Рабочая программа учебной дисциплины "Психология общения"
рабочая программа по психологии
Мной была разработана рабочая программа учебной дисциплины "Психология общения" для обучающихся в колледже по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_psihologiya_spo_08.02.09.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное | |||||||
профессиональное образовательное учреждение | |||||||
«Невский колледж имени А. Г. Неболсина» | |||||||
(СПб ГБ ПОУ НК им. А. Г. Неболсина) | |||||||
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | ||||||
на заседании Педагогического совета | приказом директора | ||||||
Протокол от ____. ____. 2021 № ____ | от ____. ____. 2021 № ____ | ||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |||||||
ОГСЭ.06 Психология общения | |||||||
индекс, наименование учебной дисциплины | |||||||
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена: | |||||||
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий | |||||||
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования | |||||||
Санкт-Петербург | |||||||
2021 | |||||||
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании Методического объединения | |||||||
гуманитарного цикла Протокол от ____. ____. 2021 №__ Председатель Методического объединения | |||||||
В.Н. Шадрина | |||||||
подпись | расшифровка |
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Психология общения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) по специальности 22.02.06 Сварочное производство, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 21.04.2014 № 360.
Организация разработчик — СПб ГБ ПОУ НК им. А. Г. Неболсина.
Разработчик — преподаватель, педагог-психолог Гайсина И.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр | |
| 4 |
| 6 |
| 9 |
| 10 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина введена дополнительно, из вариативной части учебных часов
и обеспечивает формирование новых знаний и умений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- противостоять манипуляциям, использовать навыки убеждения;
- разрешать конфликты конструктивными способами;
- применять этичные техники ведения переговоров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- цели, функции, виды и уровни общения;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- признаки, характеристики, этапы и уровни развития малой группы;
- понятие групповой динамики, роли и статуса;
- этические принципы ведения переговоров;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Содержание данной учебной дисциплины способствует формированию общих
и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 44 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 43 |
в том числе: | |
лекции | 20 |
лабораторные и практические занятия | 23 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего) | 1 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Объем | Уровень | |
Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ | 14 | |||
Содержание учебного материала | 7 | |||
1 | Коммуникация – основные понятия, функции, компоненты. | 1 | 2 | |
2 | Коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции коммуникации. | 1 | 2 | |
3 | Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | 2 | |
4 | Психологические барьеры при коммуникации. | 1 | 2 | |
5 | Виды, функции, приемы эффективного слушания. | 1 | 2 | |
6 | Механизмы психологического воздействия – убеждение, внушение, подражание, заражение, информационное воздействие, пропаганда. Репрезентативные системы – визуальная, аудиальная, кинестетическая. | 1 | 2 | |
7 | Манипуляции и защита от них. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 7 | |||
1 | Практическое занятие №1. Психологический тренинг навыков безбарьерной коммуникации «Испорченный телефон» | 1 | ||
2 | Практическое занятие №2. Психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию» | 1 | ||
3 | Практическое занятие №3. Психологический тренинг навыков убеждения «Семеро козлят» | 1 | ||
4,5 | Практическое занятие №4. Психологический тренинг «Донорское сердце» | 2 | ||
6,7 | Практическое занятие №5. Прохождение психологического теста Айзенка EPQ, обсуждение результатов | 2 | ||
Тема 2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА | 12 | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Понятие малой группы. Признаки, характеристики, этапы и уровни развития. | 1 | 2 | |
2 | Понятия роли и статуса. Социометрия, роли в группе. | 1 | 2 | |
3 | Групповая динамика. Конформность, групповое давление. Групповая сплоченность. | 1 | 2 | |
4 | Групповая динамика. Лидерство. Стили руководства. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 8 | |||
1 | Практическое занятие №6. Прохождение психологического теста на организаторские способности, обсуждение результатов | 1 | ||
2,3 | Практическое занятие №7 Психологическая игра «Крокодил» | 2 | ||
4,5 | Практическое занятие №8. Психологический тренинг навыков работы в группе «Потерпевшие кораблекрушение». | 2 | ||
6,7,8 | Практическое занятие №9. Деловая игра «Необитаемый остров» | 3 | ||
Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА | 16+1 | |||
Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Конфликт: его сущность, основные характеристики, функции. | 1 | 2 | |
2 | Структура конфликта, динамика, фазы. | 1 | 2 | |
3 | Основные модели поведения личности в конфликте. Типы конфликтных личностей. | 1 | 2 | |
