Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
план-конспект по психологии
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnyy_konflikt.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
План:
- Понятие «конфликт»
- Основные стадии (этапы) конфликта
- Виды конфликтов
- Способы поведения в конфликтной ситуации.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
| Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер |
| противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. |
| необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. |
| Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. |
| может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. |
ДЛЯ ГРУПП
- Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.
Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.
Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».
Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.
Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.
2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество,
Компромисс,
Приспособление и
Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.
3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.
В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.
4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.
5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.
Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.
Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).
Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.
Технологическая карта
Тема урока | Конфликты в межличностных отношениях | |||
Цель | способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. | |||
Задачи | 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах. 2. Содействовать развитию культуры отношений в группе. | |||
Планируемые результаты | Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | |||
Методы и формы обучения | Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный. Формы: фронтальная, групповая. | |||
Тип урока | усвоение новых знаний | |||
Основные понятия: | конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | ||
Мотивация | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Просматривают видеосюжет, формулируют и обсуждают тему и цели урока | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения | |
Актуализация знаний | Организует диалог с учащимися по предыдущей теме | Отвечают на вопросы | Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы Регулятивные: соотносят ранее полученные знания , осознают их взаимосвязь с новым материалом. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | |
Изучение нового материала | Организует индивидуальную работу с текстом учебника, формирует группы и организует групповую работу | Формулируют ключевое понятие урока, сверяют с эталоном; делятся на группы, выполняют задания, выступают, заполняют таблицу и создают опорную таблицу на доске | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотносения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность , свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. | |
Первичное осмысление и закрепление | Организует обсуждение конфликтных ситуаций на примерах из мультфильмов и русских народных сказок, пословиц. | Выполняют практические задания | ||
Домашнее задание | Демонстрирует на слайде и озвучивает д/з | Записывают д/з в дневники | ||
Рефлексия | Демонстрирует слайд с заданиями (продолжить фразу) | Дополняют предложения, определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к уроку Конфликты в межличностных отношениях Тест. Ты конфликтный человек?
Урок обществознания в 6 классе "Конфликты в межличностных отношениях" Приложение...
Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Урок обществознания в 6 классеТема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»...
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)...
Описание урока по обществознанию 6 класс по теме "Конфликты в межличностных отношениях"
Данный урок по теме «Конфликты в межличностных отношениях» изучается в разделе « Человек среди людей». Урок разработан для обучающихся 6 класса.Изучение межличностных отн...
Урок по обществознанию на тему: "Конфликты в межличностных отношениях"
В наше время часто возникают конфликты между людьми, и надо уметь не только выходить из них, но и предотвращать...
Рабочий лист для урока обществознания в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»
1. Формулировка темы, цели урока.Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)Конфликт любой всегда уладит мудрец, вла...
Технологическая карта открытого урока на тему "Конфликт в межличностных отношениях", 6 класс
Технологическая карта открытого урока по обществознанию в 6 классе на тему "Конфликт в межличностных отношениях". Образовательные ресурсы: учебник "Обществознание" Л. Н. Богол...