Обобщенный педагогический опыт Павловой Л.Н.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Павлова Лариса Николаевна

Мной описаны теоритическая и практическая информация о педагогическом опыте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Павловой Л.Н. учителя английского языка

 МБОУ «Приреченская СОШ» на тему: « Развитие мотивационной сферы при обучении английскому языку»

  1. Актуальность и перспективность опыта.

«Я не верю в принципы, но я верю в заинтересованность» (Джеймс Рассел Лоуэлл).

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Перестройка средней школы, значительное увеличение международных связей создают определенные предпосылки для улучшения обучения иностранным языкам. Ведь знание иностранного языка – свидетельство уровня культуры и образования. Сфера его применения для современного человека значительно расширяется с увеличением межгосударственных связей, а также возможностью использования в своей работе иностранной технической литературы. Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у школьников, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном языке, читать, узнавать о других странах. Но в процессе овладения этой достаточно кропотливой деятельностью отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала»; преодоления трудностей, что отодвигает достижение целей. Мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Мотивация как бы лишается своей «подпитки».

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с:

1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;

3) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;

4) использованием на уроках аудиовизуальных средств;

5) использованием личностной индивидуализации;

6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:

1) вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;

2) проблемность заданий и ситуаций;

3) контроль знаний умений и навыков;

4) использование познавательных игр;

5) страноведческий материал;

6)  доброжелательные взаимоотношения учителя и учащихся.

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов. Из вышесказанного мы видим, что в настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в ее рассмотрении.

При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

1) Ученик,  и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.

2) Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.

3) Сам предмет «иностранный язык» — т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.

Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Решение проблемы «Развитие мотивационной сферы при обучении английскому языку» позволит существенно повысить качество обучения. Пробудить у ребёнка интерес к изучению английского языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – задача непростая, но решаемая.

  1. Условия формирования опыта

При формировании данного опыта мной была изучена теоретическая составляющая проблемы:

-журнал «Народное образование» №6-2013г

- Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, 4.

- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, 2, 1979г.

- Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1

Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика, 2010

Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка - Спб.:, РГПУ, 2012

Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе. – Вып.2 – М., - 1997. – с.11-15.

Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. – 1987. - №6

На формирование данного педагогического опыта оказало влияние изучение опыта коллег при посещении их уроков. Курсы повышения квалификации  также повлияли на формирование моего педагогического опыта: Свидетельство о посещении курса лекций по методике обучения иностранным языкам в рамках семинара для учителей английского языка по теме: «Изменения в курсе “Английский с удовольствием” в соответствии с требованиями ФГОС» (23 февраля 2013г, МРИО, г.Саранск), свидетельство о дистанционных курсах «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях перехода на ФГОС ОО», являлась участником вебинара «Учебно- методическое обеспечение требований ФГОС и информационно-образовательная среда современных УМК издательства “Просвещение” по английскому языку» (16 мая 2014 года). Принимаю активное участие в работе муниципального методического объединения учителей иностранного языка: приняла участие в муниципальном конкурсе «Учитель года -2012» (победитель в номинации «Оптимизм и целеустремленность»), на котором защищала методическую идею на тему «Развитие мотивационной сферы при обучении английскому языку», провела урок в 6 классе на базе СОШ №5 г.Рузаевка по теме «Телевидение: за и против». Ежегодно являюсь членом жюри муниципального тура Всероссийской олимпиады по иностранному языку. В феврале 2015 провела муниципальный семинар на тему «Новые образовательные технологии как форма активизации деятельности школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности», в рамках которого провела открытый урок в 6 классе по теме «Каждая страна имеет свои обычаи», было представлено театрализованное представление «Моя прекрасная леди» (по пьесе Б.Шоу), подготовленное с  учащимися старших классов.  

  1. Теоретическая база опыта

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Попробуем разобраться, в чем заключаются потребности современных подростков и как можно построить образовательный процесс в школе, чтобы у детей проснулся интерес к учебе, а учителю не приходилось тратить энергию на дисциплину. Существует пирамида потребностей А. Маслоу (журнал «Народное образование» №3-2015г, статья В.Н. Гольянова, М.Н.Емельянова «Образовательный процесс с учетом потребностей подростка»). В последние годы большое внимание уделяется проблеме качества обучения иностранному языку учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка очень велик на начальной стадии преподавания, а затем он значительно ослабевает.  Совершенно очевидно, что иностранный язык может быть использован как при дальнейшем продолжении обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Но при этом интерес и мотивация являются важнейшими условия качественного обучения. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных. Принято считать, что школьный возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка. Умственная активность школьника приобретает самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все школьники обладают этим ценным качеством в равной мере. Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о методике её формирования. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. Мудрость жителей пустынь гласит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Применительно к иностранному языку это означает: иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться.  Совершенно очевидно, что без активного взаимодействия педагога и ученика о результативности в обучении иностранному языку не может быть и речи. Думаю, что каждый из коллег со мной согласится: на начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает.

