Исследование коммуникативной компетентности одаренных подростков
статья по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Марина Алексеевна Колпакова

В данной статье рассматриваются особенности коммуникативной компетентности у одаренных подростков и способы ее развития в рамках деятельности Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов». Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и практическое изучение особенности коммуникативной компетентности у одаренных подростков, а также разработка форматов работы по ее развитию. Основными разделами работы стало изучение теоретических основ коммуникативной компетентности одаренных подростков, а также диагностика и вопрос развития коммуникативной компетентности одаренных подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kommunikativnaya_kompetentnost.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследование коммуникативной компетентности одаренных подростков»

Колпакова Марина Алексеевна

педагог-организатор, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов»

Введение

Актуальность исследования: Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов» работает в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на выявление талантов школьников с создание системы образования для одаренных детей в регионе. Одним из ключевых форматов работы с одаренными школьниками в Региональном центре являются интенсивные профильные программы «Профильные смены», в ходе которых участники участвуют в лекциях, практических занятиях, проектной работе и мастер-классах. Основным итогом этих программ является индивидуальный или коллективный проект по профилю программы. Несмотря на большую эффективность данных программ (победы участников в конкурсах и олимпиадах), основным фокусом внимания Регионального центра является развитие компетентности школьников в рамках предметных дисциплин школьного и университетского цикла. Коммуникативная компетентность, которая необходима в любой сфере профессиональной деятельности, не является приоритетной для выявления и развития в рамках этих программ.

По этой причине существует необходимость в изучении данной проблемы и разработке методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетентности у одаренных подростков в рамках работы Регионального центра.

Объект исследования: коммуникативная компетентность одаренных подростков.

Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности у одаренных подростков и способы ее развития в рамках деятельности Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов».

Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и практическое изучение особенности коммуникативной компетентности у одаренных подростков, а также разработка форматов работы по ее развитию.

Задачи исследования:

  • Проанализировать актуальную литературу по темам, связанным с психологическими особенностямии одаренных подростков, коммуникативной компетентнцией;
  • Диагностировать необходимость создания форматов работы по развитию коммуникативной компетентности у одаренных подростков в рамках работы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей;
  • Разработать форматы работы по развитию коммуникативной компетентности у одаренных подростков в рамках работы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей.

Исследование опиралось на компетентностный подход в педагогике. Основными методами исследованиями являлись теоретический анализ литературы, опрос, анализ мотивационных писем одаренных подростков.

  1. Теоретические основы коммуникативной компетентности одаренных подростков

  1. Психологические особенности одаренных подростков

Работа с одаренными подростками в Региональных центрах выявления и поддержки одаренных детей, которые на данный момент существуют почти во всех регионах Российской Федерации, в первую очередь, направлена на развитие предметных знаний и навыков школьников для успешного обучения в ВУЗах и построения карьерной траектории. Практика работы с одаренными детьми в «Академии талантов» показывает, что при успешном освоении образовательных программ и участии в конкурсах и олимпиадах, зачастую между подростками, а также учеником и преподавателем зачастую возникают ситуации, которые демонстрируют сложности в коммуникации у одаренных подростков. Теоретическая база исследования коммуникативной компетентности одаренных подростков должна опираться на особенности психологического портрета одаренных подростков.

Термин «одаренность» является многозначным. В педагогических словарях под одаренностью понимается в основном способность к обучению и  достижению более высоких результатов в умственном развитии и специальных способностях (музыке, математике, лингвистике) чем в среднем по возрасту[1]. Н.С. Лейтес понимает под одаренностью ребенка высокую способность к обучению и творчеству.[2] В рамках работы Регионального центра работа с одаренными детьми проходит по трем направлениям: искусству, науке и спорту. Таким образом, основными векторами одаренности, которые актуальны для «Академии талантов», являются интеллектуальная одаренность, творческая одаренность и спортивная одаренность.

Также необходимым компонентом одаренности является и мотивация, без которой невозможно развитие любых способностей. О мотивации, как важном аспекте одаренности говорят А.М. Матюшкин, Д. Рензулли,

К особенностям, которые формируют психологический портрет одаренных подростков можно отнести:

  • высокую познавательную активность, любопытство;
  • потребность в творческой, деятельностной реализации;
  • целеустремлённость и способность к концентрации на интересующем предмете изучения;
  • высокие ожидания от собственных успехов и склонность к тревожности;
  • вместе с неуверенностью в своих силах одаренные подростки зачастую могут быть достаточно самоуверенными и даже высокомерными;
  • склонность к уединению и самостоятельной работе[3].

