Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников
консультация по психологии

Чувилова Екатерина Георгиевна

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ по профилактике и коррекции агрессивного поведения у воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Психолого-педагогические аспекты профилактики агрессивного поведения у дошкольников»

Слайд 2.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого драчливого, ершистого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Слайд 3.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Порой жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Слайд 4.

Эмоциональная основа агрессии – гнев.

Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Представьте, что у нас пропало чувство гнева и мы не проявляем агрессию, когда у нас отнимают нашу собственность, претендуют на нашу территорию, обижают нашего ребенка… Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у большинства людей происходит социализация агрессии.

Слайд 5.

Кривая гнева 

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Выделяют 5 фаз: Запуск, Подъем, Пик гнева, Плато гнева, Депрессия. Постепенно, развивая эмоциональный интеллект, человек учится чувствовать Фазу запуска и использует приемы саморегуляции на этой фазе (уравновесить дыхание, сосчитать до 10, пересчитать зубы языком, посмотреть на себя в зеркало, «спокойствие, только спокойствие» и т.д.).  На фазе Пика гнева человек ничего не слышит и не видит – в этот момент с ним нет смысла проводить беседы, лучше разобрать ситуацию, когда все успокоятся.

Слайд 6.

Агрессивные проявления подразделяются на:

  • Физическую агрессию (использование физической силы против другого человека или объекта);
  • Вербальную агрессию (крик, визг, угрозы, проклятья, сквернословие…);
  • Косвенная агрессия (действия, направленные на другое лицо (сплетни, действия исподтишка, обзывания, колкие,злые шутки и т.п.), а также ни на кого не направленные (топанье ногами, битье кулаками по столу, бросание предметов и др.)
  • Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждениий).

Слайд 7.

 «Копилка гнева»

В нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция.

Однако с точки зрения психологов не рекомендуется всегда сдерживать эту эмоцию, поскольку так мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. «Загнав» гнев внутрь, человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его. Но, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на “подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся “извержения” гнева (сдержимся), наша “копилка”, однажды может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям.

Гнев нужно «выпускать», но  в социально-приемлемых формах!

Слайд 8.

Факторы, влияющие на становление  агрессивного  поведения у ребенка:

  • Наследственно – характерологические факторы:

а) наследственные особенности нервной системы (слабый тип НС с преобладанием реакций возбуждения);

б) особенности неврологического здоровья (ММД и т.п.);

в) аффективно – возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребенка;

Слайд 10

  •  Социально – бытовые:

а) противоречивое, непоследовательное  воспитание (мама запрещает, а бабушка разрешает…);

в) пренебрежительное  отношение, уступчивость;

в) враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;

г) конфликт между супругами (дети чувствуют напряжение в отношениях родителей и реагируют конфликтностью, повышенной возбудимостью, агрессивностью).

б) неадекватно – жесткий родительский контроль (постоянные  запреты, незаслуженное  наказание или очень жестокое наказание…);

Слайд 11

  • Привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.п.
  • Просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных  фильмах (Том и Джери);
  • Одобрение агрессивного поведения, как способа решения конфликта, проблемы: « А ты его ударь», « А ты что, отнять не можешь?»

Слайд 12

  • Ситуационные:

а) реактивность на присутствие новых взрослых или сверстников;

б) чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

в) введение ограничений в поведении ребенка (не имеют возможности «выбегаться», выплеснуть энергию…)

Слайд 13

Видеоролик «Дети видят» ( в свободном доступе в Интернет)

Слайд 14

Как реагировать взрослому, если ребенок проявляет агрессивность?

  • Контролировать собственные негативные эмоции.
  • Не усиливать напряжение ситуации.
  • Игнорировать незначительную агрессию.
  • Обсуждать проступок
  • Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не личности ребёнка
  • Сохранять положительную репутацию ребенка (без ярлыков, штампов – «ну, как всегда…»)
  • Демонстрировать модели не агрессивного поведения
  • Описываем поведение ребенка:

Правильно (по факту, без оценивания и умозаключений): Степа запнулся и толкнул Диму, Дима в ответ стукнул Степу

Неправильно: Степа у нас такой невнимательный, неуклюжий - налетел на Диму, а Дима, как обычно, сразу начал драться

Слайд 15

Как помочь агрессивному ребенку

Часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Работа  с данной категорией детей должна проводиться в четырех направлениях:

  1. Развитие  эмоциональной  сферы, формирование  позитивных качеств  личности   (эмпатия, доверие  к  людям, доброта  и  т.д.) В первую очередь - чтение и обсуждение литературных произведений по данной проблеме (библиотерапия), фильмов, мультфильмов. И конечно, специальные игры, упражнения на распознавание эмоций, оценивание поступков…

  1. Обучение  агрессивных  детей  способам  выражения  гнева  в  приемлемой  форме. Предполагается  учить  их  прямо  заявлять  о  своих  чувствах  («Я сержусь, потому что…», «Я злюсь…», и  выражать  гнев  в  косвенной  форме, с  помощью  игровых  приёмов (двигательная активность…, творчество,…).

