Полезная информация для педагога-психолога
статья по психологии

Хомякова Екатерина Владимировна

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругинас.Троица»

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

Протокол №1

 от «30» августа 2021 года

«Согласовано»

зам. директора по ВРC:\Users\Ракитина ТВ\Desktop\для зам по ВР\внеурочка\внеурочка 2020-2021\photo_2020-10-05_10-28-44.jpg

«30» августа 2021 года

___________ Т. В. Ракитина

«Утверждаю»

Директор

МКОУ  ХМР«СОШ

им. В. Г. Подпругинас. Троица»

_____________ Р. И. Курманов

Приказ № 297 - О от 30.08.2021 г.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель:

Хомякова Екатерина Владимировна,

педагог-психолог

2021/2022 учебный год

Пояснительная записка

Данный план разработан на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03 августа 2018г.);

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);

- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты - Мансийского района «Средняя  общеобразовательная  школа имени В. Г. Подпругинас. Троица» (ФГОС) на 2020-2024 годы;

- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты - Мансийского района «Средняя  общеобразовательная  школа имени В. Г. Подпругинас. Троица» (ФГОС) на 2020-2025 годы;

- Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ханты - Мансийского района «Средняя  общеобразовательная  школа имени В. Г. Подпругинас. Троица» (ФГОС) на 2020-2022 годы;

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  •  раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и  воспитании;
  •  профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  •  консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  •  повышение мотивации обучения у учащихся;
  •  создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  •  формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  •  формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
  • организация работы с детьми категории «одаренные»;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;
  • адаптация и профориентация в старшем звене.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

- Психолого-педагогическая диагностика,

- Коррекционно – развивающая работа,

-Психологическое просвещение и профилактика,

-Психологическое консультирование,

 -Организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

      Образовательные  стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       УУД  делятся на четыре основные группы:

I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

      1) действие смыслообразования;

      2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

           1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго).

           2.   Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.  

II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация  к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

          1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).

          2.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).

          3.   Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)

          III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

         Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).

Коррекционно–развивающая работа

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные  (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие  занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

3. С учащимися 9 и 10 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков  уверенного поведения.

4.  В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

    3) старшее звено (9-10 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультирование и просвещение

    Составляют три направления:

          1. Работа с учащимися.

   2. Работа с родителями.

   3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

- Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

 - а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

-  Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

 -  направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

 -  направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

Педагог - психолог  образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

В рамках данного плана проводится следующая работа:

1.Работа по адаптации в 1, 5 , 10 классах, а также с новичками в школе,

2.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,

3.Профориентационная работа,

4.Подготовка к итоговой аттестации,

5.Работа с детьми «группы риска»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностическика и коррекционно – развивающая работа

Младшее звено (7-10 лет):

•  успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

•  повышение уровня учебной мотивации;

•базовые способности к самопознанию и познанию других;
•  способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

  • формирование положительного образа своего «Я»;

  • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

  • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

  • положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

•способности и стремление к самопознанию и познанию других;
•высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
•  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

•  адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

•  стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

•  осознание важности и смысла процесса обучения;

•  стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

•  осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

•  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

•  профессиональное и жизненное самоопределение;

•  умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

•  стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

•  психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

•  активная и позитивная жизненная позиция.

Консультирование

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просвещение

  •  Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методическая и аналитическая работа

  •  Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.

Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации в 1 классе

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого-педагогическая диагностика 1 срез (октябрь – ноябрь)

1.

Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы (диагностический комплекс Семаго М.М.)

- Задание № 1 «Продолжи узор»;

-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;

-Задание № 3 «Шифровка»;

-Задание № 4 «Слова»;

-Задание № 5 «Нарисуй человека»

(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона

1 класс

сентябрь

2.

Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

(Регулятивные (самоконтроль) ).

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец.

1 класс

октябрь

3.

Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС

(Познавательные (осведомленность))

Ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.

1 класс

октябрь

4.