На данный момент педагоги в работе с одаренными детьми обращаются к «Рабочей концепции одаренности», которая согласовывается с президентской программой «Одаренные дети». По «Рабочей концепции одаренности» под одаренностью понимается: «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких ви­дах деятельности по сравнению с другими людьми»[4].

  1. Коммуникативная компетентность

Одним из необходимых результатом успешного освоения программы основного общего образования является коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве[5].

Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность способностей:

  • ставить и достигать цели коммуникации,
  • оценивать качество коммуникации,
  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,
  • устанавливать контакт с собеседником и поддерживать его,
  • владеть этикой общения[6].

В статье Рычковой В.В. отмечается следующее: «Поведение одарённых подростков следует рассматривать как результат возникающих внешних и внутренних противоречий между социумом, микросредой и самим ребёнком, между потребностями в самоутверждении и возможностями их удовлетворения, между самооценкой одарённого подростка и оценкой значимых сверстников и взрослых»[7]. Из этого утверждения можно выделить основные точки коммуникационных взаимодействий одаренных подростков:

  • отношения со сверстниками,
  • отношения со значимыми взрослыми (педагогом, родителем),
  • отношения с самим собой.

Говоря о коммуникационных проблемах одаренных детей в этом случае говорится скорее об их контакте со среднестатистическими. Возникновение конфликтов в данной ситуации может быть спровоцировано как невозможностью найти общие интересы (не зависит от коммуникативной компетентности), так и проблемами с самооценкой и с коммуникацией как одаренного ребенка, так и среднестатистического (зависть, высокомерие, неуверенность в себе, замкнутость). Кроме того, в ситуации, когда одаренный подросток может быть замкнутым, у него могут возникать сложности в групповой работе. Например, желание реализовать свой образовательный интерес, такой подросток может пренебрегать интересами других учеников или бояться проявить себя. С другой стороны, если одаренный подросток имеет о себе представление как о выдающемся, талантливом и превосходящем других сверстников, он может стремиться занять лидерскую позицию, при этом диктуя остальным свои представления о том, как должна быть выполнена работа.

В коммуникации с педагогом одаренный подросток может испытывать ряд сложностей, на разрешение которых должна быть обращена работа педагога в том числе. Одаренный подросток может идеализировать или бояться разочаровать педагога, которого он воспринимает не только как значимого взрослого, но и пример для подражания (например, увлеченный своим предметом педагог, который успешен в своей сфере образования и научно-исследовательской деятельности). В такой ситуации коммуникация может осложняться как излишней привязанностью, навязчивостью ученика, которая будет как усугублять образовательную диссинхронию[8], так и избеганием инициативы в коммуникации. Кроме того, одаренному подростку важно уметь давать обратную связь по процессу и результатам своего обучения, так как в противном случае его образовательные потребности могут быть нераспознанными и неудовлетворенными.

Коммуникация с самим собой как психолого-педагогическая проблема может выражаться в сложностях одаренных подростков осознанно ставить не только образовательные цели, но и коммуникативные, адекватно оценивать собственные способности и силы (обращать внимание не только на познавательные потребности, уметь поддерживать комфортный и продуктивный диалог со сверстниками и взрослыми).

Таким образом, работа по диагностике и развитию коммуникативной компетентности одаренных подростков является крайне необходимой и может проводиться по нескольким направлениям в зависимости от индивидуальных особенностей статуса компетентности у конкретного ученика.

  1. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности одаренных подростков

  1. Тестирование коммуникативных умений одаренных подростков

Для диагностики развития коммуникативной компетентности необходимо определить методы диагностики и критерии оценки. В статье Булыгиной Л.Н. «О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы»[9] предлагается следующая система критериально-уровневой оценки сформированности коммуникативной компетентности подростков:

  • рецептивный уровень (способность удовлетворять исключительно базовые потребности);
  • конформный уровень (подстраивание цели и стратегии коммуникации под внешние факторы);
  • репродуктивный уровень (на коммуникацию влияет потребность в самореализации, но ее качество не выходит за рамки проверенных социальных шаблонов);
  • продуктивный уровень (подросток способен выстраивать коммуникацию как письменно, так и устно, адаптируя стратегию коммуникации под ее особенности);
  • креативный уровень (коммуникация осуществляется через устойчивую систему ценностей и осознается как важная социальная потребность).

