Личность тренера
материал по психологии

Стерлигова (Ларинина) Ольга Николаевна

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.1.1metodicheskaya_razrabotka_lichnost_trenera.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

Глава I. Анализ основных научных подходов к изучению психологических особенностей тренера        5

1.1  Личность в спортивной деятельности        5

1.2  Роль тренера в спортивном коллективе        9

1.3  Психологические аспекты профессионального общения тренера  со спортсменами        14

Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей тренеров МОУ ДО «Детско- юношеский  спортивный центр»        21

2.1 Описание выборки и организация исследования        21

2.2 Методики исследования        22

2.3 Результаты исследования и их обсуждение        26

Заключение        32

Список литературы        34


Введение

Важнейшим фактором психического развития личности профессионала является включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека. Соотнесение «мира деятельности» и личности является сложной теоретической и практической проблемой (А.Н. Леонтьев).

Процессы кардинальных изменений, происходящие сегодня во всех сферах жизнедеятельности, с необходимостью требуют перестраивания деятельности в самых разных областях. Это вызвано тем, что образцы и нормы, реализуемые в социальной практике воспроизводства, приходят в противоречие с новыми условиями, ориентированными на реализацию принципа развития. Это противоречие создает необходимость для профессионального самоопределения каждого специалиста. Основной детерминантой в  этом процессе является личная позиция профессионала, его понимание исходной ситуации, в соответствии с которой строится программа развития профессиональной области.

Это противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности. Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерным является противоречие между репродуктивно-консервативными, авторитарными установками, стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными прежде всего на узкопрофессиональные спортивно-технические задачи в соответствии с той профессиональной функцией, и ценностями педагогического гуманизма, творчества, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.

В режиме воспроизводства старых норм и образцов деятельности не может происходить ее качественного преобразования. Центральной фигурой осуществления кардинальных изменений, столь необходимых в деятельности тренера, должна быть личность. Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главным из которых является принцип развития.

Актуальность исследования психологических (человеческих) особенностей личности современного тренера, работающего с детьми и подростками определяется также несоответствием между практической востребованностью методик и технологий в практике психолого-педагогического сопровождения  спортивной деятельности в системе общего и дополнительного  образования и недостаточной научно-практической и  методической  разработанностью  проблемы.

Объект исследования: личность тренера

Предмет исследования: психологические особенности личности тренера.  

Цель исследования: изучить структуру психологических особенностей личности тренера, влияющих на эффективность профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: специфика профессиональной деятельности и педагогического общения влияют на формирование качеств и свойств личности тренера.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть влияние спортивной деятельности на формирование личности
  3. Определить роль тренера в спортивном коллективе
  4. Изучить психологические аспекты профессионального общения тренера  со спортсменами
  5. Провести экспериментальное исследование психологических  особенностей тренеров детской спортивной школы.

Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, опрос, тестирование, методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования: тренеры МОУ ДО «Детско- юношеский спортивный центр» г.Балахна Нижегородской области.

Глава I. Анализ основных научных подходов к изучению психологических особенностей тренера

1.1  Личность в спортивной деятельности

Проблемы личности, ее развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования, ответственности и стремления к высшим ценностям, свободы выбора и самосознания ставились представителями гуманистического направления в психологии (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.)[1]. Появление в науке ориентации, направленной на актуализацию личностного потенциала, - важное достижение. Однако следующим шагом должна быть разработка способов и средств, обеспечивающих реализацию данного принципа. В связи с этим психология осваивает новые области, помогающие личности осознавать свой психологический потенциал, особенности межличностных отношений, ставить и решать социокультурные проблемы.

Решение этих задач предполагает формирование у личности профессионального самосознания, личностного самоопределения. Анализ исследований проблемы самоопределения в литературе показал, что он сконцентрирован в основном вокруг трех групп вопросов:

- философско-методологические и историко-культурные аспекты самоопределения, связанные с сознательным регулированием жизнедеятельности, с пониманием смысла жизни, с моральным выбором (Гегель, Шеллинг, Ортега-и-Гассет, Л. Буева, И. Бестужев, А. Здравомыслов, И. Кон, М. Руткевич, В. Ядов и др.)[2].

- Общепсихологические аспекты становления самоопределения в контексте проблемы развития личности и подготовке ее к будущей деятельности (Е. Головаха, Т. Кудрявцев, Н. Самоукина, М. Титма и др.).

- Социально-перцептивные аспекты самоопределения, связанные с особенностями самооценки, самопознания и познания других людей (А. Липкина, Е. Соколова, В. Столин, Е. Федотова и др.).

В спортивной психологии выделяют три подхода к изучению личности:

  • Основанный на предположении, что основные структурные единицы личности – это ее особенности, которые являются относительно стабильными и постоянным. Знание характерных особенностей личности не всегда позволяет прогнозировать ее поведение в определенной ситуации.
  • Ситуационный – противоположен первому подходу. Воздействие окружающей среды  и подкрепление для усиления обуславливают модель поведения.
  • Взаимосвязанный подход – согласно этому, ситуация и человек это две переменные, которые совместно обуславливают поведение человека. Чтобы понять поведение человека нужно понять его характерные особенности и конкретную ситуацию[3].

