Полезная информация для педагога-психолога
статья по психологии
Информация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа педагога-психолога | 111.4 КБ |
Отчет педагога-психолога 2021 г. | 290.73 КБ |
otchet_po_profilaktiki_suitsidalnogo_povedeniya.pdf | 387.7 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругинас.Троица»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Протокол №1 от «30» августа 2021 года | «Согласовано» зам. директора по ВР «30» августа 2021 года ___________ Т. В. Ракитина | «Утверждаю» Директор МКОУ ХМР«СОШ им. В. Г. Подпругинас. Троица» _____________ Р. И. Курманов Приказ № 297 - О от 30.08.2021 г. |
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Хомякова Екатерина Владимировна,
педагог-психолог
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Данный план разработан на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03 августа 2018г.);
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты - Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругинас. Троица» (ФГОС) на 2020-2024 годы;
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты - Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругинас. Троица» (ФГОС) на 2020-2025 годы;
- Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты - Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругинас. Троица» (ФГОС) на 2020-2022 годы;
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- организация работы с детьми категории «одаренные»;
- разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- переход в среднее звено;
- подростковый кризис;
- адаптация и профориентация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
- Психолого-педагогическая диагностика,
- Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика,
-Психологическое консультирование,
-Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно–развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. С учащимися 9 и 10 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
4. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-10 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
- Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данного плана проводится следующая работа:
1.Работа по адаптации в 1, 5 , 10 классах, а также с новичками в школе,
2.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
3.Профориентационная работа,
4.Подготовка к итоговой аттестации,
5.Работа с детьми «группы риска»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическика и коррекционно – развивающая работа
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
•базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
•способности и стремление к самопознанию и познанию других;
•высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.
Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации в 1 классе
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого-педагогическая диагностика 1 срез (октябрь – ноябрь) | |||
1. | Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы (диагностический комплекс Семаго М.М.) - Задание № 1 «Продолжи узор»; -Задание № 2 «Сосчитай и сравни»; -Задание № 3 «Шифровка»; -Задание № 4 «Слова»; -Задание № 5 «Нарисуй человека» (Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона | 1 класс | сентябрь |
2. | Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант» (Регулятивные (самоконтроль) ). Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец. | 1 класс | октябрь |
3. | Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС (Познавательные (осведомленность)) Ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет. | 1 класс | октябрь |
4. | Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» (Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)) Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения. | 1 класс | октябрь |
5. | 5. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн. Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника | 1 класс | Ноябрь |
6. | Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички» (Коммуникативные (кооперация)) Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества | 1 класс | Ноябрь |
7. | Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах | 1 класс | ноябрь |
Психолого-педагогическая диагностика 2 срез (апрель – май) | |||
2.Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей будущих первоклассников. | Родители первоклассников | По запросу Май-сентябрь |
2. | Родительское собрание «Мой ребенок – первоклассник» | Родители первоклассников. | 1 четверть |
3.Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны. | 1 класс | Ноябрь- апрель |
2. | Групповые занятия Развитие самосознания и рефлексивных способностей | Сентябрь - Май | |
4.Аналитическая работа | |||
I этап Ноябрь (по результатам диагностики) Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении | |||
II этап Май (по результатам диагностики) Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении |
План психолого-педагогического сопровождения для 5 класса
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской. Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска | Обучающиеся 5 класса | I этап сентябрь– октябрь II этап Апрель– май |
2. | Тест школьной тревожности Филлипса Предполагаемый результат: Определение уровня школьной тревожности. | Обучающиеся 5 класса | Ноябрь |
3. | Методика самооценки В.Н.Ковалева. Предполагаемый результат: изучение самооценки. | Обучающиеся 5 класса | Октябрь –апрель (мониторинг) |
4. | Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. (Личностные УУД) Предполагаемый результат: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД. | Обучающиеся 5 класса | Октябрь |
5. | Прогрессивные матрицы» Равена (Познавательные УУД) Предполагаемый результат: определение темпа работоспособности. | Обучающиеся 5 класса | Ноябрь -апрель (мониторинг) |
6. | Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой (Регулятивные УУД) | Обучающиеся 5 класса | Ноябрь |
2. Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников. | Родители пятиклассников | По запросу ноябрь–май |
2. | Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» | по плану классного руководителя | |
3. | Групповые и индивидуальные консультации с педагогами «Первый раз в новый класс» «Трудности адаптационного периода» «Психологические особенности младшего подросткового возраста». Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе | Педагоги работающие в 5-м классе | сентябрь-май. |
3. Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны | Обучающиеся 5 класса испытывающие трудности в период адаптации | Ноябрь - апрель |
Аналитическая работа | |||
Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении | В течение года |
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги» (Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности) | 10 класс | октябрь |
2. | Методика изучения эмоционального напряжения. (Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации) | 10 класс | октябрь |
3. | Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс». | 9 класс | февраль |
2.Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных иконсультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами. | Родители Педагоги 10 класса | Октябрь ноябрь |
2. | Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики. | 10 класс | В течение года |
3. | Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий | 10 класс | Сентябрь - ноябрь |
4. | Лекции и беседы с родителями | Родители 10 класса | В течение года |
3. Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы. | 10 класс | В течение года (по запросу и результатам диагностики) |
4. Аналитическая работа | |||
Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении | В течение года |
Сопровождение готовности учащихся 4 класса при переходе среднее звено
Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.
№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено. | |||
1. | Методика «Уровень школьной мотивации» (Мотивация учебной деятельности) | 4 класс | март |
2. | Методика «Определения умственного развития» (познавательная сфера) | 4 класс | март |
3. | Методика «Слова» (Познавательная сфера) | 4 класс | март |
4. | Методика «Умение считать в уме» (Познавательная сфера) | 4 класс | март |
5. | Методика «Три оценки» (Самооценка, уровень притязаний) | 4 класс | март |
6. | Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапезавершения обучения в начальной школе» (Сформированность учебных действий и умений) | педагог 4 класса | март |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики. | Родители 4 класса | апрель |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс» | 4 класс | апрель |
Аналитическая работа | |||
1. | Обработка полученных данных | ||
2. | Составление психолог – педагогического заключения и прогноза развития | май |
План работы педагога – психолога по взаимодействию
с тревожными обучающимися
Цель:выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы: -Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» | 1,3, 4 классы | сентябрь |
2. | Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы); | 5, 6, 8 классы | сентябрь |
3. | Методика Кондаша «Шкалы тревожности» | 9 – 10 классы | сентябрь |
4. | Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы: -Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» -методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы); 2. Методика Кондаша «Шкала тревожности». | 1, 3, 4 классы 5, 6, 8 классы 9 класс | апрель |
2.Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися. | Все участники образовательного процесса | По запросу сентябрь-май |
2. | Беседа «Понятие «тревога» и «тревожность». Причины развития тревожности у детей. Как помочь тревожному ребенку». | Родители | 3 четверть |
3. | Рекомендации для родителей в форме буклетов | Родители тревожных обучающихся | 1 четверть |
3.Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности) «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» | 6-9 классы | ноябрь |
2. | Групповые и индивидуальные занятия с элементами арт-террапии по преодолению страхов с обучающимися имеющими высокий уровень тревожности | 1, 3, 4 классы | ноябрь |
4.Аналитическая работа | |||
I этап Ноябрь по результатам диагностики | |||
II этап май по результатам диагностики |
План работы по профориентации
Цель: формирование условий для самостоятельного самоопределения личности в системе жизненного целеполагания; ознакомление с миром профессий;изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;ознакомление с правилами выбора профессии;мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. Психолого-педагогическая диагностика | |||
1. | Первичная диагностика Анкета «Изучение профессиональных намерений старшеклассника» | 9-10 классы | 2 четверть |
2. | Профдиагностика Методика ДДО Климова | 9 - 10классы | декабрь |
3. | Диагностика интересов, склонностей Методика Голомштока «Карта интересов» | 9 - 10 классы | декабрь |
4. | Диагностика индивидуально-личностных характеристик (опросник по изучению типа темперамента) методика Айзенка | 8 класс | декабрь |
5. | Диагностика профессиональных склонностей (опросник Л.Йовайши, модификация Г.В.Резапкиной) | 9-10 классы | февраль |
2. Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Реализация программы «Мой профессиональный выбор» | 9 класс | В течение года (34 групповых занятия) |
2. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации | Родители 9-10 классы | В течение года |
3. | Проведение занятий по основам выбора профессии: -Занятие «Основы выбора профессии» | 10 класс | 3 четверть |
3. Аналитическая работа | |||
Заключение по результатам психодиагностики |
План работы педагога-психолога
по подготовке выпускников к ГИА в 2021-2022 учебном году
Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с учащимися 9, 11-х классов Диагностика. | 1. Тест Филлипса. | Выявление уровня тревожности выпускников. | ноябрь | Психолог |
2.Тест «Стресс» Анкета | Выявление уровня стресса у выпускников. | декабрь | Психолог | ||
3. Тест «Моральная устойчивость» | Выявление уровня моральной устойчивости. | февраль | Психолог | ||
Практическая работа | Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ГИА | Дать рекомендации по подготовке к экзаменам | декабрь- февраль | Психолог | |
2. | Индивидуальные и групповые занятия (по запросу) | 1. Как лучше подготовиться к экзаменам | Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам | ноябрь | Психолог |
2. Поведение на экзамене | Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена. | ноябрь | Психолог | ||
3. Память и приёмы запоминания. | Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти | декабрь | Психолог | ||
4. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» | Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала. | январь | Психолог | ||
5. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус» | Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации. | февраль | Психолог | ||
Тренинг (с элементами арттерапии) | «ГИА: с чувством, с толком, с расстановкой»-9кл. «Как сохранить спокойствие»-11кл. | Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему. | март-апрель | Психолог | |
Оформление стенда для выпускников | «Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА». | Информация по подготовке к экзаменам. | январь-февраль | Психолог | |
3. | Работа с родителями выпускников | «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ и ГИА». «Как противостоять стрессу». | – познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; –проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; –дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль-март | Психолог совместно с зам.директора по УР |
Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций родителям. Памятка. | – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль-март | Психолог | |
Консультации | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА. | Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог | |
4. | Работа с учителями -предметниками | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу) | выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог |
Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций учителям – предметникам по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | – предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам. | ноябрь | Психолог | |
5. | Работа с классными руководителями | Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам. | В течение года | Психолог, классные руководители |
Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | – предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам. | ноябрь-декабр | Психолог | |
6. | Нормативная документация | Оформление протокола родительского собрания. | февраль-март | Психолог, классные руководители, зам. директора по УР | |
Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. | ноябрь | Психолог | |||
Составление отчёта по итогам работы | июнь | Психолог |
Работа с детьми «группы риска»
Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей склонных к отклоняющемуся поведению.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Выявление и учет учащихся группы риска | Обучающиеся школы | сентябрь |
2. | Изучение личных дел | Дети «группы риска» | В течение года |
3. | Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска» | Дети «группы риска» | постоянно |
1. Психолого-педагогическая диагностика | |||
1. | Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей». | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
2. | Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. | Дети «группы риска» | |
3. | Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение | Дети «группы риска» | |
2. Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями. | Педагоги школы | В течение года |
2. | Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам) | Все участники образовательного процесса | В течение года |
3. | Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся. | родители | По мере необходимости |
4. | Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст» | Родители детей «группы риска» | 2 четверть |
5. | Рекомендации для учителей, работающих сучащимися 1,2,5,10-хклассов «Адаптация детей к школе ипсихолого-педагогическая поддержка учащихся - дезадаптантов». | Педагоги дезадаптированных детей | По мере необходимости |
6. | Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи». | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
7. | Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида. | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
8. | Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение) | Дети «группы риска» | По мере необходимости | |
Информирование ребенкаоб его правах и обязанностях | Дети «группы риска» | По мере необходимости | |
3. Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми». | Дети «группы риска» | по мере необходимости |
Аналитическая работа | |||
Заключение по результатам диагностики | психолог | ||
Заполнение карты личности детей «группы риска» | психолог |
Работа по профилактике
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний
школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.
№ | мероприятие | Участники | Сроки проведения |
1. Психолого-педагогическая диагностика | |||
1. | Анкетирование «Компьютер и Я» | 2-10 классы | 1 четверть |
2. | Анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам» | 5 – 10 классы | 2 четверть |
3. | Анкетирование «Ребенок и ПАВ» | Родители 5- 10 классов | 3 четверть |
4. | Анкета «Отношение к наркотикам» | 9 – 10 классы | 4 четверть |
2. Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Консультация «Воспитание будущих родителей» Для мальчиков Для девочек | 9 – 10 классы | 1 четверть |
2. | Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни» | 5-10 классы | 2 четверть |
3. | Беседа с созданием буклетов «Курить не модно» | 9 класс | 3 четверть |
4. | Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения» | 5, 6, 8 классы | |
5. | Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ: «Быть ответственным, значит…», «Не допустить беды», «Молодежь выбирает здоровый образ жизни», «Компьютер – мой помощник и друг» | 5-10 классы | В течение года |
3. Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Проведение коррекционных занятий по необходимости | ||
Аналитическая работа | |||
Заключение по результатам диагностики |
Методическое обеспечение
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
- Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
- Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
- Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о тиражировании педагогической деятельности педагога-психолога Лукояновой Н.Г.
Информация о тиражировании педагогической деятельности в форме публикаций....
Презентация "Психологическая подготовка обучающихся к сдаче экзаменов", выполнил педагог-психолог Потапова Н. В., информация в помощь педагогам
Информация в помощь педагогам...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Резюме педагога-психолога Алферовой М.В. на конкурс "Учитель года России 2017" (номинация "Педагог-психолог")
Информация о профессиональных достижениях педагога-психолога...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...