программа внеурочной деятельности "Найди свой путь"
рабочая программа по психологии (8 класс)
Профориентационная программа для обучающихся 8го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_naydi_svoy_put_8_klass_2021-2022_uch.god_.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Березовского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Светловская средняя общеобразовательная школа имени Солёнова Бориса Александровича» (МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.») |
СОГЛАСОВАНЫ Заместитель директора _______________Т.А.Жогина от «_____» _______________2019г. | УТВЕРЖДЕНЫ Приказом директора МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.» от «_____» ___________2019г..№____-од _______________ Т.Б. Румянцева |
Программа курса внеурочной деятельности
«Найди свой путь»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Светловская средняя общеобразовательная школа имени
Солёнова Бориса Александровича»
Социальное направление
8 класс
Светлый – 2019
Курс внеурочной деятельности:
«Найди свой путь» Общеинтеллектуальное направление
Класс 8
Учитель Соленова Мария Михайловна
Количество часов на учебный год: 8 класс - 34 часов
Количество часов в неделю: 8 класс - 1 час в неделю
Пояснительная записка.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям в начале учебного года, лишь менее 50% обучающихся 9-х классов имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства. Это действительно серьёзная проблема. Она объясняется прежде всего тем, что не хватает знаний о самих профессиях, тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценивать собственные способности, выявлять свои интересы и склонности. Старший подростковый возраст и раннее юношество (14-17 лет) – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который послужит началу пути к успеху, к самореализации. Программа «Найди свой путь» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Рабочая программа для 9-х классов составлена на основе учебного пособия для предпрофильного обучения Селевко Г.К. «Найди свой путь» с учетом целей и задач основной образовательной программы МБОУ «Светловская СОШ имени Солёнова Б. А.». в 9 классе отведено 64 часа, из расчета – два урока в неделю.
Актуальность учебного курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального самоопределения, осознанием интереса к будущей профессии. Выбор профессии включает в себя планирование, проектирование, самоопределение, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт. У них формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте девятиклассника как в эмоциональном, так и в личностном планах, в частности при подготовке и сдаче итоговых экзаменов.
Цель:
- формирование психологической готовности старшеклассников к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей, а также компетентности обучающихся в области самоопределения и планирования карьеры.
Задачи:
- формировать актуальное для старшеклассников “информационное поле” мира профессий, выделить основные принципы выбора профессии, планирования карьеры;
- помочь учащимся определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- повысить уровень психологической компетентности обучающихся за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании, формирования мотивов саморазвития и личностного роста;
- формировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;
- формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия.
Форма проведения
Для реализации программы используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры, проектная работа, информационно-поисковая деятельность, дискуссии, защита презентаций, работа с Интернет-ресурсами, элементы тренинга, бриффинг, встреча со студентами ведущих ВУЗов города, экскурсии в учебные заведения города.
Предполагаемые результаты курса
По окончании курса старшеклассники должны овладеть:
- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
- правилами выбора профессии;
- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;
- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанными с выбором профиля и пути продолжения образования;
- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;
- навыками проектирования своей образовательной траектории.
Структура и содержание программы
Программа включает в себя следующие этапы:
1. Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.
2. Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
3. Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания; интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.
Исходя из поставленных целей были выбраны следующие диагностические методики:
- «Теппинг-тест» Е.П. Ильина,
- Методика А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь «Определение типов темперамента»,
- Азбука характера,
- Методика Т.Лири «Исследование форм проявления характера»,
- Методика Л.П. Пономаренко «Тест на исследование самооценки»,
- «Моя линия жизни»,
- Методика Б.С.Круглова «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций»,
- «Коммуникативность», «Конфликтность», «Конфликтная ли вы личность?»,
- «Матрица выбора профессии»,
- «Профессиональная пригодность и здоровье»,
- «Карта интересов» Е.А. Климова,
- «Профессиональные предпочтения»,
- Методика «Иерархия мотивов труда»,
- Графическая методика «Мечта», тест «Кто я?», методика «Купи-продай»,
- Тест «Лидер ли я?»
По результатам диагностических исследований составляется «Карта выбора», в которой фиксируются результаты исследований, и дается рекомендация по выбору профиля обучения или направлению дальнейшего образования. Карта составляется учащимися самостоятельно, по ходу выполнения диагностических методик..
4. Профконсультационный (заключительный) – он включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях (реферат, проект, групповую рефлексию). По желанию учащихся и их родителей проводятся индивидуальные дополнительные консультации.
Таким образом, разностороннее исследование психологических особенностей учащихся, их профессиональных интересов способствуют расширению их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что дает им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии.
Индивидуальные результаты диагностических исследований и практических работ учащихся рекомендуется использовать с целью индивидуальной накопительной оценки «портфолио».
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса.
Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система. Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:
- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);
- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;
- овладение навыками рефлексии, самоанализа;
- активная позиция во время занятий.
Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Требования к специалистам
Программа реализуется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование (педагогами-психологами), и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы (классными руководителями).
Состав участников программы
Программа предназначена для учащихся 8-9-х классов. Состав участников не более 25 человек.
Методическое обеспечение:
- Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы/ под ред.проф. Г.К.Селевко.-М., 2007.-с.136
- Селевко Г.К. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения/ Г.К.Селевко, О.Ю.Соловьева.- М.:ООО «ИМЦ Арсенал образования», 2007.-с.176
Содержание курса
Раздел 1. Самоопределение
Знакомство с курсом и концепцией самоопределения. Определение личных психологических особенностей. Актуализация потребностей и уровня притязаний. Работа с самооценкой, изучение особенностей темперамента
Раздел 2. Личностное самоопределение
Изучение Я-концепции. Самоопределение личности, понятие лидерства и здоровой конкуренций
Раздел 3. Самовоспитание
Секреты выбора профессии. Формула выбора профессии
Раздел 4. Самообразование
Ступени образование. Учреждения профессионального образования. Изучение рынка профессий ХМАО-Югры.
Раздел 5. Профессиональное самоопределение
Мир профессий. Типы профессий. Формула профессий. Определение профессиональных склонностей. Карта интересов. Мотивы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
Раздел 6. Жизненное самоопределение
Планирование профессионального пути. Карта выбора
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела/урока | Форма
| ЦОР | Дата | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Самоопределение (7 часов) | |||||
1 | Знакомство с курсом. Концепция самоопределения | мини- лекция с демонстрацией на экране презентации по изучаемому материалу | |||
2 | Определение самооценки и уровня притязаний | Самодиагностика. Занятие с элементами тренинга | |||
3 | Темперамент, характер и профессия | Самодиагностика. Занятие с элементами тренинга | |||
4 | Ценностные ориентации | Дискуссия | |||
5 | Конфликты. Стратегия поведения в конфликте | Занятие с элементами тренинга | |||
6 | «Лестница успеха» | Тренинг | |||
Раздел 2. Личностное самоопределение (6 часов) | |||||
7 | Личность и самоопределение | Самодиагностика. Занятие с элементами тренинга | |||
8 | Имидж, портфолио | Занятие с элементами тренинга | |||
9 | Резюме | Практическая работа | |||
10 | Принятие решений | Занятие с элементами тренинга | |||
11 | Лидерство | Тренинг | |||
12 | Я-концепция | Дискуссия | |||
Раздел 3. Самовоспитание (3 часов) | |||||
13 | Секреты выбора | Дискуссия | |||
14 | Формула «Хочу-Могу-Надо» | Практическая работа | https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/04/20/vybor-professii-hochu-mogu-nado | ||
15 | Здоровье и выбор профессии | Дискуссия | |||
Раздел 4. Самообразование (5 часов) | |||||
16 | Ступени самообразования | Беседа | |||
17 | Учреждения профессионального образования | Теоретическое занятие | |||
18 | «Куда пойти учиться в нашем округе?» | Дискуссия | |||
19 | Средние профессиональные учреждения ХМАО-Югры | Теоретическое занятие | |||
20 | Высшее профессиональное образование ХМАО-Югры | Теоретическое занятие | https://www.studylab.ru/digest/virtualinye-tury-po-oksfordu-garvardu-i-jelyu | ||
Раздел 5. Профессиональное самоопределение (7 часов) | |||||
21 | Мир профессии. Типы профессий | Беседа | |||
22 | Формула профессий | Занятие с элементами тренинга | |||
23 | Определение профессиональных склонностей | Самодиагностика | |||
24 | Карта интересов | Занятие с элементами тренинга | |||
25 | Мотивы выбора профессии. Ошибки при выборе | Занятие с элементами тренинга | |||
26 | Востребованные профессии на рынке труда | Дискуссия | |||
27 | Карьерные возможности | Дискуссия | |||
Раздел 6. Социальное самоопределение (4 часа) | |||||
28 | Навыки самопрезентации | Тренинг | |||
29 | Собеседование при приеме на работу | Тренинг | |||
30 | Начало трудовой деятельности | Тренинг | |||
31 | Диагностика определения профиля личности | Самодиагностика | |||
Раздел 7. Жизненное самоопределение (3 часа) | |||||
32 | Жизненное самоопределение | Дискуссия | |||
33 | Планирование профессионального пути | Тренинг | |||
34 | Обобщающее занятие «Карта выбора» | Тренинг | |||
Итого 34 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы/ С.О.Кропивянская, П.С.Лернер, О.Д.Пало и др.; под ред. С.Н.Чистяковой.- М.:ВАКО, 2009.-160с.
- Дневник профессионального самоопределения школьника(информационная подготовка к выбору образования).8-9 классы/авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сопрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Глобус, 2007.
- Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы/ под ред.проф. Г.К.Селевко.-М., 2007.-с.136
- Селевко Г.К. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения/ Г.К.Селевко, О.Ю.Соловьева.- М.:ООО «ИМЦ Арсенал образования», 2007.-с.176
- Повзун В.Д. Психофизиологические основы организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие- Сургут: ИЦ СурГУ, 2016.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006.
- Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
- Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
- Черникова Т.В.Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.-метод.пособие.-2-е изд.-М.: Планета, 2011.-304с.
- Резапкина Г.В. Психологическая диагностика общих способностей подростков. Учебно-методическое пособие. М.:Генезис, 2007.-89 с.
- Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8-9 классов: учебное пособие. М.: Академия, 2012.-112 с.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. -208 с.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2017. -144 с.
- Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.:Генезис, 2005.-169с.
- Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития/ Т.В.Эксакусто, О.Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-254с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Гибкий путь»
Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...
Программа элективного курса по итальянскому языку "Найди свой путь"
Данная программа называется «Найди свой путь» и предназначена для занятий по овладению основами итальянского языка с учащимися 8 класса.Программа курса рассчитана на 17,5 часов. В структурном отношени...
Рабочая программа по профориентации «Выбери свой путь» для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год (34 часа)
Рабочая программапо профориентации«Выбери свой путь»для учащихся 9 классов на 2017-18 учебный год(34 часа)...
Программа предпрофильной подготовки "Найди свой путь"
Старший подростковый возраст и раннее юношество (14-17 лет) – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в ...
Программа внеурочной деятельности "На пути к сдаче ГТО"
Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к сдаче ГТО" адресована обучающимся 6х классов и ставит своей целью ознакомление с ВФСК ГТО, предварительным тестированием нормативов, ОФП...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Найди свой путь»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности учащихся «Найди свой путь»» являются: Закон «Об образовании Российской федерации», Федераль...
Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к ОГЭ"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "На пути к ОГЭ" рассчитана на 34 часа, с расчетом 1 час в неделю....