В отличие от большинства исследований мы рассматриваем самоопределение профессионала, направленное на преобразование профессиональной деятельности, которое требует изменения «внутренних» ресурсов личности. Мы исследуем самоопределение в контексте такого обобщенного процесса как преобразование внешнего мира, в частности, преобразование профессиональной деятельности тренера. Речь идет не о самоопределении в ситуации выбора (профессионального, интеллектуального, нравственного). Под самоопределением мы понимаем рефлексивный процесс выявления профессионалом проблем в сфере своей деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и построение (создание) профессионально-культурных способов их разрешения, приводящих к смене личностных парадигм, с одной стороны, и, как следствие, - к изменению определенных структур и способов деятельности, с другой[4].

В контексте профессиональной деятельности тренера проблема самоопределения выступает по отношению к содержанию профессиональной деятельности, ее целевым и ценностным аспектам, средствам и способам осуществления. «Картина мира» тренера, его ценностные ориентации очень различны. Они могут иметь как культурно-нравственную, так и антигуманную направленность. Нашему же пониманию самоопределения соответствует социокультурное самоопределение, опирающееся на нравственные, общечеловеческие ценности.

В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др[5]. Оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.

Только по двум факторам – доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.

В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий – «успешных» и «неуспешных» – не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой[6]. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.

Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Тренеры высокого класса обладают такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Большинство из них к тому же достаточно устойчивы, активны, имеют твердый характер и определенность взглядов[7]. Поведение тренера должно быть гибким. Иногда можно использовать и авторитарные методы. Для тренеров, быстро воспринимающих все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международном уровне. Более того, успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами. Исследования эмоциональных реакций во время соревнований показывают, что физиологические сдвиги у тренеров, наблюдающих за ходом соревновательной борьбы, по своей интенсивности сходны с показателями участников соревнований. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. При этом не только ухудшаются результаты выступления его воспитанников - снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях.

1.2  Роль тренера в спортивном коллективе

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность - вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог[8].

Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе. Выбор тренера - один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива[9].

При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера. Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность спортивной деятельности во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Необходимым условием ее эффективности, высокой сплочённости команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера. Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические опросы решаются без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности.

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др[10].

Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Личный пример тренера во многом определяет высокий уровень психологической подготовки спортсменов. Качество психологической подготовки команды непосредственно связано с высокой нравственностью тренера. Кто как не тренер должен служить для игроков примером в отношении к делу и к окружающим, в дисциплине. Тренер по призванию - всегда человек высокой культуры, правдивый, скромный. В этом - истоки его авторитета у игроков. Тренер никогда не должен считать себя знающим все, наверняка, и у его помощников и у воспитанников есть идеи, заслуживающие внимания, и не будет зазорным, если он воспримет ценные советы сведущих людей на пользу дела. Тренер - не только специалист, но и человек, старший товарищ, гуманный и справедливый, не чурающийся самокритики. Тренер, требующий от своих воспитанников строгого соблюдения спортивного режима, дисциплины и норм нравственного поведения в коллективе, обязан в первую очередь предъявлять такие же требования к самому себе.

Главные средства воздействия тренера на психику спортсмена - слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон[11].

Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность тренеров по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности[12].

1.        Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.

2.        Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.

3.        Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.

4.        Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

  • Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.
  • Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена (например, быстрее бежит, дальше метает).
  • Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного[13].

Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.

1.        Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.
2.        Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.

3.        Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.

4.        Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.

5.        Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.

6.        Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение[14].

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области экономики и обучения, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них. Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, - когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений[15].

Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости. И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику быстрого прорыва.

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

1.3  Психологические аспекты профессионального общения тренера  со спортсменами

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества - между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и. следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.

В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его функциях[16].

Во-первых, он должен передать подрастающему поколению накопленную человечеством культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов.

Во-вторых, он не должен при этом лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором, навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование личности.

В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая педагогика: личность рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями.

Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и спорта, развитие способностей и навыков к нему. Это особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением, в частности тренерам. С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимоотношений между тренером и спортсменом. Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний спортсменов)[17].

Инновационная педагогика - это такое обучение и такое использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется в деятельности. Спортсмен никогда не должен чувствовать себя только объектом воспитания[18]. Обучение должно сводиться к созданию условий, а все остальное сделает сам спортсмен. Спортивная команда - это группа людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда и содружество личностей?  Как минимум следующее:

  • тренеру надо поставить цель;
  • надо раскрыть команде эту цель так, чтобы все спортсмены понимали ее одинаково;
  • создать условия для совместной деятельности тренирующихся. Надо стараться, чтобы спортсмены на тренировках, выполняя совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.