Из методик оценки коммуникативной компетентности можно выделить:

  • «Тест коммуникативных умений Михельсона» (адаптация Ю.З. Гильбуха)[10];
  • «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина[11];
  •  «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова[12] и В.В. Бойко[13];
  • «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири[14].

В нашей работе был выбран тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), так как он позволяет наиболее широко оценить аспекты коммуникативных умений:

  • Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
  • Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
  • Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
  • Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
  • Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
  • Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
  • Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
  • Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.
  • Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
  • Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

Также данный тест позволяет выявить наиболее характерный способ общения: зависимый, компетентный, агрессивный. Таким образом, мы сможем проанализировать полученные данные комплексно и подробно по каждому аспекту коммуникации.

В исследовании принимали участие одаренные подростки 13-17 лет (66 человек), которые посещали интенсивные профильные программы. Гипотеза исследования состояла в том, что одаренные подростки, прошедшие через интенсивные профильные программы «Академии талантов» в целом владеют компетентным способом общения, в отличие от одаренных подростков, коммуникативная компетентность которых была исследована ранее в работах Кудряшовой А. А., Рычковой В.В., Терасье Ж. К.  Предполагалось, что все же выпускники программ «Академии талантов» могут испытывать трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми, так как одаренные подростки склонны к уединению, что является скорее частью структуры личности одаренного подростка.

Основные выводы исследования:

  • Анализ результатов было решено вести количественным, а не процентным, так как выборка составила 66 человека;
  • Смешанными типами (компетентно-зависимыми, зависимо-компетентными, компетентно-зависимыми и агрессивно-компетентными) были приняты результаты с разницей более или равным 5 ответам;
  • Статистически по каждому вопросу большинство опрошенных проявили себя компетентно;
  • Подавляющее большинство опрошенных (55 человек) по совокупности ответов проявили себя компетентно;
  • Вторым по количеству ответом (6 человек) проявили себя как компетентно-зависимые;
  • Несколько человек проявили себя как компетентно-агрессивные (2 человека) и зависимо-компетентные (3 человека);
  • Никто из опрошенных не проявил себя зависимым, агрессивно-компетентным или агрессивным;

По компетентно-зависимому типу результатов видно, что у большинства (5 из 6 ответов) ответивших совпадают ответы «зависимого» типа на вопросы №5 и 15 («Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника»),18 и 26 («Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность»). У большей части ответивших (4 из 6 ответов) совпадают ответы «зависимого» типа на вопросы №14, 23 («Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника»). У половины ответивших (3 из 6 ответов) совпадают ответы на вопросы «зависимого» типа №4, 6, 8, 16, 18, 19 и 27 («Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт»), 20. У половины ответивших (3 из 6 ответов) совпадают ответ на вопрос «агрессивного» типа №3 («Реагирование на несправедливую критику»).

По зависимо-компетентному типу результатов видно, что у всех ответивших совпадают ответы «зависимого» типа на вопросы №3, 4, 8, 15, 16, 17, 23, 24. Вопросы №15, 23 и 24 относятся к блоку «Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника». У 2 из 3 ответов совпадают ответы на вопросы «зависимого» типа №12, 19, 25, каждый из которых относится к разному блоку умений.

По компетентно-агрессивному типу результатов видно, что у ответивших совпадают ответы «агрессивного» типа на вопросы № 3 и 9 («Реагирование на несправедливую критику»), 5 и 23, и 24 («Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника»).

Основной трудностью для участников исследования был блок навыков «Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника. Вопросы этого блока были проанализированы отдельно. На вопрос №15[15] большинство (30 из 66) ответили по зависимому типу. Также вопросом, на который треть опрошенных (22 из 66) ответили по зависимому типу был вопрос №23[16].

Также были отдельно проанализированы ответы на вопросы, которые были выбраны третью и более опрошенных. На вопрос №4[17] большинство ответивших (37 из 66) выбрали зависимый тип. Такое больше количество ответов зависимого типа на блок «Реагирование на справедливую критику» выявил необходимость анализа на другой вопрос этого блока - №13[18]. На данный вопрос нами не было замечено столь значительного количества ответов зависимого типа (13 из 66). Это может говорить о том, что для одаренных подростков важна и является сложной для реагирования справедливая критика скорее от знакомого или значимого человека (педагога, родителя). Справедливая критика от незнакомого человека скорее не является коммуникативной проблемой.

