Адаптивная физическая культура в коррекционной школе VIII вида.
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Яцун Надежда Павловна

Предлагаю использовать составленное мною календарно-тематическое планирование (2011 г.) по адаптивной физ-ре, в качестве третьего часа уроков  физической культуры. Материал представлен для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

        _

           Рабочая программа по факультативному курсу «Адаптивная  физическая культура» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор В.М.Мозговой и учебного пособия «Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» под ред. С.П. Евсеева.

           Программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей учащихся с нарушениями в развитии.

           На занятиях по курсу «Адаптивная физкультура» решаются следующие задачи:

  1. укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности учащихся;
  2. коррекционная и компенсаторная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умения, физических качеств:

силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости;    

  1. профилактическая  работа  по  формированию  правильной  осанки  и   коррекции   плоскостопия  в  статических  положениях  и  в движении;
  2. развитие чувства темпа и ритма, координация движения;
  3. развитие эмоциональной сферы учащихся, социализация в обществе.

   Процесс занятий адаптивной физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формированием самооценки учащихся.

   Занятия по адаптивной физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.

   В планирование включены уроки по коррекционно-развивающим играм и стретчингу.

   В связи с этим в основе обучения на уроках предусматриваются принципы:

  1. индивидуализации и дифференциации процесса обучения,
  2. коррекционная направленность обучения,
  3. комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

 Особенности уроков адаптивной физкультуры в коррекционной школе включают следующие составляющие уроков:

   1.Вводная часть (5 минут). Организация класса. Настрой детей на занятия. Вспомнить, что изучали на прошлом уроке, и чем
будем заниматься на этом. Строевые упражнения или упражнения на дыхание.

   2. Подготовительная часть (5-7 минут до 15-17 минут). Различные физические упражнения развивающего характера: ходьба, бег,
прыжки, перестроение.

   3. Основная часть (20-30 минут). Изучается новый материал, совершенствуется пройденный.

    4. Заключительная часть урока (5-7 минут). Упражнения на координацию, на равновесие, дыхательные упражнения.
Учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, к ним

применяется индивидуальный подход.

Оценка по адаптивной физкультуре определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, индивидуально.

Программа рассчитана на следующее количество часов с учетом проведения уроков 1 раз в неделю

Сетка часов по четвертям

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

5

9

7

10

9

35

6

9

7

10

9

35

7

9

7

10

9

35

8

9

7

10

9

35

9

9

7

10

9

35

10

9

7

10

9

35

  1. Календарно-тематический план.

Тема урока

Дата

К/ч

ЗУН

Словарь.

Работа по социализации

Коррекционная работа

Индивидуальная работа для разных групп обученности

5 класс  I  четверть

Коррекционно-развивающие игры – 2 часа

1.

Техника безопасности на занятиях.

  Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Через обруч», «Прыжки по полоскам», «Второй лишний»

1

Знать: зачем надо заниматься физкультурой, что разрешено и не разрешено на уроках адаптивной физкультуры.                        

Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их.

Соблюдение всех правил по технике безопасности.

Коррекция зрительного, слухового восприятия, мыслительной  деятельности. Коррекция эмоционально-волевой сферы, памяти через повторения правил игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

2.

Игры с элементами бега «Бег с флажками», «Перебежки  с выручкой».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.  Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их      

Коллективные и индивидуальные действия.

Коррекция пространственной ориентировки,  координации движений, эмоционально-волевой сферы.

Подача повторной инструкции.

Гимнастика – 2 часа

3.

Виды гимнастики. Техника  безопасности. Комплекс упражнений на растягивание.

 РК.

«Достижения учащихся на  Специальной олимпиаде»  

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванью.

Соблюдение всех правил по технике безопасности. Соблюдение ритма движений, точности, темпа работы.

Коррекция зрительного, слухового восприятия, мыслительной деятельности через разучивание упражнений.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

4.

Упражнения на растягивание, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию.

Коллективные действия при выполнении упражнений.

Коррекция временной ориентации, крупной моторики, движений рук.

Подача повторной инструкции. Координация движений.

Коррекционно-развивающие игры – 2 часа

5.

Игры с элементами прыжков: «Удочка», «Прыжок за прыжком».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их.

Соблюдение правил игры. Индивидуальные и коллективные виды деятельности.

Коррекция пространственной ориентации, координация движений при выполнении упражнений.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

6.

Игры с элементами метания предметов «Подвижная цель», «Точно в цель».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их.

Соблюдение всех правил по технике безопасности. Выполнение точных движений.

Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики при выполнении упражнений с мячом.

Подача повторной инструкции. Координация движений.

Гимнастика  - 2 часа

7.