Как известно, перед тренером стоят сложные задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодами. К чему здесь надо стремиться? Прежде всего:

  • самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не только в межличностных отношениях, но и в деловых;
  • распространение деятельности спортсменов на время после тренировок;
  • постоянное укрепление деловых отношений в команде.

Устранение серьезных и пустяковых проблем в команде зависит от того, известны ли тренеру подходящие алгоритмы их решений. Если да - значит половина дела уже сделана. Рассмотрим методы, формирующие эффективность психологического общения.

Дистанции общения - важнейшие составляющие педагогического мастерства. В общении изменение дистанции сильно влияет на взаимопонимание и взаимодействие собеседников. Правильно выбранная дистанция - это 90% успеха любого диалога. Выделяют три основные дистанции: физическую, пространственную и вертикальную. Если во время разговора со спортсменом у вас мелькают другие мысли (не относящиеся к диалогу), то это нарушает единое психологическое пространство. Эффективное профессиональное общение, с одной стороны, единое, равное, но это не значит, что надо быть на равных со своим подопечным. Плоскость контакта может быть вертикальна и горизонтальна. Надо понять эффективность этого общения не на равных.

Вертикальное общение  осложняет жизнь и мешает в общении, если тренер не использует приема «пристройка сверху» и не находит обшей психологической дистанции. Работая со спортсменом, надо использовать в общении  все три составляющие эффективного психологического контакта. Надо помнить не только о спортивных результатах, но и о развитии личности, что совершенно невозможно, если не учитывать дистанции общения.

Процесс общения не может происходить без участия тех или иных органов чувств. Поэтому и педагогический анализ невозможен без достаточно тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей и чувств, обмена сведениями, обсуждения информации в реальных актах общения людей. Существует неразрывная связь сознания с общением и языком как основным средством общения.

В профессиональном педагогическом общении выделяют три составляющие эффективного контакта: речь, язык тела и язык нашей самоценности[19].

Речь - это только информация, а все остальное - это язык тела и самоценность. Можно выделить следующие отличительные признаки и взаимосвязи практики делового общения:

  • информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний;
  • побуждающая речь в основном направлена на то, чтобы побудить спортсмена к тем или иным поступкам в интересах коллектива и общества. По сравнению с другими видами речи здесь важен именно этот аспект;
  • убеждающая речь в основном должна вызывать у спортсмена позитивные или негативные чувства. В речах такого рода на передний план выступает эмоциональный аспект (конечно, при наличии доказательности)[20].

Второй язык - язык тела,  или невербальное общение, включающее в себя мимику, жесты, перемещения, интонацию, запах, покраснение или бледность кожных покровов.

Третий язык – самооценка как отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Чем полнее самоценность человека, тем критичнее, требовательнее он относится к себе.  От самоценности зависит взаимоотношение человека с окружающими. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.

Тренер всегда должен помнить, что нельзя критиковать личность, можно критиковать поступки. Только такой подход общения позволяет спортсмену адекватно воспринимать информацию тренера. Грамотное общение приносит пополнение самоценности, конгруэнтности самому себе.

Быть спортсменом сложно: наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, спортсмен проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него спортивном мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у тренеров.

Тренерам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Спортивный клуб, стадион, зал - самые подходящие места для манипуляции поведением спортсмена, и одна из основных причин постигающих тренеров неудач состоит в том, когда администраторы спортивных учреждений прежде всего настаивают на поддержани дисциплины. А контроль над другими низводит человеческие существа до положения вещей, и любые молодые спортсмены, родившиеся с нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в элементы набора «спортсменов» спортивной школы. Как только молодых спортсменов начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале - особенно. Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны чувствовать себя объектом воспитания. Общаясь - воспитываем, воспитывая - общаемся. Молодые спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Тренеры не должны переступать определенные границы в отношениях со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения[21].

 Правила строятся в процессе общения в зависимости от партнера. В позиции казаться, а не быть самим собой привык жить педагог. Демонстративное поведение, показное - это не то, что должен демонстрировать тренер. При таком поведении идет погружение в ложь: я себя переборю, но сделаю так, как надо. Чтобы выработать правильное поведение со своими подопечными, тренер должен быть готов к открытому общению, делиться своим внутренним миром, своим состоянием - вот что привлекает молодых спортсменов и располагает к открытому общению.

Формулы, которыми должен руководствоваться тренер[22]:

  • тренер не всегда прав;
  • агрессивный путь добывания уважения - ошибочен. Надо учиться пристраиваться к партнеру сверху. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена - это проигрышный путь;
  • поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;
  • надо быть открытым, чтобы не дать волю нагнетающей атмосфере, надо обязательно прояснять отношения;
  • не надо культивировать похожесть на себя;
  • не осуждайте инакость, восторгайтесь ею;
  • избегать насильственного обращения в собственную веру. «Ты прав и я права - это нормально»;
  • пытаться увидеть в каждом ребенке все самое хорошее, что есть вообще в человеке.