4 | Случайные и неслучайные конфликты. Конфликтогены. Классификация конфликтогенов. | 1 | 2 | |
5 | Убеждение как средство предотвращения конфликта. | 1 | 2 | |
6 | Конструктивная и неконструктивная критика. Приемы конструктивной критики. | 1 | 2 | |
7 | Переговоры как модель разрешения конфликта. Стратегии переговоров. Этапы переговоров. | 1 | 2 | |
8 | Технологии ведения переговоров и управления конфликтным взаимодействием. Основы этики делового общения. Характеристики делового общения. Этапы. Культура делового общения – психологические качества, обеспечивающие этичную коммуникацию. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 8 | |||
1,2 | Практическое занятие №10. Прохождение психологического теста Томаса-Килманна, обсуждение результатов | 2 | ||
3 | Практическое занятие №11. Упражнение «Восточный базар» | 1 | ||
5,6 | Практическое занятие №12. Решение кейсов по подбору стратегии выхода их конфликта | 2 | ||
7,8,9 | Практическое занятие №13. Деловая игра “Балда и черти” | 3 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся по теме 3. Психология конфликта. Самостоятельная работа №1 Выполнение письменной работы – самостоятельное решение кейса по подбору стратегии выхода их конфликта | 1 1 | |||
Дифференцированный зачет | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- классная доска с комплектом инструментов для работы;
- образцы рефератов и эссе;
- подсобное помещение со шкафами для хранения учебно-наглядных пособий, книг, комплектов учебно-методических материалов по психологии общения.
Технические средства обучения:
- ноутбук/компьютер;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.
Основные источники:
- Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2016. – 463 с.
- Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов). – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 448 с.
- Егоров, В. П. Этика деловых отношений: учеб. пособие — М.: Юридический институт МИИТа, 2016. — 142 с.
- Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М.: ИД Форум: Инфра-М, 2017. - 192 с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2016.
– 576 с. - Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. – СПб: Питер, 2016. – 784 с.
- Короткина Т.И. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. Пособие — СПб.: СПбГУП, 2016. — 116 с.
- Кузнецова М.А. Психология общения: учебное пособие ля СПО. – М.: РГУП, 2019, 167 с.
- Метлякова, Л.А. Конфликтология: учеб.-метод. пособие: направления подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование» и 39.03.03 – «Организация работы с молодёжью» / Л.А. Метлякова; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 208 с.
- Панфилова А.П. Теория и практика общения. Учебное пособие для студ. средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
- Психология общения. Энциклопедический словарь/Под редакцией А. А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2017. – 600 с.
- Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. Психология общения: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 317 с.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 192 с.
Дополнительные пособия для преподавателя:
1. Кипнис, М. Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга— Москва: АСТ, 2014. — 637 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Критерии и методы оценки |
Уметь: | ||
применять техники и приемы эффективного общения использовать приемы саморегуляции поведения общения. | Демонстрация обучающимися знаний Самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений. Выполнение индивидуальных заданий. Выполнение практических работ. Выполнение контрольной работы. Применение знаний в нетипичных ситуациях. | Оценка выполнения практических работ. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения контрольных работ, результатов выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы. Фронтальный опрос. |
Знать: | ||
взаимосвязь общения цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды | Перенос способов деятельности в новые условия. Выполнение индивидуальных заданий на карточках. Выполнение практических работ. Демонстрация обучающимися знаний Выполнение практических работ, ролевые игры. Анализ результатов по изучаемой теме. | Устный индивидуальный опрос Оценка выполнения практических работ. Фронтальный опрос. |
4.2 Промежуточная аттестация обучающихся.
№ | Форма | Средства контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
1 | Дифференцированный зачет | Письменное тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа дисциплины Психология общения
Рабочая программа дисциплины Психология общения в соответствии с требованиями ФГОС СПО...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06. «Психология делового общения»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии СПО, входящей в состав укрупненной г...
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология управления делового общения»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии СПО, входящей в состав укрупненной г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.03 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Учебная дисциплина ОД03. «Этика и культура общения» является основной частью общеобразовательного учебного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профе...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"
Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...