Программа по бесконфликтному общению "Живем дружно!"
методическая разработка по психологии

Уразова Наталья Владимировна

Программа направлена на формирование конфликтологической компетентности педагога в конфликтной ситуации между детьми и взрослыми, педагогами и родителями.

    Реализация этой программы позволит педагогу более грамотно осуществлять работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение  Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ  ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

Утверждаю ______________________

Директор ЛПТТ имени А.К. Лысенко

Н.А. Бровченко

30.08.2019г.

Протокол № 1 заседания

педагогического совета техникума

ПРОГРАММА

для работы с педагогическим составом по бесконфликтному общению «Живем дружно!»

Срок реализации программы- 1 год

Составители:

Дубинина В.С.-зам. директора по ВР,

Уразова Н.В.-соц. педагог

г. Лиски, 2019 г.

Пояснительная записка

        Программа направлена на формирование конфликтологической компетентности педагога в конфликтной ситуации между детьми и взрослыми, педагогами и родителями.

    Реализация этой программы позволит педагогу более грамотно осуществлять работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.

Умение мирно разрешить конфликт - насущная необходимость для учителя в его профессиональной деятельности.

Что конкретно дает педагогу участие в реализации этой программы?

1.        Появляется возможность конструктивно управлять конфликтами.

2.        Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся.

3.        Происходит восстановление душевного равновесия в ходе встреч, применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.

4.        Приобретаются новые знания и практические навыки в области разрешения конфликта, выстраивания межличностных отношений в юношеской и юношеско-взрослой среде.

5.        Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.

6.        Происходит освоение медиативного подхода для поддержания порядка в студенческой среде.

7.        Укрепляется роль самоуправления.

Данная программа рассчитана на повышение компетентности педагогов в области межличностного общения.

Нормативная база

1.Конвенция ООН о правах ребёнка;

2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

3. Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года;

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.г.»;

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей» 

8.Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ (распоряжение Правительства РФ от 09.01.2018 г. № 1837-р);

9. Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07 “О направлении методических рекомендаций”

    Цель Программы: 

Популяризация  среди педагогов культуры конструктивного поведения в конфликте.

Задачи:

  1. Информировать педагогов о  нормах и правилах межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса
  2. Обучить коммуникативным техникам и приемам разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.
  3. Развить умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта.

 Планируемые результаты:

1. Снижение уровня конфликтности в техникуме.

2.Педагоги техникума владеют приемами разрешения спора, приводящими стороны конфликта к разрешению разногласий.

3.Изменение психологического климата в техникуме в позитивном направлении.

Качественные и количественные показатели эффективности реализации программы

1.Уменьшение количества конфликтов: педагог-родитель, педагог-студент

2.Формирование конструктивного  стиля поведения в конфликтной ситуации (для оценки эффективности проведения программы  используется методика К. Томаса).

3.Составление самоотчетов участников программы.

Кадровое обеспечение (функциональная нагрузка)

Заместитель директора по воспитательной работе

Организация условий для реализации программы в условиях техникума,  имеет навыки медиативного разрешения конфликтов.

Социальный педагог

Имеет навыки медиативного разрешения конфликтов, может быть ведущим программы, реализовать занятия с применением инструментария.

Педагог- психолог 

Психологическое сопровождение программы, разработка психологических рекомендаций для педагогов. Может быть ведущим программы, реализовать занятия с применением инструментария.

Материально-техническое обеспечение

Аудитория с рабочими местами за  столами, есть достаточно места для проведения круговых занятий. В аудитории имеется доска, где можно писать или закреплять нужные для занятия предметы. Имеются ручки, листки бумаги, ножницы, скотч, цветные карандаши. В техникуме имеется библиотека с читальным залом с ноутбуками с выходом в Интернет.

Инструментарий для занятий

- творческие задания;

- игровые элементы;

- мозговой штурм;

- интерактивные лекции (использование видеоматериала).

- ролевые игры;

-занятия-лекции;

-занятия-беседы;

-дискуссии;

-семинары-практикумы;

-практические и тренинговые занятия, ролевые игры;

-психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;

-проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;

-систематическое повторение ранее изученного материала.

  Учебно-тематический план занятий для реализации программы «Живем дружно!»

Тема

Кол-во

часов

Участники

Ответственные

1

Вводное занятие. Служба медиации в ГБПОУ ВО "ЛПТТ имени А.К. Лысенко". Ассоциограмма «Что я жду от занятий»

1

Педагоги,  мастера п/о

Куратор Службы медиации

2

Что такое конфликт. Особенности конфликтов в техникуме.

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог

3

Типичные причины межличностных конфликтов. Разрешение конфликтов с помощью третьей стороны.

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог

4

Конфликты между обучающимся и преподавателем.

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог

5

Конфликты между детьми и родителями.

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог

6

Конфликты между педагогами и родителями студентов.

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог

7

Как справиться с эмоциями, которые могут возникнуть в процессе работы?

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог

8

Технологии медиации в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов.  

1

Педагоги мастера п/о

Куратор Службы медиации, педагог-психолог, соц. педагог

Содержание занятий.

Занятие 1. Вводное занятие. Служба медиации в ГБПОУ ВО "ЛПТТ имени А.К. Лысенко". Ассоциограмма «Что я жду от занятий?»

Введение правил групповой работы (фиксируются на листке). Благодарность тем, кто заинтересован.

Ассоциограмма «Что я жду от занятий?» (выполняется на доске). Способы разрешения конфликтов(из опыта участников). Медиация-как один из возможных способов. Знакомство с работой службы медиации в техникуме, в качестве структуры, помогающей разрешению конфликтов и восстановлению отношений. Понятия медиация, посредник, этапы медиации, процедура медиации. Что входит в предмедиацию, процедуру медиации, постмедиацию. «Риски» и «плюсы» медиации.

Занятие 2. Что такое конфликт. Особенности конфликтов в техникуме.

        Знакомство с понятием «конфликт». Конфликтные типы личности, Формула конфликта. Разбор видов конфликтов. Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс. 

        Работа в парах «Условия бесконфликтного общения» (список правил бесконфликтного общения). Обсуждение.

Занятие 3. Типичные причины межличностных конфликтов. Разрешение конфликтов с помощью третьей стороны.

Причины межличностных конфликтов (по  В.Линкольну): информационные факторы, поведенческие факторы, факторы отношений,  ценностные факторы,  структурные факторы. Типы межличностных конфликтов. Межличностные конфликты в организации: причины внешние и внутренние. Упражнение «Лиса и журавль». Переговорные стратегии как конструктивный способ разрешения межличностных конфликтов. Медиатор- посредник в конфликте. Знакомство с этапами медиации. Упражнение «Страшилка».

Занятие 4. Конфликты между детьми и родителями.

Типы  конфликтов подростков с родителями. Подростковые реакции. Неконструктивные способы разрешения конфликтов: выигрывает родитель, выигрывает только ребенок. Конструктивный способ разрешения конфликтов (пошаговая схема). Несколько правил, чтобы поддерживать бесконфликтную дисциплину в семье. Рекомендации для снижения конфликтности.

 Занятие 5. Конфликты между педагогами и родителями студентов.

Причины конфликта между учителем и родителями (обсуждение) Примерный перечень действий родителя, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации. Примерный перечень действий педагога, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации. Способы решения конфликта с родителями ученика. Единый алгоритм решения любого  конфликта в ОО. Упражнение «Эмоции в конфликте» Советы для педагога по предупреждению конфликтов. Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»

Занятие 6. Конфликты между обучающимся и преподавателем.