Грамотность тренера в вопросах общения заключается в педагогическом такте и самодисциплине. В основе общения должна лежать психология. Ведь вся наша жизнь есть не что иное как общение, например, в США дети пишут сочинение на тему  «Я лучший спортсмен в школе», где каждый ребенок рассказывает о своих достоинствах и отношении к себе. За что он себя любит, о своих личных достижениях в спорте[23]. Чтобы наладить отношения со значимым партнером, тренеру необходимо работать прежде всего над собой. Для этого надо дать отчет о своих трудностях, отнести трудности и на свой счет и на счет других, разработать план для их преодоления.


Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей тренеров МОУ ДОД «Детская и юношеская спортивная школа»

2.1 Описание выборки и организация исследования

Как известно спортсмены разных видов спорта обладают различным набором доминирующих личностных черт. Для того чтобы с детства разглядеть в новичке будущего чемпиона нужно знать какими именно чертами должен обладать спортсмен в конкретном виде спорта. В практической деятельности и стиле мышления многих спортивных тренеров намечается - и с каждым годом все отчетливее - тенденция к технологизированию своей деятельности. Иначе говоря, тренер начинает осознавать себя «инженером спортивных достижений» и львиную долю своих профессиональных усилий направляет по линии «методика – результат».

В данном исследовании мы сделаем попытку независимой оценки психологических качеств современного тренера, работающего с детьми и подростками, еще не являющимися профессиональными спортсменами, однако ориентированных на личностный и спортивный рост, достигающих определенных успехов.

В исследовании приняли участие 7 тренеров-педагогов МОУ ДОД «Детская и юношеская спортивная школа» г.Балахна Нижегородской области. Возраст участников 21- 40 лет, стаж тренерской работы  от 4 до 18 лет. Все испытуемые женского пола. Исследование проводилось в январе-феврале 2009 г.

Цель исследования: определить индивидуально-типологические и профессионально-деловые особенности личности тренера детской спортивной школы.

Задачи исследования:

  1. Определить параметры диагностики
  2. Разработать критерии оценки психологических качеств и свойств личности
  3. Подобрать соответствующий диагностический инструментарий
  4. Провести  и интерпретировать результаты экспериментального исследования
  5. Разработать практические психолого-педагогические рекомендации для использования в практической деятельности тренеров

2.2 Методики исследования

Программа экспериментального исследования включила изучение следующих психологических особенностей личности:

  • Личностные и профессионально важные качества
  • Черты характера
  • Мотивационная структура
  • Тип высшей нервной деятельности
  • Общие показатели эмоционально-волевой сферы и эффективности механизмов саморегуляции

Методики исследования:

  1. Опросник Г.Айзенка
  2. Тест Р. Кеттелла (16-РF)
  3. Тест В. Мильмана
  4. Анкета «Самооценка деловых качеств личности»[24]

Описание методик

  1. Опросник EPI (Г. Айзенка)

Данный опросник предназначен для определения типа темперамента личности с помощью двухфакторной модели – экстравертированности и нейротизма. По фактору экстравертированности (экстраверсия - интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуемому свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 отражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 - экстраверсии.

По показателю нейротизма баллы подсчитываются аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности.

   Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия – интроверсия, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

  1. Опросник Р. Кеттелла 16-РF.

Многофакторный опросник личности диагностирует черты личности, которые Р. Кеттелл назвал констиуционными факторами. Мы используем сокращенный вариан опросника (105 вопросов).

Шкалы:

  1. А – «замкнутость-общительность»
  2. В – «интеллект»
  3. С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»
  4. Е – «подчиненность - доминантность»
  5. F – «сдержанность - экспрессивность»
  6. G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»
  7. Н – «робость - смелость»
  8. I – «жесткость - чувствительность»
  9. L – «доверчивость - подозрительность»
  10. М – «практичность – развитие воображение»
  11. N –  «прямолинейность - дипломатичность»
  12. О – «уверенность в себе - тревожность»
  13. Q1 – «консерватизм - радикализм»
  14. Q2 – «конформизм - нонконформизм»
  15. Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»
  16. Q4 – «расслабленность - напряженность»
  17. MD – «адекватность самооценки».

На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q3

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, Р, Е, 2, N. L, Q2

3. Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман) позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Она содержит 14 утверждений, касающихся жизненных стремлений и некоторых сторон образа жизни испытуемых.

Шкалы мотивационного профиля:

П- поддержание жизнеобеспечения,

К - комфорт,

С - социальный статус,

О - общение,

Д - общая активность,

ДР - творческая активность,

ОД - общественная полезность.

Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:

Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,

Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;

ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;

ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.

Шкалы эмоционального профиля:

Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;

Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;

Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;

Фаст – астенический тип переживания фрустрации.

На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.

