Психологически-значимые качества личности преподавателей физической культуры и тренеров подростковых коллективов
статья по физкультуре на тему

Шутов Сергей Александрович

Каким должен быть педагог, воспитывающий чемпионов в современных реалиях? Важно не только то, что он приводит своих подопечных к новым достижениям, но и то, что общение тренера с командой происходим в максимально комфортных и продуктивных условиях для обеих сторон. А вы к какому типу тренеров себя отнесете?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheski-znachimye_kachestva_lichnosti.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Психологически-значимые качества личности преподавателей физической культуры и тренеров подростковых коллективов.

Когда мы заводим речь о профессиональной деятельности педагога, то в первую очередь можно отметить важность таких качеств учителя, как тренера:
1. Деловые: добросовестное отношение к делу, высокая ответственность, приверженность своей работе, дисциплинированность,энергичность; 
2. Рефлексивные: аккуратность, четкость, умение конструктивно воспринимать критику, эрудированность, развитый кругозор. 
3. Коммуникативные: внимательное отношение, правдивость, надежность, чувство справедливости, сдержанность, стремление выполнять взятые обязательства. 
4. Эмпатические: гуманизм, стремление к взаимному диалогу, доброта, чувство такта, сопереживательность. 
В спортивной среде умение владеть собой считается одним из самых важных личных характеристик тренеров. Спортсмены считают важным, чтобы их тренер был способен четко действовать в моменты стрессовой нагрузки, сохраняя при этом гибкость мышления и не утрачивая самоконтроля в процессе решения непростых тактических задач, относящихся как непосредственно к соревнованиям, так и к тренировкам. 
Принято выделять следующие основные типы спортивных тренеров: 
1. Тренер как учитель. Знаменитый педагог А.С. Макаренко утверждал, что воспитанники способны простить учителю немало всего: и суровость, и даже излишнюю строгость, но лишь плохое знание собственного дела они ему не простят. Одной из главных черт работы педагога-тренера можно назвать ее педагогическую направленность. Качественная тренерская деятельность аналогична качественной работе педагога, причем это утверждение относится как к учебному процессу, так и к внеклассной работе. Существует достаточно много исследований, изучающих характеристики личностных качеств педагога. Было выявлено, что процесс усвоения подопечными знаний зависит от четкости, эмоциональной ясности и понятности его подачи преподавателем, умения педагога донести материал. Уровень восприятия материала учениками сильно зависел от качеств педагога, его способа подачи нового материала. Атмосфера в ученическом коллективе, ее доброжелательность зависела так же и от манеры поведения преподавателя. Наиболее позитивная атмосфера создавалась в тех классах, где учитель в меру осуществлял контроль над учениками и вместе с тем давал им определенную свободу. 
Знания спортивного тренера делятся на несколько категорий: общественно-социальные, психоэмоциональные, педагогические, медико-биологические и узкоспециальные. 
Выдающийся психолог К.Д. Ушинский, сам являющийся тренером, написал: «Каждый педагог это психолог». Педагогические познания в неразрывной связи с психологическими составляют суть теоретической части профессионального багажа педагога и тренера. Чтобы направлять начинающего молодого спортсмена и контролировать его поведение, тренер должен владеть искусством понимания внутреннего мира ребенка или подростка. Тренеры, ставшие мастерами своего дела, в процессе «выращивания» молодых спортсменов определяют индивидуальные проявления их личностных особенностей, и способствуют развитию личности обучаемых. Личные качества и характеристики спортсменов имеют как общие, так и специальные проявления, зависящие от особенностей того или иного вида спорта. Данные характеристики составляют компоненты вектора личности спортсмена. Среди них можно указать социально-значимые компоненты (высокая мотивация, забота об интересах общества, патриотизм), черты характера (упорство, оптимизм, выдержка, общительность, скромность и другие), компоненты волевой сферы (терпеливость и дисциплинированность), а также социально-психологические характеристики спортивного коллектива в целом (дружность, взаимная поддержка и помощь, психологическая совместимость, сплоченность, сочувствие друг другу). Выявление этих компонентов можно считать одним из аспектов психологического подхода тренера к процессу обучения начинающего спортсмена. 
2. Тренер как организатор. Организаторская работа педагога-тренера представляет собой реализацию проектов, методических планов обучения и является необходимым условием прицельного долгосрочного построения и планирования психолого-педагогических задач. Решение такого рода задач влечет за собой поступательное развитие личностных качеств молодого спортсмена, улучшение его навыков и увеличение багажа знаний. 
3. Тренер как новатор. Как считают многие спортсмены и тренеры, «идеальный» тренер должен приветствовать разумный (оправданный) риск, не являться консерватором и иметь высокие интеллектуальные качества. Анализ исследований выявил, что спортивные тренеры-новаторы, открытые для новых идей и методик, обладают гибким подходом к своей работе и более развиты в интеллектуальном плане, чем их коллеги, а также более творчески ставят задачи перед подопечными.
Типы тренеров также подразделяют на положительные и отрицательные

