ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
рабочая программа по психологии
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в области, в городе, случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в ГБОУ ЛО « Сиверской школе-интернат» входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. В приоритете стоит формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный план – дети 14- 17 лет. План предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_profilaktiki_suitsidalnogo_povedeniya_zemtsovskoy_i.v._2024.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Диагностика в системе профилактики деструктивного поведения обучающихся»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
Разработала: Земцовская Илона Владимировна.
Педагог-психолог ГБОУ ЛО « Сиверская школа-интернат»,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИАДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
2023-24 УЧЕБНЫЙ ГОД
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида в области, в городе, случаями регистрации детей в группах смерти в социальных сетях появляется необходимость в принятии мер по профилактике преждевременного ухода подростков из жизни. В достижение цели сохранения жизни детей в ГБОУ ЛО « Сиверской школе-интернат» входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. В приоритете стоит формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. Начиная с 14-15 лет резко возрастает информационная активность подростков к группам, компаниям, дружеским связям, достигая максимума к 16-17 годам. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный план – дети 14- 17 лет. План предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-10 классов.
ЦЕЛЬ: – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе ценностной позиции.
ЗАДАЧИ:
- Развивать позитивное самосознание подростков, формировать позитивный образ «Я».
- Научить ценить свою и чужую индивидуальность.
- Обучить методам релаксации и саморегуляции.
- Сформировать отношение к жизни как к ценности.
ПЛАН РАБОТЫ:
№ | НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ||||
1. | Составление социальных паспортов классов | Октябрь | Классный руководитель. Педагог-психолог. | Социальный паспорт класса. |
2. | Изучение состояния здоровья учащихся | В течении года | Классный руководитель. Педагог-психолог. Мед.работник школы. | Лист здоровья. |
3. | Проведение школьного ППк | В течении года | Администрация школы. Комиссия ППк. | Протоколы ППк, заключениеППк, рекомендации родителям, консультации с педагогом-психологом. |
4. | Скрининговое обследование. | Сентябрь-октябрь. Апрель-май. | Классные руководители. Педагог-психолог | Выявить обучающихся с суицидальными наклонностями в поведении. Рекомендации родителям, классным руководителям. |
5. | Создание индивидуальных планов сопровождения детей с суицидальными наклонностями в поведении | Октябрь | Педагог-психолог | На основании скрининга составить индивидуальные планы сопровождения для каждого ребёнка с суицидальными наклонностями |
6. | Психологическое сопровождение обучающихся 8, 9, 10 классов. | В течении года | Педагог-психолог | Рекомендации родителям, классным руководителям. |
7. | Проведение заседаний Школьного совета профилактики и надзора | 1 раз по окончанию четверти. | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог. | Протоколы, решения; ходатайства. |
8. | Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания и коррекции поведения с суицидальными наклонностями | 1 раз в неделю в течении года. | Педагог-психолог. | Рекомендации родителям, классным руководителям. |
9. | Контроль посещаемости занятий | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | Организация учебной деятельности учеников старших классов. |
10. | Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися с суицидальными наклонностями в поведении. | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | Организация учебной деятельности учеников старших классов. |
11. | Организация досуга во время каникул обучающихся с суицидальными наклонностями в поведении. | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | Организация досуга во время каникул обучающихся. |
12. | Социальный сопровождение семей, оказавшихся в социально опасном положении. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Акты, рекомендации по работе с обучающимися и, родителями или законными представителями. |
13. | Проведение в школе: - профилактических мероприятий; - акций; - бесед; -тематических классных часов; -тематических недель по психологии и т.д. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Формирование плана деятельности, психологическая поддержка, изучение особенностей несовершеннолетних, предупреждение противоправного поведения обучающихся школы, поведения, ведущего к саморазрушению и суициду, профилактика вредных привычек. |
14 | Вовлечение обучающихся склонных к суицидальному поведению, в спортивные секции, кружки дополнительного образования, коррекционные занятия. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Предупреждение противоправного поведения обучающихся школы, поведения, ведущего к саморазрушению и суициду, профилактика вредных привычек, работа с родителями. |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | ||||
1. | Консультирование классных руководителей по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с суицидальными наклонностями и их родителями. | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | -проведение совещаний, семинаров для классных руководителей; |
2. | Контроль за организацией работы классных руководителей с родителями несовершеннолетних | В течении года | Классные руководители. Педагог-психолог | -консультирование; -просмотр методических материалов; - аналитические справки; - обмен опытом. |
3. | Участие педагогов в региональных, областных мероприятиях по профилактики суицидального поведения подростков. | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Участие в обучающих семинарах, курсах. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||||
