Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»
методическая разработка по психологии

Малых Ольга Александровна

Памятка:

«Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mediatsiya_pamyatka.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином.  Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.

Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Основоположником и главным «двигателем» восстановительного правосудия в России является МОО  ОЦ «Судебно-правовая реформа» и ее президент Рустем Максудов. Он и Антон Коновалов стоят у истоков развития ШСП в Москве, Самаре, Волгограде, Перми, Дагестане и других территориях РФ.

Цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.

- акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя.

 - выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.

 - восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Медиатор – специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции.

Восстановительная медиация – это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Использованная литература:

  1. Максудов, Р.Р. Методические рекомендации по использованию программ восстановительной медиации в профилактической работе с несовершеннолетними в случаях совершения ими преступлений или общественно опасных деяний / Р.Р. Максудов; администрация Краснодар. края. – Краснодар: 2005.-72 стр.: ил.

Служба школьной медиации

МБОУ ООШ № 5

г. Новошахтинска

Памятка:

«Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»

Педагог-психолог

Малых О.А.

Этап 1. Подготовительный

Задачи работы ведущего (медиатора)

1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ.

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

- стороны конфликта (криминальные ситуации) известны;

- в случаях где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или как минимум свое участи) в содеянном.

Этап 2. Встреча со стороной

Первая фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Вторая фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Третья фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Четверная фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Этап 3. Встреча сторон

Первая фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Вторая фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: достичь взаимопонимания в процессе диалога.

Третья фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон

Задачи:

- поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

- поддержать извинения и прощение;

- инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

- обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;

- обсудить и принять механизм реализации решений.

Четвертая фаза: обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Пятая фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности

Шестая фаза. Рефлексия встречи

Обсудить, удовлетворены ли участники встречей, не осталось ли что-то недоговоренным, спросить, что важного для себя они узнали о результате встречи.

Аналитическая беседа (может проходить через две-три недели)

Задачи:

- провести рефлексию результатов медиации;

- выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

- обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Принципы медиатора:

- ответственность за процесс и результат переговоров;

- диалог – основа процесса, организация диалога и налаживание позитивных взаимоотношений;

- Восстановление. Результат – формирование способности взаимопонимания и уважительного  отношения друг к другу;

- нейтральность. Медиатор нейтрален ко всем участникам конфликта;

- конфиденциальность и добровольность. Встречи строго конфиденциальны и организуются на добровольных началах участников процесса;

- беспристрастность. Медиатор не принимает чью-либо сторону.

Отличие медиации от других форм урегулирования конфликта

Медиация предполагает решение конфликта самими участниками конфликта в ходе переговоров. Медиация альтернативна не только административному способу решения конфликтов, но и альтернативной подростковым силовым методам воздействия. Технология восстановительного правосудия предполагает разрешение вопросов:

-последствия ситуации для обеих сторон и чувства сторон по отношению к случившемуся (как правило, обе стороны приходят к пониманию, что последствия разрушительны для обеих сторон конфликта)

- решение ситуации (нарушитель видит для себя путь возвращения в социум через восстановление нормальных от ношений с жертвой и восстановление причиненного вреда;

- определение мер по предупреждению повторных конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Презентация "Конфликты в школе и восстановительная медиация"

Будет интересна школам, где только начинает свою деятельность служба примирения ШСП, в качестве ознакомительного материала. Презентацию можно показать на родительских собраниях, педсоветах. В помощь к...

Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации

Согласно статистике Выборгского района 17% правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и их родителями, возникают на почве конфликта. Ввиду значительного числа правонарушений, совершаемых на почве...

Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»

laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...

"Восстановительная медиация"

Данная программа создает условия для актуализации способности воспитанников (совместно с их родителями и другими участниками процесса) находить согласованные решения в трудных ситуациях, принимать на ...