Программа по бесконфликтному общению "Живем дружно!"
методическая разработка по психологии
Программа направлена на формирование конфликтологической компетентности педагога в конфликтной ситуации между детьми и взрослыми, педагогами и родителями.
Реализация этой программы позволит педагогу более грамотно осуществлять работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по бесконфликтному общению | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
Утверждаю ______________________
Директор ЛПТТ имени А.К. Лысенко
Н.А. Бровченко
30.08.2019г.
Протокол № 1 заседания
педагогического совета техникума
ПРОГРАММА
для работы с педагогическим составом по бесконфликтному общению «Живем дружно!»
Срок реализации программы- 1 год
Составители:
Дубинина В.С.-зам. директора по ВР,
Уразова Н.В.-соц. педагог
г. Лиски, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование конфликтологической компетентности педагога в конфликтной ситуации между детьми и взрослыми, педагогами и родителями.
Реализация этой программы позволит педагогу более грамотно осуществлять работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.
Умение мирно разрешить конфликт - насущная необходимость для учителя в его профессиональной деятельности.
Что конкретно дает педагогу участие в реализации этой программы?
1. Появляется возможность конструктивно управлять конфликтами.
2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся.
3. Происходит восстановление душевного равновесия в ходе встреч, применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
4. Приобретаются новые знания и практические навыки в области разрешения конфликта, выстраивания межличностных отношений в юношеской и юношеско-взрослой среде.
5. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
6. Происходит освоение медиативного подхода для поддержания порядка в студенческой среде.
7. Укрепляется роль самоуправления.
Данная программа рассчитана на повышение компетентности педагогов в области межличностного общения.
Нормативная база
1.Конвенция ООН о правах ребёнка;
3. Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года;
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.г.»;
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей»
8.Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ (распоряжение Правительства РФ от 09.01.2018 г. № 1837-р);
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07 “О направлении методических рекомендаций”
Цель Программы:
Популяризация среди педагогов культуры конструктивного поведения в конфликте.
Задачи:
- Информировать педагогов о нормах и правилах межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса
- Обучить коммуникативным техникам и приемам разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.
- Развить умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта.
Планируемые результаты:
1. Снижение уровня конфликтности в техникуме.
2.Педагоги техникума владеют приемами разрешения спора, приводящими стороны конфликта к разрешению разногласий.
3.Изменение психологического климата в техникуме в позитивном направлении.
Качественные и количественные показатели эффективности реализации программы
1.Уменьшение количества конфликтов: педагог-родитель, педагог-студент
2.Формирование конструктивного стиля поведения в конфликтной ситуации (для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса).
3.Составление самоотчетов участников программы.
Кадровое обеспечение (функциональная нагрузка)
Заместитель директора по воспитательной работе
Организация условий для реализации программы в условиях техникума, имеет навыки медиативного разрешения конфликтов.
Социальный педагог
Имеет навыки медиативного разрешения конфликтов, может быть ведущим программы, реализовать занятия с применением инструментария.
Педагог- психолог
Психологическое сопровождение программы, разработка психологических рекомендаций для педагогов. Может быть ведущим программы, реализовать занятия с применением инструментария.
Материально-техническое обеспечение
Аудитория с рабочими местами за столами, есть достаточно места для проведения круговых занятий. В аудитории имеется доска, где можно писать или закреплять нужные для занятия предметы. Имеются ручки, листки бумаги, ножницы, скотч, цветные карандаши. В техникуме имеется библиотека с читальным залом с ноутбуками с выходом в Интернет.
Инструментарий для занятий
- творческие задания;
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
- ролевые игры;
-занятия-лекции;
-занятия-беседы;
-дискуссии;
-семинары-практикумы;
-практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
-психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
-проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
-систематическое повторение ранее изученного материала.
Учебно-тематический план занятий для реализации программы «Живем дружно!»
№ | Тема | Кол-во часов | Участники | Ответственные |
1 | Вводное занятие. Служба медиации в ГБПОУ ВО "ЛПТТ имени А.К. Лысенко". Ассоциограмма «Что я жду от занятий» | 1 | Педагоги, мастера п/о | Куратор Службы медиации |
2 | Что такое конфликт. Особенности конфликтов в техникуме. | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог |
3 | Типичные причины межличностных конфликтов. Разрешение конфликтов с помощью третьей стороны. | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог |
4 | Конфликты между обучающимся и преподавателем. | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог |
5 | Конфликты между детьми и родителями. | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог |
6 | Конфликты между педагогами и родителями студентов. | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог |
7 | Как справиться с эмоциями, которые могут возникнуть в процессе работы? | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог |
8 | Технологии медиации в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов. | 1 | Педагоги мастера п/о | Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог |
Содержание занятий.
Занятие 1. Вводное занятие. Служба медиации в ГБПОУ ВО "ЛПТТ имени А.К. Лысенко". Ассоциограмма «Что я жду от занятий?»
Введение правил групповой работы (фиксируются на листке). Благодарность тем, кто заинтересован.
Ассоциограмма «Что я жду от занятий?» (выполняется на доске). Способы разрешения конфликтов(из опыта участников). Медиация-как один из возможных способов. Знакомство с работой службы медиации в техникуме, в качестве структуры, помогающей разрешению конфликтов и восстановлению отношений. Понятия медиация, посредник, этапы медиации, процедура медиации. Что входит в предмедиацию, процедуру медиации, постмедиацию. «Риски» и «плюсы» медиации.
Занятие 2. Что такое конфликт. Особенности конфликтов в техникуме.
Знакомство с понятием «конфликт». Конфликтные типы личности, Формула конфликта. Разбор видов конфликтов. Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.