Также зависимый тип ответа на вопросы №19 и 27, которые относятся к блоку «Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт» выбрали 22 и 27 ответивших. 24 ответивших выбрали зависимый тип ответа на вопрос №8[19], 22 – на вопрос №26[20].

На основании полученных данных можно сказать, что одаренные подростки, которые приняли участие в интенсивных профильных программах в целом обладают коммуникативной компетентностью, однако испытывают сложности в реагировании на задевающие вопросы, провокацию и несправедливую критику. Данные блоки вопросов можно отнести к категории умений защитить себя в конфликтной ситуации, отстоять психологические границы. Это может свидетельствовать о проблемах с самооценкой. Также можно предположить, что коммуникация со значимыми взрослыми может вызывать трудности, когда речь идет о справедливой критике.

Данный вопрос необходимо изучать подробнее на более масштабной выборке, так как это позволит не только выявить приоритетные области для психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков в развитии их коммуникативной компетентностью, но и установить более точечные проблемы, однако это потребует использования более совершенных методов исследования. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) показал, что существует необходимость изучения более узких направлений коммуникативных ситуаций, так как в некоторых блоках коммуникативных умений было всего 2 вопроса, что не гарантирует ясность результатов.

  1. Опыт проведения занятий по развитию коммуникативной компетентности у одаренных подростков в «Академии талантов»

Программа интенсивной образовательной программы в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов» являются одним из наиболее популярных и частых форматов работы с одаренными подростками. Они разрабатываются с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также создания условий для самоопределения обучающихся и содействия для их дальнейшего образовательно-профессионального выбора. Участниками Программы могут быть обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций Санкт-Петербурга, заявившие в добровольном порядке свое намерение участвовать в мероприятиях смены в срок, установленный Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга, и прошедшие предварительный конкурсный отбор по критериям и условиям, установленным в Положении о порядке организации обучения по дополнительным образовательным программам – «Профильные смены». К результатам работы относятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Критерии развития метапредметных результатов:

  • сформированы навыки самостоятельного определения целей своей деятельности, постановка и формулирование для себя новых задач в обучении, познавательной и научно-исследовательской деятельности;
  • развито умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей, в том числе альтернативных, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных, познавательных и научно-исследовательских задач;
  • сформированы понимание и владение основами самоконтроля, самооценки, самостоятельного принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и научно-исследовательской деятельности;
  • развито умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическое рассуждение, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
  • развито умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать самостоятельно и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Таким образом, интенсивные профильные программы в том числе направлены и на развитие коммуникативной компетентности.

К форматам занятий, которые составляют интенсивную профильную программу относятся: лекции, практические занятия, проектная работа, мастер-классы и интеллектуальные игры. В практической и проектной работе активно используется формат групповой работы, который предполагает распределение ролей в группе, планирование и проведение научно-исследовательской и творческой деятельности, анализ и представление результатов. Таким образом, в рамках проектной и практической работы участники учатся работать в команде зачастую с незнакомыми им подростками из других школ, разрешать конфликтные ситуации, представлять свою работу в виде презентации и публичного выступления.

Кураторы интенсивных профильных программ и другие педагоги «Академии талантов» проводят мастер-классы, тренинги и интеллектуальные игры преимущественно по теме развития soft-skills: публичным выступлениям, презентациям, написанию мотивационных писем, разрешению конфликтов, обратной связи. Участвуя в этих занятиях, подростки могут:

  • определять цели взаимодействия и уместную стратегию коммуникации;
  • выстраивать структуру своего сообщения;
  • оценивать сообщения адресанта;
  • развивать навыки сторителлинга, аргументации своего мнения, объяснения своих чувств в конфликтной ситуации.

В ходе таких мастер-классов и тренингов педагоги рассказывают о том, какими критериями должно обладать то или иное коммуникативное взаимодействие.  Вместе с участниками разбирают кейсы (удачные и неудачные примеры ситуаций, текстов, презентаций, выступлений).

Одним из форматов оценивания и развития у одаренных подростков коммуникативной компетентности является индивидуальная работа куратора с участником программы, которая может строиться в формате индивидуальных бесед о маршруте образования и карьеры, личных конфликтных ситуаций между подростками или учеником и педагогом, по запросу ученика. Кроме того, важной частью интенсивной профильной программы является обязательная анонимная обратная связь, которую оставляют участники программы в конце. В анонимной форме каждый участник получает возможность выразить свое впечатление о программе, отметить ее результативность для образования и развития, высказать пожелания по улучшению программ.

