Тайм-менеджмент как элемент развития регулятивных УУД старших подростков
методическая разработка по психологии (8 класс)
Тайм-менеджмент – это управление своим временем, его планирование, распределение. Способность к оптимальному распределению времени, отводимому на различные задачи развивается у человека приблизительно в подростковом возрасте и включает такие умения как целеполагание, планирование и контроль достижения цели. Таким образом мы видим, что развитие способности к тайм-менеджменту одновременно развивает у подростка и регулятивные УУД, т.к. составные компоненты этих двух понятий во многом одни и те же.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal.docx | 15.63 КБ |
taym-menedzhment_kak_element_razvitiya_regulyativnyh_uud_starshih.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Тайм-менеджмент – это управление своим временем, его планирование, распределение. Способность к оптимальному распределению времени, отводимому на различные задачи развивается у человека приблизительно в подростковом возрасте и включает такие умения как целеполагание, планирование и контроль достижения цели. Таким образом мы видим, что развитие способности к тайм-менеджменту одновременно развивает у подростка и регулятивные УУД, т.к. составные компоненты этих двух понятий во многом одни и те же.
Цель занятия: обучение игровым приемам анализа планирования времени для решения задачи с учетом возможных препятствий.
С помощью игры подростки исследуют свое собственное чувство времени, учатся планировать. Известно, что чувство времени и управление временем связано с восприятием пространства, собственного тела. Восприятие времени также связывается и процессами становления идентичности, чрезвычайно актуальными для подросткового возраста. Все сказанное делает выбор темы мастер-класса актуальной как для подростка, так и для психологического сопровождения образовательного процесса.
Кроме того, быстро меняющиеся обстоятельства игры позволяют развивать метакомпетенции, а именно адаптивность, комбинированное мышление (решение проблем+создание возможностей), управление концентрацией и вниманием, отчасти эмоциональный интеллект.
Методы: матрица Эйзенхауэра, которая позволяет упорядочить необходимые задачи по важности и срочности.
Разработана авторская игра «Прибыть вовремя», которая позволяет смоделировать некоторые жизненные ситуации с использованием игровой технологии и приема метафоры.
Ход занятия
- Приветствие, представление темы занятия
- Обсуждение «Что такое тайм-менеджмент?» Чем помет быть полезен тайм-менеджмент? Планируют ли ученики свое время?
- Знакомство с матрицей Эйзенхауэра.
До начала и после игры участники заполняют матрицу Эйзенхауэра и имеют возможность сравнить и более рационально распределить свои дела на каком-то временном отрезке дня или недели.
С помощью матриц Эйзенхауэра ученики наглядно видят свои дела. А после игры могут изменить приоритетность и срочность некоторых дел, тем самым снизить нагрузку, подобрать более комфортное время.
- Игра «Прибыть вовремя»
В игре принимают участие 6 человек. Игровое поле представляет собой карту города, по которой главный герой должен проехать и выполнить намеченные на день дела (заехать в магазин, забрать ребенка из школы. Показать старт и финиш). Он не подозревает, что на пути может неожиданно возникнуть какое-то препятствие, которое затруднит его путь, например, сотрудник ГИБДД, которые его остановит или пешеход будет медленно переходить дорогу. Возможно, другой водитель будет ехать с меньшей скоростью или нарушать правила. Некоторые ситуации мы не можем предвидеть, но можем при планировании времени учитывать непредвиденные обстоятельства и закладывать на них время.
Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран. Какое время, будь Вы главным героем, Вы заложили бы на прохождение пути? (записывается время на флипчарте)
Мы видим, что участники называют разное время на прохождение одного о того же пути, так как каждый имеет свое чувство времени. Каким же будет на самом деле время на решение задачи? И не подводит ли нас чувство времени?
Главному герою необходимо добраться до финиша, при этом он устанавливает предположительное время пути, остальным игрокам раздаются карточки с описанием их роли и действий.
Участники меняются ролями.
- Повторное заполнение матрицы Эйзенхауэра. Анализ планирования. Внесение изменений.
- Подведение итогов занятия.
Игра «Прибыть вовремя» зарекомендовала себя универсальный инструмент для работы с учениками, учителями. В процессе игры участники сталкиваются с расстановкой приоритетов, учатся договариваться, оценивать эмоциональное состояние и реальное представление жизненных событий.
В заключение хочется сказать, что игра – это символическое пространство нашей жизни, где мы можем мягко, в недирективной форме рассмотреть собственные модели планирования, обнаружить альтернативные варианты реагирования на изменения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель обучение игровым приемам анализа планирования времени для решения задачи с учетом возможных препятствий.
Матрица Эйзенхауэра Срочно Не срочно Важно 1. 2. 3. 1. 2. 3. Не важно 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Игровое поле
Игра
Итоги: расстановка приоритетов умение договариваться оценивание эмоционального состояния о ценивание реального представления жизненных событий
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его...
Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время
Это маленькие части модульных курсов Педагогического университета из "1 сентября". Т.В. Меркулова,А.Г. Теплицкая"Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время".Мне понравилис...
Семинар № 2 "Навыки личной и профессиональной эффективности"Тайм-менеджмент
Я провожу в школе семинарские занятия по теме "Навыки личной и профессиональной эффективности" По данному напрвлению я прошла все модульные курсы, предложенные педагогам Проектом "Школа цифрового века...
Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов
Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
В статье идет речь об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании подрастающего поколения....
Статья на тему "Развитие творческих способностей старших подростков на уроках геометрии"
На вопрос, обращённый к школьнику родителями или их друзьями: «Нравится ли тебе учить в школе математику?», зачастую можно услышать отрицательный ответ. Дело не в успехах на уроках математ...
Геймификация образовательного процесса на примере реализации ДООП «Тайм-менеджмент для подростков»
Для повышения мотивации к обучению по программе «Тайм-менеджмент для подростков» и для более успешного ее освоения применяется технология геймификации (игрофикации). В статье дается развер...