Доклад "Роль тренера в становлении личности юного спортсмена"
материал

Бережной Сергей Вадимович

Основные аспекты в работе тренера и в его личных качествах, которые оказывают влияние на становление личности юных спортсменов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-rol_trenera_v_stanovlenii_lichnosti_sportsmena.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: Роль тренера в становлении личности юного спортсмена

Тренер-преподаватель

МБУ ДО г.Абакана
«СШ по плаванию»

С.В.Бережной

Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого спортсмена. Если для психологов является аксиомой, что в работе с юными спортсменами нужна другая модель работы нежели со взрослыми спортсменами, то тренеры зачастую игнорируют законы возрастной психологии и переносят на юношеский спорт принципы работы из профессионального спорта.

Ученые отмечают тот факт, что неправильное поведение тренера может снижать эффективность его деятельности, при этом часто именно конфликты с тренером ведут к уходу юных спортсменов из спорта, или переходу в другую команду.

Установка только на спортивный результат приводит к тому, что тренер не может оказать психологическую помощь спортсменам в трудных соревновательных ситуациях, при этом сам часто становится источником дополнительного стресса для спортсменов. Последствием такой установки тренера является снижение у воспитанников интереса к спорту и к совершенствованию.

При профессионально-педагогической направленности в деятельности тренеров спортивная деятельность может способствовать личностному и профессиональному самоопределению юных спортсменов, и тем самым способствовать их психологической стабильности.

В этом случае у спортсменов доминирующими мотивами остаются мотивы совершенствования и социальные мотивы, сохраняется высокий уровень удовлетворения от занятий спортом.

Это объясняется тем, что тренеры с установкой на результат, в работе с юными спортсменами фокусировали их внимание на материальных и лично-престижных преимуществах большого спорта; а тренеры с профессионально-педагогической установкой исходили из постоянного нацеливания спортсменов на преодоление трудностей, самих себя, а перспективы спортивного роста связывали с постоянным самосовершенствованием.

Успех в педагогической деятельности, в первую очередь, во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Важно быть сильной личностью, способной "притягивать" к себе людей, внушать уважение. Если тренер пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах.

Тренер - это "эталон", который стремится превзойти каждый спортсмен. И именно тренеры доказывают, что ничего невозможного в спортивном мире не существует, ведь главное - это труд и сила воли, над совершенствованием которых они работают каждый день. 

Какими же качествами должен обладать профессиональный тренер, чтобы оказывать благотворное влияние на становление личности юного спортсмена?

Список качеств тренера условно можно разделить на 4 составляющие:

мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

Здесь большую роль играют мотивы деятельности тренера, интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.

профессиональные качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.

Тренер должен быть управленцем: уметь грамотно анализировать информацию, принимать управленческие решения, прогнозировать эффективность реализации его решений, организовывать, руководить, согласовывать, контролировать и корректировать результаты работы.

Тренер должен постоянно стимулировать познавательную активность воспитанников. Большое внимание уделять воспитательной работе. При этом важно не только проводить индивидуальную работу со спортсменами, но и стремиться к формированию сплочённого детского коллектива.

Не менее важным качеством является умение оказывать регулирующее воздействие на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, переключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия.

Тренер должен обладать педагогической наблюдательностью, позволяющей проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе.

Дидактические способности тренера позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость, решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).

Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена.

Тренер должен знать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость тренера, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.

физиологические качества: возраст, пол, рост, вес и др. Как правило, в первую очередь мы обращаем внимание на внешний вид человека, а уже потом оцениваем его профессиональные и личностные качества.

Таким образом, портрет «идеального» тренера – профессионала выглядит примерно так: требовательный, терпеливый, справедливый, трудолюбивый, с чувством юмора, добрый, способный понимать чувства учащихся и сопереживать им, также с устойчивыми морально - волевыми качествами, с желанием быть мастером своего дела. И самое главное — эффективный тренер верит в себя и в успех своих учеников.

Сегодня, спортивный тренер — одно из главных действующих лиц любого спортивного состязания. О его ответственности за выполняемую работу сказано уже очень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...

Роль тренера-преподавателя в формировании личности юных спортсменов

Ролевые позиции тренера-преподавателя и его влияние на личность юных спортсменов. Структура знаний преподавателя: общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные...

1.Особенности организации деятельности тренера – преподавателя по футболу. 2.Советы тренера для домашней тренировки юных футболистов.

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому орган...

Духовное становление личности-основа гражданского воспитания (концепция развития личности)

Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, ...