Авторская программа «Обобщенный педагогический опыт и его распространение»
статья по психологии
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы школы. Оно предполагает описание педагогом – психологом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, которые свидетельствуют о том, почему данные приемы и методы являются оптимальными.
Как правило, в большинстве школьных учреждений это наиболее трудоёмкий в реализации раздел методической работы с кадрами.Данная программа позволяет систематизировать свою работу по направлению методической работы и может быть применена в любой школе, где есть опытные педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
«Обобщенный педагогический опыт и его распространение»
Пояснительная записка.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы школы. Оно предполагает описание педагогом – психологом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, которые свидетельствуют о том, почему данные приемы и методы являются оптимальными.
Как правило, в большинстве школьных учреждений это наиболее трудоёмкий в реализации раздел методической работы с кадрами.Данная программа позволяет систематизировать свою работу по направлению методической работы и может быть применена в любой школе, где есть опытные педагоги.
Объективные предпосылки для использования программы:
- Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уженаработано в коллективе.
- В ходе оперативной работы и тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по определенному разделу, значительные достижения в воспитании и обучении школьников.
- В своей диагностической анкете педагог обычно указывает, что может поделиться опытом по какой – либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определенной системы использования интересных, эффективных приемов, т.е. эти положительные результаты неслучайны и стабильны.
Цель программы:систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в ГБОУ СОШ № 47 на основе его научного осмысления и анализа.
Задачи программы:
- Создать в школе оптимальные условия, необходимые дляк выявления, изучения и распространения педагогического опыта.
- Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
- Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
- Классифицировать эффективные подходы к организации работ по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
- Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.
Структура программы
Программа состоит из следующих разделов:
- Выявление педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета.Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа – это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям ( например, критерии проблемного обучения), вторая – критерии, которые касаются передового опыта как, частицы случая общепедагогических критериев ( например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).
Признаками передового педагогического опыта являются:
- Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно – воспитательного процесса по основным параметрам:
а) Социальная адаптивность школьников;
б) образованность детей ( полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
в) познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
г) уровень воспитанности.
2. Оптимальность педагогического опыта ( достижение наилучших результатов в учебно – воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).
3. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно – воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.
4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.
5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее,
Перспектива его развития очевидна.
6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или
результатом творческих, теоретических поисков педагога или его
находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой
опыт всегда будет иметь научную основу.
Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в какой степени каждый признак оказывается.
Типичные ошибки этого опыта:
- Некоторые педагоги не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов, в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа не может принести мгновенный, хороший результат ( т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема – нервно – психическое здоровье детей.
- Непонимание педагогами, что новое – это не гарантиипередового опыта. Массовое применение каких – то форм.методов и приемов – также ненадёжный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдаются псевдо – новаторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно – воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и. т. п. другие педагоги добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единственный и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.
- Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению.
Это, прежде всего: 1. целостная система педагогической деятельности. 2; система работы педагога по какой – либо одной проблеме, (может быть изучена в течении года); 3. использование одного эффективного приема; 4. Опыт освоения новых и взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могу подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат: метод, технология, способ, средство и.т.д
Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребовательность передового опыта.
На следующем этапе планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:
- Постановка цели ( для чего?).
- Определение содержания (что?).
- Выявление методов, средств (как?).
- Диагностирование результатов (какой?).
Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием, в течение квартала, а может планироваться на год и более.
- Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический).
Описание является самым трудоемким этапом в обобщении опыта, в котором, наиболее часто встречающимися ошибками являются:
- Описание известного многим опыта, из –за этого описание педагога
не имеет новизны.
- Изложение мыслей и выводов общего характера. Подобный материал это не что иное, как сообщение.
- Не всегда выделяются значимые компоненты методики.
- Целесообразность опыта.
Распространение передового педагогического опыта может проходить на разных уровнях: внутри ОУ, муниципальный, республиканский, всероссийский.
Тематический план по изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта.
Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта
Цель деятельности:
Создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров.
Предполагаемый результат:
Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Алгоритм организации деятельности:
- Диагностика. Анкетирование всех участников пед процесса.
- Распределение педагогов по группам обучения.
