Рабочий лист для урока обществознания в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»
рабочие листы по обществознанию (6 класс)
1. Формулировка темы, цели урока.
Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой (Александров Г.)
Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход (Губарев В.)
- Какая мысль объединяет все эти фразы?
Исходя из этих поговорок и фраз, попробуйте сформулировать тему нашего урока?
2. При каком виде деятельности могут возникать конфликты?
3. Что мы называем «общением»?? какие средства общения вам известны?
4. Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?
5. Межличностный конфликт – это
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_-_1_-_konflikty.docx | 58.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 классе
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2023. – 176 с.
План:
- Понятие «конфликт»
- Основные стадии (этапы) конфликта
- Виды конфликтов
- Способы поведения в конфликтной ситуации.
Ход урока.
I. Организационный момент
Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.
II. Мотивация
Сегодняшний урок я хочу начать, рассказав вам историю из далёкого прошлого. Один, никому не известный грек, по имени Герострат, желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Он сжёг храм Артемиды – одно из чудес света в своём родном городе летом 356 года до н. э.
По рассказу древнегреческого историка Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил, таким образом, его имя для потомков.
Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни.
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.
III. Формулировка темы, цели урока.
Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой (Александров Г.)
Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход (Губарев В.)
- Какая мысль объединяет все эти фразы?
Исходя из этих поговорок и фраз, попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Так какую тему мы сегодня изучим? ( Конфликты)
Правильно, тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запись на доске. Запишите в тетради.
Теперь, мы попробуем поставить цель нашего урока, ответив на мои вопросы:
Учитель: - О чём мы должны узнать, и на какие вопросы ответить? Что мы будем изучать? Чего мы не знаем? - Какова же цель сегодняшнего урока?
Формулируют цели урока: - понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте.
IY. Актуализация знаний
? при каком виде деятельности могут возникать конфликты? (при общении)
? что мы называем «общением»? (это взаимные деловые и дружеские отношения людей)
? какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)
? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? (конечно, могут)
Y. Изучение нового материала
Понятие «конфликта"
Давайте определим лексическое значение слова «конфликт». Ученикам предлагается определить понятие «конфликт».
Что же такое конфликт?
Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Вывод учителя: Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.
В словаре Ожегова С.И. конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».
Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
Спишите определение понятия «конфликт» в тетради, стр. 78.
Учитель: В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:
У вас на столах дополнительный материал «Этапы протекания конфликта».
Внимательно рассмотрите схему на раздаточном материале. Что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени? (ступени конфликта; - этапы конфликта). - Перечислите ступени развития конфликта. Запишите их в тетрадь.
VI. Первичное осмысление и закрепление
Виды конфликтов
Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология.
Становясь участником конфликта, возможно, сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 5 стратегий поведения в конфликтах и их характеристики на стр. 80. Ознакомьтесь. Назовите их.
Конкуренция Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание Уклонение | Приспособление |
Какую стратегию поведения в конфликте можно считать наиболее успешной? (сотрудничество)
Задание 1: Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (раздаточный материал – Приложение 3):
1. Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление)
#1059;клонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание)
#1055;оиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Компромисс)
#1057;тремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Соперничество, конкуренция)
Задание 2: Установите соответствие, соединив стрелками - (раздаточный материал – Приложение 3 А)
Пояснение: Чтобы выполнить задание, необходимо вспомнить значение терминов из второго столбика.
1 | «Худой мир лучше доброй ссоры» | 1 | Прерывание конфликта |
2 | «С глаз долой, из сердца вон» | 2 | Компромисс |
Пояснение: Чтобы выполнить задание, необходимо вспомнить значение терминов из второго столбика. Компромисс – это взаимные уступки. «Худой мир лучше доброй ссоры», другими словами, обе стороны терпят определённые неудобства ради сохранения мира.
Пословица «С глаз долой, из сердца вон» иллюстрирует прерывание конфликта, который хоть и остановлен, но далёко не исчерпан.
Оценочный лист (задания №2)
Взаимная проверка результата выполнения задания №2. Выполнено верно (+)
Допущена неточность или ошибка (какая) (-)
Вопрос к классу
- Почему люди могут избегать конфликтов? (Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т.д.)
Любой конфликт, в конце концов, разрешится, т.е. наступает его последний этап.
- Проходят ли конфликты бесследно?
- Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказа: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"
В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.
Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день, когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.
Отец отвёл сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри, сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же, как раньше".
- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Вопросы классу
- В чем смысл притчи?
- Оставляют ли конфликты следы? (Ответы учеников)
Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
VI. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ - Приложение 4
- Чему научил вас урок?
- Что такое конфликт?
- Почему возникают конфликты?
- Как ведут себя люди во время конфликта?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Оцените свою работу «+» или «-»:
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. Для этого я даю вам на память памятки «Формула успешного решения конфликтов».
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
| Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер |
| Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия: 1) переход к конфликтному поведению; 2) стремление предотвратить конфликт, т.е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер |
| Переход к конфликтному поведению. Т.е к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующее варианты поведения: 1) открытая борьба, столкновение сторон; 2)отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно); 3) компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний) |
| Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений: конструктивного и неконструктивного. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. |
| может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. |
Взаимная проверка результата выполнения задания №1. Оценочный лист
Выполнено верно (+)
Допущена неточность или ошибка (какая) (-)
Задание №2. Проанализируйте сильные и слабые стороны каждого варианта поведения в конфликтной ситуации. Заполните таблицу:
Вариант поведения в конфликтной ситуации
Стороны
сильные
слабые
Лист взаимооценки результата выполнения задания №2
Мой сосед по парте правильно нашёл сильные и слабые стороны_____ вариантов поведения в конфликтной ситуации
Мне удалось найти правильно ________
(все или количество правильных вариантов поведения в конфликтной ситуации)
Запишите вывод. Полностью ли вы справились с заданием.?Что помогло/помешало вам правильно выполнить задание полностью? Для этого закончите предложение:
Я считаю, что я________________________________________________________________________
Взаимная проверка результата выполнения задания №3. Оценочный лист
Выполнено верно (+)
Допущена неточность или ошибка (какая) (-)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект на тему:Конфликты в межличностных отношениях.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников собы...
Презентация по теме "Конфликты в межличностных отношениях"
Презентация по обществознанию...
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)
Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)...
Описание урока по обществознанию 6 класс по теме "Конфликты в межличностных отношениях"
Данный урок по теме «Конфликты в межличностных отношениях» изучается в разделе « Человек среди людей». Урок разработан для обучающихся 6 класса.Изучение межличностных отн...
Урок по обществознанию на тему: "Конфликты в межличностных отношениях"
В наше время часто возникают конфликты между людьми, и надо уметь не только выходить из них, но и предотвращать...
Технологическая карта открытого урока на тему "Конфликт в межличностных отношениях", 6 класс
Технологическая карта открытого урока по обществознанию в 6 классе на тему "Конфликт в межличностных отношениях". Образовательные ресурсы: учебник "Обществознание" Л. Н. Богол...
План-конспект урока по предмету "обществознание" для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации....