Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"
презентация к уроку по теме
Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суицидально поведения подростков, но и дает краткое описание приемов профилактики и предотвращения суицидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 926 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частота суицидальных действий среди молодежи России
Процентное соотношение лиц, совершающих суицидальные действия
Цели суицидального поведения
Данные официальной статистики Ежегодно от самоубийства погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. И эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Данные государственной статистики Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12, 7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет покончили жизнь самоубийством 14157 несовершеннолетних.
Причины самоубийств несовершеннолетних, согласно данным Генеральной Прокуратуры России Бестактное поведение отдельных педагогов Черствость и безразличие окружающих Конфликты с учителями, одноклассниками, друзьями, Боязнь насилия со стороны взрослых 62 % всех самоубийств
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Письмо Минобразования РФ от 26 января 2000 г. N 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков" Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. N 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков" Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 сентября 2004 г. N 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования РФ от 31 июля 2008 г. N 5975/03.2 «Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях« Письмо Минобразования РО от 08.04.2011 № 3982/03.2 «Методические рекомендации по организации профилактики суицида в образовательных учреждениях» Письмо Минобразования РО от 05.05.2011 № 5286/03.2 «Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных учреждений»
Определение понятий Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Типы суицидального поведения Демонстративное поведение В основе - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Цель- напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Способы суицидального поведения - порезы вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображение повешения.
Типы суицидального поведения Аффективное суицидальное поведение В основе – как правило, яркие негативные эмоции- обида, гнев, перенесенные подростком. Действия импульсивные, не имеющие четкого плана. Цель- затмить реальное восприятие действительности. Способы суицидального поведения - попытки повешения, отравления токсичными и сильнодействующими препаратами.
Типы суицидального поведения Истинное суицидальное поведение В основе –продуманный план действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия, оставляет записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых прощается со всеми и объясняет причины своих действий. Способы суицидального поведения - повешение или спрыгивание с высоты. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.
Динамика развития суицидального поведения Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами ( острый пресуицид ) или месяцами ( хронический пресуицид ).
Дети, относящиеся к «группе риска» по суициду с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от хронических или смертельных болезней, покинутые окружением подростки; из семей, в которых были случаи суицидов.
Признаки эмоциональных нарушений потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней, частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие, уход от контактов, изоляция от друзей, превращение в человека «одиночку», нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей .
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Признаки готовящегося самоубийства 1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. 3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. 4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). 5. Словесные указания или угрозы. 6. Вспышки гнева у импульсивных подростков. 7. Бессонница.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; выраженное чувство долга, обязательность; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности; наличие актуальных жизненных ценностей, целей; проявление интереса к жизни; привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Профилактика суицидов Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Профилактика суицидов Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
Профилактика суицидов В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
За любое суицидальное поведение ребёнка - в ответе мы - взрослые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95
Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....
Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-754654-1459439760.jpg)
Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования
Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/19/picture-203821-1455887125.jpg)
«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома»
В данной разработке представлен практический опыт работы с детьми, относящимися к категории "трудновоспитуемых" и проживающих в условиях детского дома. Особо акцентируется внимание на организации комп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-671195-1442840729.jpg)
План-конспект самоподготовки с воспитанниками старшей группы детского дома-школы
Организация подготовки домашнего задания в условиях интернатных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/22/picture-1044739-1529663001.jpg)
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...