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе»  (Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение))

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения.

1 класс

октябрь

5.

5. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн.

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

1 класс

Ноябрь

6.

 Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички» (Коммуникативные (кооперация))

Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества

1 класс

Ноябрь

7.

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

1 класс

ноябрь

Психолого-педагогическая диагностика  2 срез (апрель – май)

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей будущих первоклассников.

Родители первоклассников

По запросу

Май-сентябрь

2.

Родительское собрание «Мой ребенок – первоклассник»

Родители первоклассников.

1 четверть

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации

Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.

1 класс

Ноябрь- апрель

2.

Групповые занятия

Развитие самосознания и рефлексивных способностей

Сентябрь - Май

4.Аналитическая работа

I этап

Ноябрь (по результатам диагностики)

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

II этап

Май (по результатам диагностики)

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

План психолого-педагогического сопровождения для 5 класса

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1. Психолого – педагогическая диагностика

1.

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.

Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

Обучающиеся 5 класса

I этап

сентябрь–

октябрь

II этап Апрель– май

2.

Тест школьной тревожности Филлипса

Предполагаемый результат: Определение уровня школьной тревожности.

Обучающиеся 5 класса

Ноябрь

3.

Методика самооценки В.Н.Ковалева.

Предполагаемый результат: изучение самооценки.

Обучающиеся 5 класса

Октябрь –апрель (мониторинг)

4.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

(Личностные УУД)

Предполагаемый результат: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Обучающиеся 5 класса

Октябрь

5.

Прогрессивные матрицы» Равена

(Познавательные УУД)

Предполагаемый результат: определение темпа работоспособности.

Обучающиеся 5 класса

Ноябрь -апрель (мониторинг)

6.

Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

(Регулятивные УУД)

Обучающиеся 5 класса

Ноябрь

2. Консультационная  и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.

Родители пятиклассников

По запросу ноябрь–май

2.

Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

по плану классного руководителя

3.

Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

«Первый раз в новый класс»

«Трудности адаптационного периода»

«Психологические особенности младшего подросткового возраста».

Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе

Педагоги работающие в 5-м классе

сентябрь-май.

3. Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации

Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

Обучающиеся 5 класса испытывающие трудности в период адаптации

Ноябрь - апрель

Аналитическая работа

Написание справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

В течение года

Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса

Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги»

(Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности)

10 класс

октябрь

2.

Методика изучения эмоционального напряжения.

(Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации)

10 класс

октябрь

3.

Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс».

9 класс

февраль

2.Консультационная  и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных иконсультаций по вопросам адаптации  10-х классов с родителями и педагогами.

Родители

Педагоги 10 класса

Октябрь

ноябрь

2.

Индивидуальные  консультации для учащихся по результатам диагностики.

10 класс

В течение года

3.

Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий

10 класс

Сентябрь - ноябрь

4.

Лекции и беседы с родителями

Родители 10 класса

В течение года

3. Коррекционно – развивающая работа

1.

Индивидуальная  работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.

10 класс

В течение года (по запросу и результатам диагностики)

4. Аналитическая работа

Написание справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

В течение года

Сопровождение готовности учащихся 4 класса при переходе среднее звено

Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.

№ п/п

Мероприятия

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.

1.

Методика «Уровень школьной мотивации»

(Мотивация учебной деятельности)

4 класс

март

2.

Методика «Определения умственного развития»

(познавательная сфера)

4 класс

март

3.

Методика «Слова»

(Познавательная сфера)

4 класс

март

4.

Методика «Умение считать в уме»

(Познавательная сфера)

4 класс

март

5.

Методика «Три оценки»

(Самооценка, уровень притязаний)

4 класс

март

6.

Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапезавершения обучения в начальной школе»

(Сформированность учебных действий и умений)

педагог 4 класса

март

Консультационная  и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.

Родители 4 класса

апрель

Коррекционно – развивающая работа

1.

Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс»

4 класс

апрель

Аналитическая работа

1.

Обработка полученных данных

2.

Составление психолог – педагогического заключения и прогноза развития

май

План работы педагога – психолога по взаимодействию

 с тревожными обучающимися

Цель:выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы:

-Методика  А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

1,3, 4 классы

сентябрь

2.

Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);

5, 6, 8 классы

сентябрь

3.

Методика Кондаша «Шкалы тревожности»

9 – 10 классы

сентябрь

4.

Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы:

-Методика  А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

-методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);

2. Методика Кондаша «Шкала тревожности».

1, 3, 4 классы

5, 6, 8 классы

9 класс

апрель

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися.

Все участники образовательного процесса

По запросу

сентябрь-май

2.

Беседа «Понятие «тревога» и «тревожность». Причины развития тревожности у детей. Как помочь тревожному ребенку».

Родители

3 четверть

3.

Рекомендации для родителей в форме буклетов

Родители тревожных обучающихся

1 четверть

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающая программа для подростков

(с высоким уровнем тревожности)

«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

6-9 классы

ноябрь

2.

Групповые и индивидуальные занятия с элементами арт-террапии по преодолению страхов с обучающимися имеющими высокий уровень тревожности

1, 3, 4 классы

ноябрь

4.Аналитическая работа

I этап

Ноябрь по результатам диагностики

II этап май по результатам диагностики

План работы по профориентации

Цель: формирование условий для самостоятельного самоопределения личности в системе жизненного целеполагания; ознакомление с миром профессий;изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;ознакомление с правилами выбора профессии;мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1. Психолого-педагогическая диагностика

1.

Первичная диагностика

Анкета «Изучение профессиональных намерений старшеклассника»

9-10 классы

2 четверть

2.

Профдиагностика

Методика ДДО Климова

9  - 10классы

декабрь

3.

 Диагностика интересов, склонностей Методика Голомштока «Карта интересов»

9 - 10 классы

декабрь

4.

Диагностика   индивидуально-личностных характеристик  (опросник по  изучению типа темперамента) методика Айзенка

8 класс

декабрь

5.

Диагностика профессиональных склонностей (опросник Л.Йовайши, модификация Г.В.Резапкиной)

9-10 классы

февраль

2. Консультационная и просветительская работа

1.

Реализация программы «Мой профессиональный выбор»

9 класс

В течение года

(34 групповых занятия)

2.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации

Родители

9-10 классы

В течение года

3.

Проведение занятий по основам выбора профессии:

-Занятие «Основы выбора профессии»

10 класс

3 четверть

3. Аналитическая работа

Заключение по результатам психодиагностики

План работы педагога-психолога

по подготовке выпускников к ГИА в 2021-2022 учебном году

Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

Ответственные

1.

Работа с учащимися 9, 11-х классов

Диагностика.

1. Тест Филлипса.

Выявление уровня тревожности выпускников.

ноябрь

Психолог

2.Тест «Стресс»

Анкета

Выявление уровня стресса у выпускников.

декабрь

Психолог

3. Тест «Моральная устойчивость»

Выявление уровня моральной устойчивости.

февраль

Психолог

Практическая работа

Подготовка рекомендаций  выпускникам по подготовке к ЕГЭ  и ГИА

Дать рекомендации по подготовке к экзаменам

декабрь-

февраль

Психолог

2.

Индивидуальные и групповые занятия (по запросу)

1. Как лучше подготовиться к экзаменам

Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам

ноябрь

Психолог

2. Поведение на экзамене

Дать рекомендации по поведению во время подготовки  и в момент экзамена.

ноябрь

Психолог

3. Память и приёмы запоминания.

Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти

декабрь

Психолог

4. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»

Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала.

январь

Психолог

5. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус»

Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации.

февраль

Психолог

Тренинг (с элементами арттерапии)

«ГИА: с чувством, с толком, с расстановкой»-9кл.

«Как сохранить спокойствие»-11кл.

Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.

март-апрель

Психолог

Оформление стенда для выпускников

«Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА».

Информация  по подготовке к экзаменам.