Можно ли изменить ситуацию? Что для этого необходимо сделать? Эти вопросы крайне актуальны сегодня. Вспомним один из лозунгов проекта «Наша новая школа»: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Раскрыть способности каждого ученика в условиях падения интереса к учёбе, знаниям нелегко.

  1. Технология опыта

В настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в рассмотрении путей и методов формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям обучаемого. При разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе учебного и иллюстративного материала преподаватель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям обучаемых и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей. Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания. Итак, содержание каждого занятия, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у учащихся будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности. Организация учебной деятельности – следующий шаг на пути формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели ставят перед собой учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом, где процесс познания выступает самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер. Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Мотивационный этап помогает учащимся осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана преподавателем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой преподавателя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.

Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Преподаватель сообщает время, отпущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. На данном этапе можно провести анализ имеющихся знаний и приобретенного материала, оставшихся пробелов и того, что необходимо изучить на последующем этапе. Завершается данное обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают

самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того,

будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

Рефлексивно-оценочный этап является итоговым в процессе изучения темы, когда обучаемые учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, удовольствие от познания нового и интересного материала. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Пробудить у ребёнка интерес к изучению английского языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – задача непростая, но решаемая. Очень важно убедить детей и их родителей в том, что в современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе образованного и успешного человека, способного жить и творить без знания английского языка. В своей работе я постоянно подчеркиваю, что знание английского языка даёт возможность широко пользоваться Интернетом, раздвигая языковые барьеры, создаёт предпосылки для культурного и карьерного роста. Для поддержания мотивации  и формирования устойчивого интереса младшеклассников к изучению английского языка стараюсь  максимально использовать игровые ситуации. Как горят  глаза детей, когда в гости к ним на урок приходят сказочные герои, приглашая в путешествие по стране «Английский алфавит»!   Эффективны  игры: «Снежный ком», «Угадай-ка», «Найди пару», «Крестики-нолики», «Аукцион». Использование песен, стихотворений рифмовок, танцевальных элементов позволяет  создать благоприятный психологический климат на уроке, помогает сохранить интерес к английскому языку. Светлее, веселее, интереснее!  Вот принцип, с которым нужно подходить к подготовке любого урока иностранного языка. Нестандартность в организации урока, с самого его начала, привлекает внимание детей. Если сегодня мы начинаем урок со стихотворения по ролям, завтра – с песни, послезавтра – с рифмовки – интерес к английскому языку не угаснет. Я придерживаюсь правила: «Изобретать, совершенствоваться, перепробовать десятки методов и выбрать наиболее эффективные». Каждый творчески работающий учитель не может не согласиться с Джоном Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра». Увлечь современных школьников предметом гораздо сложнее, чем это было двадцать и даже десять лет назад. Не случайно такое широкое распространение  сегодня получили нестандартные уроки, где дети могут не только получить знания, но и в полной мере проявить себя. Очень нравятся ребятам ролевые игры. Так, на уроке по теме «Добро пожаловать в Лос-Анджелес» мои девятиклассники выступили в разных ролях: режиссёра, оператора, претенденток на главную роль в новом фильме. Девятиклассницы в роли актрис старались произвести впечатление  на членов жюри, когда читали стихи, сонеты Шекспира, исполняли музыкальные произведения. Каждая из трёх команд представила на этом этапе урока презентации о Калифорнии. Интересно было школьникам и следующее   задание: соревнование с виртуальным знатоком английского языка. В последнее время в школах стала популярна проектная деятельность. Она позволяет включить всех учеников в активную творческую работу. Изучение темы «Британский парламент» не вызывает  у восьмиклассников особого восторга. Но стоило школьников  озадачить созданием проектов, как отношение  изменилось. Помимо тщательного изучения материала учебника восьмиклассники работали с дополнительной литературой, материалами Интернета.  На заключительном занятии дети представили презентации; особый интерес вызвало обращение королевы Елизаветы к Британскому парламенту, заседание Палаты общин. Работа над проектами расширяет познавательный кругозор учащихся, позволяет осуществить межпредметную связь.  Если в вышеназванном проекте  прослеживалась тесная связь с историей, то в проекте семиклассников  «Окружающая среда» естественна связь с экологией. Проект – плакат представляет собой изображение дуба: перевернув  его листья, мы прочтём советы семиклассников по защите окружающей среды. Работа над проектом, как правило, происходит в атмосфере увлечённости, творчества, эмоционального  комфорта, что,  несомненно, влияет на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.  Проектная деятельность сегодня немыслима без информационных технологий, таких привлекательных для школьников. Не секрет, что дети гораздо быстрее, чем мы, осваивают компьютерные новшества. Они охотно консультируют нас, педагогов, с удовольствием помогают учителю в создании презентаций, подборе видеоматериалов. Им нравится тестирование в отличие от диктанта, заданиям на компьютерных носителях отдаётся предпочтение.  При всех плюсах компьютерных технологий педагоги столкнулись с серьёзной проблемой:  далеко не каждый ребёнок может выбрать полезную, проверенную информацию в необъятном океане Интернета, и поэтому роль учителя – консультанта здесь очень велика. Авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы. Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсе «Британский бульдог»,  в конкурсе «Альбус». Для учащихся 2-5 классов провожу праздники  «Путешествие в Английский язык». Ежегодно для старшеклассников- праздники с элементами театрализованного представления к Дню Святого Валентина. Силами старшеклассников и мной подготовлены и проведены театрализованные постановки: «Ромео и Джульетта», «Моя прекрасная леди» Особой популярностью у школьников пользуются виртуальные путешествия по англоязычным странам. Привлекает ребят и такая форма, как написание писем Санта-Клаусу. На значимость английского языка я стараюсь обратить внимание школьников во время  экскурсий. При посещении института механики и энергетики школьники убедились, что на «ты» с новейшими приборами и механизмами может быть только человек, хорошо владеющий английским (большинство инструкций было на английском языке). Общение с иностранцами в сувенирной лавке во время экскурсии в Москву позволило моим одиннадцатиклассникам реально оценить свои знания по английскому языку. Как всякий учитель английского языка, хочу, чтобы мои ученики хорошо говорили по-английски, стараюсь помогать им образовать себя, ввести их в общечеловеческую культуру. Наш труд нелёгок, но интересен. Я люблю свою профессию, потому что постоянно ощущаю нужность детям. Каждый день я узнаю что-то новое и делюсь своими знаниями с учениками. Когда чувствую усталость, перечитываю совет профессора В.М.Лизинского: «…дело не в том, чтобы выползать с урока, отдав, как на войне, все силы, а в том, чтобы ученики ушли с урока довольными и готовыми идти на следующий урок с удовольствием. Это зависит от привлекательности самого учителя, привлекательности содержания, интересных форм, используемых на уроке, и тех способов поддержки и поощрения, которые использует учитель».