- Организация работы психолого-педагогического семинара.
- Организация практической деятельности (мастер-классы, открытые уроки).
- Обобщение наработанных методических, диагностических материалов.
- Тематический педсовет.
Организация деятельности на уровне педагога, творческих групп и администрации:
- на уровне педагога: обучение самообразованию, самоанализу, самооценке своего опыта работы.
- на уровне МО или творческой группы: подготовка педагога к аналитической деятельности, владению методами анализа и самоанализа, выступлению на заседаниях МО, педагогических советах и конференциях, а также подготовка творческого отчета или описание собственного опыта по модульной технологии.
- на уровне администрации:формирование банка ППО с учетом тематической направленности: управленческие, содержательные, технологические. Организация и проведение работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и других мероприятиях на различных уровнях.
Лист индивидуальной работы с педагогом.
Ф.И.О. педагога______________________________________
Мероприятия, проводимые с педагогом | Сроки проведения | Характер помощи | Результат |
| Сентябрь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы и методы индивидуальной работы
с педагогами по проблеме обобщения опыта
Мероприятия, проводимые с педагогом (ответственный) | Сроки проведения | Характер помощи | Результат |
Собеседование. | Сентябрь-октябрь. |
|
|
Индивидуальные консультации. | Период аттестации. |
| |
Создание портфолио. | |||
Подготовка к творческому отчету. | Период аттестации. |
|
|
Посещение уроков. | Период аттестации. | Методическая помощь и консультирование. | Творческий отчет. |
Информационно- педагогический модуль передового опыта работы
Алгоритм работы с опытом.
1.Выявление опыта работы:
Результаты мониторинговых исследований.
Участие в методической работе на уровне школы.
Участие в конкурсах, других городских, региональных мероприятиях.
2.Принятие решения об обобщении опыта.
Заседание Совета педагогов дата ______________ протокол №____.
3.Изучение и обобщение опыта:
определение субъекта (самообобщение, проблемный класс, творческий класс);
планирование изучения, обобщения, защиты опыта
Направления работы | Содержание | Ответственный | Дата |
| |||
|
| ||
|
| ||
Определение сроков изучения | 1 полугодие | ||
Форма обобщения |
| ||
Защита опыта |
|
Перспективный план работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта на уровне ГБОУ СОШ № 47 на 2019 -2023год
№п/п | ФИО педагога | Тема | Методы сбора информации | Форма защиты ПО | Методичекий продукт | Сроки | |
1 | Хмелькова Галина | "Развитие | Рецензирование | Творческий | Обобщение | ||
Юрьевна | |||||||
2 | Ачеева Марьяна Петровна | «Экспериментирование, | Анкетирование, | Участие в | Обобщение | 2022 | |
3 | Циклаури Светлана Павловна | «Межличностные | Анализ | Выступление на | Обобщение | 2023 | |
4 | Битиева Наира Валерьевна | «Экономическое | Проведение | Участие в |
| 2022 | |
5 | Кертанова Марина Анатольевна | " Обучение | Анализ | Обобщение | Обобщение | ||
6 | Гудиева Лаура Борисовна | «Развитие | Анализ | Выступление на | Обобщение | 2023 | |
7 | Бдайциева Диана Жураповна | "Ознакомление | Рецензирование планирования. | Творческий отчет | Обобщение опыта по | 2022 | |
8 | Хасиева Наталья Казбековнв | Обучение правилам | Анализ | Выступление на | Обобщение | 2023 | |
9 | Суворова Ольга Сергеевна | "Развитие | Рецензирование | Творческий | Обобщение | 2021 | |
10 | Чмыхова Виктория | «Музыкальный | Анализ | Творческий | Сценарии | 2023 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ОСНОВНОЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Обобщенный педагогический опыт Павловой Л.Н.
Мной описаны теоритическая и практическая информация о педагогическом опыте...
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...
Обобщенный педагогический опыт по работе с интерактивными технологиями
Перечень интерактивных технологий, которые учитель может применить у себя на уроке из опыта работы....
Обобщенный педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Селиховская средняя общеобразовательная школа»
Активизация познавательВ преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность по-новому интерпретировать...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...