4. Анкета «Самооценка деловых качеств личности»

Методика была составлена методом экспертной оценки. Тренерам предлагалось перечислить, какие качества наиболее важны для успешной спортивной деятельности. Было выделено 50 качеств. На втором этапе, при анализе полученного списка качеств отсеялись некоторые качества, которые, по мнению тренеров спортивной школы, не играли никакой роли в структуре личности успешного спортсмена. Далее была составлена матрица из 36 качеств, и альтернативы к каждому из них. Подсчеты проводились с помощью присвоения каждой альтернативе определенного балла:

Качество не имеет значения = 1 балл

Качество имеет небольшое значение = 2 балла

Качество имеет среднее значение = 3 балла

Качество имеет большое значение = 4 балла

Качество имеет очень большое значение = 5 баллов

Выполнение спортивной деятельности невозможно без данного качества = 6 баллов

  1. Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования по методике Г.Айзенка

Таблица 1. Результаты исследования по тесту Г.Айзенка

Уровень

экстраверсии

Частота встречаемости в выборке

Уровень

 невротизма

Частота встречаемости в выборке

3 - 6

-

3 - 6

0,14 (1 чел)

7 -10

0,28 (2 чел)

7 - 10

0,28 (2 чел)

11 – 14

0,28 (2 чел)

11-  14

0,28 (2 чел)

15 – 18

0,46 (3 чел)

15 – 18

0,28 (2 чел)

Выводы:

  1. Уровень экстраверсии – от 7 до 18 – «амбиверт» и «потенциальный экстраверт»
  2. Уровень невротизма – от 3 до 18
  3. Результаты соответствуют: уравновешенности, силе нервных процессов и периодическим колебаниям настроения, широкому диапазону контактов.

4.  Распределение типов темперамента: 45% холерики, 35% сангвиники с чертами флегматиков, 20 % флегматики.

Рисунок 1. Экстраверсия

Рисунок 2. Невротизм

Результаты исследования по методикам Р.Кеттелла. и В. Мильмана 

Анализ результатов тестирования  тренеров ДЮСЦ, проведенного с помощью методик 16-РF, В.Мильмана выявил следующие личностные особенности:

Структура взаимосвязанных показателей, характеризующих эффективность, включала в себя два вида ее характеристик: активности и точности с соответствующими деятельностными показателями. В соответствии с этой структурой анализировались личностные характеристики тренеров. С деятельностными показателями активности оказались связанными параметры личности, отражающие волевые, коммуникативные и эмоциональные черты.

  • Волевая сфера тренеров, проявляющих высокую активность, характеризуется выраженной способностью к волевому самоконтролю и саморегуляции (+Q3, +CP), решительностью (+Н), более высокой активностью соревновательных мотивов (+СМ).
  • Эмоциональная сфера личности представлена высокой эмоциональной устойчивостью (+С, +СЭУ, -Д), стабильностью-помехоустойчивостью (фактор I), тревожностью (+О).
  • Коммуникативная среда характеризуется высоким уровнем социометрического статуса по деловому и неформальному критериям (+Сц.Н, +Сц.Ф).

Тренеры, имеющие высокий авторитет, обладают умеренно выраженным чувством ответственности (-S) и сниженной выраженностью престижных тенденций (-L).

Исходная установка на результат, апеллирующая к чувству долга и ответственности тренера, вызывает у него чрезмерную эмоциональную напряженность. Сниженная престижность положительно влияет на точность, они сохраняют собранность при выполнении действий.

Волевую сферу отличают выраженный самоконтроль (+Q3) и решительность (+H).

Эмоциональная сфера тренеров характеризуется высоким уровнем эмоциональной устойчивости (+СЭУ, +С), стабильностью-помехоустойчивостью (+Ст П), сенситивностью (+I), фрустрированностью (+Q4). У них отмечается не выраженная тревожность (+О).

Коммуникативная сфера личности характеризуется низкой выраженностью престижных мотивов (-L), высоким уровнем социометрического статуса (+Сц., Сц.Ф).

Выраженность мотивации тренеров усиливается за счет мотивов достижения, связанных со «здоровыми» честолюбивыми тенденциями (чувства спортивной чести, здорового спортивного самолюбия, +L). Высокий уровень мотивированности проявляется и в более выраженной психической напряженности, связанной с активным включением в спортивную деятельность (+Q4).

Их эмоциональная сфера характеризуется эмоциональной устойчивостью (+СЭУ, +С), стабильностью-помехоустойчивостью (+СтП). Особое значение для надежности точности действий тренеров имеет относительно высокий уровень тревожности (+О) и так называемой «эмоциональной холодности»(-А), свидетельствующей о повышенном уровне критичности, объективности оценок, стремлении к точному исполнению действий.

Коммуникативная сфера личности характеризуется высоким уровнем социометрического статуса по деловому и неформальному критериям (+Сц.Ф, +Сц.н).

К основным личностным характеристикам надежности проявлений активности в деятельности относятся: стремление к лидерству (+Е) - волевое качество, связанное с проявлением активности, настойчивости в противоборстве с соперником; подвижность нервной системы и сила процессов торможения (+ПНП, +СПТ); высокий персональный статус по формальным признакам (+Сц.Ф).

