взаимность (упражнения на развитие мышления «Продолжи ряд», «Найди слово», «Легко проявлять симпатию?», «Передай взглядом», «Самый лучший комплимент») | 1 | |||
3. Дружба. Четыре модели общения (упражнение на мышление «Найди лишнее слово», «Твое мнение», «Три качества», «Живые руки») | 1 | |||
4. Романтические отношения (упражнение на развитие мышления «Продолжи ряд», упражнение «Как поступить?», «Чья фраза лучше?») | 1 | |||
5. Любовь (упражнение на развитие мышления «Какие слова подходят?», упражнения «Как я понимаю любовь?», работа с рассказом) | 1 | |||
6. Развитие идентичности (упражнения «Может ли быть так?», «Проведи диагностику», «Кто более оригинален?») | 1 | |||
7. Переживание любви (упражнения «Может ли быть так?», «Я философ», «Подарок») | 1 | |||
8. Что помогает и мешает любви? (упражнение на развитие мышления «Какие слова подходят?», решение психологических задач) | 1 | |||
9. Открытое выражение чувств (мозговой штурм «Способы выражения чувств» упражнение «Разыгрываем ситуации» ) | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 8 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Я-концепция (упражнения «Найди чувства», «Умственный мусор», «Корзинка для мусора») | 1 |
2.Самоуважение (упражнения «Найди чувства», развиваем мышление «Лишнее слово», «Повысь самооценку») | 1 | |||
3. Самоконтроль (упражнения «Реши задачу», «Письмо н6а руке», развиваем мышление «Найди слово», «Секрет учителя») | 1 | |||
4. Самоэффективность (упражнения «Установи аналогию» на развитие мышления, «Повышение самоэффективности», «Умственный мусор») | 1 | |||
5. Пол как ключевой аспект «Я» (упражнения «Если я…», «Найди слово» на развитие мышления, «Отвечаем на вопросы», «Превращаемся в цифры») | 1 | |||
6. Влияние эмоций на подсознание (упражнения «Найди аналогию» на развитие мышления, «Какая информация лучше запоминается», «Сердитое лицо», «Мы все похожи») | 1 | |||
7. Счастье – это, когда тебя понимают (упражнения «Дискуссия», игра «Сыщики», психогимнастика «Признаки разделения») | 1 | |||
8. Мои эмоции 1 (упражнения «На что похоже мое настроение», «Называем чувство», «Словарь эмоций») | 1 | |||
9. Мои эмоции 2 (упражнения «Фантом», «Звук-чувства», «Линии») | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Мотив и его функции (упражнения «Борьба мотивов», «Убери слог» на развитие мышления, «Какие бывают мотивы?») | 1 |
2. Привычки, интересы, мечты (упражнение «Найди слово» на развитие мышления, «Что побуждает действовать?», «Мои привычки и интересы», «Мечта», «Когда мечта мешает, когда помогает?») | 1 | |||
3. Самоидентификация (игра «Лотерея», развиваем логическое мышление «Фараон и боги») | 1 | |||
4. Социальные роли 1 (упражнения «Роли», «Отгадай профессию») | 1 | |||
5. Социальные роли 2 (упражнение «Роль-атрибут», «Маски», «Организация») | 1 | |||
6. Социальные навыки 1 (упражнения «Начало беседы», «Принятие критики») | 1 | |||
7. Социальные навыки 2 (упражнения «Как сказать «нет»?», «Просьба о помощи») | 1 | |||
8. Социальные навыки 3 (упражнения «Ведение переговоров», «Отстаивание своего мнения») | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Установление контакта 1 (упражнения «Автобус», «Найди пару», «Невербальный контакт») | 1 |
2. Установление контакта 2 (упражнения «Испуганный ежик», «Умение вести разговор») | 1 | |||
3. Описание поведения (упражнение «Говорю, что вижу», «Вижу разницу», «Вечные темы») | 1 | |||
4. Коммуникация чувств (упражнение «Спустить пар», «Описание чувств») | 1 | |||
5. Эмпатия (упражнение «Вообрази» на развитие воображения, «Как все», «Ассоциации») | 1 | |||
6. Активное слушание (упражнения «Приемы активного слушания», «Эхо») | 1 | |||
7. Аргументация своей точки зрения (упражнения «Разные ответы», «Нападающий и защищающийся») | 1 | |||
8. Навыки принятия решения (упражнение «Землятресение») | 1 | |||
9. Невербальное принятие группового решения (упражнения «Счет», «Переключатели» на развитие внимания, «Счетная машинка») | 1 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе «Движение к успеху» в 9 классе
№ | Разделы | Кол-во часов | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Личность | 9 | 1. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель 1 (работа с притчей, упражнение на развитие мышления «Антонимы», «Мы бываем разные») | 1 |
2. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель 2 (упражнения «Определи состояние», «Что вызывает непонимание», «Как ответить правильно?») | 1 | |||
3. Внутренний Ребенок: какой он? 1 (упражнение «Какое слово зашифровано?», работа с притчей, развиваем мышление «Синонимы») | 1 | |||
4. Внутренний Ребенок: какой он? 2 (упражнения «Работа с текстом», «Рисунок ассоциаций») | 1 | |||
5. Внутренний Ребенок бывает разный: естественный и приспособившийся 1 (упражнения «Найти ключевое слово» на развитие мышления, работа с притчей, «Ответь из разных состояний») | 1 | |||
6. Внутренний Ребенок бывает разный: естественный и приспособившийся 2 (упражнения «Такой разный внутренний Ребенок», «Кому какой ребенок нужен?», «В чем причина») | 1 | |||
7. Внутренний Родитель может быть разным 1 (упражнения «Придумай предложение», «Найди общее» на развитие мышления, «Состояние Родителя») | 1 | |||
8. Внутренний Родитель может быть разным 2 (упражнения «Кто находится в состоянии Родителя», «Какой бывает Родитель?», «Родитель учится у родителей», «Надо – не стоит») | 1 | |||
9. Внутренний Взрослый: истинный и мнимый (упражнения «Найди закономерность» на развитие мышления, «Состояние Взрослого», «Найди выход», «Я – психолог») | 1 | |||
2 | Деятельность | 8 | 1. Мотивация помощи и альтруистического поведения 1 (упражнения «Найди слово» на развитие мышления, «Почему люди помогают друг другу», «Кто может стать альтруистом?») | 1 |
2. Мотивация помощи и альтруистического поведения 2 (упражнения «Положи в одну корзинку», «Педагог – альтруист», «Альтруизм», рисунок класса) | 1 | |||
3. Развиваем социальные навыки (упражнения «Преодоление обвинений», «Выражение благодарности») | 1 | |||
4. Преодоление трудных ситуаций (упражнения «Способы преодоления стресса», «Мозговой штурм», «Глубокое дыхание») | 1 | |||
5. Способы преодоления стресса (упражнения «Релаксация», «Насос и мяч», рисуем образы) | 1 | |||
6. Преодоление стресса межличностного характера (упражнения «Апельсин», дискуссия «Анализ ситуаций») | 1 | |||
7. Быть или не быть уверенным в себе?» (упражнения «Аист и лягушки», «Без прикрас», «Я веду себя уверенно в ситуациях…, а многие ведут себя не уверенно») | 1 | |||
8. Умение принимать критику (упражнения «Критика», «Водопад», дискуссия) | 1 | |||
3 | Общение | 9 | 1. Учусь отстаивать собственное мнение (упражнения «Понимание», «Дискуссия», «Просьба – отказ», «Картина») | 1 |
2. Честное воздействие и манипуляция (упражнения «Манипуляция», работа с текстом) | 1 | |||
3. Правила защиты своих интересов (упражнения «Обсуждение правил», «Иерархия интересов») | 1 | |||
4. Учимся общаться 1 (упражнения «На страже», «Немой и парализованный») | 1 | |||
5. Учимся общаться 2 (упражнения «Понимаем с первого слова», «Мне интересно с тобой», «Что с тобой происходит?») | 1 | |||
6. Что такое дружба? (упражнения «Незаконченные предложения», «Дискуссия», «Правила дружбы») | 1 | |||
7. Механизмы межличностного восприятия 1 (упражнения «Ошибки превосходства», «Ошибки привлекательности», «Эффект ореола») | 1 | |||
8. Механизмы межличностного восприятия 2 (упражнения «Роль первого впечатления», «Фактор отношения к нам», «Установка») | 1 | |||
9. Барьеры в общении (упражнения «Мозговой штурм», «Как можно преодолеть барьер?») | 1 |
Список литературы
- Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". - М: ГЕНЕЗИС, 2003.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» - М.: «Ось», 2000.
- Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000.
- Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).
- Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". - М.: Цитадель, 1999.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Вершинина О.А. «В помощи школьному психологу. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками», Волгоград: «Учитель, 2008.
- Григорьева Т.Г. «Основы конструктивн6ого общения». – М.: 1997.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Карандашев В.Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника. Программа, занятия, дидактические материалы». – Волгоград: «Учитель», 2010.
- Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998
- Коротаева Е.В. «Хочу, могу, умею». – М.: КСП, 1997.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕТР, 2009
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". - Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997.
- Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы – Волгоград: «Учитель», 2008.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология для старшеклассников». Часть 1, часть 2 – М.: Владос, 2002.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕТР, 2002.
- Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
- Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000.
- Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы». – М.; Айрис-пресс, 2004.
- Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие» - М.; Айрис-пресс, 2004.
- Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: «Академия развития», 2004.
- Трошихина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей». – С-Пб: Речь, 2001.
- Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я» в трех частях (1-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы). М: Генезис, 2014, 2008, 2007.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001.
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990.
- Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М: Новая школа, 1993.
- Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести…». – М.: Аркти, 2007.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.ph
- Газета "Школьный психолог
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Критерии и методы оценки УУД
в начальной и основной школе
МБОУ Школы №50 г.о. Самара.
Методики | УУД | Критерии оценивания | Сроки проведения | Классы |
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) | Личностные УУД: самоопределение | внутренняя позиция школьника | сентябрь, май | 1 кл. 2 кл. |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена - исследование способностей воспринимать абстрактные формы | Познавательные УУД | Анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; сравнение; аналогия | сентябрь, май | 1 – 4 кл. 5-9 кл. |
«Зрительно–моторный гештальт-тест» Л. Бендер - выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций | Регулятивные УУД: Принятие задачи Планирование Контроль и волевая саморегуляция Коррекция Оценка | Умение принимать задачу, сохранять и выполнять с интересом. Осуществление постоянного планирования. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; умение адекватно реагировать на ситуацию успеха и неудачи | сентябрь, май | 1 – 2 кл. |
Тест Тулуз-Пьерона - исследование особенностей внимания, работоспособности | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция скорость Точность | Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа). Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность). | сентябрь, май | 1 – 4 кл. 5 - 9 кл. |
Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) | Регулятивные УУД: Контроль и волевая саморегуляция | Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания | сентябрь, май | 2 - 4 кл. |
Методика самооценки «Дерево» (Дж. и Д. Лампен, модиф. Л.П. Пономаренко) | Личностные УУД: Развитие Я-концепции и самооценки личности | Наличие адекватной самооценки и уровня притязаний, и принятие себя как личности. | сентябрь, май | 1 - 4 кл. |
Определение эмоционального уровня самооценки (1, 4, 6 субтест) (А.В. Захарова); | Личностные УУД: Развитие Я-концепции и самооценки личности | Осознание собственной ценности; склонность к эгоцентризму | сентябрь, май | 1 - 2 кл. |
Задание «Рукавички», «Раскраска», «Совместное рисование» (Г.А. Цукерман) | Коммуникативные УУД: коммуникация как кооперация | Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий | сентябрь, май | 1 – 4 кл. |
Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн. | Личностные УУД: самооценка | Наличие адекватной самооценки и притязаний | сентябрь, май | 3 - 4 кл. 5 – 9 кл. |
Школьный тест умственного развития (ШТУР) | Познавательные УУД Логические УУД Общеучебные УУД Волевая саморегуляция Скорость Точность | Анализ объектов; построение логической цепи рассуждения; установление сходств и различий; выявление закономерностей построения рядов данных; выбор оснований и подбор критериев для сравнения, сериации, классификаций объектов. Структурирование знаний; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа) Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности | сентябрь, май | 8 – 9 кл. |
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной. | Познавательные УУД Логические УУД Общеучебные УУД Волевая саморегуляция Скорость Точность | Анализ объектов; построение логической цепи рассуждения; установление сходств и различий; выявление закономерностей построения рядов данных; выбор оснований и подбор критериев для сравнения, сериации, классификаций объектов. Структурирование знаний; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа) Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность). | сентябрь, май | 3 - 4 кл. 5 – 7 кл. |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч.Д. Спилбергер) | Личностные УУД: Мотивация учебной деятельности | Сформированность мотивации учения и эмоционального отношения к учению; уровень развития познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности | сентябрь, май | 3 - 4 кл. 5 – 9 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (алгебра и начала математического анализа)" в 10-11 классах
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...
Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-...
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа По предмету «Технология» (Устройство и техническое обслуживание тракторов) (Основы законодательства в сфере дорожного движения)
Рабочая программа По предмету «Технология» (Устройство и техническое обслуживание тракторов) (Осно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Музыка» для 7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Адаптированная рабочая программа по музыке составлена на основе нормативно - правовых документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российс...