Программа внеурочной деятельности "Я и Мы"
рабочая программа по психологии (5 класс)

Соленова Мария Михайловна

программа адаптации обучающихся 5х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Светловская средняя общеобразовательная школа

имени Солёнова Бориса Александровича»

(МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.»)

СОГЛАСОВАНЫ

Заместитель директора

_______________Т.А.Жогина

от «_____» _______________2019г.

УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом  директора

МБОУ «Светловская СОШ

имени Солёнова Б.А.»

 от «_____» ___________2019г..№____-од

_______________ Т.Б. Румянцева

Программа курса внеурочной деятельности

«Я и Мы»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Светловская средняя общеобразовательная школа имени

Солёнова Бориса Александровича»

Общеинтеллектуальное  направление

5  класс

Светлый – 2021

Курс внеурочной деятельности:

«Я и Мы»  Общеинтеллектуальное направление

Класс 5    

Учитель  Соленова Мария Михайловна

Количество часов на учебный год: 5 класс - 34 часа

Количество часов в неделю: 5 класс - 1 час в неделю

Цель программы:

Цель изучения программы курса «Я и Мы»  - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер ребенка.

Задачи программы:

Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей;

- научить рефлексивным умениям;

- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранять и поддерживать психологическое здоровье ребенка;

- воспитывать нравственные качества обучающихся.

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого ребёнка;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.

Общая характеристика программы курса «Я и Мы»

Программа внеурочного курса «Я и Мы» предназначена для учащихся 5го класса. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так и индивидуальные формы работы, а также работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей обучающихся, позволяет осуществлять познание себя  активно и деятельностно.

Основополагающими принципами построения программы курса «Я и Мы» являются:

- доступность;

- практико-ориентированность;

- метапредметность.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы  курса «Я и Мы»,  что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении программы курса:

1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального мышления.

5. Использование терапевтических метафор (тематические сказки) с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.

6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

7. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

Формы проведения занятий:

-индивидуальная работа;

-работа в паре;

-групповая работа;

-коллективная работа.

Содержание программы внеурочного курса «Я и Мы» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника;
  • ответственного отношения к учению;
  • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:

  • знание индивидуальных и эмоциональных особенностей своих собственных и других людей;
  • знание правил работы в тренинговой группе;
  • знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • умения вести конструктивный диалог;
  • умение определять жизненные цели и задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
  • вести конструктивную беседу;
  • учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
  • бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.

 Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также выставка тетрадей по саморазвитию.

Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся

обучающиеся должны знать:

  • что такое «психология», каково её место в системе наук;
  • об уникальности внутреннего мира каждого;
  • о способах ведения конструктивного диалога;
  • о мотивах выбора друзей.
  • о способах поведения в трудных ситуациях;

обучающиеся смогут научиться:

  • анализировать поведение героев притч и сказок, выявлять в них скрытый подтекст;
  • анализировать собственные потребности и цели.
  • анализировать поступки других людей и свои собственные.

Содержание программы (34 часа)

Содержание программы отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

Раздел 1.  (2 часа)

Введение в мир психологии. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться лучше понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

Раздел 2.Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. (4 часа)

Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева и др.

Раздел 3. Мои силы, мои возможности. (4 часа)

исследование своих качеств и своих особенностей. Обучение анализированию собственных потребностей и целей. Коммуникативное развитие  

Раздел 4. Я и мой внутренний мир. (4 часа)

Развитие умения адекватно выражать свои чувства. Знакомство со способоми поведения в трудных ситуациях

Раздел 5. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)

Планирование целей и путей самоизменения, обучение способам взаимодействия в разных ролях. Учитывание мнения товарищей. Обучение конструктивному диалогу

Раздел 6. Моё будущее. (4 часа)

Знакомство с популярными профессиями, обучение основам тайм-менеджмента и постановки жизненных целей и задач

Раздел 7. Я и мои друзья. (7 часов)

Осознание необходимости признания и уважения прав других людей. Овладение способами разрешения конфликтных ситуаций. Обогащение своего представления о культуре общения

Раздел 8. Что такое сотрудничество? (4 часа)

Развитие умения оценивать правильность выполнения действий, развитие осознания границ другого, расширение представления о понятии «сотрудничество»

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела/урока

Форма

 

ЦОР

Дата

План    

Факт

 Введение (2 часа)

1

Введение в мир психологии

Беседа

https://infourok.ru/psihologiya-kak-nauka-5-klass-4186966.html 

2

Для чего нужно понимать психологию

Открытая дискуссия

Раздел 2.Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. (4 часа)

3

Такие разные чувства

Урок-знакомство с видами эмоций

https://urok.1sept.ru/articles/572950 

4

Способы выражения чувств

Занятие с элементами тренинга

5

Знакомство с понятием эмоционального инетеллекта

Занятие с элементами тренинга

6

Как понять чувства другого?

Занятие с элементами тренинга

Раздел 3. Мои силы, мои возможности. (4 часа)

7

Как правильно оценить  себя?

Самодиагностика, беседа

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/09/29/metodiki-dlya-diagnostiki-detey-11-14-let 

8

Какой Я?

тренинг

9

Мои способности

Занятие с элементами тренинга

10

Успех = способсности + трудолюбие

практическая работа

Раздел 4. Я и мой внутренний мир. (4 часа)

11

Мой внутренний мир уникален

Занятие с элементами тренинга. Самодиагностика

12

Каждый видит и чувствует мир по-своему

Занятие с элементами тренинга.

13

Я в ответе за свои чувства и мысли

Занятие с элементами тренинга.

14

Способы поведения в трудных ситуациях

Занятие с элементами тренинга.

Раздел 5. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)

15

Мое детство

Занятие с элементами тренинга.

16

Мои ресурсы

Занятие с элементами тренинга. самодиагностика

17

Я изменяюсь

Занятие с элементами тренинга.

18

Каким я стану

Психологическая игра

Раздел 6. Моё будущее. (4 часа)

19

Кем я стану в будущем

Занятие с элементами тренинга.

20

Как заглянуть во взрослый мир

Урок-диспут

21

Я в настоящем

Занятие с элементами тренинга. самодиагностика

22

Формула достижений

дискуссия

https://infourok.ru/prezentaciya-formula-uspeha-k-klassnomu-chasu-kak-stat-uspeshnim-281342.html 

Раздел 7. Я и мои друзья. (7 часов)

23

Каким должен быть настоящий друг

дискуссия

24

Умею ли я дружить?

Занятие с элементами тренинга. самодиагностика

25

Почему люди ссорятся?

Занятие с элементами тренинга.

26

Какие есть «колючки» у меня?

Занятие с элементами тренинга. самодиагностика

27

Как избежать ссоры?

дискуссия

28

Что такое одиночество?

Занятие с элементами тренинга.

29

Как не стать одиноким в обществе сверстников?

Занятие с элементами тренинга.

Раздел 8. Что такое сотрудничество? (4 часа)

30

Понятие сотрудничества

дискуссия

31

Умение договариваться

Занятие с элементами тренинга.

32

Как распределять обязанности в коллективе

Занятие с элементами тренинга.

34

Итоговое занятие

Психологическая игра

Итого 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...