Методы профилактики агрессивного поведения старших дошкольников
методическая разработка по психологии

Указанные методы направлены на снятие агрессивного поведения, страха перед   окружающими, эмоционального напряжения,  на повышение самооценки,  на коррекцию нарушений поведения, на создание близких отношений в группе, на совершенствование взаимоотношений с окружающим ми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_profilaktiki_agressivnogo_povedeniya.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методы профилактики агрессивного поведения старших

дошкольников

 

К методам профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести игровую терапию, включающую в себя проективное рисование, куклотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и релаксацию.

Метод игровой терапии.

Игровой терапией называют метод корректирования эмоциональных расстройств, а также расстройств поведения у детей. В основе этого метода, исходя из названия, лежит игра, являющаяся ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Данное понятие включает в себя множество методик, которые основываются на том, что в игре заложен большой потенциал воздействия на личность ребенка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает большое воздействие на развитие личности. Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что игра, по мнению Л. С. Выготского, «дает ребенку новую роль». С помощью игры можно снизить агрессивное поведение, тревожность, напряжённость, страх, способствовать созданию близких, доброжелательных и доверительных отношений между людьми. Также игра позволяет повысить уровень самооценки, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игра, прежде всего, является деятельностью привлекательной и близкой старшим дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей, рождающихся из их контакта с окружающим миром, в который дети включены с самого начала.  Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие старшего дошкольника, игра является и адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии. Цель игровой терапии заключается в том, чтобы дать возможность ребенку быть самим собой, проявить себя с положительной стороны.

Игровая терапия позволяет решить ряд следующих задач:

  1. предотвращение появление у детей нервно-психических нарушений;
  2. развитие у детей способности к регулированию своих эмоций;
  3. формирование доверия к взрослым и сверстникам;
  4. избавление ребёнка от психологической напряжённости;
  5. предотвращение и корректировка отклонения в поведении ребёнка;
  6. развитие у детей творческого потенциала.

Метод проективного рисования.

Проективное рисование. В настоящее время проективное рисование используется для предотвращения и корректирования психологических проблем у детей и подростков, которые могут быть связаны с повышенным агрессивным поведением, различными конфликтами. Отмечается, что проективное рисование как профилактический метод особенно эффективен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия изобразительным творчеством может помочь ребёнку осознать и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, быть самим собой. Самое главное заключается в том, что с помощью творчества ребёнок может избавиться от негативных переживаний. При этом изобразительное творчество позволяет не только отражать реальную действительность, но и моделировать желаемую. Рисунок является, прежде всего, проекцией личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у детей с агрессивным поведением нарушены формы общения, лучше начать профилактику поведения через рисунок. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.  Основная задача проективного рисунка заключается в выявлении и осознании трудно вербализуемых проблем и переживаний детей старшего дошкольного возраста. Проективное рисование рассматривается   как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, а также эмоциональные проблемы. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить   участникам   возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод так же позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Так же выделяют основные этапы проективного рисования:

  1. предварительный этап, предполагающий исследование ребёнком обстановки, выбор изобразительных материалов;  
  2. выбор темы рисования или иных видов творческой продуктивной деятельности;
  3. поиск формы выражения;
  4. развитие выбранной формы, предполагающее глубокое самовыражение; 5) разрешение проблемной ситуации в символической форме.

Продукт изобразительного творчества предупреждает разрушительные агрессивные тенденции автора, их развитие, и непосредственное проявление в поступках. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем.

Метод куклотерапии.

Куклотерапия. Этот метод направлен на актуализацию чувств ребенка. Как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой. Методика разработана И. Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Кукла может «рассказать», что она думает о своем «хозяине». Куклотерапия широко используется для профилактики и коррекции агрессивного поведения, страхов, для снятия напряжения. Куклотерапия используется для преодоления конфликтных ситуаций, для улучшения адаптации детей, а также при работе с детьми, которые имеют какую-либо эмоциональную травму. Старший дошкольник, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Методика основана на постановке пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Исполняя различные роли, придуманные арт-терапевтами, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми. Терапевтическая часть метода куклотерапии может быть направлена на поиск внутренних ресурсов, на повышение самооценки и самоценности, работу с женскими запросами, либо на формирование личного образа себя в будущем. Эта лишь маленькая часть тех запросов, с которыми работает метод куклотерапии и арт-терапии, в частности. Процесс создания куклы всегда направлен на душевное исцеление, исцеление своего внутреннего и внешнего пространства, выстраивание собственного желаемого будущего. Куклотерапия может осуществляться следующим образом: происходит постановка спектакля совместно с ребёнком с использованием, например, его любимой игрушки. Сюжет спектакля является травмирующей ситуацией для ребёнка. С помощью игрушки эта ситуация проигрывается, и ребёнок видит пути преодоления трудностей. По ходу проигрывания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка увеличивается, а затем, достигнув максимума, сменяется эмоциональными или поведенческими реакциями и происходит снятие нервного напряжения. 