К положительным типам педагогов-тренеров относятся: 
1. «Поддерживающий». Постоянно находится рядом с воспитанниками, всегда поддерживает в стрессовых ситуациях, помогает начинающим спортсменам избежать ошибок, может приободрить, вдохновить на грядущие победы. 
2. «Хладнокровный». Остается спокоен даже в самых сложных ситуациях. Способен принять правильное решение в момент пиковой эмоциональной нагрузки, служит для учеников вдохновителем и примером выдержки и присутствия духа. Критикует подопечных только наедине, хорошо умеет успокаивать подопечных в случае неудач. 
3. «Психолог». Умеет психологически подготовить подопечного к соревнованию так, чтобы создать у него оптимальный настрой. Не дает команде падать духом в случае проигрыша, может превратить в глазах спортсмена панику перед соперником в преимущество. Отлично понимает психологическое состояние учеников во время состязаний. 
4. «Оратор». Прекрасно использует вербальный метод воздействия, общителен, настраивает спортсменов на позитивную работу без какого-либо давления. 
К отрицательным типам тренеров относятся: 
1. «Оскорбляющий». Таких тренеров ученики любят меньше всего. 
2. «Крикун». Полагает, что чем громче он кричит, тем лучше будут заниматься его подопечные. 
3. «Мститель». Внушает ученикам, что их поражения обесценивают его работу. Может «мстить» спортсменам за недостаточное по его мнению усердие во время тренировок.