  1. Анализ результативности опыта

Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах.

Учебный год

Уровень( муниципальный, республиканский, российский)

Наименование

Результат

ФИ ученика-призера

2010-2011

Муниципальный

Российский

Всероссийская предметная олимпиада по английскому языку

Международный игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

Призер

Участие-

22 чел.

Белова Я.

2011-2012

Муниципальный

Российский

Российский

Всероссийская предметная олимпиада по английскому языку

Международный игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

Всероссийский конкурс «Альбус»

Призер

Участие-

23 чел.

17 чел

Глазков Р.

Сельдюшов А.-7 кл, Салдакова В.-5 класс

Кудашкин О.-4 класс

2012-2013

Муниципальный

Российский

Российский

Муниципальная олимпиада по страноведению Великобритания и США.

Международный игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

Всероссийский конкурс «Олимпус»

Призер

Участие-

32 чел.

16 чел

Сельдюшов А.-8 класс

Дмитриева В.-4 класс,

Сельдюшов А.-8 класс

2013-2014

Муниципальный

Всероссийская предметная олимпиада по английскому языку

Призер

Салдакова В.-7 класс

2014-2015

Муниципальный

Российский

Муниципальная олимпиада по страноведению Великобритания и США.

Международный игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

Призер

Участие-

17 чел.

Глазков Р.-11 класс

Сивцова П.-3 кл, Михейкин Д.-5 кл

  1. Трудоемкость опыта

Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. На основании теоретического анализа можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека Познавательная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, познавательная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Познавательная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Познавательная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой. Существенны такие характеристики познавательной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. При этом, при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности. Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках. Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка является использование деловой игры.