  1. Обучение  детей  приёмам  саморегуляции, самообладанию, умению  владеть  собой  в  различных  ситуациях. Агрессивным  детям  свойственны  мышечные  зажимы, особенно  в  области  лица  и  кистей  рук. Поэтому  для  данной  категории  детей  рекомендуется  проводить  любые  релаксационные  упражнения (например, представьте, что мы – снеговички (мороженое), солнышко греет, мы таем и превращаемся в лужицу…). Можно  говорить  с  ребёнком  о  том, что  такое  гнев  и  каковы  его  разрушительные  действия, можно  объяснить  ребёнку, каким  злым  и  некрасивым  становится  человек  в  порыве  гнева. Поэтому  важно  работать  над  собой, управлять  и  владеть  своими  отрицательными  эмоциями.

  1. Отработка  навыков  общения. Агрессивные  дети  иногда  проявляют  агрессию  лишь  потому, что  не  знают  других  способов  выражения  своих  чувств. Поэтому,  важно  научить  детей  бесконфликтному  взаимодействию, умению  сотрудничать, находить  конструктивный  способ  выхода  из  создавшийся  конфликтной  ситуации.

Слайд 16

«Витаминки равновесия»:

  • Посчитать до десяти.
  • Выдох в два раза длиннее, чем вдох.
  •  Посмотреть на себя в зеркало, когда сердишься
  •  Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  •  Побегать, поиграть в спортивные игры.
  •  Поиграть с водой, песком, снегом...
  •  Комкать и рвать бумагу( зернышки, чтобы покормить цыпленка )
  •  Шутливый бой подушками или поролоновыми    палками.
  • Топать ногами…

Слайд 17

Игровые технологии коррекции неконструктивного  поведения детей

  • Психогимнастика;
  • Релаксация;
  • Арт-терапия;
  • Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр: 

1.Игры с правилами 
2.Игры-соревнования
3. Игры – драматизации.
4. Коллективные дидактические игры.
5. Сюжетно-ролевая игра.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
7. Народная игра.

Для коррекции неконструктивного поведения детей подходят те игры, которые вы хорошо знаете:

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх-соревнованиях правила отличаются еще и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для контроля за собственным поведением

Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования.

Эта элементарная, на первый взгляд игра, очень полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка в ней потребуется:  быть внимательным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т.д.
Психотехнические освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
Например, игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, самоконтроля.
Не могу не сказать о
Народных играх. Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторства, что и позволяет детям незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.
Арт-терапия посредством изобразительной деятельности, литературного и музыкального творчества, драматизации. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка повышают самооценку, степень его самопринятия и самоценности. Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы, качества!

Слайд 18

А теперь и мы поиграем!   Превращаемся в детей!

Игра "ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ"

«Дети» свободно двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.  Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку,

2 хлопка — здороваемся плечиками,

3 хлопка — здороваемся спинками. 

(возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).

Цель игры: почувствовать разнообразие тактильных ощущений, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

"Прогулка с компасом" 

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза.

Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может разговаривать "компасом". Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования

сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.

«Насос и мяч»

Остаемся в парах. Один ребенок – насос, второй – сдутый мяч.

                                                   «Черепашка»

Сидя на стульчиках или на полу. Мы оказались на пляже – греет солнышко, черепашка загорает – вытянули  лапки-ручки, вытянули лапки-ножки. Хорошо на пляже. Расслабились. Вдруг! Налетел сильный ветер, тучка закрыла солнышко, стало холодно. Черепашка спряталась в панцирь и дрожит -дрожит от холода! Тучка улетела, солнышко выглянуло, черепашка расслабилась.

Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

Через дыхание мы успокаиваемся. Мозг получает кислород и может соображать лучше. Дуйте мыльные пузыри, дудите в дудки и сдувайте бумажки...

«Лети, бабочка»  (сидим)

Мы находимся в лесу. Стало холодно. Представьте, что на вашей ладошке сидит невидимая бабочка. Она замерзла и не может взлететь. Нужно согреть ее своим дыханием.

Подышите на ладошку, согрейте бабочку! Почувствуйте тепло на ладони.

УРА! Бабочка согрелась, и её надо сдуть с ладошки.

Теперь вдох поглубже и выдох через рот: «Лети, бабочка!»

3. Игра «Сдуй воспитателя☺».

Теперь нам нужно дуть посильнее, чтобы сдуть нашу любимую воспитательницу!