Парные упражнения на растяжение. Брюшное и грудное дыхание. Упражнения на расслабление.

1

 Знать: зачем надо дышать грудью и животом, расслабляться. Уметь: выполнить брюшное и грудное дыхание.

Совместные действия при выполнении упражнений

Коррекция зрительного, слухового восприятия, мыслительной деятельности. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

8.

Комплекс упражнений на растягивание. Дыхательные упражнения.

1

Знать: зачем надо дышать грудью и животом, расслабляться. Уметь: выполнить брюшное и грудное дыхание.

Выполнение точных, ритмичных движений.

Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

9

Комплекс упражнений на растягивание.  

1

Знать: зачем надо дышать грудью и животом, расслабляться. Уметь: выполнить брюшное и грудное дыхание.

Выполнение точных, ритмичных движений.

Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

II четверть

Коррекционно-развивающие игры – 2 часа

10.

Игра на развитие физических качеств – быстроты: «Перебежки с  выручкой».

РК. Знаменитые хоккеисты Магнитогорска.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их.

Учить выполнять индивидуальные и коллективные действия в процессе игры.

Коррекция пространственной ориентации через ориентировку по залу во время игры. Коррекция мыслительных действий через повторение правил игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

11.

Игра на развитие физических качеств – ловкости: «Падающая палка».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их.

Учить следовать командам и соблюдать правила игры.

Коррекция внимания и координации движений. Развитие  быстроты реакции.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Гимнастика – 2 часа

12.

Комплекс упражнений на растягивание. Дыхательные упражнения. Игры на внимание.

1

Знать: зачем надо дышать грудью и животом, расслабляться. Уметь: выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить точно выполнять движения.

Коррекция внимания через выполнение игровых упражнений. Воспитание ответственности и самостоятельности.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

13.

Комплекс упражнений на растягивание в парах. Игры на развитие гибкости.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиваню.

Учить чередовать темп и ритм работы в любом виде деятельности.

Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Коррекционно-развивающие игры – 2 часа

14.

Игра на развитие силы «Зайцы и моржи»

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить следовать командам и соблюдать правила игры.

Коррекция моторики и  пространственной ориентации. Воспитание выносливости и самостоятельности.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

15.

Игра на развитие силы «Перетягивание в парах».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Развитие силы и выносливости как необходимого  качества в любом виде деятельности.

Коррекция пространственной ориентации через ориентировку по залу во время игры. Коррекция речи и мышления через повторения правил игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

16.

Игра на развитие выносливости «Гонки с выбыванием».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить выполнять индивидуальные  и коллективные действия в процессе игры.

Коррекция  эмоционально-волевой сферы через привитие правил поведения в игре.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

III четверть

Гимнастика – 2часа.

17.

Комплекс упражнений на растягивание .

Упражнения на осанку: корригирующая ходьба с различным положением рук.

Дыхательные упражнения.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиваню. выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить правильному дыханию и правильному положению тела, необходимому для различных видов деятельности.

Коррекция моторики, координации движений через выполнение упражнений. Воспитание самостоятельности и осознанности выполняемых действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

18.

Комплекс упражнений в парном стретчинге.

Игры на развитие  гибкости «Передача мячей».

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиваню.

Учить выполнять действия индивидуально и в парах. Гибкость как необходимое качество работы всего организма.

Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Коррекционно-развивающие игры – 2 часа.

19.

Коррекционно-развивающие игры  на развитие быстроты «Рывок за мячом».

РК. Магнитогорские баскетболисты.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить следовать командам и соблюдать правила игры.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, мышления  и памяти через повтор правил, соблюдений их в игре.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

20.

Коррекционно-развивающие игры на развитие силы «Вытолкни из круга». Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их, выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить выполнять индивидуальные и коллективные действия в процессе игры.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через игровую деятельность, выполнение различных игровых ролей.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Гимнастика – 2 часа.

21.

Комплекс упражнений на растягивание. Корригирующая ходьба.  Дыхательные упражнения.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить правильному дыханию, необходимому для различных видов деятельности. Учить чередовать темп.

Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Воспитание самостоятельности и осознанности выполняемых действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

22

Комплекс упражнений на растягивание в парах. Упражнения на осанку и профилактику плоскостопия.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить правильному дыханию, необходимому для различных видов деятельности. Учить чередовать темп.

Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Воспитание самостоятельности и осознанности выполняемых действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

23

Коррекционно-развивающие игры на развитие выносливости «Хоккей руками»грудное и брюшное дыхание.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить следовать  командам и правилам игры.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, внимания через  следование правилам игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

24

Коррекционно-развивающие игры на развитие ловкости «Защита укреплений». Упражнения на коррекцию осанки.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить следовать  командам и правилам игры.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, внимания через  следование правилам игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

25

Коррекционно-развивающие игры на развитие ловкости «Гонка мячей». Упражнения на коррекцию плоскостопия.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить следовать  командам и правилам игры.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, внимания через  следование правилам игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

26

Комплекс упражнений на растягивание. Корригирующая ходьба.  Дыхательные упражнения.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить правильному дыханию, необходимому для различных видов деятельности. Учить чередовать темп.

Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Воспитание самостоятельности и осознанности выполняемых действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

IV четверть.

27.

Коррекционно-развивающие игры на развитие внимания "Запрещенное движение". Упражнения по коррекции правильной осанки.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить следовать  командам и правилам игры.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, внимания через  следование правилам игры.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

28.

Коррекционно-развивающие игры на развитие быстроты "Сбей городок". Упражнения на профилактику плоскостопия.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить выполнять индивидуальные и коллективные действия в процессе игры.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через игровую деятельность, выполнение различных игровых ролей.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Гимнастика - 2 часа.

29.

Комплекс упражнений на растягивание дыхательные упражнения.

Упражнения на расслабления.

РК

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. Выполнять расслабление.

Учить правильному дыханию и чередованию нагрузки и отдыха для различных видов деятельности.

Коррекция моторики, координации движений через выполнение упражнений. Воспитание самостоятельности и осознанности выполняемых  действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

30.

Комплекс упражнений в парном  стретчинге. Упражнения на расслабление.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. Выполнять расслабление.

Учить выполнять действия индивидуально и в парах.

Коррекция слухового, зрительного и пространственного восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Коррекционно-развивающие игры - 2 часа.

31.

Коррекционно-развивающие игры  на развитие быстроты "Бегуны".

Грудное и брюшное дыхание.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их

Учить выполнять  действия индивидуально и в парах, соблюдать правила.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, мышления и памяти через повтор правил,  соблюдении их в игре. Воспитание дисциплинированности и осознанности при выполнение действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

32.

Коррекционно-развивающие игры на развитие  выносливости "Круг за кругом". Упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить следовать командам и соблюдать правила игры, исправлять ошибки.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через игровую деятельность, выполнение различных игровых ролей. Коррекция мышления через анализ выполненных действий, закрепление правильного движения.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Гимнастика - 2 часа

33.

Комплекс упражнений в парном  стретчинге.

Упражнения на профилактику плоскостопия.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. Выполнять расслабление.

Учить выполнять индивидуальные и коллективные действия, необходимые в процессе любой деятельности.

Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

34.

Комплекс упражнений на растягивание. Корригирующая  ходьба. Дыхательные упражнения.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности при выполнении физических упражнений по растягиванию.         Уметь: выполнять 5-6 упражнений по растягиванию. Выполнять расслаблении, выполнить брюшное и грудное дыхание.

Учить правильному дыханию, необходимому для различных видов деятельности. Учить чередовать темп и ритм работы в любом виде деятельности.

Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Воспитание самостоятельности и осознанности выполняемых действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.

Коррекционно-развивающие игры - 2 часа

35.

Коррекционно-развивающие игры на развитие гибкости "Бег раков".  Расслабляющие упражнения.

1

Знать: как укреплять мышцы и кости, зачем соблюдать правила безопасности во время проведения игр. Уметь: объяснить одно правило игры. найти ошибки у себя и товарища и объяснить их выполнить расслаблении,

Учить выполнять действия индивидуально и в парах, соблюдать правила.

Коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия, мышления и памяти через повтор памяти через повтор правил, соблюдении их в игре. Воспитание дисциплинированности и осознанности при выполнении действий.

Дозировка для ослабленных учащихся снижена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в коррекционной школе 8 вида.

План составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.Программы: Москва "Просвещение" 2003 год.под редакцией И.М.Бгажноково...

Урок физической культуры "Спортивные игры - баскетбол" 7 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение передачи и ловли мяча; ведению мяча; бросок мяча в кольцо....

Урок физической культуры "Лёгкая атлетика - прыжок в высоту способом "перешагивание" 9 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение и совершенствование прыжка в высоту способом "перешагивание"....

Пояснительная записка к адаптивной программе 3-его часа по физической культуре 5-9 классов в коррекционной школе VIII вида

Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение...

Рабочая программа по физической культуре в коррекционной школе 8 вида (1 класс)

     Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми с ОВЗ.Физическое воспитание рас...

Использование игрового метода на уроках физической культуры в коррекционной школе восьмого вида.

Игра - формирует личность ребенка. Использование игрового метода на уроках играет огромную роль в развитии детей с ОВЗ....