В целом, комплекс форматов работ по развитию коммуникативной компетентности в рамках интенсивных профильных программ в «Академии талантов» достаточно результативен. Участники, которые участвовали в интенсивных профильных программах и посещали мастер-классы и игры по публичным выступлениям, презентациям, написанию мотивационных писем, разрешению конфликтов, обратной связи, при повторном участии в конкурсах на другие программы демонстрируют резвившиеся навыки написания мотивационных писем. Кроме того, участники интенсивных профильных программ по подготовке проектов к Всероссийскому конкурсу научно-технологических проектов «Большие вызовы» ОЦ «Сириус» демонстрируют высокие навыки презентационного мастерства, публично представляя результаты своего исследования на защите Регионального этапа.

Заключение

Работа по выявлению и поддержке одаренных детей проводится Региональными центрами является важным вектором образовательной политики в Российской Федерации. В рамках этой работы одаренные школьники развивают свои предметные, межпредметные и личностные компетентности и навыки, что позволяет им успешно выступать на конкурсах и конференциях, реализовывать свои таланты, планировать свой образовательный маршрут и карьеру.

Психологические особенности одаренных подростков характеризуют их как любознательных и целеустремленных, но тревожных и замкнутых. Коммуникативная компетентность, при этом, является неотъемлемым компонентом образования и воспитания школьников. Она помогает выстраивать социальные связи в разных социальных группах, разрешать конфликты, демонстрировать окружающим свою осознанность и субъектность, аргументировать мнение и презентовать себя и свои достижения.

Работа по оценке развития коммуникативной компетентности одаренных подростков необходима как в научно-исследовательском, так и в практическом отношении, так как она позволяет выстраивать эффективный образовательный и воспитательный маршрут для каждого одаренного подростка и корректировать образовательные программы пот группы одаренных детей.

Основные трудности у одаренных подростков наблюдаются в области реагирования на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника. Для более детального рассмотрения этой проблемы необходимо проводить масштабное и подробное исследование с изучением конкретных ситуаций и анализа семиотики конкретной коммуникации и коммуникативного поведения одаренных подростков.


Библиография

  1. Богоявленская, Брушлинский, Бабаева, Шадриков, Шадриков В. Д, and "Дети России", президентская программа. Рабочая концепция одаренности. М: Магистр, 1998. Print.
  2. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы //Образование и наука. – 2013. – №. 3. – С. 26-36.
  3. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др.; Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007. Сост. О.Н. Хахлова
  4. Захарова Т. В. и др. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 4. – С. 2-2.
  5. Кудряшова А. А. и др. Особенности коммуникации одаренных подростков. – 2018.
  6. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков/под. ред //Лейтеса НС Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. – 2000.
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
  8. Рычкова В.В. Психолого-педагогические особенности одарённых подростков и их влияние на организацию инновационного образовательного пространства // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. №5 (58).
  9. Терасье Ж. К. Сверходаренные дети / Ж. К. Терасье.―М., 1999. ― 416 с
  10. Сайт «Тестотека» (Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)) http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html 

Приложение №1

Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)

Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

  1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
    а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
    б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
    в) Говорите: "Спасибо".
    г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
    д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".
  2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
    а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
    б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".
    в) Ничего не говорите.
    г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
    д) Говорите: "Это действительно замечательно!"
  3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Вы - болван!"
    б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".
    в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
    г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".
    д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
  4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:
    а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
    б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".
    в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
    г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
    д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
  5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
    а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".
    б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
    в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".
    г) Ничего не говорите этому человеку.
    д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"
  6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Никого ни о чем не просите.
    б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
    в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
    г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
    д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".
  7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
    а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
    б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
    в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
    г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
    д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"
  8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
    а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
    б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
    в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".
    г) Говорите: "Пустяки".
    д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".
  9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
    б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".
    в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
    г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".
    д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.
  10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".
    б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
    в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".
    г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".
    д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.
  11. Кто-то говорит Вам, что, по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".
    б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
    в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".
    г) Говорите: "Спасибо".
    д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
  12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".
    б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".
    в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
    г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
    д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".
  13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:
    а) Немедленно прекращаете беседу.
    б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".
    в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
    г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
    д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.
  14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
    б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
    в) Ничего не говорите этому типу.
    г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
    д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".
  15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
    б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".
    в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
    г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
    д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
  16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
    б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
    в) Отбираете эту вещь.
    г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
    д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.
  17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
    б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".
    в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
    г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
    д) Говорите: "Вы с ума сошли!"
  18. Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
    а) Не говорите ничего.
    б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
    в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
    г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
    д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.
  19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:
    а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".
    б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
    в) Продолжаете молча работать.
    г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".
    д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.
  20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
    а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
    б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
    в) Спрашиваете: "Что случилось?"
    г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
    д) Никак не реагируете на это событие.
  21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
    а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
    б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
    в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
    г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".
    д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".
  22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Не говорите ничего.
    б) Говорите: "Это их ошибка!"
    в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
    г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".
    д) Говорите: "Это их горькая доля".
  23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
    а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
    б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
    в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
    г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
    д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.
  24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".
    б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
    в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
    г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
    д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"
  25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
    а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
    б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".
    в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
    г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
    д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".
  26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
    а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
    б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
    в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
    г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
    д) Ничего не говорите этому человеку.
  27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Что Вам угодно?"
    б) Не говорите ничего
    в) Говорите: "Оставьте меня в покое".
    г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
    д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов, или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

  • Ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
  • Ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
  • Ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
  • Ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
  • Ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов:

Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

  • Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
  • Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
  • Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
  • Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
  • Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
  • Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
  • Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
  • Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.
  • Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
  • Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

КЛЮЧИ

зависимые

компетентные

агрессивные

1

АГ

БВ

Д

2

АВ

Д

БГ

3

ВД

Б

АГ

4

БД

Г

АВ

5

Г

АБ

ВД

6

АГ

ВД

Б

7

БГ

АВ

Д

8

АГ

В

БД

9

Д

БВ

АГ

10

БД

Г

АВ

11

БД

Г

АВ

12

БГ

А

ВД

13

АГ

В

БД

14

АВ

Д

БГ

15

ВД

Б

АГ

16

БД

Г

АВ

17

Г

АБ

ДВ

18

АГ

В

БД

19

АВ

Д

БГ

20

ГД

БВ

А

21

Б

ГД

АВ

22

А

ВГ

БД

23

АВ

Д

БГ

24

Г

АБ

ВД

25

В

АД

БГ

26

ВД

АБ

Г

27

БД

АГ

В

Приложение №2

Результаты теста Михельсона и анализ результатов (ссылка)

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fh_T2KpyHGKSUZTdhHxZFI8R0VtB9K90oEUUU3rBUqw/edit?usp=sharing

Приложение №3

Материалы работы по развитию коммуникативной компетентности Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов»


[1] Социально-педагогический словарь. 2016 г. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др.; Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007. Сост. О.Н. Хахлова

[2] Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков/под. ред //Лейтеса НС Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. – 2000.

[3] Кудряшова А. А. и др. Особенности коммуникации одаренных подростков. – 2018.

[4] Богоявленская, Брушлинский, Бабаева, Шадриков, Шадриков В. Д, and "Дети России", президентская программа. Рабочая концепция одаренности. М: Магистр, 1998. Print.

[5] Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

[6] Захарова Т. В. и др. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 4. – С. 2-2.

[7] Рычкова В.В. Психолого-педагогические особенности одарённых подростков и их влияние на организацию инновационного образовательного пространства // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. №5 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-odaryonnyh-podrostkov-i-ih-vliyanie-na-organizatsiyu-innovatsionnogo-obrazovatelnogo 

[8] Терасье Ж. К. Сверходаренные дети / Ж. К. Терасье.―М., 1999. ― 416 с

[9] Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы //Образование и наука. – 2013. – №. 3. – С. 26-36.

[15] Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

а) Выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу Вас!» – агрессивный тип

б) Говорите: «Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете». – компетентный тип

в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите. – зависимый тип

г) Говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь». – агрессивный тип

д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу. – зависимый тип

[16] Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:

а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас. – зависимый тип

б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать. – агрессивный тип

в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным. – зависимый тип

г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени. – агрессивный тип

д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова. – компетентный тип

[17] Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:

а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"

б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".

в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".

г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".

д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

[18] Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:

а) Немедленно прекращаете беседу.

б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".

в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.

г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.

д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

[19] Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

б) Говорите: "Это не Ваше дело!"

в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".

г) Говорите: "Пустяки".

д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

[20] Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:

а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

д) Ничего не говорите этому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности

Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...

Планы коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга коммуникативной компетентности для подростков

Общение - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. При этом многие подростки не владеют элементарными навыками продуктивного общения. Особенно это заметно при общении одноклассников разного п...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков...