Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»
методическая разработка по психологии
Памятка:
«Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatsiya_pamyatka.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином. Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.
Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Основоположником и главным «двигателем» восстановительного правосудия в России является МОО ОЦ «Судебно-правовая реформа» и ее президент Рустем Максудов. Он и Антон Коновалов стоят у истоков развития ШСП в Москве, Самаре, Волгограде, Перми, Дагестане и других территориях РФ.
Цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:
- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.
- акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя.
- выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.
- восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.
Медиатор – специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции.
Восстановительная медиация – это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Использованная литература:
- Максудов, Р.Р. Методические рекомендации по использованию программ восстановительной медиации в профилактической работе с несовершеннолетними в случаях совершения ими преступлений или общественно опасных деяний / Р.Р. Максудов; администрация Краснодар. края. – Краснодар: 2005.-72 стр.: ил.
Служба школьной медиации
МБОУ ООШ № 5
г. Новошахтинска
Памятка:
«Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»
Педагог-психолог
Малых О.А.
Этап 1. Подготовительный
Задачи работы ведущего (медиатора)
1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ.
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
- стороны конфликта (криминальные ситуации) известны;
- в случаях где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или как минимум свое участи) в содеянном.
Этап 2. Встреча со стороной
Первая фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Вторая фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Третья фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.
Четверная фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.
Этап 3. Встреча сторон
Первая фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Вторая фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: достичь взаимопонимания в процессе диалога.
Третья фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон
Задачи:
- поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
- поддержать извинения и прощение;
- инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
- обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
- обсудить и принять механизм реализации решений.
Четвертая фаза: обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Пятая фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности
Шестая фаза. Рефлексия встречи
Обсудить, удовлетворены ли участники встречей, не осталось ли что-то недоговоренным, спросить, что важного для себя они узнали о результате встречи.
Аналитическая беседа (может проходить через две-три недели)
Задачи:
- провести рефлексию результатов медиации;
- выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;
- обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
Принципы медиатора:
- ответственность за процесс и результат переговоров;
- диалог – основа процесса, организация диалога и налаживание позитивных взаимоотношений;
- Восстановление. Результат – формирование способности взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу;
- нейтральность. Медиатор нейтрален ко всем участникам конфликта;
- конфиденциальность и добровольность. Встречи строго конфиденциальны и организуются на добровольных началах участников процесса;
- беспристрастность. Медиатор не принимает чью-либо сторону.
Отличие медиации от других форм урегулирования конфликта
Медиация предполагает решение конфликта самими участниками конфликта в ходе переговоров. Медиация альтернативна не только административному способу решения конфликтов, но и альтернативной подростковым силовым методам воздействия. Технология восстановительного правосудия предполагает разрешение вопросов:
-последствия ситуации для обеих сторон и чувства сторон по отношению к случившемуся (как правило, обе стороны приходят к пониманию, что последствия разрушительны для обеих сторон конфликта)
- решение ситуации (нарушитель видит для себя путь возвращения в социум через восстановление нормальных от ношений с жертвой и восстановление причиненного вреда;
- определение мер по предупреждению повторных конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...
Презентация "Конфликты в школе и восстановительная медиация"
Будет интересна школам, где только начинает свою деятельность служба примирения ШСП, в качестве ознакомительного материала. Презентацию можно показать на родительских собраниях, педсоветах. В помощь к...
Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации
Согласно статистике Выборгского района 17% правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и их родителями, возникают на почве конфликта. Ввиду значительного числа правонарушений, совершаемых на почве...
Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»
laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...
Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»
В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...
"Восстановительная медиация"
Данная программа создает условия для актуализации способности воспитанников (совместно с их родителями и другими участниками процесса) находить согласованные решения в трудных ситуациях, принимать на ...