Я-медиатор
методическая разработка по психологии

Разумова Ирина Викторовна

Цель: создание условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-mediator.docx25.99 КБ
Файл pravila_razgovora_pri_razbore_konflikta.docx10.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Я - МЕДИАТОР» для ведущих школьных служб примирения.

Цель: создание условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

1) Упражнение «Одно предложение»
Всем группам встать.
- Всем поднять голову и посмотреть на потолок.
- Глядя в потолок, вспомнить, что в последние дни было для вас «самым- самым».
- Кто вспомнил, подберите для этого «самого-самого» ключевое слово. 
- Кто готов (то есть подобрал), тот садится.
На групповом листочке каждому собственноручно написать свое ключевое слово. Листочки поменять по группам.
- Из всех слов, записанных соседней командой, составить одно предложение (добавлять слова и менять окончания – можно)
- Послать посыльного со своим предложением к той команде, которая составила список слов.
- Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши.

2) Упражнение «Либо-либо» 
Это упражнение поможет понять, что вы цените, чего хотите и кем являетесь. Встаньте в круг и по команде вы будете делиться на две группы, выбирая то, что вам больше подходит. 
Найдите себе партнера и обсудите, что определило ваше решение.
Почему похожи на то, а не на это.
Плюс – минус
Тренер – команда
Котлета – отбивная
Ухо – глаз
Рот – ухо
Кот Леопольд – кот в сапогах
Ножницы – скотч
Осень– зима


3)Вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Мост»
(0.0 – 1. 21)
Итак, мы сегодня собрались, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации.
Сказка начинается:
«Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой, другие лесом, третьи равниной. Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и воссесть на трон. Пустил он слух, что жители заречья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом»
В следующем упражнении мы постараемся получить точную информацию.

4) Упражнение «Медиатор» 
Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например, 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_8e9beaab6fc16c63bcb3539e2f5530ec.jpg.jpg

Объясните значение слова «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)

Сказка продолжается:
«Лесные жители не стали разбираться в чем дело, поверили всему и напали первыми. Люди заречья не поняли ситуации, послали своих посыльных выяснить, в чем дело. Посыльных встретили очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Разгорелся спор»
Цель следующих упражнений – показать как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства.

5) Упражнение «Галерея эмоций»
Ведущий приглашает посетить галерею эмоций (на доске развешены плакаты-фотографии «Эмоции и чувства») 
Здесь представлены фотографии. Попытайтесь увидеть эмоции, которые выражены на этих фотографиях. Названия эмоций написаны на карточках. Вам нужно будет взять карточку и найти фото, соответствующее данной эмоции. Количество карточек, с которыми вы будете работать, вы определяете сами». (Карточки – обида, грусть, удивление, решительность, ужас, увлеченность, восхищение, горе, тревожность, опасение, интерес, радость, азарт.) Таким образом, под каждой фотографией появляются названия 2-4 эмоций. После производится обсуждение и проверка. 
Почему на всех фотографиях изображены дети?
Внимание! Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в блиц-опросе:
1.Согласно классическому описанию, этому чувству соответствуют немного вытянутые губы, приподнятые и вытянутые брови, приподнятые и вытянутые верхние веки, напряженные нижние веки. Автору это напомнило русскую народную поговорку. Назовите это чувство. (Страх) 
2.На одной из картин Васнецова изображены две птицы с человеческими лицами. В названии картины, помимо имен птиц – Сирин и Алконост – упоминаются две базовые противоположные эмоции. Назовите их. (Печаль и Радость)
3.Эта эмоция возникает при неожиданных ситуациях. Если ситуация оказалась безопасной, она переходит в интерес, если приятной – в радость, если опасной – в страх. Назовите эмоцию. (Удивление)
4.На всех трех фотографиях выражена одна и та же эмоция Назовите ее. (Отвращение)
5.Внимание, отрывок из диалога. 
Консультант. Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя обманывают.
Клиент. Ну, вы, наверное, сами можете догадаться.
Консультант. Я могу догадаться только о том, как я бы чувствовал себя на твоем месте. Но было бы неплохо, если бы твои ощущения ты бы назвал сам.
Клиент. Да я просто чуть не избил его! Я почувствовал … обалдение. (Злость, возмущение)
Проверка ответов. В подарок – улыбка-наклейка.

6) Упражнение «Отражение чувств»
Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,
Ты ощущаешь себя обиженным?
Ты чувствовал обиду?
Тебе обидно?

Может быть, я сделала что-то не так? Неуверенность, тревожность, сомнение
Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. Раздражение, обида, возмущение, злость
Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. Успокоение, уверенность
Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. Сожаление, обида, унижение, предательство
Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? Гнев, возмущение
Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. Злость, гнев, раздражение
Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие
Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. Обида, раздражение, злость
А если он снова начнет обзываться. Тревожность, беспокойство, страх
Я все делаю неправильно! Страх, раздражение, огорчение 
Это все глупости! Обида, злость, возмущение
Я больше не пойду в школу! Тревога, обида, страх, протест

Сказка продолжается:
«Не разобравшись в ситуации, посыльные вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта»

7) Упражнение «Способы поведения в конфликте»
Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта)
Какой способ применяется в восстановительных технологиях, что в нем привлекает? («обсуждение», т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное).
Сказка продолжается:
«Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А зачем это было нужно?» Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания.

8) Упражнение «Отражение потребностей»
Представь себе, что ты ведешь программу примирения. Твой собеседник произносит следующую фразу. Что скажешь ты ему?
Начинай фразу со слов:
«Тебе важно, чтобы …»
Я не люблю, когда на меня кричат. Он не имеет права. Тебе важно, чтобы тебя уважали.
Тебе важно, чтобы с тобой разговаривали нормальным тоном.
Если я с ним помирюсь, то все будут считать, что он победил, а я проиграл. Тебе важно победить.
Тебе важно не потерять свой авторитет.
Я не думаю, что наша встреча что-то изменит. Тебе важно рассмотреть разные варианты решения ситуации.
Тебе важно самостоятельно решить этот вопрос.
Почему он заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу. Тебе важно самому принимать решения.
Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было. Тебе важно восстановить справедливость.
Тебе важно постоять за себя.
Тебе важно отомстить.
Я даже не знаю, что и рассказать, я вроде бы ничего плохого и не делал. Тебе важно обдумать, чтобы рассказать. 
Тебе важно избежать наказания.
А почему я-то должна извиняться. Он должен. Тебе важно доказать, что он виноват.

9) Упражнение «Работа с медиа-материалом» 
из фильма «Лиля forever» (0:26:10 – 0: 29:10)
Проанализировать видеосюжет с точки зрения медиатора.
1) Какие чувства испытывают участники конфликта?
Обидчик _____________________________________________________
Жертва ______________________________________________________
2) Какие потребности испытывают участники конфликта?
Обидчик _____________________________________________________
Жертва ______________________________________________________
3) Какие варианты решения конфликта возможны?
4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?
5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?

Сказка продолжается:
«За круглым столом зашел разговор о насущных делах. Жители трех государств пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе». 

10) Упражнение «Перефразирование»
Сформулируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.
Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.
Находите конкретное решение в конкретной ситуации.
Предлагайте варианты выхода из ситуации.

В заключении Вашему вниманию предоставляется еще один отрывок 
из мультфильма «Мост» (1.46 – …)

Разрешайте конфликты цивилизованно!
Я вам желаю большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.
Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Правила разговора конфликтных сторон

на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль медиатора в формировании безопасного пространства в образовательном учреждении".

Медиация - это процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которого его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альте...

Программа "Медиатор в школе" для учащихся и педагогов

Программа «Медиатор в школе» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста и педагогов к деятельности в школьной службе медиации,  относится к дополнительным...

Дополнительная общеобразовательная программа "Клуб медиаторов-ровесников"

Программа для учащихся 6-7 классов по обучению их основам школьной медиации. Программа может быть реализована, как программа объединения ОДОД, как программа внеурочной деятельности или как элективный ...

Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"

Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся   в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...

Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»

Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»...

Я-медиатор.

Обучающий тренинг для команды ЮДП методам разрешения конфликтов и приемам примерения в рамках программы " Школа примерения"...