ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
рабочая программа по психологии
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в области, в городе, случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в ГБОУ ЛО « Сиверской школе-интернат» входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. В приоритете стоит формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный план – дети 14- 17 лет. План предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Диагностика в системе профилактики деструктивного поведения обучающихся»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
Разработала: Земцовская Илона Владимировна.
Педагог-психолог ГБОУ ЛО « Сиверская школа-интернат»,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
2023-24 УЧЕБНЫЙ ГОД
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в области, в городе, случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в ГБОУ ЛО « Сиверской школе-интернат» входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. В приоритете стоит формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный план – дети 14- 17 лет. План предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-10 классов.
ЦЕЛЬ: – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе ценностной позиции.
ЗАДАЧИ:
- Развивать позитивное самосознание подростков, формировать позитивный образ «Я».
- Научить ценить свою и чужую индивидуальность.
- Обучить методам релаксации и саморегуляции.
- Сформировать отношение к жизни как к ценности.
ПЛАН РАБОТЫ:
№ | НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ||||
1. | Составление социальных паспортов классов | Октябрь | Классный руководитель. Педагог-психолог. | Социальный паспорт класса. |
2. | Изучение состояния здоровья учащихся | В течении года | Классный руководитель. Педагог-психолог. Мед.работник школы. | Лист здоровья. |
3. | Проведение школьного ППк | В течении года | Администрация школы. Комиссия ППк. | Протоколы ППк, заключениеППк, рекомендации родителям, консультации с педагогом-психологом. |
4. | Скрининговое обследование. | Сентябрь-октябрь. Апрель-май. | Классные руководители. Педагог-психолог | Выявить обучающихся с суицидальными наклонностями в поведении. Рекомендации родителям, классным руководителям. |
5. | Создание индивидуальных планов сопровождения детей с суицидальными наклонностями в поведении | Октябрь | Педагог-психолог | На основании скрининга составить индивидуальные планы сопровождения для каждого ребёнка с суицидальными наклонностями |
6. | Психологическое сопровождение обучающихся 8, 9, 10 классов. | В течении года | Педагог-психолог | Рекомендации родителям, классным руководителям. |
7. | Проведение заседаний Школьного совета профилактики и надзора | 1 раз по окончанию четверти. | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог. | Протоколы, решения; ходатайства. |
8. | Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания и коррекции поведения с суицидальными наклонностями | 1 раз в неделю в течении года. | Педагог-психолог. | Рекомендации родителям, классным руководителям. |
9. | Контроль посещаемости занятий | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | Организация учебной деятельности учеников старших классов. |
10. | Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися с суицидальными наклонностями в поведении. | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | Организация учебной деятельности учеников старших классов. |
11. | Организация досуга во время каникул обучающихся с суицидальными наклонностями в поведении. | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | Организация досуга во время каникул обучающихся. |
12. | Социальный сопровождение семей, оказавшихся в социально опасном положении. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Акты, рекомендации по работе с обучающимися и, родителями или законными представителями. |
13. | Проведение в школе: - профилактических мероприятий; - акций; - бесед; -тематических классных часов; -тематических недель по психологии и т.д. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Формирование плана деятельности, психологическая поддержка, изучение особенностей несовершеннолетних, предупреждение противоправного поведения обучающихся школы, поведения, ведущего к саморазрушению и суициду, профилактика вредных привычек. |
14 | Вовлечение обучающихся склонных к суицидальному поведению, в спортивные секции, кружки дополнительного образования, коррекционные занятия. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Предупреждение противоправного поведения обучающихся школы, поведения, ведущего к саморазрушению и суициду, профилактика вредных привычек, работа с родителями. |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | ||||
1. | Консультирование классных руководителей по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с суицидальными наклонностями и их родителями. | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | -проведение совещаний, семинаров для классных руководителей; |
2. | Контроль за организацией работы классных руководителей с родителями несовершеннолетних | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | -консультирование; -просмотр методических материалов; - аналитические справки; - обмен опытом. |
3. | Участие педагогов в региональных, областных мероприятиях по профилактики суицидального поведения подростков. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Участие в обучающих семинарах, курсах. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||||
1. | Оказание консультативной помощи информационно-правового характера обучающимся и родителям. | В течении года | Педагог-психолог | Проведение индивидуальных консультаций с родителями и законными представителями. |
