Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.
методическая разработка по психологии
Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка. Цель комплексного сопровождения – полноценное развитие ребенка. Задачи комплексного сопровождения : 1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением; 3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения; 4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение.
Ребёнок с девиантным поведением Классный руководитель Медицинский работник Социальный педагог Педагог-психолог Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением При активном и заинтересованном участии семьи
Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач : 1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы; 2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением; 3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением; 4. консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.
Работа психолога по программам коррекции девиантного поведения включает несколько этапов : Диагностический этап. Подготовительный этап. Коррекционный этап . IV. Аналитический этап.
Диагностический этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.
Подготовительный этап - подготовка к проведению коррекционной работы. Требования к составлению программы сопровождения те же, что и к любой программе (цели , задачи, тематический план и т.д.).
Коррекционный этап Ф.И.О. ребёнка: Возраст : Класс: Разделы программы Содержание Примечания Диагностический инструментарий Предварительное заключение Цель коррекционно-развивающей программы Методики, с помощью которых проводилось психодиагностическое обследование ребёнка
Задачи коррекционно-развивающих занятий Формы работы: - беседа; - ролевое проигрывание ситуаций; - упражнения на самопознание; - этюды, пантомима; - изобразительная деятельность; - подвижные игры; - психогимнастика и ауторелаксация.
Временной период Программа рассчитана на месяца. Включает в себя занятий. Частота проведения – 2 раза в неделю. Продолжительностью занятия - по 45 минут каждое.
Предполагаемый результат
Результат
Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы. Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением. Включает в себя : - проведение специалистом диагностического обследования ребенка с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы; - анализ соответствия предполагаемого результата полученному; - выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемый результата; - корректировка программы или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей девиантного поведения.
Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с девиантным поведением. Девиантное поведение— это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 6-7 лет. |
В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка. Задачи сопровождения: 2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением; 3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения; 4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение в рамках, например, психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. |
Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением Обязательным условием сопровождение ребёнка должно быть активное и заинтересованное участие семьи. Каждый из специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с девиантным поведением, в рамках решения общих задач сопровождения решает и специфические задачи. Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка. Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом: Классный руководитель: является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками; делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников. Социальный педагог: изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; организует профилактическую и коррекционную работу в школе; поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации; взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением. Психолог: изучает личность учащегося и коллектива класса; анализирует адаптацию ребенка в среде; выявляет дезадаптированных учащихся; изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников; осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. Школьная медсестра: исследует физическое и психическое здоровье учащихся; организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем; разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; взаимодействует с лечебными учреждениями.
|
Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач:
|
Работа педагога-психолога по программам коррекции девиантного поведения состоит из нескольких этапов:
IV. Аналитический этап. |
Остановимся подробнее на содержании каждого этапа: Диагностический этап. Данный этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов. |
На основании полученных результатов диагностического исследования формулируются задачи сопровождения ребенка с девиантным поведением, и составляется программа сопровождения, т.е. педагог-психолог переходит к следующему этапу: Подготовительный этап. Составляется программа сопровождения, где прописывается методики, которые были использованы, предварительное заключение, цель, задачи коррекционной программы, на какой период рассчитана и предполагаемый результат. |
После завершения коррекционного этапа работы педагог-психолог проводит повторное диагностическое обследование ребёнка и переходит к аналитическому этапу деятельности. Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы. Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением. Включает в себя: - проведение специалистом диагностического обследования ребенка с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы; - анализ соответствия предполагаемого результата полученному; - выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемого результата (например: нарушение родителями сроков медикаментозного лечения, наличие психотравмирующей ситуации); - корректировка программы (в случае недостижения поставленных целей комплексного сопровождения) или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей. Однако, после реализации программы сопровождения и достижения положительного результата, ребёнок не должен оставаться без внимания специалистов. В случае необходимости (рецидивов девиантного поведения) работа по сопровождению возобновляется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде
За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...
«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»
Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...
Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.
Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире....
Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением...
Индивидуальная программа психологического сопровождения (профилактика суицидального поведения подростка) Ф.И.О. ребенка: Д 001 Дата рождения 00.00.2007 класс 5 Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, неустой
Индивидуальная программа психологического сопровождения(профилактика суицидального поведения подростка)Ф.И.О. ребенка: Д 001Дата рождения 00.00.2007 класс 5Проблема: умеренно-выраженные эмоционал...