Выступление на тему: «Профилактика суицидального поведения у подростков».
консультация по психологии
Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suitsida.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Профилактика суицидального поведения у подростков».
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о проблеме суицида детей и подростков. Причин этому несколько. Первая причина в том, что по данным статистики частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. Вторая причина заключается в том, что изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Поэтому целями сегодняшнего собрания является предоставление информации:
1. Что такое суицидальное поведение, его причины среди детей и подростков.
2. Мифы, затрудняющих профилактику суицидов.
3. Дети, “группы риска”.
4. Как заметить надвигающийся суицид у своего ребенка.
5. Как предотвратить суицид ребенка (что делать и чего делать нельзя).
Итак, начнем. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:
Демонстративное поведение. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Наиболее распространенные причины, которые могут повлечь за собой совершение самоубийства подростком:
1. Состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений.
2. Чувство вины, страха, враждебности.
3. Тяжелое переживание неудач, в личных отношениях.
4. Эмоциональное, психическое или сексуальное насилие.
5. Стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука).
6. Попытки покончить с собой ранее.
7. Давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых.
8. Давление со стороны сверстников.
9. Смерть близкого человека.
10. Потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения.
11. Боязнь ответственности за совершенный поступок.
12. Слабо физическое развитие или приобретенный физический дефект (например, вследствие автокатастрофы).
Многие люди имеют неправильное представление о суицидентах, поэтому часто упускают момент помощи, в которой нуждается человек. Профилактику самоубийств необходимо начинать с развенчания “мифов”, объясняющих действия суицидентов.
МИФ | ФАКТ |
Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми | Большинство из самоубийц – практически здоровые люди, попавшие в острую психотравмирующую ситуацию |
Самоубийство предотвратить невозможно, тот, кто решился, рано или поздно это сделает | Потребность суицидента в духовной теплоте, желание быть выслушанным, понятным определяет возможность оказания помощи |
Если человек открыто сообщает о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства | Из 10 человек, покончивших жизнь, 8 вполне определенно сообщали о своих намерениях |
Если загрузить человека работой (учебой), то ему некогда будет думать о самоубийстве | Чрезмерные нагрузки могут привести к истощению организма и еще больше повлиять на вероятность суицидальной попытки |
Предвидеть попытку суицида невозможно | “Заглянуть в душу” очень сложно, но такие возможности имеются |
Существует такой психологический тип людей, “склонных к совершению самоубийства” | Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее оценки личностью как непереносимой |
Не существует признаком указывающих на то, что человек решился на самоубийство | Самоубийству предшествует необычное для данного человека поведение. Необходимо знать действия и высказывания, которые служат сигналом о готовности к суициду |
Решение о самоубийстве приходит внезапно без предварительной подготовки | Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев в зависимости от длительности психотравматизации |
Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла | Большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала “улучшения”, когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств в жизнь |
Если человек совершил попытку самоубийства, то он никогда этого не повторит снова | Риск повторного суицида наиболее высок в первые месяцы после неудачной попытки |
Кто из детей наиболее подвержен суициду? Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:
- Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы.
- Дети, у которых бывали суициды в семье
- Дети, употребляющие алкоголь.
- Дети, хронически употребляющие наркотики и токсические препараты.
- Дети с аффективными расстройствами, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы).
- Дети с хроническими или смертельными болезнями;
- Дети, испытавшие тяжелую утрату, например смерть родителя, особенно в течение первого года после потери.
- Дети в семьях, которых серьезные семейные проблемы: уход из семьи или развод.
Как же заметить надвигающийся суицид у своего ребенка?
Признаки суицидального поведения детей:
Словесные | Поведенческие | Ситуационные |
- Прямые, явные высказывания о смерти: “Я не могу так больше” - Косвенные намеки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”, “Тебе больше не придется обо мне волноваться”, “Я ни кому не нужен”, “Всем будет лучше без меня” - Жалобы на жизнь, никчемность и ненужность “Мне все надоело”, “Они пожалеют, когда я уйду” - Шутки на тему самоубийства - Нездоровая заинтересованность вопросами смерти - Размышления на тему могут приобрести художественное оформление (стихи, музыка, рисунки, иллюстрирующие депрессивное настроение) - Жалобы на физическое недомогание - Записки об уходе из жизни - Многозначительные прощания с другими людьми | - Печаль, подавленность, тревога, плачь - Потеря интереса к жизни - Беспокойство, раздражительность, угрюмость - Отсутствие мотивации к решению жизненных задач - Замкнутость - Фиксация внимания на примерах самоубийства - Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению) - Утрата интереса к окружающему - То внезапная эйфория, то приступы отчаяния - Потеря или повышение аппетита, проблемы со сном - Снижение двигательной активности у людей активных подвижных и общительных - Возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых - Перепады настроения - Необычное невнимание к внешнему виду - Потеря интереса к любимым занятиям - Нарушения внимания - Перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками) - Высокий уровень притязаний (высокая критичность к себе и своим поступкам) | - Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей и т.п.) - Внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости, раздача личных веще и т.п.) - Окончательное приведение в порядок дел - Примирение с давними врагами - Отказ от совместных дел - Приобщение или сильное употребление алкоголя, наркотиков - Излишний риск в поступках - Отсутствие планов на будущее - Социальная изолированность (нет друзей) - Нестабильное окружение (серьезный кризис в семье) - Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального) |
Чтобы предотвратить суицид у ребенка, прежде всего:
1. Внимательно выслушаете решившегося на самоубийство ребенка. В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Относитесь серьезно ко всем угрозам. Разговоров на тему самоубийства может и не быть. Любой признак возможно опасности вас должен насторожить. Внимательно отнеситесь ко всем, даже незначительным, обидам и жалобам. Подростки могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
3. Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях. Возможность совершения самоубийства вызывает эмоциональный стресс, поэтому вам надо избавляться от собственных тревог и получить поддержку специалиста. Пусть он решает, насколько реальны ваши опасения.
