Комплексная развивающая программа по развитию навыков стрессоустойчивости у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением для 5-11классов.
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Комплексная развивающая программа по развитию навыков стрессоустойчивости у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением для 5-11классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_stressoustoychivosti.docx | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по ВР _____________ Л.В.Корлюк «____»____________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________ В.П.Широкова Приказ № ___ от «___»____________2018 г. |
Комплексная развивающая программа по развитию навыков стрессоустойчивости у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением для 5-11классов.
Автор-составитель:
педагог-психолог
Таршилова Е.А.
п. Мулымья 2018 год
Пояснительная записка.
Данная программа может проводиться как в групповой так и в индивидуальной. форме. Коррекционная программа по развитию навыков стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа и общение людей с разными взглядами, привычками часто создает сложные ситуации, которые субъективно воспринимаются человеком как неприятие, и могут вызвать у него состояния тревоги, обиды, опасности, угрозы. Причем в качестве «угрожающей» может восприниматься не только реальная, но и воображаемая ситуация, а также неопределенность, неизвестность и отсутствие готовых программ поведения в возникшей ситуации
В зависимости от индивидуальных особенностей человек по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверхвозбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы « выключаются» из жизни и общения. Некоторые ребята меняют сферу деятельности( спорт, музыка, хобби).Очень хорошо помогает активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.
Что происходит с человеком при стрессе?
Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция – гипоталамус. В течение доли секунды через нервные окончания симпатической нервной системы она передается в надпочечники. Получив сигнал SOS, они выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин( боевые гормоны). Это приводит к напряжению мускулатуры, появляется тревога, страх, ярость( в зависимости от ситуации) учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь, в таком состоянии сложно принимать обдуманные решения. Поэтому целью нашей программы является помощь в преодолении и снятии стресса, формирование стрессопреодолевающего поведения через освоение эффективной коммуникации и создания положительного образа « Я», саморегуляции и восстановления себя.
Задачи:
-обучить способом саморегуляции и восстановления себя;
-развить навыки позитивного мышления;
-развить уверенность в себе через осознание свои индивидуальности;
-создать положительный образ «Я» и сформировать адекватную самооценку;
-повысить адаптационные и мобилизационные возможности в условиях дискомфорта;
-формировать навыки стрессоустойчивости и способов эффективного управления стрессом;
-овладеть необходимыми средствами эффективного общения;
-совершенствовать навыки саморефлексии и обратной связи
Механизмы реализации:
Коррекционный комплекс реализуется в 3 этапах.
- Подготовительный этап.
Проведение психологической диагностики по изучению способностей противостоять стрессу.
Используемые психодиагностические методы:
-Опросник Спилбергера-Ханина;
-Кинетический рисуночный тест
-Тест на стрессоустйчивость.
2.Основной этап.
Комплекс рассчитан на 4 занятия, примерное время проведения одного занятия – 40-60 минут. Оптимальное количество участников 2-10 чел. Занятия могут проводить: педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель с высшим педагогическим образованием.
3.Последний этап.
Повторное диагностирование после проведения коррекционного занятия, выявление разницы между показателями первичной и вторичной диагностики.
Социальный эффект.
При правильной и последовательной организации и проведении данного занятия наблюдается видимое снижение уровня стресса, приобретение навыков стрессоустойчивости и умений эффективного управления стрессом.
В программе:
-понятие об общих механизмах стресса, динамика протекания стрессового состояния, основных стадиях синдрома физиологических и психологических факторов стресса;
-основные способы борьбы с негативными последствиями стрессов;
-методы саморегуляции ( способы самовоздействия);
-понятие о позитивном мышления, техники и упражнения;
-основы конструктивного общения.
Конспект комплексных коррекционных занятий
Занятие 1«Знакомство»
Упражнение на знакомство: «Снежный ком».
Цель: знакомство участников.
Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий здоровается со всеми и называет свое имя.
-Представьтесь, пожалуйста так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались в группе). Далее сосед слева также здоровается со всеми и называет имя ведущего, а потом свое имя. И так продолжают все участники до конца.
Правила ведения участников в тренинге:
-говорить от своего лица;
-слушать друг друга внимательно, не перебивая;
-обращаться друг другу по тренинговым именем и на ты.(Это как в спортивных играх. Вот в футболе, скажем, полевым игрокам нельзя брать мяч руками, при нарушении судья их удаляет, и это . Психологический тренинг – это тоже игра со своими правилами!»)
Упражнение « Социометрия».
Цель: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении.
Инструкция: необходимо войти в круг, пожать руки тем, кто:
-родился весной, зимой, летом, осенью;
-кто хорошо владеет иностранным языком;
-кто не курит;
-кто бросил курить;
-кто серьезно занимается спортом;
-кто не любит рано вставать;
-кто не любит подчиняться.