1. | Оказание консультативной помощи информационно-правового характера обучающимся и родителям. | В течении года | Педагог-психолог | Проведение индивидуальных консультаций с родителями и законными представителями. |
2. | Проведение общешкольных, классных родительских собраний | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | - выступления перед родителями; - памятки; -буклеты; наглядные материалы |
3. | Планирование и организация профилактической работы в период летних каникул. | Апрель-Май | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Таблицы занятости -статистические данные по школе. |
4. | Размещение информации о мерах профилактики суицидальных наклонностей подростков на официальном сайте ОУ | В течении года | Педагог-психолог | Повышение уровня знаний родителей по профилактике суицидальных наклонностей подростков. |
5. | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (проведение бесед, мини-лекций, семинаров, дискуссий, мастер-классов. | В течении года | Педагог-психолог | Повышение уровня знаний родителей по профилактике суицидального поведения у подростков. |
6. | Совместное участие в творческих конкурсах, проектах, спортивных мероприятиях | В течении года | Администрация школы. Классные руководители. Педагог-психолог | Участие в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, городских социально-педагогических проектах и конкурсах. |
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ИНФОРМАЦИОННОЕ:
- Организация сбора информации при помощи социально-психологического тестирования;
- Формирование базы данных.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ:
- План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017;
МЕТОДИЧЕСКОЕ:
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Методика самооценки "Дерево" Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко;
- Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
- Цветовая диагностика эмоций ребенка. О.А. Орехова;
- Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго;
- Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В. Тарабриной);
- Опросник "Саморегуляция" для педагогов А.К. Осницкий;
- Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре);
- Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);
- Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала).
КАДРОВОЕ:
- Администрация ГБОУ ЛО « Сиверской школы-интернат»;
- Учителя школы.
- Педагог-психолог.
6.ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:
К возможным рискам можно отнести незаинтересованность со стороны педагогов и родителей. Неэффективное педагогическое содействие и помощь. Глубокое погружение в проблему суицидального характера подростка.
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Позитивное самосознание подростков, образ «Я», наличие ценности своей и чужой индивидуальности, навыков релаксации и саморегуляции, сформированное отношение к жизни как к ценности. Умение принять себя настоящего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Статьи можно рассмотреть https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (в поисковой строке наберите ключевое слово: психологическая безопасность, подберите интересующие Вас статьи, которые соответствует теме выбранного проекта, копируйте ссылку для цитирования )
- Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2510063.pdf (дата обращения: 17.12.2021)
- Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Авторы: Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.
- Есликова Е.В. Диагностика суицидального поведения подростков. Методические рекомендации – СПб: ЛОИРО, 2020. – 28с.
Концепция развития психологической службы в системе образования Ленинградской области на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.lenobl.ru (дата обращения 10.03.2022)
- Методические рекомендации «Первичная профилактика суицидального и аддиктивного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/10/Первичная профилактика-аддиктивного-и-суицидального-поведения.pdf (дата обращения 10.03.2022)
- Методические рекомендации по внедрению в практику
образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru/методика-профилактики-деструктивного- поведения (дата обращения: 17.02.2022)
7. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / С. В. Алехина, В. В. Делибалт, Н. В. Дворянчиков и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
8. Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: утв. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 No Р-193.
9.Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Р.В. Чиркина, А.В. Лаврик, – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.
10.Методические рекомендации по сбору статистических данных и анализу результатов работы в сфере профилактики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fioco.ru (дата обращения 10.03.2022).
11.Примерный пакет диагностических методик для организации диагностической деятельности специалистов ПМПК для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) на основе международной классификации функционирования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://iro86.ru/images/documents/CPMPK/Pakety/Paket_11_15- 18_let.pdf (дата обращения 10.03.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая поддержка, как способ профилактики суицидального поведения у подростков
описаны факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков, а также меры психолого-педагогической поддержки, как основного способа профилактики суицида у подростка....
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций
Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституционал...
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
План по профилактике суицидального поведения обучающихся
План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...