4. Постарайтесь определить, насколько серьезны намерения и чувства вашего ребенка и есть ли у него план действий. Конкретный план (в отличие от неопределенного, расплывчатого) – знак реальной опасности.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш ребенок о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
6. Дайте знать ребенку, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
7. Пригласите психотерапевта, который может вывести подростка из кризисного состояния. В терапевтическом процессе лечения подростки с суицидальными тенденциями достигают осознания своих проблем и вырабатывают совладающие стратегии.
8. Дайте ребенку почувствовать, что вам не все равно. Слушайте с чувством искренности и понимания. Не отталкивайте его. Если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией, помните, что подросток с суицидальными наклонностями редко обращается за помощью к профессионалам. Убедите ребенка в том, что непременно есть такой человек, который может помочь.
9. Ненавязчиво отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – не эффективное решение всех проблем. Убедите ребенка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг.
10. Не предлагайте упрощенных решений типа: “Все, что тебе сейчас необходимо – это хорошо выспаться, утром ты почувствуешь себя лучше”. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например: “Конечно, твой классный руководитель поможет”.
11. Не оставляйте своего ребенка без внимания. Если вам надо уйти, оставьте его на попечении взрослого.
12. Вас не должны ввести в заблуждение утверждения о том, что кризис уже миновал. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям, поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
13. Не избегайте и других возможных источников помощи – друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Что родителю делать нельзя, если для ребенка характерно суицидальное поведение:
1. Заметив признаки аффективного поведения (непривычные реакции, повышенную нервозность, несдержанность в поступках и словах, выраженное отчаяние), допускать негативное воздействие на ребенка – упрекать, наказывать, надсмехаться, подшучивать и т.д.
2. Пытаться выступать в роли судьи.
3. Говорить – “Посмотри на все, ради чего ты должен жить …”.
4. Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы и др.) там, где находиться подросток, собирающийся покончить жизнь.
5. Оставлять ребенка, собирающегося покончить жизнь, одного.
6. Спорить, стараться образумить ребенка, говоря: “Ты не можешь убить себя, потому что …”.
7. Наталкивать на мысль, говоря: “Пойди и сделай это …”.
8. Пытаться успокоить ребенка, приводя ему в качестве примера ситуации с проблемами других людей: “У тебя не произошло ничего страшного, а вот у … на самом деле беда”.
Если вы слышите | Обязательно скажите | Не говорите |
“Ненавижу школу…” | “Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?” | “Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто лентяй!” |
“Все кажется таки безнадежным” | “Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь” | “Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе” |
“Всем было бы лучше без меня!” | “Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи, что происходит?” | “Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом” |
“Вы не понимаете меня!” | “Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу знать” | “Кто может понять молодежь в наши дни” |
“Я совершил ужасный поступок” | “Давай седеем и поговорим об этом” | “Что посеешь, то и пожнешь!” |
“А если у меня не получиться” | “Если не получиться, я буду знать, что ты сделал все возможное” | “Если не получиться – значит, ты недостаточно старался!” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...
Выступление на тему:"Профилактика асоциального поведения у подростков средствами экологической культуры"
Выступление на республиканской научно -практичекой конференции....
Профилактика суицидального поведения среди подростков
Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с причинами суицида...
Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".
Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...
Тематическое мероприятие на тему: «Жизнь- как ценность" (профилактика суицидального поведения у подростков 7-9 классов)
Данное мероприятие содействует развитию позитивного отношения к жизни, развитию любви к себе, даёт навыки разрешения проблемных ситуаций. На занятии подростки познакомятся с эффективн...
Выступление на родительском собрании на тему профилактики суицидального поведения обучающихся
laquo;Профилактика суицида у несовершеннолетних»Суицид, проще говоря – самоубийство стало проблемой, которая в последнее время стала очень актуальной. Эту беду в большинстве с...
Презентация на тему: "Профилактика суицидального поведения подростков"
Материал по теме направлен для доведения информации до педагогического коллектива школы по профилактике суицидального поведения подростков. Даются следующие понятия: подростковый возраст, суицидальное...