Рабочая программа учебной дисциплины "Психология общения"
рабочая программа по психологии

Гайсина Ирина Алексеевна

Мной была разработана рабочая программа учебной дисциплины "Психология общения" для обучающихся в колледже по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_psihologiya_spo_08.02.09.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

  Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Невский колледж имени А. Г. Неболсина»

(СПб ГБ ПОУ НК им. А. Г. Неболсина)

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета

приказом директора

Протокол от ____. ____. 2021 № ____

от ____. ____. 2021 № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Психология общения

индекс, наименование учебной дисциплины

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена:

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Санкт-Петербург

2021

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО

на заседании Методического объединения

гуманитарного цикла

Протокол от ____. ____. 2021 №__

Председатель Методического объединения

В.Н. Шадрина

подпись

расшифровка

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Психология общения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) по специальности 22.02.06 Сварочное производство, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 21.04.2014 № 360.

Организация разработчик — СПб ГБ ПОУ НК им. А. Г. Неболсина.

Разработчик — преподаватель, педагог-психолог Гайсина И.А.


СОДЕРЖАНИЕ

стр

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина введена дополнительно, из вариативной части учебных часов
и обеспечивает формирование новых знаний и умений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • противостоять манипуляциям, использовать навыки убеждения;
  • разрешать конфликты конструктивными способами;
  • применять этичные техники ведения переговоров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • виды социальных взаимодействий;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  • признаки, характеристики, этапы и уровни развития малой группы;
  • понятие групповой динамики, роли и статуса;
  • этические принципы ведения переговоров;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Содержание данной учебной дисциплины способствует формированию общих
и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.

ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.

ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

43

в том числе:

лекции

20

лабораторные и практические занятия

23

контрольные работы

0

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего)

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Объем
часов

Уровень
усвоения

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ

14

Содержание учебного материала

7

1

Коммуникация – основные понятия, функции, компоненты.

1

2

2

Коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции коммуникации.

1

2

3

Вербальные и невербальные средства общения.

1

2

4

Психологические барьеры при коммуникации.

1

2

5

Виды, функции, приемы эффективного слушания.

1

2

6

Механизмы психологического воздействия – убеждение, внушение, подражание, заражение, информационное воздействие, пропаганда. Репрезентативные системы – визуальная, аудиальная, кинестетическая.

1

2

7

Манипуляции и защита от них.

1

2

Практические занятия

7

1

Практическое занятие №1. Психологический тренинг навыков безбарьерной коммуникации «Испорченный телефон»

1

2

Практическое занятие №2. Психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию»

1

3

Практическое занятие №3. Психологический тренинг навыков убеждения «Семеро козлят»

1

4,5

Практическое занятие №4. Психологический тренинг «Донорское сердце»

2

6,7

Практическое занятие №5. Прохождение психологического теста Айзенка EPQ, обсуждение результатов

2

Тема 2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

12

Содержание учебного материала

4

1

Понятие малой группы. Признаки, характеристики, этапы и уровни развития.

1

2

2

Понятия роли и статуса. Социометрия, роли в группе.

1

2

3

Групповая динамика. Конформность, групповое давление. Групповая сплоченность.

1

2

4

Групповая динамика. Лидерство. Стили руководства.

1

2

Практические занятия

8

1

Практическое занятие №6. Прохождение психологического теста на организаторские способности, обсуждение результатов

1

2,3

Практическое занятие №7 Психологическая игра «Крокодил»

2

4,5

Практическое занятие №8. Психологический тренинг навыков работы в группе «Потерпевшие кораблекрушение».

2

6,7,8

Практическое занятие №9. Деловая игра «Необитаемый остров»

3

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

16+1

Содержание учебного материала

8

1

Конфликт: его сущность, основные характеристики, функции.

1

2

2

Структура конфликта, динамика, фазы.

1

2

3

Основные модели поведения личности в конфликте. Типы конфликтных личностей.

1

2

4

Случайные и неслучайные конфликты. Конфликтогены. Классификация конфликтогенов.

1

2

5

Убеждение как средство предотвращения конфликта.