Обсуждение: Какие чувства и ощущения испытывали, выходя в круг и соприкасаясь друг с другом?
-Помогает ли тактильный контакт быстрее установить взаимодействие и сбросить напряжение?
Упражнение «Атомы и молекулы»
Цель: Снятие межличностных барьеров.
Вед: «Прошу вас закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Упражнение «Линеечка»( участники разделены на две команды)
Цель: помощь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении, мобилизация внутренних ресурсов на выполнение задания.
Инструкция: каждая команда с помощью жестов и мимики ( невербальное общение)строятся по
-росту;
-по цвету глаз;
-по размеру обуви;
-по месяцам рождения;
-от А до Я(имена)
-от номера квартиры 1.
Обсуждение. Что помогло в коллективной деятельности? Что мешало? Какие ощущения испытывали в результате поражения, победы?
Мини лекция о стрессе
Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.
Многие ненавидят школу которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: « Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием « скука».
Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины.
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В–третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Упражнение «Кто я».
Напишите 20(10) предложений, каждое из которых начинается с местоимения «я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь. Посмотрите, как и кем, вы себя представляете. На какой строке вы начинаете испытывать трудности в определении своего «я». что вам мешало?
Упражнение помогает осознанию своих жизненных ценностей. Анализ и обсуждение в парах.
Упражнение «Звезда»
Цель: снятие напряженности. Способность «слушать» внутреннее состояние
Какие самые-самые приятные слова ты слышал о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь тебе, что ты уникальный человек и неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: «Ты уникальный человек!»? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь…. Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звёзды отличаются друг от друга по цвету, некоторые по величине. Но каждый из нас несёт в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду…. Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоём сердце, в животе или где-то ещё. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку…. Подождите пока все подадут вам сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду. Прекрасно! Ты нашёл свою звезду. Посмотри на неё повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь улыбку на всём её лице? А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку. Подождите, пока все подадут этот сигнал. Твоя звезда смеётся или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. Осторожно – осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси её к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь всё, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку. Снова дождитесь, когда все подадут сигнал. Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал её. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!»…. А теперь ты можешь потянуться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза. Посмотри на всех окружающих тебя людей в классе и возвращайся к нам. Где ты нашёл свою особую звезду? Есть ли у неё имя? Тебе она нравится? Что она сказала тебе? Теперь ты веришь в свою уникальность и особенность? Как ты себя сейчас чувствуешь? Хочешь ли ты время от времени слышать от других людей о том, что ты уникальный, особенный человек?
Рефлексия занятия. Ответ на вопрос: «Что вы здесь сегодня для получили?. Ответ начинать со слов «Я сегодня увидел(а), услышал(а), почувствовал(а), сделал(а)…»
Занятие 2« Позитивное мышление»
Цель: развитие навыков позитивного мышления
Упражнение Приветствие. Участник называет свое имя и одно из качеств характера на первую букву своего имени.
Упражнение « Комплимент»
Цель-нейтрализация внутреннего напряжения через умение сказать доброе слово друг другу, развитие способности разрядить обстановку. Параллельно вырабатываются приемы активного слушания в ситуации эмоциональной напряженности и умение отмечать собственные достоинства, что способствует развитию уверенного поведения.
Ход упражнения. По кругу один участник говорит комплимент своему соседу, задача слушающего повторить сказанное в его адрес озвучить свои достоинства. Например:
-Гузеля, у тебя открытый взгляд и искренняя улыбка.
-Да, действительно, у меня открытый взгляд и искренняя улыбка, а еще я быстро устанавливаю контакт и нахожу общий язык с окружающими.
Рефлексия:
-Что легче – принимать или дарить комплименты?
-Какие чувства испытывали, принимая и посылая комплименты?
-Какие ощущения возникали при проговаривании своих достоинств?
Слова психолога Пэна: « Если одно-два слова могут сделать человека счастливым, то нужно быть последним негодяем, чтобы не сделать этого»
Вывод: доброе слово, искренний комплимент, похвала, являются средством создания атмосферы психологического комфорта и доверия, что нейтрализует эмоциональное напряжение.
Упражнение Притча « Как сказать», иллюстрирующий позитивный подход.
Цель: возможность по-другому взглянуть на ситуацию, что способствует поиску новых способов решения проблемы.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабочено и сказал: « Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который выслушав сон, сказал: « Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. « Ведь ты сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»- спрашивали они. На что последовал ответ: « Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».
Упражнение « Минус перевести в плюс». Выполняется индивидуально.
Цель – развитие умения видеть положительные стороны проблемных ситуации в жизни.
Упражнение выполняется в мини-группах. Каждая группа выбирает проблемную ситуацию и записывает не менее 5 последствий, которые будут иметь положительное значение.
