ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
опыты и эксперименты по истории на тему

Елоева Алета Тотразовна

ОСНОВНОЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОСНОВНОЕ ИЗ ОПЫТА22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза

А.А. Макоева с. Чикола Ирафского района РСО - Алания

Чикола 2013 г.

Несмотря на то, что опыт Елоевой. А. Т. представляет собой своеобразную педагогическую систему, в которой синтезированы многие идеи и методы, все же можно выделить в ней основное, ведущее.

Это развитие интереса к предмету на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе. Творчески относящаяся к своему делу Алета Тотразовна видит в своих учениках не только объект воздействия, сколько партнеров, союзников по творческому процессу. Помимо уважения и веры в силы учащихся и их возможности Елоева А.Т. умеет встать на позицию школьника, почувствовать взаимоотношении педагога с учащимися.

Анализ деятельности Елоевой А.Т. можно выделить вводный-мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный структурные этапы учебной тему.

На первом этапе учительница подводит учащихся осознанию основной, ведущей цели предстоящего изучения учебной темы, ее места и роли в общем курсе истории, а также ее значения в практическом и теоритическом плане. Здесь же Алета Тотразовна рассказывает историю возникновения и развития понятии, которые изучены в теме; выделяет знания и умения ранее пройденного материала, необходимые при изучении данной темы. Затем вместе с учащимися обсуждают вопрос о том, у кого имеются пробелы в этом материале и что надо сделать, чтобы лучше подготовиться к овладению новым материалом. При необходимости некоторым учащимся даются индивидуальные задания, направленные на ликвидацию обнаруженных пробелов, и к ним прикрепляются ученики-консультанты из числа сильных  учащихся для оказания помощи и контроля над их работой. Далее Алета Тотразовна сообщает: сколько учебных занятий отведено на изучение этой темы, примерно сроки ее завершения и перечисляет знания, умения и навыки, которыми должны овладеть все учащиеся класса в результате изучения этой темы. Члены совета кабинета оформляют эти сведения в виде листа/Тема. Что должен знать и 2-3 контрольных вопроса, ответы на которые служат показателем наличия указанного в столбце знания. Что должен уметь и 2-3 практических задания, требующихся для выполнения указанного умения, который постоянно висит в кабинете. Оформленный таким образом лист учит ребят и самоконтролю. Если тема сложная, учительница отводит на этот этап целый урок, если нет-чтеца урока.

На операционно-познавательном этапе учащиеся под руководством Елоевой Алеты Тотразовны усваивают знания, овладевают умениями и навыками, входящие в содержание темы. Для того учительница обеспечивает учащихся необходимой информацией в виде рассказа или лекции, фронтальной работы по изучению какого-либо понятия, рассмотрения способа выполнения практических работ. Учебный материал Алета Тотразовна объяснят в основном сама, но по мере взросления учащихся часть учебного материала передается для изложения докладчикам или самостоятельной проработки по учебнику. Повторение и закрепление изученного материала, а также отработку умений и навыков она производит главным образом в ходе коллективной работы на семинарах, практикумах, в процессе ролевых игр. При такой организации познавательной деятельности, нет надобности проводить устный опрос на каждом уроке.

На третьем, рефлексивно-оценочном этапе, Елоева проводит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по теме. Главной целью этого этапа, учительница ставит развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и правильной самооценке.

Для обобщения пройденного материала она использует разные методы: это и проведение обобщающих уроков, и доклады учащихся на обобщающие темы, и составление по группам обобщающихся схем изученного материала с последующим обобщение на уроке и т.д.

На этом этапе коллективно (совместно с детьми) проводится подведение итогов выполнения программы темы, устанавливается, кто из учащихся полностью выполнил программу, кто недовыполнил и имеет какие-либо пробелы. Как правило, это происходит в форме обсуждения отчетов и сообщений.

Рассмотрим изложенную выше структуру на примере изучения темы “ Арабы в VI-XI веках” в 10 классе.  Первый час учительница проводит в форме школьной лекции, в ходе которой раскрывает роль и значения изучения темы “ Арабы в VI- XIвв”, как способствующей раскрытия всеобщего и закономерного характера перехода различных народов к феодализму. В ней рассматривается вариант становления феодального строя, при котором феодальные отношения вызревали в условиях разложения рода-племенного строя у кочевников и завоевания ими стран, где уже давно утвердилось классовое общество. Дальнейшее развитие в теме получает понятие “ феодальный строй”. Наряду с общими признаками (крупная земельная собственность),эксплуатация зависимых крестьян и др.( выявляется своеобразие феодализма в странах Востока: сосредоточение большей части земли в руках главы государства, преобладание налога как основной формы феодальной эксплуатации, сохранение значительных пережитков рабства и т.д.

Некоторые учащиеся получают конкретное задание, чтобы повторить к следующему уроку.

Алета Тотразовна отмечает, что на изучение этой темы отводится 3 часа, в кабинете вывешивается лист: Тема: “ Арабы в VI-XIвеках”.

Что должен знать:

  1. Природа и занятия населения Аравии.
  2. Рода-племенной строй арабов и возникновение ислама.
  3. Культура стран халифата.

Вопросы для самопроверки:

  1. Как повлияла природа и климат Аравии на занятия ее населения?
  2. Что толкало арабские племена к объединению?
  3. Что вы узнали об основателе ислама “Мухаммеде “?
  4. Какие общественные и семейные порядки закреплял ислам?
  5. Объясни причины военных успехов арабов?
  6. Сопоставь достижения науки о странах Халифата и Византии: чем объяснить некоторое сходство?

Что должен уметь:

Находить на карте территории, завоеванными арабами, и крайние пункты, до которых они продвинулись на западе и на востоке.

Вопросы для самопроверки:

  1. Можешь ли показать на карте ход объединения арабов, их военные походы, завоеванные территории.
  2. Выполнить на контурной карте 3 задания 1 и 2.

Обсуждения на всех этапах велось методом фронтальной беседы с систематизацией данных в виде таблице. Затем были подведены итоги выполнения программы по теме.

Алета Тотразовна считает, что при такой организации учебного процесса, когда ученики понимают необходимость и логику каждого этапа урока, видят глубокую связь и общность закономерностей всего учебного предмета, у них меняется отношение к учению, оно становится для них собственным делом, личностно и общественного значимым. Изменяются и взаимоотношения детей и учителя: из контролера он превращается в подлинного руководителя.

При отборе содержания учебной темы Алета Тотразовна руководствуется программой и учебниками, умело актуализируя ее путем дополнения новыми научными данными, позволяющими решить круг поставленных учебных-воспитательных задач.

Елоева А.Т. считает, что сотворчество педагогов и школьников наиболее зримо раскрывается в их совместной деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе. В школе интересно поставлена краеведческая работа, работают кружки ”Юный историк” и “Исторический театр”.

Самой высокой оценкой деятельности Алеты Тотразовны является безграничная любовь детей, уважение коллег и авторитет родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Обобщенный педагогический опыт Павловой Л.Н.

Мной описаны теоритическая и практическая информация о педагогическом опыте...

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Обобщенный педагогический опыт по работе с интерактивными технологиями

Перечень интерактивных технологий, которые учитель может применить у себя на уроке из опыта работы....

Обобщенный педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Активизация познавательВ преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность по-новому интерпретировать...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...