Работа в парах «Условия бесконфликтного общения» (список правил бесконфликтного общения). Обсуждение.
Занятие 3. Типичные причины межличностных конфликтов. Разрешение конфликтов с помощью третьей стороны.
Причины межличностных конфликтов (по В.Линкольну): информационные факторы, поведенческие факторы, факторы отношений, ценностные факторы, структурные факторы. Типы межличностных конфликтов. Межличностные конфликты в организации: причины внешние и внутренние. Упражнение «Лиса и журавль». Переговорные стратегии как конструктивный способ разрешения межличностных конфликтов. Медиатор- посредник в конфликте. Знакомство с этапами медиации. Упражнение «Страшилка».
Занятие 4. Конфликты между детьми и родителями.
Типы конфликтов подростков с родителями. Подростковые реакции. Неконструктивные способы разрешения конфликтов: выигрывает родитель, выигрывает только ребенок. Конструктивный способ разрешения конфликтов (пошаговая схема). Несколько правил, чтобы поддерживать бесконфликтную дисциплину в семье. Рекомендации для снижения конфликтности.
Занятие 5. Конфликты между педагогами и родителями студентов.
Причины конфликта между учителем и родителями (обсуждение) Примерный перечень действий родителя, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации. Примерный перечень действий педагога, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации. Способы решения конфликта с родителями ученика. Единый алгоритм решения любого конфликта в ОО. Упражнение «Эмоции в конфликте» Советы для педагога по предупреждению конфликтов. Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»
Занятие 6. Конфликты между обучающимся и преподавателем.
Виды педагогических конфликтов: деятельности, поведения, поступков отношений. Причины и слагаемые возникновения конфликтов. Конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному. Особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение. Тест К. Томаса. Приемы и техника эффективного поведения преподавателя в конфликтной ситуации. Алгоритм действий преподавателя в конфликтной ситуации. Памятка по предупреждению конфликтов. Опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога»
Занятие 7. Как справиться с эмоциями, которые могут возникнуть в процессе работы?
Почему возникают эмоции. Как справиться со своими эмоциями. Упражнение «Аптечка самопомощи». Необходимость высказаться. Замещение эмоций. Энергия эмоций. Умение расставаться с иллюзиями Решение проблем как способ справиться с эмоциями. Что делать на физическом плане. Что делать на вербальном плане. Упpaжнeниe “Улыбкa Бyдды” Как направить агрессию в конструктивное русло? Почему важно контролировать эмоции для педагога. «Метод Седоны».
Упражнение «Благодарность».
Занятие 8. Технологии медиации в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов.
Техники разрешения конфликта: техника поочередного выслушивания, компромиссной договоренности, челночная дипломатия, давление на одного из оппонентов, директивная техника.
Медиативные техники: активного слушания, паузы, переключение внимания, петля понимания, парафраз, открытые вопросы, Я- сообщение, резюмирование.
Актуализация навыков активного слушания и навыков наблюдения. Упражнение «Story telling». Техника открытых и закрытых вопросов. Упражнение «Диктант». Алгоритм управления конфликтом -система "17-ти шагов" (по А. Анцупову).
Информационные ресурсы
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба медиации и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство, /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.
2. http://jjpk.perm.ru/_res/fs/file6043.pdf
Государственное краевое учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми ООО «Пермский центр политической инициативы и информационно-правового сопровождения» Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов (Дайджест).
3.https://www.yarregion.ru/depts/comchilds/docsActivities/.pdf Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», «Медиативный и восстановительный подходы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: опыт Ярославской области».
4. http://www.8-926-145-87-01.ru/ Сайт Антона Коновалова
5. http://mediators.ru/rus/course/school/ Сайт ресурсного центра медиации
6. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов"
7. http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/k_opip/2018/Posobie-Deti-volontery.pdf
Дети –волонтеры в школьной службе примирения: методы и формы привлечения, организации, обучения, мотивации и поддержки (из опыта Волгоградской области). Методическое пособие: Маловичко Ирина Сергеевна, президент Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. unescovlg@mail.ru. Погорелова Ольга Павловна, педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 86» Тракторозаводского района Волгограда», куратор школьной службы примирения, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности ВГСПУ. informik@bk.ru.
8.https://studopedia.ru/21_84288_glava--prichini-mezhlichnostnih-konfliktov.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Как найти пути к бесконфликтной дисциплине".
Непослушных детей принято ругать, наказывать. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом деле, в число "трудных" попадают дети , которые "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудн...
Методическая разработка детской игровой программы "Наша дружная семейка"
В разработке представлена игровая программа в образцовом хореографическом коллективе "Искорка" которая направлена на ознакомление детей и родителей с традициями коллектива; организация совместного дос...
Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг» - "Наша дружная семья"
Цель занятия:- способствовать укреплению семейных связейЗадачи:Образовательная:- выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи Коррекционно-развивающие:- развивать с...
Программа «Учимся вместе, живем дружно» воспитателя общежития Мазуровой Натальи Анатольевны ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей» на 2017-2018 учебный год
Педагогические возможности студенческого общежития заключается в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих: в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию...
Программа "Бесконфликтное общение"
Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, сотво...
Игры для детей на создание бесконфликтных ситуаций "Давайте жить дружно"
В документе представленна картотека игр, направленных на создание бесконфликтных ситуаций...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО МЕДИАЦИИ (для обучающихся 1-11 классов) «Основы бесконфликтного общения»
Данная программа составлена для обучающихся 1-11 классов МКОУ Козловская СОШ на основе комплекта рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Автор – А.В. Микляева, доктор ...