Упражнение «Рисуем негатив и позитив»
Ведущий раздает участникам занятия чистый лист бумаги и ручку. Затем предлагает изобразить левой рукой все то, что им бы хотелось нарисовать изобразить. После завершения задания ведущий предлагает перевернуть лист бумаги и нарисовать по желанию участников, но правой рукой.
Цель данного упражнения заключается в том, чтобы перенести на лист бумаги отрицательное, убрать негатив и сосредоточиться на позитиве…
Рекомендации по формированию позитивного мышления.
Три волшебных вопроса.
Они помогут вам, казалось бы в безнадежных ситуациях. Они выручат вас, как не раз выручали меня.
-Что в случившемся есть хорошего?
-Чему я могу научиться?
-Как я могу исправить ситуацию и получить при этом удовольствие?
Техника рефрейминга « Горная вершина».
Возможность посмотреть на проблему в целом. Более широком смысле.
Занятие 3. Жизнь по собственному выбору.
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост
Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными.
Упражнение «Приветствие»
Цель: создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта через познание себя и понимания индивидуальности другого.
Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами поздороваемся. Каждый из вас сейчас будет подходить поочередно к любому участнику и протягивать ему руки открытыми ладонями вверх. Тот, к кому он подошел, должен положить свои ладони сверху. После этого они какое-то время молча смотрят друг другу в глаза. Когда они оба или кто-то один из них решили, что поздоровались – они обнимаются и идут здороваться с другими. Разговаривать при этом нельзя». Не обязательно поздороваться со всеми.. Эта процедура заставляет подростков действительно увидеть другого человека, приблизиться к нему, сблизиться с ним.
Упражнение «Рыба для размышления»
Ведущий. Для того чтобы нам чтоб побольше узнать друг друга поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх — это...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда...
Я не люблю, когда...
Мне грустно когда...
Когда я спорю...
Когда на меня повышают голос, я...
Самое грустное для меня...
Человек считается неудачником, если...
Мне скучно, когда...
Я чувствую неуверенность, когда...
Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.
Коллаж «Мой герб»
Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей — самое большое свое достижение.
В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Время на работу — 15 минут.
Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.
Ведущий. Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:
— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;
— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;
— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;
— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;
— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
Упражнение «А что дальше?»
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко.
А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо.
Участники по кругу проговаривают свои мысли.
— Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова?
— Была ли разница между тем, когда вы говорили и когда вам говорили?
— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы соответствовать этим словам?
Ведущий. Действительно, если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье.
Сейчас я предлагаю вам встать и освоить еще один прием приобретения уверенности — массаж. Встаньте друг за другом по кругу. Мягко положите руки на голову впередистоящему и слегка помассируйте макушку головы, затем плечи. Можно слегка постучать ребрами ладони. Теперь слегка пощипайте спину, погладьте. Слегка постучите кулаками, еще раз погладьте.
Я вижу ваше хорошее настроение. Возможность поделиться своими мыслями и чувствами помогает лучше понять себя. Давайте попробуем взяться за руки и молча поговорить друг с другом.
Закройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. Постарайтесь сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточится на том, что слышит. постарайтесь узнать звуки, которые до вас доносятся.
Не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства.
Теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит через нос и рот, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.
А теперь представьте, что в каждом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полной гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде какого-нибудь образа — язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой спокойной поверхностью. Наполненная радостью, спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Представьте теперь, что- то, что находится глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — это вы сами.
Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощущения в ладони стоящих слева и справа от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам...
Откройте глаза.
Ритуал прощания .«Аплодисменты по кругу».
Ведущий. Обратная сторона вашего герба осталась чистой, и, прежде чем проститься, я хочу вам подарить на память девиз дня, который вы можете поместить на обратную сторону. Я не знаю, кому какой девиз достанется, но одно слово может перевернуть всю жизнь или стать спутником жизни. Девиз находится на обратной стороне маленьких цветных гербов.
Спасибо вам за работу. Всего доброго.
Рефлексия занятия
1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
2. Что вам понравилось и что не понравилось?
3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?
Занятие 4 «Сплочение и доверие. Подведение итогов».
Цель: формирование доверительной обстановки, умение координировать совместные действия.
Упражнение « Я рад(а) вас видеть.
Цель: создание атмосферы психологического комфорта
Участники по кругу должны поприветствовать остальных необычным образом и невербальными средствами общения( жесты, мимика, поза), перед этим повторить приветствие двух предыдущих участников.
Упражнение “Колпак”
Ведущий : Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный то это не мой колпак.