Рассмотренные показатели относятся к модельным характеристикам психорегуляторного механизма соревновательной деятельности, обеспечивающего эффективность и надежность деятельности тренеров. Оптимальные количественные параметры модельных характеристик, на которые в данном случае следует ориентироваться, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Личностные характеристики эффективного тренера


Фактор

Модельное значение, баллы


Фактор

Модельное значение, баллы

1

A

4 - 5  и ниже

11

Q4

7 - 8

2

C

7 - 8 и ниже

12

СЭУ

(-3) - (-1) и выше

3

D

3 - 5 и ниже

13

СМ

2 - 4 и выше

4

S

4 - 6 и ниже

14

СР

0 - 2 и выше

5

H

7 - 8 и выше

15

Ст

0 - 1 и выше

6

I

6 - 7

16

ПНП

54 - 62

7

L

5 - 7

17

УНП

(-12) - 10

8

O

6 - 7

18

СПТ

60 - 70 и выше

9

Q2

4 - 5

19

СцФ

0,1 - 1 и выше

10

Q3

7 - 8 и выше

20

СцН

0,5 - 1 и выше

Примечание. Факторы личности размещены последовательно по методикам: Р. Кэттелла (1 - 11), В. Мильмана (12 - 18), социометрии (19, 20).

Выводы:

 1. Соревновательная деятельность в спотре опосредуется личностью тренера, ее психорегулирующими механизмами, которые развиваются в этом процессе и активно влияют на эффективность деятельности.

2. Модельными характеристиками личности тренера являются качества, охватывающие все основные сферы личности (мотивационно-волевую, эмоциональную, коммуникативную) и темперамент. Они могут быть использованы для индивидуализации технико-тактической подготовки и совершенствования воспитательной работы.

3. Наиболее значимыми факторами личности, определяющими эффективность деятельности тренера, являются следующие:

  • в мотивационно-волевой сфере: соревновательная мотивация, саморегуляция, волевой самоконтроль, решительность;
  • в эмоциональной сфере: эмоциональная устойчивость, стабильность-помехоустойчивость, тревожность;
  • в коммуникативной сфере: высокий персональный статус в спортивно-деловой и неформальной областях взаимоотношений;
  • а также ряд свойств нервной системы.

Результаты исследования по анкете

«Самооценка деловых качеств личности»

Представлены шесть качеств, имеющих наибольшее количество связей  в выборке тренеров: общительность; дальновидность, самостоятельность, дисциплинированность, оптимистичность, нравственная устойчивость.

Также были проанализированы средние показатели группового балла по каждому из качеств. Был выведен средний балл по группе для каждого качества: трудолюбие (6.0), собранность (5,7), воля (5,6), уверенность (5,5), энергичность (5,4), психическая устойчивость (5,2).

Теперь стоит указать, какие качества оказались в конце списка, т.е., какие качества кажутся наименее важными: предприимчивость (3,1), коммуникабельность (3,2), общительность (3,2), человечность(3,4), широкий кругозор(3,6), порядочность (3,8).

Таблица 3. Результаты опроса тренеров по средним значениям

Качества личности

Minimum

Maximum

Medium

Std. Dev.

Трудолюбие

6

6

6

0

Собранность

5

6

5,769231

0,43852901

Воля

4

6

5,615385

0,76794765

Уверенность

5

6

5,615385

0,50636968

Энергичность

4

6

5,538462

0,66022529

Психическая устойчивость

4

6

5,538462

0,77625003

Эмоциональная устойчивость

4

6

5,461538

0,77625003

Упорство

5

6

5,423077

0,34812916

Дисциплинированность

4

6

5,307692

0,75106762

Решительность

4

6

5,153846

0,68873723

Быстрота реакции

3

6

5,153846

0,89871703

Личная организованность

4

6

5,076923

1,03774904

Организованность

3

6

5,076923

0,95407359

Готовность к успеху

3

6

5,076923

0,8623165

Настойчивость

3

6

5,076923

0,8623165

Стремление к успеху

3

6

5,076923

1,18754217

Уравновешенность

3

6

4,846154

1,06818802

Самокритичность

3

6

4,769231

0,9268087

Новаторство

3

6

4,615385

0,86971849

Лидерство

3

6

4,538462

1,19828938

Самостоятельность

3

6

4,461538

1,05003052

Амбициозность

2

6

4,461538

1,56073618

Рациональность

3

6

4,307692

0,94733093

Оптимизм

1

6

4,307692

1,54836556

Аналитичность ума

2

6

4,307692

1,03155347

Терпимость

1

6

4,307692

1,31558703

Склонность к риску

3

6

4,230769

1,09192843

Надежность

3

5

4,153846

0,68873723

Дальновидность

2

6

4

1,29099445

Нравственная устойчивость

1

5

3,923077

1,25575598

Компетентность

2

6

3,846154

1,06818802

Порядочность

1

6

3,846154

1,4632244

Широкий кругозор

1

6

3,615385

1,50213523

Человечность

1

6

3,461538

1,76140969

Общительность

1

6

3,230769

1,64082531

Предприимчивость

1

5

3,153846

1,28102523

Коммуникабельность

1

6

3,153846

1,34450448

Выводы: данные исследования указывают на изменения в ценностной структуре тренеров, так заметен переход от «классических» инструментальных оценок качеств к тем, которые непосредственно  гарантируют результативность учебно-воспитательного процесса. Такая позиция тренеров определяет жесткость их требований к спортсменам, конкретность и практичность мышления, активность, силу воли и настойчивость. Остальные качества тренеры признают как выраженные в своей личности и личности воспитанников, однако, имеющие несколько второстепенное значение для спортивной деятельности.


