Профориентационная работа в школе.
классный час по психологии

Залилова Галина Александровна

Разные виды профориентационной работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_ot_18.02.2021g.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в школе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

 Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы  в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

        Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Формы профориентационной работы в школе:

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Программа «Основы выбора профиля обучения» 2019-2020г

Школьный педагог-психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Работа с учениками

1 ступень (1-4 классы)

Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Задачи:

  1. Расширение представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.
  2. Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
  3. Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.
  4. Воспитание уважения к людям труда.

Беседы по трудовому воспитанию.

1. «Ученье и труд рядом идут»

2. «Что ты должен делать сам?» (о самообслуживающем труде)

3. «Мой труд дома» (бытовой труд)

4. «О труде людей осенью, зимой, весной, летом» (экскурсия на пришкольный участок)

5. «Что такое трудолюбие и как его воспитать»

Практическая часть

  • «Делу время – потехе час» (практикум – сервировка стола, уборка посуды со стола, мытье посуды)
  • Конкурс «Лучший рисунок о труде»
  • Выставка изделий учащихся и родителей.
  • Труд на пришкольном участке.

Организация дежурства в классе

Диагностика.

1. Анкета «Мой труд дома»

2. Анкета «Что я умею делать сам»

2 ступень (5-8 классы)

Цель: Подготовить учащихся к труду, расширить представление о многообразии мира профессий, помочь в сознательном выборе профессии с учетом профессиональных склонностей, желаний и возможностей.

Задачи:

  1. Показать роль труда в жизни человека, привить любовь и уважение к людям труда,
  2. Формирование представлений о роли профессии в жизни человека.
  3. Выработать навыки и привычки к труду, воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
  4. Познакомить учащихся с доступными профессиями,
  5. Дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда).

Беседы по профориентации на тему:

  1. Почему люди работают?
  2. Многообразие мира профессий.
  3. Профессии и их классификация.
  4. Правило хорошего выбора профессии ("хочу" - "могу" - "надо")
  5.  «Что я знаю об избранной мной профессии?» (рассказы детей)
  6. Мое любимое занятие в свободное время.

Знакомство с миром профессий.

1. Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке школы.

2. Знакомство с профессией дворника. Работа на пришкольном участке в разные сезонные периоды.

4. Знакомство с профессией столяра, плотника (уроки столярного дела на базе школьной мастерской)

5. Знакомство с профессией повара, кулинара, кухонного рабочего (уроки кулинарии на базе школьной мастерской)

Практическая часть

  • Дежурство по школе и классу.
  • Конкурсы прикладного творчества.
  • Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека – труд»
  • ЦМИТ-Техник (3д видео, моделирование)
  • Поисковое движение
  • Участие в конкурсе макетов.
  • Культурный марафон.
  • Уроки по правам человека.

Диагностика.

1. Анкета исследования уровня личностного осмысления выбираемой профессии или профессиональной области. (7-8кл)

2. Анкета жизненного и профессионального самоопределения

3.Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

3 ступень (9 класс)

Цель: Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся 9 класса на основе получения знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов знаний.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с миром профессий и его особенностями в актуальных социально-экономических условиях.
2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся.
3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-
психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Беседы:

«Куда пойти учиться?»

«Куда пойти работать?»

«Роль труда в жизни людей»

Практическая часть

  • Дежурство по школе и классу.
  • Конкурсы прикладного творчества.
  • Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека – труд»
  • ЦМИТ-Техник (3д видео, моделирование)
  • Поисковое движение
  • Участие в конкурсе макетов.
  • Культурный марафон.
  • Уроки по правам человека.

1. Анкета жизненного и профессионального самоопределения

2. Анкета «Мои способности»

3. Анкета ориентации «Я хочу, я могу»

4. Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

5. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов)

Практическая работа: составление личного профессионального плана «Мой жизненный путь»

4 ступень (10-11класс)

Цель:  Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Мероприятие « Мир профессий» 10-11кл

Онлайн классный час «Поступление в ВУЗ»

Онлайн беседа с преподавателями ПГУ

Участие в олимпиадах «Будущие исследователи. Будущее науки»

Анкета для выпускников школы.

Анкета «Готов ли ты к выбору профессии»

Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...

Профориентационная работа в школе

Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...

Профориентационная работа в школе

Профориентационная деятельность в современном образовательном учреждении является одним из актуальных направлений, поскольку позволяет помочь и детям, и их родителям в определении будущего выпускников...

Профориентационная работа в школе

Реализация профориентационной работы в Утевской школе за последние годы....

Система профориентационной работы в школе

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...