Затем вместо слова “колпак” ведущий предлагает всем дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопать себя по голове. А само слово не произносить. Все вслед за ведущим проделывают это. Когда кто-то хлопает себя по голове невпопад, то это вызывает смех. Далее ведущий предлагает заменить жестом следующее по порядку слово- “мой”.Вместо слова “мой” предлагается показать на себя. Так последовательно меняются на жесты все слова, причем слово “треугольный”-в два приема. Сначала вместо слога “тре” все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова “угольный” каждый выпячивает локоть.
Упражнение « Восковая свеча»
Цель: развитие взаимного доверия участников, развитие умения расслабиться, снять напряжение, создание возможности для тактильного контакта.
Описание упражнения: участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120-150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между ними, расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад на руки одного из двух.
Их задача мягко ловить его на руки и легко отталкивать от себя так, чтобы он начал падать в другую сторону. Упражнение делается под легкую музыку.
Обсуждение. Что вы чувствуете , когда к вам прикасаются руками? Бывают руки мягкие и надежные, их прикосновение приятно. Если же руки жесткие – то их прикосновение не радует. А какие руки у вас? Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам.
Упражнение « Падение в пропасть»
Цель: развитие взаимного доверия, развитие навыков координации совместных действий; обеспечение эмоциональной вовлеченности участников в тренинг, снижение интенсивности страхов участников.
Описание упражнения: Участник забирается на возвышение становится спиной к его краю и падает спиной на руки ловящих его других членов группы. Ловят его 7 и 9 человек( 3,4 пары).Ловящие вытягивают руки вперед, пары могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить себя руками за плечи( иначе она может ударить ловящих) и после команды ведущего: «Готово» свободно упасть на спину. При желании участников может произвести модификации упражнения: падать лицом вперед, вдвоем, обнявшись.
Следует строго соблюдать технику безопасности.
-прыжки производить только после команды ведущего о готовности.
-нужно следить, чтобы падающий в полете не раскидывали руки в стороны.
Упражнение « На пальцах».
Цель: повышение уровня взаимного доверия участников и ярко демонстрирует, как внешне трудновыполнимая задача легко выполняется с минимумом усилий, достаточно лишь четко скоординировать усилия многих людей.
Описание упражнения: Доброволец ложится спиной на парту, вокруг него становятся 9-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук( руки при расположены ладонями вверх или в стороны, но только не вниз. По команде ведущего они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа, в буквальном смысле, на пальцах своих товарищей. Его торжественно проносят кругом по помещению после чего аккуратно возвращают на место( проследить, чтобы участники несли вперед головой, а не ногами, поскольку это вызывает у многих людей неприятные переживания).
Обсуждение: Производится обмен чувствами, возникшими в процессе нахождения «на пальцах».Обращается внимание на то, что при четкой координации совместных усилии порой удается без особого труда выполнить и то, что внешне представляется чем-то из области фантастики( перед начало этого упражнения подростки обычно выражают серьезные сомнения в его выполнимости).
Упражнение « Чемодан»
Цель: получение обратной связи от группы на свое поведение в ходе тренинга.
Описание упражнения: каждый из участников по очереди выходит за дверь на несколько минут. В это время все остальные собирают ему «чемодан». –путем групповой дискуссии выделяют 3 положительных и отрицательных качества, который данный участник проявил в ходе тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается в аудиторию и ему вручается всложенном виде листочек со списком качеств.
Обсуждение: результаты упражнения остаются у каждого участника индивидуально, их групповое обсуждение на предусмотрено. Если у кого-то возникает желание обсудить результаты, целесообразны повести с ним индивидуальную беседу.
Групповая дискуссия «Шляпа»
Описание дискуссии. Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя. Который вытягивает жребий- бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, дается задание: каждой из подгрупп подготовить отзыв о прошедшем тренинге исходя из следующих значений цветов:
Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума.
Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоции и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что – отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?
Синяя шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.
Розовая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на тренинге, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.
Обсуждение «Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции « шляпы» другого цвета? Сейчас есть такая возможность.
Спасибо за работу.
Список использованной литературы:
1.Бурнард Ф. . Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2017.
2.Грецов А.Г. тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2009
3.Корнилова Н.А.Методическое пособие « Реабилитируем стресс». Уфа: 2009.
4.Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998
5.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...
Методическая разработка урока английского языка по развитию навыка аудирования в формате ЕГЭ (для учащихся 10-11классов)
Комплект заданий с аудиофайлами для подготовки к ЕГЭ по английскому языку...
Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Задачи программы состоят в...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию навыков ориентировки в большом пространстве «Сказочное путешествие»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в макро пространстве для детей старшей группы.Задачи:1. Познакомить детей с элементарной схемой постройки.2. Учить...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...
Коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Дополнительная комплексная развивающая программа "Летнее разноцветье"
Знакомство с разными видами деятельности дополнительного образования, формирование определенного запаса знаний, умений и навыков, развитие психических процессов (позновательных, волевых, эмоциональных...