2. | Проведение общешкольных, классных родительских собраний | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | - выступления перед родителями; - памятки; -буклеты; наглядные материалы |
3. | Планирование и организация профилактической работы в период летних каникул. | Апрель-Май | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Таблицы занятости -статистические данные по школе. |
4. | Размещение информации о мерах профилактики суицидальных наклонностей подростков на официальном сайте ОУ | В течении года | Педагог-психолог | Повышение уровня знаний родителей по профилактике суицидальных наклонностей подростков. |
5. | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (проведение бесед, мини-лекций, семинаров, дискуссий, мастер-классов. | В течении года | Педагог-психолог | Повышение уровня знаний родителей по профилактике суицидального поведения у подростков. |
6. | Совместное участие в творческих конкурсах, проектах, спортивных мероприятиях | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Участие в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, городских социально-педагогических проектах и конкурсах. |
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ИНФОРМАЦИОННОЕ:
- Организация сбора информации при помощи социально-психологического тестирования;
- Формирование базы данных.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ:
- План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017;
МЕТОДИЧЕСКОЕ:
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко;
- Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
- Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова;
- Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго;
- Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В. Тарабриной);
- Опросник "Саморегуляция" для педагогов А.К. Осницкий;
- Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре);
- Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);
- Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала).
КАДРОВОЕ:
- Администрация ГБОУ ЛО « Сиверской школы-интернат»;
- Учителя школы.
- Педагог-психолог.
6.ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:
К возможным рискам можно отнести незаинтересованность со стороны педагогов и родителей. Неэффективное педагогическое содействие и помощь. Глубокое погружение в проблему суицидального характера подростка.
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Позитивное самосознание подростков, образ «Я», наличие ценности своей и чужой индивидуальности, навыков релаксации и саморегуляции, сформированное отношение к жизни как к ценности. Умение принять себя настоящего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Статьи можно рассмотреть https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (в поисковой строке наберите ключевое слово: психологическая безопасность, подберите интересующие Вас статьи, которые соответствует теме выбранного проекта, копируйте ссылку для цитирования )
- Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2510063.pdf (дата обращения: 17.12.2021)
- Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Авторы: Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.
- Есликова Е.В. Диагностика суицидального поведения подростков. Методические рекомендации – СПб: ЛОИРО, 2020. – 28с.
Концепция развития психологической службы в системе образования Ленинградской области на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.lenobl.ru (дата обращения 10.03.2022)
- Методические рекомендации «Первичная профилактика суицидального и аддиктивного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/10/Первичная профилактика-аддиктивного-и-суицидального-поведения.pdf (дата обращения 10.03.2022)
- Методические рекомендации по внедрению в практику
образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru/методика-профилактики-деструктивного- поведения (дата обращения: 17.02.2022)
7. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / С. В. Алехина, В. В. Делибалт, Н. В. Дворянчиков и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
8. Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: утв. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 No Р-193.
9.Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Р.В. Чиркина, А.В. Лаврик, – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.
10.Методические рекомендации по сбору статистических данных и анализу результатов работы в сфере профилактики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru (дата обращения 10.03.2022).
11.Примерный пакет диагностических методик для организации диагностической деятельности специалистов ПМПК для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) на основе международной классификации функционирования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://iro86.ru/images/documents/CPMPK/Pakety/Paket_11_15- 18_let.pdf (дата обращения 10.03.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая поддержка, как способ профилактики суицидального поведения у подростков
описаны факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков, а также меры психолого-педагогической поддержки, как основного способа профилактики суицида у подростка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-101613-1486291066.jpg)
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций
Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-868959-1482253959.jpg)
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституционал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1128622-1553084283.jpg)
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
План по профилактике суицидального поведения обучающихся
План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...