Виды педагогических конфликтов: деятельности, поведения, поступков отношений. Причины и слагаемые возникновения конфликтов. Конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному. Особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение. Тест К. Томаса. Приемы и техника эффективного поведения преподавателя в конфликтной ситуации. Алгоритм действий преподавателя в конфликтной ситуации. Памятка по предупреждению конфликтов. Опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога»

Занятие 7. Как справиться с эмоциями, которые могут возникнуть в процессе работы?

Почему возникают эмоции. Как справиться со своими эмоциями. Упражнение «Аптечка самопомощи». Необходимость высказаться. Замещение эмоций. Энергия эмоций. Умение расставаться с иллюзиями Решение проблем как способ справиться с эмоциями. Что делать на физическом плане. Что делать на вербальном плане. Упpaжнeниe “Улыбкa Бyдды” Как направить агрессию в конструктивное русло? Почему важно контролировать эмоции для педагога. «Метод Седоны».

Упражнение «Благодарность».

Занятие 8. Технологии медиации в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов.

 

Техники разрешения конфликта: техника поочередного выслушивания,  компромиссной договоренности,  челночная дипломатия,  давление на одного из оппонентов, директивная техника. 

Медиативные техники: активного слушания,  паузы, переключение внимания, петля понимания, парафраз, открытые вопросы, Я- сообщение, резюмирование.

 Актуализация навыков активного слушания и навыков наблюдения.  Упражнение «Story telling». Техника открытых и закрытых вопросов. Упражнение «Диктант». Алгоритм управления конфликтом -система "17-ти шагов" (по А. Анцупову).

Информационные ресурсы

1.        Коновалов А.Ю. Школьная служба медиации и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство, /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

2.        http://jjpk.perm.ru/_res/fs/file6043.pdf

Государственное краевое учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми ООО «Пермский центр политической инициативы и информационно-правового сопровождения» Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов (Дайджест).

3.https://www.yarregion.ru/depts/comchilds/docsActivities/.pdf        Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», «Медиативный и восстановительный подходы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: опыт Ярославской области».

4.        http://www.8-926-145-87-01.ru/ Сайт Антона Коновалова

5.        http://mediators.ru/rus/course/school/ Сайт ресурсного центра медиации

6.        http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов"

 7. http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/k_opip/2018/Posobie-Deti-volontery.pdf

Дети –волонтеры в школьной службе примирения: методы и формы привлечения, организации, обучения, мотивации и поддержки (из опыта Волгоградской области). Методическое пособие: Маловичко Ирина Сергеевна, президент Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. unescovlg@mail.ru. Погорелова Ольга Павловна, педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 86» Тракторозаводского района Волгограда», куратор школьной службы примирения, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности ВГСПУ. informik@bk.ru.

8.https://studopedia.ru/21_84288_glava--prichini-mezhlichnostnih-konfliktov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Как найти пути к бесконфликтной дисциплине".

Непослушных детей принято ругать, наказывать. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом деле, в число "трудных" попадают дети , которые "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудн...

Методическая разработка детской игровой программы "Наша дружная семейка"

В разработке представлена игровая программа в образцовом хореографическом коллективе "Искорка" которая направлена на ознакомление детей и родителей с традициями коллектива; организация совместного дос...

Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг» - "Наша дружная семья"

Цель занятия:- способствовать укреплению семейных связейЗадачи:Образовательная:- выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи  Коррекционно-развивающие:- развивать с...

Программа «Учимся вместе, живем дружно» воспитателя общежития Мазуровой Натальи Анатольевны ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей» на 2017-2018 учебный год

Педагогические возможности студенческого общежития заключается в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих: в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию...

Программа "Бесконфликтное общение"

Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, сотво...

Игры для детей на создание бесконфликтных ситуаций "Давайте жить дружно"

В документе представленна картотека игр, направленных на создание бесконфликтных ситуаций...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО МЕДИАЦИИ (для обучающихся 1-11 классов) «Основы бесконфликтного общения»

Данная программа составлена для обучающихся 1-11 классов МКОУ Козловская СОШ на основе комплекта рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Автор – А.В. Микляева,  доктор ...