Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchennyy_opyt_po_izo.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
с. Новосевастопольское
Красногвардейского района Республики Адыгея
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся»
УЧИТЕЛЬ: Парамонова Наталья Валерьевна
Обобщенный педагогический опыт
«Использование информационно–коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся»
Учитель: Парамонова Н.В.
Содержание:
1.Информационный отдел обобщения опыта ………... 1.1 Тема опыта ……………………………………………… 1.2 Условия возникновения и становления опыта ……….. 1.3 Актуальность проблемы ……………………………….. 1.4 Ведущая педагогическая идея опыта………………….. 1.5 Длительность работы над опытом ……………………. 1.6 Диапазон опыта ……………………………………….... 1.7 Теоретическая база опыта ……………………………... 2. Технология опыта …………………………………….. 2.1 Постановка целей и задач ………………………….... 2.2 Организация учебно-воспитательного процесса …... 2.3. Содержание образования……………………………. 3. Литература…………………….….. 1.Информационный отдел обобщения опыта В соответствии с Законом РК «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. 1.2. Условия возникновения, становления опыта. Проблема Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ. 21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней человек и общество, в котором он существует. В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Как помочь направить возможности компьютера на формирование духовных, нравственных ценностей? Так возникла тема моего опыта « Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся». Важным условием является потребность сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности. И если ее нет, то пробудить, а затем и развить творческую активность каждого ученика. Еще одним условием становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм, организация обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Методическая работа в школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога. У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на учебных занятиях выступала на заседаниях педагогического совета школы. Мой опыт применим и поддержан педагогами нашей школы. 1.3. Актуальность ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования», активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;[16] Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Актуальность применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование: культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека. Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности. Логичным будет воспользоваться этим набором на уроках искусства, непосредственно связанных с культурой человека вообще. Они помогут в достижении цели: создать условия для активного освоения социально-культурного опыта человечества, применения его эмоционально-ценностных отношений при выстраивании собственной жизненной концепции. Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать информационную компетентность - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, формировать умение находить требуемые данные, проявляя при этом творческую активность. Многие исследователи отмечают, что традиционное школьное обучение направлено в первую очередь на развитие логического, «критического», «конвергентного» мышления, то же время не уделяется должное внимание творческому мышлению; более того, в условиях школьного обучения оно зачастую «гасится». Вспоминая свои школьные годы, представители разных стран Р.Стернберг и Е.Григоренко приходят к одинаково грустному заключению. Педагоги не предлагали им творить на уроках, поскольку ученикам «полагалось запоминать, усваивать, отвечать на вопросы учителя и излагать написанное в учебниках» [13] Анализируя причины этого явления, автор делает вывод, что недостаток внимания к творчеству во многом определяется требованиями общества, а регулятором их выступает государство и система школьного образования. «Длительное время творчество … являлось уделом единиц».[13] Современное же общество, по мнению многих исследователей, все в большей степени нуждается в творчески мыслящих гражданах. В настоящее время меняются сами требования общества к творческой активности человека. Высокие темпы развития в производстве и в социальной сфере, ужесточение конкуренции, сложнейшие проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному человеку, формируют своеобразный запрос на «человека творческого». Шок настоящего – драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями…но…Любая «догоняющая модернизация» образования опасна тем, что сама по себе установка «догнать и перегнать» другие страны сужает возможности прогнозирования будущего из-за такого социально-психологического синдрома, как синдром «гипноза спины». Суть этого синдрома состоит в том, что человек, видящий перед собой спину бегущего впереди соперника, неизбежно повторяет его ходы и ошибки. В результате человек оказывается «слепым» по отношению к другим сценариям развития будущих событий в ситуации «шока настоящего»… Поэтому перед нами стоит задача проектирования такого варианта образования, в котором бы личность воспринимала перемены как норму и не переживала «шока настоящего».[1] Таким образом, тема моего опыта «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся» является актуальной и перспективной. 1.4. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность. К той же мысли меня привел и проведенный в 2011 году мониторинг отношения подростков к различным видам учебной деятельности. Учащиеся наблюдались в течение месяца. В ходе этих наблюдений было выявлено, что: 100% учащихся проявляет интерес к использованию компьютера как средства представления информации (с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); 90% учащихся увлеченно работают с обучающими программами; 65% учащихся с интересом относятся к компьютерному контролю знаний; 50% учащихся изъявляют желание выполнять творческие домашние задания с использованием информационно-коммуникативных технологий. Анализ результатов показал, что с миром компьютеров связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. 1.5. Длительность работы над опытом 1-этап – начальный (2009-2011 уч. год) – когда обозначилась проблема использования коммуникативных технологий на уроках искусства (противоречие между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся через использование инновационных форм обучения). Изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме опыта, осмысление теоретических и методологических положений. Разработка содержания, структуры, критериев и показателей оценки уровня сформированности информационной компетентности учащихся 2-этап – основной (2011-2012 уч.год) – когда проводилась исследовательская работа, а в практику внедрялись уроки изобразительного искусства с применением ИКТ технологий. 3- этап (2013-2014 уч. год) – заключительный – обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы. 1.6. Диапазон опыта Представленный опыт работы является единой органичной системой: урок изобразительного искусства - внеурочная работа - индивидуальная работа с учащимися. Информационно-коммуникационные технологии достаточно эффективно использую на всех этапах урока: - для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам, тестирование); - для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование процесса геометрических построений натюрморта на экране, использование обучающих программ); - для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски); для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами); - для проведения внеклассной работы по предмету 1.7. Теоретическая база опыта В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко. Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др), по теории художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Особое значение имели работы в области психологии изобразительной деятельности: Волков Н.Н., Зинченко В.П., Игнатьев Е.И., Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, повышения культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются принципы, изложенные Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств» [6] Что для молодёжи современно и интересно? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития. Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, я наметила свой подход в использовании информационно-коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства, в чем и вижу новизну опыта. 2. Технология опыта 2.1. Постановка целей и задач Проведение уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий - это мощный стимул в обучении. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет: - применение компьютеров на уроках ИЗО создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Целью своей педагогической деятельности считаю: обеспечение положительной динамики творческой активности учащихся, в результате применения информационно – коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: - сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); - приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; - установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; - развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний; - расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; - формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; - развитие творческих способностей учащихся; 2.2. Организация учебно-воспитательного процесса Перечислю используемые мною направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в практическую деятельность: - проведение занятий в компьютерном классе; - использование персонального компьютера и мультимедийного проектора во время урока в кабинете изобразительного искусства; - использование домашних ПК учителя и учащихся. 2.3. Содержание образования Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю не как цель, а как еще одно средство обучения, как источник дополнительной информации по предмету, как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности, как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, как возможность интегрированного обучения предмету. Основные направления использования информационно-коммуникативных технологий на уроках искусства Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: - Расширить информационное пространство; - увеличить скорость поиска информации; интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Каждый отдельно взятый урок – это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов – этапов. На каждом этапе я использую элементы информационно-коммуникативных технологий. Целесообразность их использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии, как пишет И.В. Роберт [14].Информационно-коммуникативные технологии применяю на разных этапах обучения: - при объяснении нового материала; - при закреплении; - при повторении; - при контроле знаний, умений и навыков. Поставив себе задачу включения в учебный процесс ИКТ технологий, следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках искусства. Используемые мною программы можно разделить на следующие группы: - информативные - энциклопедии: «Большая энциклопедия живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Русский музей», Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой; - обучающе-развивающие: «Азбука искусств» Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе: Урок с мультимедийной поддержкой Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей его всегда входило в мои задачи на уроке. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Примеры тем уроков с мультимедиа: «Народный праздничный костюм», «Искусство Гжели», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Жостово», «Русская изба», «Интерьер крестьянского дома», «Китай», «Япония», «Древний Египет», «Древние образы в народных игрушках», «Жанры изобразительного искусства»– портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие, «Рисунок – основа изобразительного творчества», «Цвет в произведениях живописи», «Великие портретисты прошлого, «Крупнейшие музеи изобразительного искусства» ,«Красота движений человека», «Обычная жизнь каждого дня», «Картины на темы истории» и др. Использование электронных образовательных ресурсов После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями, среди которых были диски и по искусству, я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. С учащимися мы работаем с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Например, на уроке изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Жанры изобразительного искусства», в 7 классе по теме четверти «Поэзия повседневности, использование компьютера позволяет мне сделать процесс обучения значительно эффективнее с помощью реализации принципа наглядности, используя на уроке ЦОРы «Мировая художественная культура» библиотека электронных наглядных пособий», ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН». Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
Использование графического редактора «Paint» в качестве инструмента художественной деятельности, оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени. Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Возможен вариант, когда мною класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев. Выполняются группами, но возможно и индивидуальное выполнение. Необходимо соблюдение основных этапов от выбора цели, выработки гипотезы и способов, путей реализации до общей презентации продукта (результата) проекта. На организационно-подготовительном этапе важно ознакомить учащихся с основными задачами проектной работы, школьники распределяют между собой роли и обязанности, определяют задания для каждого: одна группа работает с текстом, другая – с иллюстрациями. На поисковом этапе ребята собирают, анализируют и систематизируют полученную информацию с точки зрения содержания и оформления. Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, создают пространство для самовыражения, а также развивают мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль. Урок с компьютерной поддержкой В таком варианте возможны случаи, когда учащиеся одновременно работают со мной, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно работают на компьютере по моим указаниям и выполняют задания на бумаге. Например, на уроке с компьютерной поддержкой в 6 классе по теме «Натюрморт в графике» я использовала несколько видов работы учащихся: фронтальную, представление учащимися собственной презентации, работа учащихся за компьютером и на бумаге. Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме я организую промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний. Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций. Я использую этот вариант урока при изучении тем в 5 классе по темам «Народные промыслы их истоки и современное развитие», «Хохломская роспись», «Искусство Гжели». Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ Работа над данной темой еще не закончена, считаю, что в дальнейшем она расширится и углубится, и мой опыт будет полезен другим учителям .Считаю, что использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Считаю опыт своей работы «Информационно-коммуникативные технологии на уроках изобразительного искусства как средство повышения творческой активности учащихся» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.
3. Литература 1.Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. 447 с.. 343. 2.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org 3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.
5.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». 6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994. 8.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006. 9.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 10.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. -www.festival.1september.ru. 11. Ломов С.П., В.С. Кузин. Эксперимент: новое содержание общего образования. Искусство. М.: Просвещение, 2002. 368 с 12.Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 104 с. 13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001. 14Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994. 15Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. – М.,2003. 16.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru 17.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. 18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013) 19.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 05.11.2013)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».
В статье«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся» говорится об актуальности и персп...
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.
Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...
Зиннурова Н.Н. «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Выступление в КФУ г.Казани...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся
Проектная работа о исполбзовании на уроках проектного метода обучения...
Публичное представление педагогического опыта «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»
Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, разви...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...