Дополнительная общеобразовательная программа "Клуб медиаторов-ровесников"
методическая разработка по психологии (7 класс) на тему

Орлова Марина Владимировна

Программа для учащихся 6-7 классов по обучению их основам школьной медиации. Программа может быть реализована, как программа объединения ОДОД, как программа внеурочной деятельности или как элективный курс. Программа знакомит учащихся с понятием, структурой и динамикой конфликта, принципами и процедурой медиации. В ходе практических упражнений учащиеся осваивают навыки эфективной коммуникации, умение слушать и задавать вопросы, умение давать обратную связь. Программа развивает интерес к участию школьников в работе школьной службы медиации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

"Клуб медиаторов-ровесников"

Составитель: педагог-психолог

Орлова Марина Владимировна

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обоснование программы

        Данная программа разработана в соответствии с

  • Рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 по организации слубы школьной медиации
  • Концепцией развития до 2017 года сети слуб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации  (утвердена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430)
  • Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 № 73-рп "О плане мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 гг.." п.47

Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа

 «Клуб медиаторов-ровесников» - дополнительная образовательная программа для учащихся 6- 7 классов. Программа направлена на развитие навыков эффективного поведения в конфликте и освоению медиативных технологий. В основу программы  положена рабочая программа "Медиация от А до Я. Букварь медиатора" авторов Александровой Н.А. и Быковой Л.В., прошедшая апробацию в школах Василеостровского района СПб и в 2016 году ставшая призером городского конкурса инноваций "Петербургская школа 2020" [16].

Актуальность программы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед педагогическим сообществом цель воспитать будущих выпускников основной школы, уважающими других людей, умеющими вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов. Формированию коммуникативной компетентности современный образовательный стандарт уделяет пристальное внимание, т.к. она относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека.

Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обозначает следующие составляющие:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (личностные результаты);
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение» (метапредметные результаты);
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (метапредметные результаты).

Процесс внедрения в образовательное пространство технологии медиации инициирован Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1916-р. В соответствии с пунктом № 64 данного документа в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г., в современном обществе существует острая потребность в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для того чтобы эта потребность реализовывалась, необходимо развивать у подрастающих поколений социальный интеллект, формировать потребность в сотрудничестве и социальном партнерстве. «Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место» [10].

Таким образом, медиация в школе является одной из форм социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающимися.

Одной из наиболее значимых составляющих функционирования службы школьной медиации в образовательной организации является создание «групп равных», позволяющих активно вовлекать в работу по урегулированию конфликтов среди учащихся самих учащихся. Программы для детей, благодаря которым развиваются коммуникативные навыки и умения эффективно разрешать конфликты с позиций сотрудничества возможно проводить с обучающимися с самого раннего возраста.  Н.В.Гришина ссылается на опыт японских специалистов, работающих с дошкольниками. [5, с.541]

 Программа "Клуб медиаторов-ровесников" направлена на формирование у подростков мотивации к участию в деятельности школьных служб медиации; знакомство с эффективными методами взаимодействия и конструктивными методами поведения в конфликте.

Цель и задачи программы

Цель: обучение навыкам эффективного разрешения конфликтов с использованием медиативного подхода.

        Задачи

  1. Знакомство с понятием, структурой и динамикой конфликта.
  2. Развитие навыков анализа конфликта.
  3. Знакомство с принципами и процедурой медиации.
  4. Тренировка  навыков эффективного общения, необходимых для работы  медиатора.

Адресат программы

        Учащиеся 6-7 х классов общеобразовательной школы..

Технология, формы, методы работы 

        Форма работы - групповые занятия с элементами тренинга.

         На занятиях используются  следующие виды  работ:

  • Краткие информационные сообщения, направленные на знакомство с основными закономерностями, особенностями и правилами процесса общения, возникновения конфликтов, основ медиации и переговорного процесса;
  • Беседы и дискуссии;
  • Мозговой штурм;
  • Самооценка сильных и слабых сторон участников группы, способствующих или затрудняющих поведение в конфликтных ситуациях, общении со сверстниками и взрослыми, в проведении процедуры медиации;
  • Ролевое проигрывание различных ситуаций, возникающих в процессе общения и конфликтов;
  • Получение обратной связи от группы, позволяющей контролировать и исправлять поведение, затрудняющее процесс межличностного взаимодействия.

Организация занятий

         Программа рассчитана на 34 занятий по 1 академическому часу каждое (1 раз в неделю). Программа может быть реализована  в качестве программы внеурочной деятельности, программы ОДОД, элективного курса.

Ожидаемые результаты, в соответствие с ФГОС

  1. Личностные результаты:
  • у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, и других видах деятельности;
  • у подростков развиваются личная ответственность за свои поступки.

2. Метапредметные результаты:

  • у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • у подростков развиваются  навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых задач и средств их достижения.

Технология оценки результативности программы

Критерии

Оценка освоения содержания программы выражается в наличие у подростков:

  • навыков сотрудничества и продуктивного общения в командной работе;
  • проявлении личностной ответственности в учебных смоделированных ситуациях конфликтного взаимодействия;
  • демонстрации навыков познавательной рефлексии
  • знаний об эффективных способах разрешения конфликтов, принципах и процедуре медиации.

Методы, сроки диагностики

  • наблюдение за поведением в специально смоделированных учебных конфликтных ситуациях;
  • индивидуальные собеседования с участниками по окончании программы для выяснения понимания и объема пройденного материала.
  • Анализ результатов групповых занятий так же может проводиться на основе отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий.

2.    Содержательная характеристика программы "Клуб медиаторов-ровесников"

Содержание программы. Темы занятий. основные понятия и обсуждаемые вопросы. Упражнения.

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Знакомство.  Медиатор-ровестник и медиация в школе.

Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содердание курса. Основы медиации. Принципы и процедура.

Коммуникативная разминка. Рефлексия, тематическое сообщение.

1 час

Раздел 2. Конфликтология

Тема 2.1. Конфликты вокруг нас. Структура конфликта. Участники, предмет конфликта. Конфликтогены.  Источники конфликта. Граница полномочий ровестников в самостоятельном урегулировании конфликта.

Конфликтные ситуации в художественных произведениях.

Групповая дискуссия, диагностический опрос.

1 час

Тема 2.2. Динамика конфликта

Формирование навыка распознавания конфликтных ситуаций. Анализ  динамики конфликта. Стадии конфликта.

Разбор учебного случая на основе художественных произведений.

Ролевые игры, групповая дискуссия.

1 час

Тема 2.3. Стратегии поведения в конфликте

Диагностика индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации. Преимущества и ограничения  каждой стратегии поведения.  Групповое обсуждение.

1 час.

Тема 2.4. Интересы сторон в медиации.

Способы прояснение интересов. Открытые и закрытые вопросы.

Деловая игра, учебные ситуации.

1 час

Раздел  3. Коммуникативные инструменты медиатора

Тема 3.1. Контакт

Техника установления контакта и вызывание доверия.  Деловая игра на проведение дискуссии.

1 час

Тема 3.2. Обмен информацией в конфликте

Вербальная и невербальная коммуникация.

Передача информации без обратной связи.

Проблемы коммуникации в конфликте.

1 час

Тема 3.3. Искажение информации в конфликте

Способы снижения искажений. Отработка навыка разделения  информации на факты, чувства, интерпретаций

1 час

Тема 3.4. Виды  слушания

Обратная связь при общении. Упражнения. Коммуникативная эстафета.

1 час

Тема 3.5. Вопросы как инструмент медиатора

Открытые и закрытые вопросы. Барьеры общения и способы их преодоления. Коллективная дискуссия. Упражнения на прояснение ситуации.

1 час

Тема 3.6. Трудности при обмене информацией. 

Способы получения достоверной информации от собеседника. Диагностика лжи по поведению.

1 час

Тема 3.7. Уверенное поведение. Как сказать «нет». Умение противостоять давлению.

1 час

Уверенное поведение. Продолжение.

«Я»-высказывания. Что такое манипуляция. Как вести себя с манипулятором.

Раздел 4. Эмоции и чувства.

Тема 4.1. Эмоции в конфликте

Навык распознавания эмоций, определения причин их возникновения. Виды эмоций. Эмоции в конфликте. Гнев, злость, раздражение. Способы саморегуляции.

Упражнения, деловая игра.

1  час

Тема 4.2. Управление эмоциями в конфликте. Страх, тревога, неуверенность. Приемы саморегуляции. Упражнения на повышение уверенности в себе. Страх публичных выступлений (страх отвечать перед классом). Упражнения по самопрезентации.

1 час

Тема 4.3. Способы эмоциональной поддержки. Печаль, грусть, разочарование. Приемы взаимодействия с человеком, подверженным сильным эмоциям. Приемы саморегуляции. Зарядка для мозга- восстанавливающие упражнения.

1 час

Тема 4.4. Способы безопасного выражения эмоций. Вербальные и невербальные техники отработки эмоций. Вентиляция эмоций в медиации.

1 час

Раздел 5. Переговоры

Тема 5.1. Переговоры, как Форма урегулирования конфликта.

Переговорная игра, обсуждение

1 час

Тема 5.2. Подготовка к переговорам.

Групповая дискуссия. Переговорная игра.

1 час

Тема 5.3. Как достигнуть соглашения

Проверка соглашения на реальность. Переговорные игры. Упражнения на проверку соглашения.

1 час

Тема 5.4. Практикум переговорщика

Переговорные игры по сюжетам литературных произведений.

1 час

Практикум переговорщика. Продолжение.

Переговорные игры по сюжетам художественных произведений.

1 час

Раздел 6. Служба Школьной Медиации

Тема 6.1. Школьные конфликты

Создание банка школьных конфликтных ситуаций. Обсуждение вариантов их урегулирования.

1 час

Тема 6.2. Реклама школьной службы

Создание эмблемы и рекламы СШМ. Презентация школьной службы. Коллаж.

1 час

Тема 6.3. Практикум медиатора-ровесника

Разбор конфликтных ситуаций на основе сюжетов художественных произведений. Анализ урегулирования конфликтов.

1 час

Практикум медиатора-ровесника. Продолжение.

Разбор конфликтных ситуаций, типичных для школы. Учебная медиация. Анализ конфликта.

1 час

Практикум медиатора-ровесника

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

1 час

Практикум медиатора-ровесника

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

1 час

Практикум медиатора-ровесника

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

1 час

Личность медиатора-ровесника.

Что помогает и что мешает разрешать конфликты. Необходимые компетенции конфликтолога. Групповое обсуждение.

1 час

Тема 6.4. Создание учебных кейсов

Групповая дискуссия. Написание кейса конфликтной ситуации из школьной жизни. Деловая игра- создание кейса.

1 час

Создание учебных кейсов. Продолжение.

Репетиция и видеозапись учебной ситуации.  Просмотр, обсуждение.

1 час

Викторина

1 час

Заключительное занятие.

Подведение итогов. Диагностика. Обсуждение результатов.

1 час

3. Учебно-методическое обеспечение

Временные и материальные ресурсы

Сроки реализации:

В курсе программы 34 занятий по 1 академическому часу. В течение учебного года участники программы могут принимать участие во внутришкольных, районных турнирах команд школьных медиаторов или в городских конкурсах медиаторов-ровесников.

Материальное оснащение:

помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы

материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).

Литература

  1. Алахвердова О.В.,  Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008        .
  2. Баева  И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
  3. Бесемер Х.  Медиация. Посредничество в конфликтах. – Калуга, 2004
  4. Быкова Л.В., Александрова Т.В., Александрова Н.А. Опыт организации службы медиации в ППМС-Центре Василеостровского района. Сб. материалов XIX международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования: психологическая компетентность специалистов (состояние, факторы, условия формирования)» (12-13 февраля 2015 г. СПб), СПб.: АППО, 2015.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016
  6. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
  7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
  9. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015
  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г.
  11. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015        
  12. Хазанова М. А. Значение и возможности метода медиации в современной образовательной системе // Медиация и право. 2012. № 4. С. 66–74.
  13. Хазанова М. А. Путь становления личности. Психологические основы и социальная значимость «школьной медиации» // Медиация и право. 2008. № 2. С. 18–23.
  14. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
  15. Шамликашвили Ц.А. Что такое «Школьная медиация» в теории и на практике? // Медиация и право. 2008г., Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015
  16. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013        
  17.  Шапиро Д. Конфликт и общение. Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997.
  18.  http://pms-centr.spb.ru/main/pedagogam  ссылка на Программу Н.А.Александровой и Л.В.Быковой «Букварь медиатора» ГБУ ДО ЦППМСП В.О. р-на.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"

Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся   в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...