январь-февраль

Психолог

3.

Работа с родителями выпускников

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ  и ГИА». «Как противостоять стрессу».

– познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;

–проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

–дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль-март

Психолог совместно с зам.директора по УР

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  родителям. Памятка.

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль-март

Психолог

Консультации

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА.

Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ  и ГИА.

В течение года

Психолог

4.

Работа с

учителями -предметниками

Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу)

выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА.

В течение года

Психолог

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  учителям – предметникам   по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА. Памятка.

– предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.

ноябрь

Психолог

5.

Работа с классными руководителями

Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам.

В течение года

Психолог, классные руководители

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  классным руководителям по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА. Памятка.

–  предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.

ноябрь-декабр

Психолог

6.

Нормативная документация

Оформление протокола родительского собрания.

февраль-март

Психолог, классные руководители, зам. директора по УР

Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА.

ноябрь

Психолог

Составление отчёта по итогам работы

июнь

Психолог

Работа с детьми «группы риска»

Цель -  формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей  склонных к отклоняющемуся   поведению.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление и учет учащихся группы риска

Обучающиеся школы

сентябрь

2.

Изучение личных дел

Дети «группы риска»

В течение года

3.

Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска»

Дети «группы риска»

постоянно

1. Психолого-педагогическая диагностика

1.

Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей». 

Дети «группы риска»

По мере необходимости

2.

Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. 

Дети «группы риска»

3.

Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение

Дети «группы риска»

2. Консультационная и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми  их семьями.

Педагоги школы

В течение года

2.

Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам)

Все участники образовательного процесса

В течение года

3.

Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся.

родители

По мере необходимости

4.

Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст»

Родители детей «группы риска»

2 четверть

5.

Рекомендации для учителей, работающих сучащимися 1,2,5,10-хклассов «Адаптация детей к школе ипсихолого-педагогическая поддержка учащихся - дезадаптантов».

Педагоги дезадаптированных детей

По мере необходимости

6.

Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».

Дети «группы риска»

По мере необходимости

7.

Консультации с ребенком, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида.

Дети «группы риска»

По мере необходимости

8.

Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма)

Дети «группы риска»

По мере необходимости

Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение)

Дети «группы риска»

По мере необходимости

Информирование ребенкаоб его правах и обязанностях

Дети «группы риска»

По мере необходимости

3. Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми».

Дети «группы риска»

по мере необходимости

Аналитическая работа

Заключение по результатам диагностики

психолог

Заполнение карты личности детей «группы риска»

психолог

Работа по профилактике

         Цель  - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение  знаний

         школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.

мероприятие

Участники

Сроки проведения

1. Психолого-педагогическая диагностика

1.

Анкетирование «Компьютер и Я»

2-10 классы

1 четверть

2.

Анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам»

5 – 10 классы

2 четверть

3.

Анкетирование «Ребенок и ПАВ»

Родители 5- 10 классов

3 четверть

4.

Анкета «Отношение к наркотикам»

9 – 10 классы

4 четверть

2. Консультационная и просветительская работа

1.

Консультация «Воспитание будущих родителей»

Для мальчиков

Для девочек

9 – 10 классы

1 четверть

2.

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»

5-10 классы

2 четверть

3.

Беседа с созданием буклетов «Курить не модно»

9 класс

3 четверть

4.

Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения»

5, 6, 8 классы

5.

Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ:

«Быть ответственным, значит…»,

«Не допустить беды»,

«Молодежь выбирает здоровый образ жизни»,

«Компьютер – мой помощник и друг»

5-10 классы

В течение года

3. Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение коррекционных занятий по необходимости

Аналитическая работа

Заключение по результатам диагностики

Методическое обеспечение

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
  13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
  15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
  18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  24. Дубровина И.В.  Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
  33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный  класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
  44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
  49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
  51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
  57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
  58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о тиражировании педагогической деятельности педагога-психолога Лукояновой Н.Г.

Информация о тиражировании педагогической деятельности в форме публикаций....

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...