Заключение

  1. Сегодня триединая задача тренерской деятельности – «обучение - воспитание – развитие» качественно расширена. Профессиональное самоопределение тренера является важным условием, обеспечивающим перестройку его сознания, направленного на реализацию гуманистических ориентаций в спортивной деятельности. Социокультурное самоопределение сопряжено с высокой образованностью и нравственностью тренера. В связи с этим, профессиональная деятельность тренера и система образования должна создавать условия для личностно-профессионального самоопределения студентов и тренеров.
  2. Спорт предъявляет существенные требования к личности как игроков, так и тренеров, что вызывает необходимость изучения личности с целью обеспечения эффективности и надежности соревновательной деятельности. Занятия спортом влияют на процесс становления личности спортсмена и совершенствование личностных и деловых качеств тренера. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, технико-тактическая подготовленность и спортивный результат, но и психологические приобретения, к которым, прежде всего, относится личность.
  3. Эффективность использования приемов и техники педагогическое общение тренера со спортсменами определяется как психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью учебно-воспитательным процессом, личностным и профессиональным ростом его членов, так и стрессоустойчивостью и  психологическим самочувствием самого тренера. Знание психологии личности и коллектива, владение методами воздействия на личность, технологиями предупреждения конфликтов, профилактик стрессов и кризисов – необходимый арсенал любого эффективного тренера.
  4. В работе представлено описание  методов и процедуры исследования психологических особенностей тренеров детской спортивной школы: эмоционально-волевой, мотивационный,  динамический, характерологический компоненты. Методики исследования адаптированы учеными-практиками, изучающими проблемы психологии спорта, делового общения тренера с игроками команды, динамики профессионального сотрудничества, ценностно-ориентационных особенностей личности тренеров.

В ходе комплексного социально-психологического исследования данных групп выявлены следующие особенности:

Согласно результатам методики Г.Айзенка выборке тренеров характерны: уравновешенность (сангвиники и флегматики), сила нервных процессов,  периодические колебания настроения (холерики), широкий диапазон контактов.

Распределение типов нервной системы в выборке тренеров: 42% холерики, 33% сангвиниками с равными чертами флегматиков, 25% флегматики.

2. Наиболее значимыми факторами личности, согласно данным по методикам Р. Кеттелла и  В. Мильмана определяющими эффективность спортивной деятельности, являются следующие:

  • в мотивационно-волевой сфере: соревновательная мотивация, саморегуляция, волевой самоконтроль, решительность;
  • в эмоциональной сфере: эмоциональная устойчивость, стабильность-помехоустойчивость, тревожность;
  • в коммуникативной сфере: высокий персональный статус в спортивно-деловой и неформальной областях взаимоотношений.

Среди деловых качеств, непосредственно оказывающих на эффективность спортивной деятельности (в тренерской практике) выделены: общительность; дальновидность, самостоятельность, дисциплинированность, оптимистичность, нравственная устойчивость.

Таким образом проведенное экспериментальное исследование помогло раскрыть некоторые стороны личности и профессионала – современного тренера детской спортивной школы. Для полноты описания психологических и профессионально важных характеристик данной социальной группы испытуемых необходимо дальнейшее изучение личности тренеров, например, особенностей делового общения и взаимоотношений в трудовом коллективе с использованием других комплексов методических средств.


Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М,2000. - 367 с.
  2. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии.- СПб: Питер, 2003.- 452с.
  3. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие - М. : Academia, 2000. - 288 с.
  4. Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 7.
  5. Горбунов Г.Д. Психология и спорт // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 15
  6. Горбачева В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности//Физическая культура, 2003. №4
  7. Григорьянц И.А. Психологические резервы спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 7.
  8. Григорьянц И.А. О перспективах развития психологии спорта // Там же. - 1997. - № 5.
  9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типов нервной деятельности систем: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. - Казань, 1989. - 277с.
  10. Князев А.А. Психолого-педагогические характеристики в вопросах обеспечения подготовки спортсменов. - Ростов н/Д : РСЭИ, 2008. - 329 с.
  11. Лалаян А.А.Психологическая подготовка спортсмена / А.А. Лалаян. - Ереван : Айастан, 1985. - 166 с. - Библиогр.: с. 154-165.
  12. Медведев, В. В. Психологические особенности личности спортсменов: Лекция для студентов и слушателей фак. повышения квалификации и Высш. шк. тренеров Академии / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : Академия, 1993. - 49 с.
  13. Морально-волевая и специальная психологическая подготовка спортсменов: сб. науч. тр. / Киев. гос. ин-т физ. - Киев : КГИФК, 1987. - 163 с
  14. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов / под ред. В.В.Богословского.М.: Просвещение, 1991.-458с.
  15. Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкультурных вузов /Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 150с.
  16. Психология: Учебник для ин-тов физ.культуры/под ред.В.М.Мельникова.- М.: Физкультура и спорт.- 1987.- 524с.
  17. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта// Теория и практика физ. культуры. – 2006. - № 6.
  18. Раднагуруев Б.Б. Проявление психофизиологических особенностей и физических качеств в спорте//Физическая культура, 2003.- №5
  19. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки / Г.И. Савенков. – М. : Физическая культура, 2006. - 95 с.
  20. Соловьева С.А. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовки// Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 12.


