Дополнительная общеобразовательная программа "Клуб медиаторов-ровесников"
методическая разработка по психологии (7 класс) на тему
Программа для учащихся 6-7 классов по обучению их основам школьной медиации. Программа может быть реализована, как программа объединения ОДОД, как программа внеурочной деятельности или как элективный курс. Программа знакомит учащихся с понятием, структурой и динамикой конфликта, принципами и процедурой медиации. В ходе практических упражнений учащиеся осваивают навыки эфективной коммуникации, умение слушать и задавать вопросы, умение давать обратную связь. Программа развивает интерес к участию школьников в работе школьной службы медиации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
"Клуб медиаторов-ровесников"
Составитель: педагог-психолог
Орлова Марина Владимировна
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обоснование программы
Данная программа разработана в соответствии с
- Рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 по организации слубы школьной медиации
- Концепцией развития до 2017 года сети слуб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утвердена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430)
- Распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 № 73-рп "О плане мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 гг.." п.47
Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
«Клуб медиаторов-ровесников» - дополнительная образовательная программа для учащихся 6- 7 классов. Программа направлена на развитие навыков эффективного поведения в конфликте и освоению медиативных технологий. В основу программы положена рабочая программа "Медиация от А до Я. Букварь медиатора" авторов Александровой Н.А. и Быковой Л.В., прошедшая апробацию в школах Василеостровского района СПб и в 2016 году ставшая призером городского конкурса инноваций "Петербургская школа 2020" [16].
Актуальность программы
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед педагогическим сообществом цель воспитать будущих выпускников основной школы, уважающими других людей, умеющими вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов. Формированию коммуникативной компетентности современный образовательный стандарт уделяет пристальное внимание, т.к. она относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека.
Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обозначает следующие составляющие:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (личностные результаты);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение» (метапредметные результаты);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (метапредметные результаты).
Процесс внедрения в образовательное пространство технологии медиации инициирован Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1916-р. В соответствии с пунктом № 64 данного документа в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г., в современном обществе существует острая потребность в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для того чтобы эта потребность реализовывалась, необходимо развивать у подрастающих поколений социальный интеллект, формировать потребность в сотрудничестве и социальном партнерстве. «Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место» [10].
Таким образом, медиация в школе является одной из форм социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающимися.
Одной из наиболее значимых составляющих функционирования службы школьной медиации в образовательной организации является создание «групп равных», позволяющих активно вовлекать в работу по урегулированию конфликтов среди учащихся самих учащихся. Программы для детей, благодаря которым развиваются коммуникативные навыки и умения эффективно разрешать конфликты с позиций сотрудничества возможно проводить с обучающимися с самого раннего возраста. Н.В.Гришина ссылается на опыт японских специалистов, работающих с дошкольниками. [5, с.541]
Программа "Клуб медиаторов-ровесников" направлена на формирование у подростков мотивации к участию в деятельности школьных служб медиации; знакомство с эффективными методами взаимодействия и конструктивными методами поведения в конфликте.
Цель и задачи программы
Цель: обучение навыкам эффективного разрешения конфликтов с использованием медиативного подхода.
Задачи
- Знакомство с понятием, структурой и динамикой конфликта.
- Развитие навыков анализа конфликта.
- Знакомство с принципами и процедурой медиации.
- Тренировка навыков эффективного общения, необходимых для работы медиатора.
Адресат программы
Учащиеся 6-7 х классов общеобразовательной школы..
Технология, формы, методы работы
Форма работы - групповые занятия с элементами тренинга.
На занятиях используются следующие виды работ:
- Краткие информационные сообщения, направленные на знакомство с основными закономерностями, особенностями и правилами процесса общения, возникновения конфликтов, основ медиации и переговорного процесса;
- Беседы и дискуссии;
- Мозговой штурм;
- Самооценка сильных и слабых сторон участников группы, способствующих или затрудняющих поведение в конфликтных ситуациях, общении со сверстниками и взрослыми, в проведении процедуры медиации;
- Ролевое проигрывание различных ситуаций, возникающих в процессе общения и конфликтов;
- Получение обратной связи от группы, позволяющей контролировать и исправлять поведение, затрудняющее процесс межличностного взаимодействия.
Организация занятий
Программа рассчитана на 34 занятий по 1 академическому часу каждое (1 раз в неделю). Программа может быть реализована в качестве программы внеурочной деятельности, программы ОДОД, элективного курса.
Ожидаемые результаты, в соответствие с ФГОС
- Личностные результаты:
- у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, и других видах деятельности;
- у подростков развиваются личная ответственность за свои поступки.
2. Метапредметные результаты:
- у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- у подростков развиваются навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых задач и средств их достижения.
Технология оценки результативности программы
Критерии
Оценка освоения содержания программы выражается в наличие у подростков:
- навыков сотрудничества и продуктивного общения в командной работе;
- проявлении личностной ответственности в учебных смоделированных ситуациях конфликтного взаимодействия;
- демонстрации навыков познавательной рефлексии
- знаний об эффективных способах разрешения конфликтов, принципах и процедуре медиации.
Методы, сроки диагностики
- наблюдение за поведением в специально смоделированных учебных конфликтных ситуациях;
- индивидуальные собеседования с участниками по окончании программы для выяснения понимания и объема пройденного материала.
- Анализ результатов групповых занятий так же может проводиться на основе отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий.
2. Содержательная характеристика программы "Клуб медиаторов-ровесников"
Содержание программы. Темы занятий. основные понятия и обсуждаемые вопросы. Упражнения.
Раздел 1. Введение Тема 1.1. Знакомство. Медиатор-ровестник и медиация в школе. Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содердание курса. Основы медиации. Принципы и процедура. Коммуникативная разминка. Рефлексия, тематическое сообщение. | 1 час | |
Раздел 2. Конфликтология Тема 2.1. Конфликты вокруг нас. Структура конфликта. Участники, предмет конфликта. Конфликтогены. Источники конфликта. Граница полномочий ровестников в самостоятельном урегулировании конфликта. Конфликтные ситуации в художественных произведениях. Групповая дискуссия, диагностический опрос. | 1 час | |
Тема 2.2. Динамика конфликта Формирование навыка распознавания конфликтных ситуаций. Анализ динамики конфликта. Стадии конфликта. Разбор учебного случая на основе художественных произведений. Ролевые игры, групповая дискуссия. | 1 час | |
Тема 2.3. Стратегии поведения в конфликте Диагностика индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации. Преимущества и ограничения каждой стратегии поведения. Групповое обсуждение. | 1 час. | |
Тема 2.4. Интересы сторон в медиации. Способы прояснение интересов. Открытые и закрытые вопросы. Деловая игра, учебные ситуации. | 1 час | |
Раздел 3. Коммуникативные инструменты медиатора Тема 3.1. Контакт Техника установления контакта и вызывание доверия. Деловая игра на проведение дискуссии. | 1 час | |
Тема 3.2. Обмен информацией в конфликте Вербальная и невербальная коммуникация. Передача информации без обратной связи. Проблемы коммуникации в конфликте. | 1 час | |
Тема 3.3. Искажение информации в конфликте Способы снижения искажений. Отработка навыка разделения информации на факты, чувства, интерпретаций | 1 час | |
Тема 3.4. Виды слушания Обратная связь при общении. Упражнения. Коммуникативная эстафета. | 1 час | |
Тема 3.5. Вопросы как инструмент медиатора Открытые и закрытые вопросы. Барьеры общения и способы их преодоления. Коллективная дискуссия. Упражнения на прояснение ситуации. | 1 час | |
Тема 3.6. Трудности при обмене информацией. Способы получения достоверной информации от собеседника. Диагностика лжи по поведению. | 1 час | |
Тема 3.7. Уверенное поведение. Как сказать «нет». Умение противостоять давлению. | 1 час | |
Уверенное поведение. Продолжение. «Я»-высказывания. Что такое манипуляция. Как вести себя с манипулятором. | ||
Раздел 4. Эмоции и чувства. Тема 4.1. Эмоции в конфликте Навык распознавания эмоций, определения причин их возникновения. Виды эмоций. Эмоции в конфликте. Гнев, злость, раздражение. Способы саморегуляции. Упражнения, деловая игра. | 1 час | |
Тема 4.2. Управление эмоциями в конфликте. Страх, тревога, неуверенность. Приемы саморегуляции. Упражнения на повышение уверенности в себе. Страх публичных выступлений (страх отвечать перед классом). Упражнения по самопрезентации. | 1 час | |
Тема 4.3. Способы эмоциональной поддержки. Печаль, грусть, разочарование. Приемы взаимодействия с человеком, подверженным сильным эмоциям. Приемы саморегуляции. Зарядка для мозга- восстанавливающие упражнения. | 1 час | |
Тема 4.4. Способы безопасного выражения эмоций. Вербальные и невербальные техники отработки эмоций. Вентиляция эмоций в медиации. | 1 час | |
Раздел 5. Переговоры Тема 5.1. Переговоры, как Форма урегулирования конфликта. Переговорная игра, обсуждение | 1 час | |
Тема 5.2. Подготовка к переговорам. Групповая дискуссия. Переговорная игра. | 1 час | |
Тема 5.3. Как достигнуть соглашения Проверка соглашения на реальность. Переговорные игры. Упражнения на проверку соглашения. | 1 час | |
Тема 5.4. Практикум переговорщика Переговорные игры по сюжетам литературных произведений. | 1 час | |
Практикум переговорщика. Продолжение. Переговорные игры по сюжетам художественных произведений. | 1 час | |
Раздел 6. Служба Школьной Медиации Тема 6.1. Школьные конфликты Создание банка школьных конфликтных ситуаций. Обсуждение вариантов их урегулирования. | 1 час | |
Тема 6.2. Реклама школьной службы Создание эмблемы и рекламы СШМ. Презентация школьной службы. Коллаж. | 1 час | |
Тема 6.3. Практикум медиатора-ровесника Разбор конфликтных ситуаций на основе сюжетов художественных произведений. Анализ урегулирования конфликтов. | 1 час | |
Практикум медиатора-ровесника. Продолжение. Разбор конфликтных ситуаций, типичных для школы. Учебная медиация. Анализ конфликта. | 1 час | |
Практикум медиатора-ровесника Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях. | 1 час | |
Практикум медиатора-ровесника Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях. | 1 час | |
Практикум медиатора-ровесника Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях. | 1 час | |
Личность медиатора-ровесника. Что помогает и что мешает разрешать конфликты. Необходимые компетенции конфликтолога. Групповое обсуждение. | 1 час | |
Тема 6.4. Создание учебных кейсов Групповая дискуссия. Написание кейса конфликтной ситуации из школьной жизни. Деловая игра- создание кейса. | 1 час | |
Создание учебных кейсов. Продолжение. Репетиция и видеозапись учебной ситуации. Просмотр, обсуждение. | 1 час | |
Викторина | 1 час | |
Заключительное занятие. Подведение итогов. Диагностика. Обсуждение результатов. | 1 час |
3. Учебно-методическое обеспечение
Временные и материальные ресурсы
Сроки реализации:
В курсе программы 34 занятий по 1 академическому часу. В течение учебного года участники программы могут принимать участие во внутришкольных, районных турнирах команд школьных медиаторов или в городских конкурсах медиаторов-ровесников.
Материальное оснащение:
помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы
материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).
Литература
- Алахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008 .
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
- Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. – Калуга, 2004
- Быкова Л.В., Александрова Т.В., Александрова Н.А. Опыт организации службы медиации в ППМС-Центре Василеостровского района. Сб. материалов XIX международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования: психологическая компетентность специалистов (состояние, факторы, условия формирования)» (12-13 февраля 2015 г. СПб), СПб.: АППО, 2015.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016
- Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
- Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г.
- Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015
- Хазанова М. А. Значение и возможности метода медиации в современной образовательной системе // Медиация и право. 2012. № 4. С. 66–74.
- Хазанова М. А. Путь становления личности. Психологические основы и социальная значимость «школьной медиации» // Медиация и право. 2008. № 2. С. 18–23.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шамликашвили Ц.А. Что такое «Школьная медиация» в теории и на практике? // Медиация и право. 2008г., Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. - ФГБУ «Федеральный институт медиации». - М., 2015
- Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013
- Шапиро Д. Конфликт и общение. Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997.
- http://pms-centr.spb.ru/main/pedagogam ссылка на Программу Н.А.Александровой и Л.В.Быковой «Букварь медиатора» ГБУ ДО ЦППМСП В.О. р-на.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"
Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...