1

2

6

Конструктивная и неконструктивная критика. Приемы конструктивной критики.

1

2

7

Переговоры как модель разрешения конфликта. Стратегии переговоров. Этапы переговоров.

1

2

8

Технологии ведения переговоров и управления конфликтным взаимодействием. Основы этики делового общения. Характеристики делового общения. Этапы. Культура делового общения – психологические качества, обеспечивающие этичную коммуникацию.

1

2

Практические занятия

8

1,2

Практическое занятие №10. Прохождение психологического теста Томаса-Килманна, обсуждение результатов

2

3

Практическое занятие №11. Упражнение «Восточный базар»

1

5,6

Практическое занятие №12. Решение кейсов по подбору стратегии выхода их конфликта

2

7,8,9

Практическое занятие №13. Деловая игра “Балда и черти”

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся по теме 3. Психология конфликта.

Самостоятельная работа №1

Выполнение письменной работы – самостоятельное решение кейса по подбору стратегии выхода их конфликта

1

1

Дифференцированный зачет

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • классная доска с комплектом инструментов для работы;
  • образцы рефератов и эссе;
  • подсобное помещение со шкафами для хранения учебно-наглядных пособий, книг, комплектов учебно-методических материалов по психологии общения.

Технические средства обучения:

  • ноутбук/компьютер;
  • мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.

Основные источники:

  1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2016. – 463 с.
  2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов). – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 448 с.
  3. Егоров, В. П. Этика деловых отношений: учеб. пособие — М.: Юридический институт МИИТа, 2016. — 142 с.
  4. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М.: ИД Форум: Инфра-М, 2017. - 192 с.
  5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2016.
    – 576 с.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. – СПб: Питер, 2016. – 784 с.
  7. Короткина Т.И. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. Пособие — СПб.: СПбГУП, 2016. — 116 с.
  8. Кузнецова М.А. Психология общения: учебное пособие ля СПО. – М.: РГУП, 2019, 167 с.
  9. Метлякова, Л.А. Конфликтология: учеб.-метод. пособие: направления подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование» и 39.03.03 – «Организация работы с молодёжью» / Л.А. Метлякова; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 208 с.
  10. Панфилова А.П. Теория и практика общения. Учебное пособие для студ. средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
  11. Психология общения. Энциклопедический словарь/Под редакцией А. А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2017. – 600 с. 
  12. Столяренко Л.Д, Самыгин С.И. Психология общения: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 317 с.
  13. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 192 с.

Дополнительные пособия для преподавателя:

1. Кипнис, М. Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга— Москва: АСТ, 2014. — 637 с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

Критерии и методы оценки

Уметь:

применять техники и приемы эффективного общения
в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения
в процессе межличностного

общения.

Демонстрация обучающимися знаний
и практических умений по изучаемой теме.

Самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений.

Выполнение индивидуальных заданий.

Выполнение практических работ.

Выполнение контрольной работы.

Применение знаний в нетипичных ситуациях.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения контрольных работ, результатов выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы.

Фронтальный опрос.

Знать:

взаимосвязь общения
и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания
в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания
в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды
и способы разрешения конфликтов.

Перенос способов деятельности в новые условия.

Выполнение индивидуальных заданий на карточках.

Выполнение практических работ.

Демонстрация обучающимися знаний
и практических умений по изучаемой теме.

Выполнение практических работ, ролевые игры.

Анализ результатов по изучаемой теме.

Устный индивидуальный опрос

Оценка выполнения практических работ.

Фронтальный опрос.

4.2 Промежуточная аттестация обучающихся.

Форма

Средства контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

1

Дифференцированный  зачет

Письменное тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа дисциплины Психология общения

Рабочая программа дисциплины Психология общения в соответствии с требованиями ФГОС СПО...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06. «Психология делового общения»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии СПО, входящей в состав укрупненной г...

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология управления делового общения»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии СПО, входящей в состав укрупненной г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.03 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Учебная дисциплина ОД03. «Этика и культура общения» является основной частью общеобразовательного учебного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профе...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"

Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...