Метод музыкотерапии.

Музыкотерапия. Это метод работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием музыки в любом виде. Музыка используется в качестве средства коррекции. Классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В головном мозге образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. На сегодняшний день разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. Музыкотерапия может предусматривать использование музыки как основного способа воздействия на личность, а также как дополнение к другим профилактическим или коррекционным приёмам для повышения эффективности работы. Музыкотерапия активно используется в профилактике и коррекции агрессивного поведения, эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, страхов, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и так далее. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка старшего дошкольного возраста, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкальная терапия позволяет реализовать следующие цели:

  • позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
  • помогает установить контакт между психологом и ребёнком;
  • помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка;
  • повышает самооценку;
  • способствует отреагированию чувств;
  • развивает эмпатические способности;
  • помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;
  • помогает занять ребёнка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку;
  • увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;
  • замкнутые, тревожные, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми;  
  • музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам.  

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая приверженность к музыкальному искусству и, формируя нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.  Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для общения часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, снимает агрессивное поведение, страхи, напряжённость.

Метод танцевальной терапии.

Танцевальная терапия. В данном методе используются танцевальные движения как средство воздействия на личность. Танцевальная терапия может использоваться для профилактики агрессивного поведения, тревожности, напряжённости, неврозов и других эмоциональных расстройств у детей. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевальная терапия будет полезна для детей, которые боятся общаться и взаимодействовать со сверстниками, то есть, этот метод будет полезен для развития коммуникативных навыков у детей. Танцевальная терапия необходима для развития эмоциональной, физической, когнитивной или социальной жизни старшего дошкольника. Прежде всего, этот метод направлен на тех людей, которые переживают серьезные эмоциональные стрессы, тяжелые заболевания или периоды снижения способностей, а также метод направлен на развитие коммуникативных навыков. Существуют как групповая танцевально-двигательная терапия, так и индивидуальная. Это позволяет помочь человеку сформировать навыки общения, и увидеть собственный позитивный образ, и наконец-то обрести эмоциональное успокоение. Танцевальная терапия приводит к свободе выразительности движений, укрепляет силы, как на психическом, так и на физическом уровне, заряжает бодростью и энергией. Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений.

Метод релаксации.

Релаксация. Это метод физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, которое начинается в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В старшем дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, необходимо научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер. Далее рассмотрим формы профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.  К формам профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста относятся следующие:  

  • индивидуальная форма работы;
  • групповая форма работы;
  • коллективная форма работы;  
  • работа в парах.

Индивидуальная форма – ребенок общается с педагогом один на один и выполняет все задания индивидуально. Самая оптимальная форма работы с ребенком. Она предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребёнка. Однако, к большому сожалению, ее очень сложно организовать в учреждении образования, так как следует уделить внимание очень большому количеству детей.  Групповая форма – предполагает наличие в группе нескольких человек.  Групповая форма работы позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по половому признаку и др. Так же группы могут образовываться по желанию или случайному выбору. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес. Дети очень любят объединяться в группы. Таким образом, можно разрешить конфликт между детьми или установить взаимоотношения. Коллективная форма работы представляет собой работу со всем детским коллективом. Особенно распространено на занятиях. Дети старшего дошкольного возраста любят заниматься все вместе, чувствовать поддержку коллектива, являться его частью. Однако при такой форме работы очень сложно уделить должное внимание каждому.

Работа в парах объединяет детей старшего дошкольного возраста, учит их взаимодействовать друг с другом, развивает общение. Пары можно формировать по желанию педагога или по желанию детей.

Профилактика агрессивного поведения – это деятельность, не только социально значимая, но и психологически необходимая. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения, адекватная воспитательная работа предотвращают десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных признаков агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к

быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения

В статье описывается агрессивное поведение и способы его преодоления....

ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...

Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ по профилактике и коррекции агрессивного поведения у воспитанников...