Использование указанных методов и приемов является действенным в том случае, если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании. Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется
сказать, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и применение
 ИКТ.

  1. Адресность опыта

Свой опыт представляю на школьном уровне на заседаниях методического объединения «Гармония», на заседаниях педсовета

Доклады, выступления

учителя английского языка Павловой Л.Н.

Дата

Место выступления

Тема выступлений

2014-2015 уч.год

Сентябрь

2014

Сайт www.proshkolu.ru/user/larnelor/folder/

Презентация классного часа 6 класс

по теме «Эрмитажу 250 лет»

Ноябрь

2014

Заседание ТМЦО «Гармония», педсовет

«Пути эффективного взаимодействия в режиме: учитель-учитель, учитель-ученик»

Январь

2015

Заседание ТМЦО «Гармония»

«Современные методы преподавания английского языка»

2013-2014 уч.год

Январь

2014

Заседание ТМЦО «Гармония»

«Деятельностный  подход в обучении английскому языку»

2012-2013 уч.год

Август

2012

Заседание ТМЦО «Гармония»

« Пути эффективного взаимодействия в режиме: учитель-ученик, ученик, учитель»

Январь

2013

Педсовет

« Пути эффективного взаимодействия в режиме: учитель-ученик, ученик, учитель»

Март

Конкурс «Учитель года-2012» на муниципальном уровне

 Развитие мотивационной сферы при обучении английскому языку”

2011-2012 уч.год

Ноябрь

2011

Заседание ТМЦО «Гармония»

«Эффективность урока-результат организации активной деятельности учащихся»

Март

2012

Педсовет

«Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

Провожу уроки на уровне школы. Принимала участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2012». В феврале 2015г. провела семинар для учителей английского языка Рузаевского муниципального района.

Открытые уроки, внеклассные мероприятия

учителя английского языка Павловой Л.Н.

Дата

проведения

Класс

Тема урока, мероприятия

2014-2015 уч.год

Февраль

2015

6 класс

Открытый урок «Каждая страна имеет свои обычаи»(муниципальный семинар для учителей английского языка)

Февраль

2015

9-11 классы

Театрализованная постановка «Моя прекрасная леди» (по пьесе Б.Шоу «Пигмалион»)

2013-2014 уч.год

Январь

2014

2 класс

Открытый урок «Путешествие в английскую азбуку»

2012-2013 уч.год

Ноябрь

2012

8 класс

Открытый урок « Британский Парламент»

Февраль

2013

7-9 классы

Театрализованная постановка«Ромео и Джульетта»

2011-2012 уч.год

Март

2012

2-4 классы

Внеклассное мероприятие «Путешествие в Английский алфавит»

Март

2012

6 класс

Открытый урок «Телевидение: за и против»( муниципальный конкурс «Учитель года -2012»), СОШ г.Рузаевка №5

Участие в конкурсах, семинарах

учителя английского языка Павловой Л.Н.

Дата

проведения

Название конкурса, семинара

Что проведено и посещено

2014-2015 уч.год

Январь

2015

Лицей №4, г.Рузавка

Учебный семинар с участием МордГПИ им.Евсевьева «Подготовка к ЕГЭ»

Февраль

2015

Проведение муниципального семинара для учителей английского языка

на базе МБОУ «Приреченская СОШ» по теме « Новые образовательные технологии

как форма активизации деятельности школьников

на уроках английского языка

 и во внеурочной деятельности»

Открытый урок «Каждая страна имеет свои обычаи»(муниципальный семинар для учителей английского языка)

Февраль

2015

Театрализованная постановка «Моя прекрасная леди» (по пьесе Б.Шоу «Пигмалион»)

2013-2014 уч.год

Ноябрь

2013

СОШ №8, г.Рузаевка

Муниципальный семинар для учителей английского языка

16 Мая

2014

Вебинар издательства «Просвещение»

Участие в вебинаре « Учебно-методическое обеспечение требований ФГОС и информационно-образовательная среда современных УМК издательства “Просвещение” по аглийскому языку »

Мой опыт полезен для молодых педагогов, он размещен на сайтах www.proshkolu.ru/user/larnelor, www.infourok.ru/user/pavlova-larisa-nikolaevna/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ОСНОВНОЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Обобщенный педагогический опыт по работе с интерактивными технологиями

Перечень интерактивных технологий, которые учитель может применить у себя на уроке из опыта работы....

Обобщенный педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Активизация познавательВ преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность по-новому интерпретировать...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...