Коррекционно-развивающее занятие по развитию навыков ориентировки в большом пространстве «Сказочное путешествие»
методическая разработка по теме
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в макро пространстве для детей старшей группы.
Задачи:
1. Познакомить детей с элементарной схемой постройки.
2. Учить моделировать простейшие пространственные отношения из строительного материала.
3. Закрепить и уточнить знание детьми значения слов близко - далеко, ближе - дальше.
4. Продолжать учить определять, словесно обозначать и отображать в реальном пространстве пространственное расположение предметов на листе бумаги (схеме).
6. Продолжать учить определять и словесно обозначать свое месторасположение.
7. Продолжать учить детей ориентироваться в свободном пространстве с использованием плана помещения.
8. Учить различать оттенки синего и голубого цветов в условии свободного пространства
9. Развитие слухового внимания, развитие речи за счет употребления предлогов и слов пространственного значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_skazochnoe_puteshestvie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
учителя-дефектолога ГБДОУ д/с № 115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Тюковиной Н.Г.
тип занятия: развитие навыков ориентировки
в большом пространстве
тема: «Сказочное путешествие»
Задачи:
1. Познакомить детей с элементарной схемой постройки.
2. Учить моделировать простейшие пространственные отношения из строительного материала.
3. Закрепить и уточнить знание детьми значения слов близко - далеко, ближе - дальше.
4. Продолжать учить определять, словесно обозначать и отображать в реальном пространстве пространственное расположение предметов на листе бумаги (схеме).
6. Продолжать учить определять и словесно обозначать свое месторасположение.
7. Продолжать учить детей ориентироваться в свободном пространстве с использованием плана помещения.
8. Учить различать оттенки синего и голубого цветов в условии свободного пространства
9. Развитие слухового внимания, развитие речи за счет употребления предлогов и слов пространственного значения.
Оборудование:
модули для моделирования, схема постройки, индивидуальные карточки с цветовыми символами и схематически изображенными модулями, карточки со схемой расположения кеглей, кегли, картина с изображением сказочных животных для моделирования ситуации, индивидуальные значки с изображением тех же животных, план коррекционного зала, «клад» - коробочка с подарками (картинками), карточки с пятью кружочками разных оттенков синего и голубого цветов, маленькие кружки с такими же оттенками синего и голубого цвета, «звучащая» игрушка.
Ход занятия:
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие в сказочную страну.
Дети: Давайте.
Учитель-дефектолог: Но нам надо будет переплыть океан. На чем же мы можем путешествовать?
Дети: На корабле.
Учитель-дефектолог: Но у нас нет корабля, давайте сначала его построим. Строить корабли не простое дело. У нас есть схема постройки корабля. Теперь нам надо определить из какого материала мы можем его построить.
Дети: Из модулей.
Учитель-дефектолог: Правильно. Судостроение очень серьезное и ответственное дело. Одна маленькая ошибка и корабль не сможет плыть. Каждому из вас я раздам «значок судостроителя».
Раздаются значки с геометрическими фигурами разного цвета – дети называют фигуры и цвет.
Учитель-дефектолог: Будьте внимательны. У каждого из вас будет свое задание.
Найдите ваше задание, посмотрите на схему, где стоит ваш модуль, и поставьте на нужное место в зале.
Дети находят свое задание по символу, такому же, как и «значок судостроителя», повторяют название геометрической фигуры и ее цвет, и строят корабль.
Учитель-дефектолог: Вот корабль и готов. Садитесь в него, и поплывем навстречу приключениям.
Дети садятся. Включается магнитофон с записью «шумов природы».
Учитель-дефектолог: Но вот ветер дует все сильнее и сильнее, набежали черные тучи, волны все сильнее раскачивают корабль – начался шторм. А кругом рифы. Вы знаете, что такое рифы?
Дети: да, это скалы, которые торчат из воды.
Учитель-дефектолог: Ребята, это очень опасно. Что может случиться?
Дети: Корабль может наткнуться на риф и разбиться.
Учитель-дефектолог: Верно. Каким должен быть капитан?
Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: А еще у капитана должен быть хорошо развит глазомер. Он должен правильно определять насколько далеко от него препятствие, что бы его обойти. Нам удалось благополучно причалить наш корабль, и теперь давайте потренируемся, что бы быть хорошими капитанами.
Учитель-дефектолог: Посмотрите на карточку. Что на ней нарисовано?
Дети: кегли.
Учитель-дефектолог: Правильно. Вот этот красный квадрат, это точка отсчета. Расскажите, как кегли стоят по отношению к точке отсчета.
Дети рассказывают.
Учитель-дефектолог: А теперь расставьте кегли так же, как на картинке.
Каждому ребенку называется цвет кегли, которую он будет ставить. Учитель-дефектолог кладет красный квадрат, дети расставляют кегли и проверяют правильно ли все выполнили задание.
Учитель-дефектолог: Посмотрите, что это шторм прибил к нашему берегу? (показывает детям круги синего и голубого цветов различных оттенков) Это ракушки. Давайте с вами поиграем. Каждый из вас будет ракушкой определенного цвета и оттенка. Вы свободно плавали по морю в шторм, а когда он закончился, легли на дно. Но ложиться на дно вы будете в определенном порядке — так же, как нарисовано у меня на карточках.
Далее после слов: «Шторм» дети начинают свободно передвигаться по пространству коррекционного зала. После слов: «Шторм закончился» дети смотрят на карточку учителя-дефектолога, становятся на колени или присаживаются в том же порядке что и круги на карточке и показывают педагогу свои круги для проверки. (Игра повторяется 2-3 раза).
Учитель-дефектолог: А еще капитан должен очень хорошо распознавать все звуки и направление этих звуков, что бы своевременно узнавать о приближении шторма и успеть приготовиться к нему. Давайте и мы потренируемся узнавать откуда же исходят звуки. Поиграем в игру «Веселая корова». Кто будет водящим?
Дети встают в круг. Один ребенок – водящий встает спиной ко всем и закрывает глаза.
Учитель-дефектолог дает кому-нибудь из детей игрушку. Ребенок заставляет игрушку звучать. Затем игрушку взрослый забирает и предлагает водящему определить, с какой стороны раздавался звук. Если водящий угадывает правильно, то водящий и тот ребенок, у которого была игрушка, меняются местами
Учитель-дефектолог: Молодцы. Но давайте вспомним, куда мы хотели плыть?
Дети: в сказочную страну.
Учитель-дефектолог: Правильно. А в сказочной стране и мы можем стать сказочными героями. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен?
Дети перечисляют героев сказки «Колобок».
Учитель-дефектолог: Давайте с вами «нарисуем» такую же картину, только героями сказки окажетесь все вы.
Детям раздаются круги с изображениями сказочных героев. Дети по картине определяют пространственное положение животных, точку отсчета, по которой будут ориентироваться, называют использованные в картине нестереоскопические приемы передачи глубины пространства и определяют свое местонахождение в реальном пространстве. Закончив «рисовать» картину, дети называют свое местоположение относительно других детей.
Учитель-дефектолог: Молодцы. Вы все сделали правильно, и главный герой сказки принес вам подарок. Давайте посмотрим, что это.
Дети: план зала.
Учитель-дефектолог: Правильно. Но тут на плане есть красный кружочек, а так обычно отмечается клад на картах. Кто из вас догадался, где спрятан клад?
Дети называют место, где спрятан клад, бегут и достают его.
Учитель-дефектолог: Давайте посмотрим, что же колобок вам подарил? Свой портрет на память.
Детям раздаются изображения колобка.
Учитель-дефектолог: Вы сегодня все были внимательными, все делали правильно. А вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось?
Дети отвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида
Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида...
Картотека игр на развитие навыков ориентировки в пространстве
Игры и игровые упражнения на развитиенавыков ориентировки в пространстве для обучающихся 1-4 классовкоррекционной школы...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве
Приемы коррекционно-педагогической работы...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве.
В помощь учителю...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве.
В работу учителю...
Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...