Программа внеурочной деятельности "Я и Мы"
рабочая программа по психологии (5 класс)
программа адаптации обучающихся 5х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_i_my_5_klass_2021-2022_uch.god_.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Березовского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Светловская средняя общеобразовательная школа имени Солёнова Бориса Александровича» (МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.») |
СОГЛАСОВАНЫ Заместитель директора _______________Т.А.Жогина от «_____» _______________2019г. | УТВЕРЖДЕНЫ Приказом директора МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.» от «_____» ___________2019г..№____-од _______________ Т.Б. Румянцева |
Программа курса внеурочной деятельности
«Я и Мы»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Светловская средняя общеобразовательная школа имени
Солёнова Бориса Александровича»
Общеинтеллектуальное направление
5 класс
Светлый – 2021
Курс внеурочной деятельности:
«Я и Мы» Общеинтеллектуальное направление
Класс 5
Учитель Соленова Мария Михайловна
Количество часов на учебный год: 5 класс - 34 часа
Количество часов в неделю: 5 класс - 1 час в неделю
Цель программы:
Цель изучения программы курса «Я и Мы» - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологическое здоровье ребенка;
- воспитывать нравственные качества обучающихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого ребёнка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Общая характеристика программы курса «Я и Мы»
Программа внеурочного курса «Я и Мы» предназначена для учащихся 5го класса. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так и индивидуальные формы работы, а также работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей обучающихся, позволяет осуществлять познание себя активно и деятельностно.
Основополагающими принципами построения программы курса «Я и Мы» являются:
- доступность;
- практико-ориентированность;
- метапредметность.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В основе курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы курса «Я и Мы», что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы курса:
1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.
4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального мышления.
5. Использование терапевтических метафор (тематические сказки) с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.
6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
7. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.
Формы проведения занятий:
-индивидуальная работа;
-работа в паре;
-групповая работа;
-коллективная работа.
Содержание программы внеурочного курса «Я и Мы» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника;
- ответственного отношения к учению;
- готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей своих собственных и других людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
- учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также выставка тетрадей по саморазвитию.
Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся
обучающиеся должны знать:
- что такое «психология», каково её место в системе наук;
- об уникальности внутреннего мира каждого;
- о способах ведения конструктивного диалога;
- о мотивах выбора друзей.
- о способах поведения в трудных ситуациях;
обучающиеся смогут научиться:
- анализировать поведение героев притч и сказок, выявлять в них скрытый подтекст;
- анализировать собственные потребности и цели.
- анализировать поступки других людей и свои собственные.
Содержание программы (34 часа)
Содержание программы отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Раздел 1. (2 часа)
Введение в мир психологии. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться лучше понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Раздел 2.Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. (4 часа)
Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева и др.
Раздел 3. Мои силы, мои возможности. (4 часа)
исследование своих качеств и своих особенностей. Обучение анализированию собственных потребностей и целей. Коммуникативное развитие
Раздел 4. Я и мой внутренний мир. (4 часа)
Развитие умения адекватно выражать свои чувства. Знакомство со способоми поведения в трудных ситуациях
Раздел 5. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)
Планирование целей и путей самоизменения, обучение способам взаимодействия в разных ролях. Учитывание мнения товарищей. Обучение конструктивному диалогу
Раздел 6. Моё будущее. (4 часа)
Знакомство с популярными профессиями, обучение основам тайм-менеджмента и постановки жизненных целей и задач
Раздел 7. Я и мои друзья. (7 часов)
Осознание необходимости признания и уважения прав других людей. Овладение способами разрешения конфликтных ситуаций. Обогащение своего представления о культуре общения
Раздел 8. Что такое сотрудничество? (4 часа)
Развитие умения оценивать правильность выполнения действий, развитие осознания границ другого, расширение представления о понятии «сотрудничество»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела/урока | Форма
| ЦОР | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение (2 часа) | |||||
1 | Введение в мир психологии | Беседа | https://infourok.ru/psihologiya-kak-nauka-5-klass-4186966.html | ||
2 | Для чего нужно понимать психологию | Открытая дискуссия | |||
Раздел 2.Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. (4 часа) | |||||
3 | Такие разные чувства | Урок-знакомство с видами эмоций | |||
4 | Способы выражения чувств | Занятие с элементами тренинга | |||
5 | Знакомство с понятием эмоционального инетеллекта | Занятие с элементами тренинга | |||
6 | Как понять чувства другого? | Занятие с элементами тренинга | |||
Раздел 3. Мои силы, мои возможности. (4 часа) | |||||
7 | Как правильно оценить себя? | Самодиагностика, беседа | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/09/29/metodiki-dlya-diagnostiki-detey-11-14-let | ||
8 | Какой Я? | тренинг | |||
9 | Мои способности | Занятие с элементами тренинга | |||
10 | Успех = способсности + трудолюбие | практическая работа | |||
Раздел 4. Я и мой внутренний мир. (4 часа) | |||||
11 | Мой внутренний мир уникален | Занятие с элементами тренинга. Самодиагностика | |||
12 | Каждый видит и чувствует мир по-своему | Занятие с элементами тренинга. | |||
13 | Я в ответе за свои чувства и мысли | Занятие с элементами тренинга. | |||
14 | Способы поведения в трудных ситуациях | Занятие с элементами тренинга. | |||
Раздел 5. Я расту, я изменяюсь. (4 часа) | |||||
15 | Мое детство | Занятие с элементами тренинга. | |||
16 | Мои ресурсы | Занятие с элементами тренинга. самодиагностика | |||
17 | Я изменяюсь | Занятие с элементами тренинга. | |||
18 | Каким я стану | Психологическая игра | |||
Раздел 6. Моё будущее. (4 часа) | |||||
19 | Кем я стану в будущем | Занятие с элементами тренинга. | |||
20 | Как заглянуть во взрослый мир | Урок-диспут | |||
21 | Я в настоящем | Занятие с элементами тренинга. самодиагностика | |||
22 | Формула достижений | дискуссия | https://infourok.ru/prezentaciya-formula-uspeha-k-klassnomu-chasu-kak-stat-uspeshnim-281342.html | ||
Раздел 7. Я и мои друзья. (7 часов) | |||||
23 | Каким должен быть настоящий друг | дискуссия | |||
24 | Умею ли я дружить? | Занятие с элементами тренинга. самодиагностика | |||
25 | Почему люди ссорятся? | Занятие с элементами тренинга. | |||
26 | Какие есть «колючки» у меня? | Занятие с элементами тренинга. самодиагностика | |||
27 | Как избежать ссоры? | дискуссия | |||
28 | Что такое одиночество? | Занятие с элементами тренинга. | |||
29 | Как не стать одиноким в обществе сверстников? | Занятие с элементами тренинга. | |||
Раздел 8. Что такое сотрудничество? (4 часа) | |||||
30 | Понятие сотрудничества | дискуссия | |||
31 | Умение договариваться | Занятие с элементами тренинга. | |||
32 | Как распределять обязанности в коллективе | Занятие с элементами тренинга. | |||
34 | Итоговое занятие | Психологическая игра | |||
Итого 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...