[1] Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М,2000. - 367 с.

[2] Горбачева В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности//Физическая культура, 2003. №4

[3] Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типов нервной деятельности систем: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. - Казань, 1989. - 277с.

[4] Медведев, В. В. Психологические особенности личности спортсменов: Лекция для студентов и слушателей фак. повышения квалификации и Высш. шк. тренеров Академии / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : Академия, 1993. - 49 с.

[5] Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкультурных вузов /Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 150с.

[6] Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие - М. : Academia, 2000. - 288 с.

[7] Морально-волевая и специальная психологическая подготовка спортсменов: сб. науч. тр. / Киев. гос. ин-т физ. - Киев : КГИФК, 1987. - 163 с

[8] Психология: Учебник для ин-тов физ.культуры/под ред.В.М.Мельникова.- М.: Физкультура и спорт.- 1987.- 524с.

[9] Князев А.А. Психолого-педагогические характеристики в вопросах обеспечения подготовки спортсменов. - Ростов н/Д : РСЭИ, 2008. - 329 с.

[10] Лалаян А.А.Психологическая подготовка спортсмена / А.А. Лалаян. - Ереван : Айастан, 1985. - 166 с. - Библиогр.: с. 154-165.

[11] Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки / Г.И. Савенков. – М. : Физическая культура, 2006. - 95 с.

[12] Родионов А.В. Проблемы психологии спорта// Теория и практика физ. культуры. – 2006. - № 6.

[13] Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкультурных вузов /Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 150с.

[14] Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки / Г.И. Савенков. – М. : Физическая культура, 2006. - 95 с.

[15] Григорьянц И.А. Психологические резервы спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 7.

[16] Лалаян А.А.Психологическая подготовка спортсмена / А.А. Лалаян. - Ереван : Айастан, 1985. - 166 с. - Библиогр.: с. 154-165.

[17] Психология: Учебник для ин-тов физ.культуры/под ред.В.М.Мельникова.- М.: Физкультура и спорт.- 1987.- 524с.

[18] Родионов А.В. Проблемы психологии спорта// Теория и практика физ. культуры. – 2006. - № 6.

[19] Общая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов / под ред. В.В.Богословского.М.: Просвещение, 1991.-458с.

[20] Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие - М. : Academia, 2000. - 288 с.

[21] Морально-волевая и специальная психологическая подготовка спортсменов: сб. науч. тр. / Киев. гос. ин-т физ. - Киев : КГИФК, 1987. - 163 с

[22] Соловьева С.А. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовки// Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 12.

[23] Медведев, В. В. Психологические особенности личности спортсменов: Лекция для студентов и слушателей фак. повышения квалификации и Высш. шк. тренеров Академии / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : Академия, 1993. - 49 с.

[24] Волков И.П. Практикум по спортивной психологии.- СПб: Питер, 2003.- 452с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации тренерам. Автор-составитель Полухова О.А., тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ

Обучение плаванию в группах начальной подготовки, уроках физической культуры в начальной школе...

Психологические особенности личности тренера

Чтобы понять психологические особенность спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов-личности тренера. Мастерство тренера во многом определяется имеющим...

Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...

Психологически-значимые качества личности преподавателей физической культуры и тренеров подростковых коллективов

Каким должен быть педагог, воспитывающий чемпионов в современных реалиях? Важно не только то, что он приводит своих подопечных к новым достижениям, но и то, что общение тренера с командой происходим в...

Материалы творческой лаборатории тренера по самбо. Список литературы для тренера.

В данный список включены издания, изучение которых будет способствовать повышению профессионального мастерства тренера по самбо и другим видам единоборств. В нём обозначены материалы научных исследова...

Роль тренера-преподавателя в формировании личности юных спортсменов

Ролевые позиции тренера-преподавателя и его влияние на личность юных спортсменов. Структура знаний преподавателя: общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные...

День тренера в России отмечают 30 ноября 2018 года, поздравляем всех тренеров с праздником!

День тренера в России отмечают 30 ноября 2018 года!Тренер - важная и далеко не простая профессия. В честь спортивных наставников даже учрежден специальный праздник, который, активно отмечается в нашей...