4. «Душитель». Когда приближается время соревнований, впадает в шоковое состояние и не может руководить учениками. 
5. «Профессор». Пытается использовать в работе псевдонаучные сверхсложные методики и обучить им подопечных. 
В ходе обучения групп начальной подготовки спортсменов тренер играет различные роли: 
1. Роль опекуна («тренер-отец») на первых этапах спортивных занятий с учеником, когда тренер общается не только с воспитанниками, но и с их родственниками и учителями. 
2. Роль наставника («тренер-старший брат») на следующем этапе спортивных занятий. По мере взросления учеников тренер превращается в старшего товарища. На этом этапе обучение происходит в ходе совместной спортивной работы. 
3. Роль руководителя («тренер учитель») по достижении стадии высшего спортивного мастерства. В этот момент необходимо начало продуманного обучения, выбор наилучших методик и способов подготовки ученика к ответственным состязаниям и выработка правильного целеполагания. 
В процессе своей деятельности тренерам нередко доводится участвовать в решении психологических проблем учеников. Правильная эмоциональная подготовка учеников происходит и во время рутинной тренерской деятельности (учебно-воспитательный процесс), и в ходе подготовки к какому-либо соревнованию. Зачастую тренеры объясняют поражения своих воспитанников эмоциональной нестабильностью, низкой мотивацией и так далее, считая, что эти неудачи не относятся к их зоне ответственности, и разбираться с ними обязаны другие люди (психологи, родственники спортсмена и т.д.). 
Работу тренера можно охарактеризовать, проанализировав основную методику психологической подготовки, которую он использует в своей работе. Психологическая подготовка очень важная составляющая подготовки спортсмена. Она представляет собой целенаправленное воспитательное воздействие на психическую деятельность ученика в соответствии с особенностями его личностных качеств как в отношении его спортивной деятельности в комплексе, так и перед конкретными соревнованиями. Руководствуясь вышеуказанным критерием (основная методика психологической подготовки), тренеров можно подразделить на такие типы: 
1. Тренер мастер организации и управления тренировочным процессом. В психоэмоциональной подготовке воспитанников использует приемы общей психологической подготовки с выполнением следующих задач: составление психологической характеристики ученика; создание плана психоэмоциональной подготовки; обучение начинающего спортсмена навыкам и методикам общей психологической самоподготовки; ежедневная помощь спортсмену и контроль за выполнением рекомендаций по общей псих. подготовке. 
2. Тренер мастер подготовки к спортивным состязаниям и управлению подопечными в ходе соревнований. В этом случае психологическая подготовка проводится перед каждым соревнованием, что также требует решения ряда задач. Это и формирование у спортсмена позитивного отношения к психологической подготовке перед соревнованиями, и обучение учащегося эффективным методам психологической тренировки, и помощь при выборе индивидуальных приемов подготовки, а также помощь тренера в правильном решении поставленных для соревнований задач и поддержка учеников непосредственно в ходе соревнований. 
3. Тренер-универсал мастерски владеет как организацией тренировок, так и подготовки к соревнованиям и работы со спортсменами в этот период. Он эффективно использует как основы общей психологической подготовки, так и приемы специализированной подготовки спортсменов к соревнованиям. Этот универсальный тип наиболее ценен в профессиональном плане: он удачно совмещает приемы как тренировочной  подготовки, так и соревновательной. 
Вышеперечисленные типы в чистом виде выявляются нечасто обычно мы встречаемся с простым преобладанием у тренера тех или иных приемов. 
И.И. Переверзин говорит о следующих типах тренеров в разных видах спорта: 
1. Тренер-эрудит. Непрерывно отслеживает все достижения и открытия современной науки и техники, в совершенстве изучил все, что касается его вида спорта, а также всегда в курсе событий в остальных видах спорта. Постоянно занимается самообразованием. 
2. Тренер-режиссер. Этот тренер как бы ставит спектакль, выходя в своей работе за рамки спортивного соревнования, и предлагает образы своим ученикам для выступлений на всемирной сцене. Данный тип чаще всего встречается в гимнастике. 
3. Тренер-исследователь. Склонен к исследованиям, к анализу процесса тренерской работы. Многократно перепроверяет самого себя, создает собственные алгоритмы для решения текущих задач. При рассказе о своих идеях отзывается о них не просто как об интересных теориях или оригинальных находках, а как о сложившейся тренерской методике, за которой стоят объемные и долгие исследования. Исследователь способен к теоретическому обобщению своих наработок, к соответствующим выводам. Его работа вдохновляет тренеров-коллег на осмысление их тренерского опыта. 
4. Тренер-скульптор. Данный тип похож на тип исследователя. Некоторые относили к нему тренера, подготовившего олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Валерия Брумеля. 
5. Тренер-нянька. К этому типу относят известного тренера по легкой атлетике Никифорова, воспитавшего целую плеяду знаменитых советских бегунов. 
6. Тренер-искатель истины. Это скромные, но энергичные и настойчивые люди. До конца своей жизни ведут своих воспитанников вверх по лестнице мастерства. 
7. Тренер-психолог. В ходе педагогической работы со спортсменами выясняет их психологические особенности, значимые для спортивной карьеры каждого ученика, а также способности к усвоению нравственных норм и моральных принципов. Помогает подопечным вырабатывать силу воли, психологическую устойчивость, учит спортсменов сохранять самообладание в сложных спортивных ситуациях. Воспитывает в спортсменах убежденность в том, что рекорды являются результатом большого регулярного труда. 
8. Тренер-«давильщик». Тренер-диктатор к этому типу относят жестких тренеров, которые часто становятся излишне грубыми и несправедливыми. 
9. Тренер-изобретатель творческая личность, способен отыскивать неординарные эффективные решения для любых задач. 
10. Тренер-организатор обладает рядом организаторских качеств, способен реализовывать свои проекты, испытывать собственные методики. Умеет построить и обосновать с научной точки зрения систему пошагового достижения целей. 
Вышеуказанные классификации мы можем рекомендовать к применению при подготовке и переподготовке тренеров с целью психологического анализа их работы для повышения ее эффективности. При психологических исследованиях профессии тренера типологию можно применять для изучения его трудовой деятельности с точки зрения преобладающей методики психологической подготовки учеников, которую применяет данный тренер. Данный анализ позволит раскрыть психологические аспекты побед и поражений в тренерской работе и выработать стратегию ликвидации недостатков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя физической культуры и тренера-преподавателя

Описание методической системы на основе мониторинга развития координационных способностей....

Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.

Цель физического воспитания - развитие физических и психических качеств студентов, формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и основных черт личности. Эта цель реализуется в средн...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура  в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...

Педагогическая культура преподавателя физической культуры

Педагогическая культура преподавателя физической культуры...