Ребенок дует и Вы, воспитатели, падайте! На мягкий коврик или стульчик.                    Можно не падать, а сильно качаться ☺

Вот как сильно подули ребята!

Давайте еще раз!!! Поменяемся

- Присаживаемся на стульчики

Слайд 19  Обобщение

Итак, мы знаем что:

  • Агрессивность присуща всем людям;
  • Избавиться полностью от агрессивности невозможно;
  • Пример взрослых играет ведущую роль в формировании детской агрессивности;
  • Лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии - это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Слайд 20

Притча о двух волках (видео)

! Родителям и педагогам следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения , а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников 14.02.2020 Чувилова Екатерина Георгиевна

Слайд 2

Агрессия — это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события

Слайд 3

“Как стать любимым и нужным?” Меня не любят???!!!

Слайд 4

Эмоциональная основа агрессии – гнев Гнев необходим для самозащиты и выживания в мире У людей происходит социализация агрессии

Слайд 5

Кривая гнева 1 фаза « Запуск» 2 фаза « Подъём» 3 фаза « Пик гнева» 4 фаза «Плато гнева» 5 фаза « Депрессия» Бесконтроль - ное состояние

Слайд 6

Агрессивные проявления: Физическая агрессия Вербальная агрессия Косвенная агрессия Аутоагрессия

Слайд 7

“копилка гнева”

Слайд 8

Факторы, влияющие на становление агрессивного поведения у ребенка:

Слайд 9

Наследственно – характерологические факторы: наследственные особенности нервной системы; особенности неврологического здоровья (ММД и т.п.); аффективно – возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребенка

Слайд 10

Социально – бытовые: противоречивое, непоследовательное воспитание (мама запрещает, а бабушка разрешает…); пренебрежительное отношение , уступчивость; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; неадекватно – жесткий родительский контроль (постоянные запреты, незаслуженное наказание…);

Слайд 11

Привлечение ребенка к посещению (просмотру ) жестоких спортивных состязаний: бокса , боев без правил и т.п . Просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах ; Одобрение агрессивного поведения, как способа решения конфликта, проблемы :« А ты его ударь», « А ты, что отнять не можешь?» Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

Слайд 12

Ситуационные: реактивность на присутствие новых взрослых или сверстников; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию ; ограничение личного пространства; введение ограничений в поведении ребенка (не имеют возможности «выбегаться», выплеснуть энергию…)

Слайд 13

Ролик "Дети видят"

Слайд 14

К ак реагировать взрослому, если ребенок проявляет агрессивность? Контролировать собственные негативные эмоции. Не усиливать напряжение ситуации. Игнорировать незначительную агрессию. Обсуждать проступок. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка . Сохранять положительную репутацию ребенка (без ярлыков, штампов – «ну, как всегда…») Демонстрировать модели неагрессивного поведения

Слайд 15

Как помочь агрессивному ребенку? Развитие эмоциональной сферы, формирование позитивных качеств личности Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме Обучение приёмам саморегуляции, самообладанию, умению владеть собой в различных ситуациях Отработка навыков общения

Слайд 16

Витаминки равновесия Посчитать до десяти . Выдох в два раза длиннее, чем вдох. Посмотреть на себя в зеркало, когда сердишься Втирать пластилин в картонку или бумагу. Побегать, поиграть в спортивные игры. поиграть с водой, песком, снегом... Комкать и рвать бумагу( зернышки, чтобы покормить цыпленка ) Шутливый бой подушками или поролоновыми палками . Топать ногами…

Слайд 17

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей Психогимнастика ; Релаксация; Арт-терапия; Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр: 1.Игры с правилами 2.Игры-соревнования 3. Игры – драматизации. 4. Коллективные дидактические игры. 5. Сюжетно-ролевая игра. 6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры. 7. Народная игра.

Слайд 18

Давайте поиграем «Давайте поздороваемся" «Лети, бабочка» «Сдуй…воспитателя» Прогулка с компасом « Шарик» «Насос и мяч» «Черепашка»

Слайд 19

Итак, мы знаем что: Агрессивность присуща всем людям; Избавиться полностью от агрессивности невозможно; Пример взрослых играет ведущую роль в формировании детской агрессивности; Лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии - это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Слайд 20

Притча о двух волках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения учащихся средней школы.

Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выража...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...

Методы профилактики агрессивного поведения старших дошкольников

Указанные методы направлены на снятие агрессивного поведения, страха перед   окружающими, эмоционального напряжения,  на повышение самооценки,  на коррекцию нарушений поведения, на...

Буклет "Профилактика и коррекция агрессивных норм поведения"

Профилактика и коррекция агрессивных норм поведения для детей дошкольного возраста. Профилактические упражнения при агрессии....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»

АКТУАЛЬНОСТЬ :Суицидальное поведение относится к распространенной патологии  поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, нам...