Рабочая программа курса по выбору "Предпрофильная подготовка для 7-9 классов"
рабочая программа по психологии
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «____» августа 2020 года | Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № _____ от «____» августа 2020 года |
ПРОГРАММА
по предпрофильной подготовке
для 7-9 классов
Учитель: Богомолов Артём Сергеевич
Квалификационная категория: без категории
2020/2021 учебный год
Содержание
Тематическое планирование модуля 1 (7 класс) 7
Тематическое планирование модуля 2 (8 класс) 8
Тематическое планирование модуля 3 (9 класс) 9
Пояснительная записка
Предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
В условиях перехода от реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (ООО) к ФГОС среднего общего образования (СОО) предпрофильная подготовка занимает особое место в образовательном процессе.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе дальнейшего профиля обучения и будущей профессии – одна из важнейших сторон работы с обучающимися.
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий. От правильного выбора будущей профессиональной траектории зависит выбор профиля обучения на уровне среднего общего образования.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в выборе дальнейшего профиля обучения и в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.
Курс по выбору «Предпрофильная подготовка» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся для осознанного профессионального самоопределения
Задачи программы:
- мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения себя и своих возможностей для дальнейшего саморазвития)
- информационно-справочная (рассказать о необходимых знаниях об индивидуальных особенностях человека, ценных качествах в профессиональной сфере)
- диагностическая (самопознание подростка и объяснение результатов самопознания)
- развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора и ответственности за сделанный выбор, развитие навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).
Программа составлена на основе программ О.И. Козлова «Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению» (издательство «Учитель, 2009 г.), профориентационного курса «Твой выбор» по материалам книги «Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов» (авторы-составители Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Загоскина Т.В., издательство «Аркти», 2010), Смирновой Е.Е. «Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков», 2007. Программа реализуется с использованием учебного пособия для общеобразовательных организаций «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников» / Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л., Серебряков А.Г., и др., подготовленное Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии», выпущенное в 2017 году издательством «Просвещение». Технологии обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый вид контроля знаний. В качестве формы контроля предусматриваются устное собеседование, а также практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 51 час (по 17 часов в 7, 8, 9 классе).
Планируемый уровень подготовки
Обучающиеся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, должны знать:
- роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
- понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
- приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
- сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
- природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
- ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
- роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
- понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
- понятие о специальности и квалификации работника;
- требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
- характеристику профессий и специальностей;
- понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
- основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
- факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
- виды и формы получения профессионального образования;
- виды учреждений профессионального образования.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Содержание программы
Модуль 1. «Узнай свою индивидуальность в глазах окружающих».
Модуль 2. «Многогранный мир профессий: вчера, сегодня, завтра».
Модуль 3. «Мои индивидуально-психологические особенности и разнообразие профессиональных занятий: секреты достижения гармонии».
Модуль №1 предполагает проведение занятий с учащимися 7 классов. Начало подросткового возраста связано с обращением внимания детей на самих себя, а также осознания себя в глазах окружающих. Подростковый возраст является кризисным и характеризуется различными особенностями, в том числе изменяющимися стереотипами общения. В этот период многие подростки испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Цели данного модуля: развитие коммуникативных навыков подростков, а также их личностный рост, который включает в себя осознание сильных и слабых сторон своей личности, развитие стремления к самосовершенствованию, оценку своих потребностей и возможностей, умение делать выбор (в том числе обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе). Задачи первого модуля:
развитие межличностных взаимоотношений в группе,
изучение личностных особенностей участников и их изменения в процессе занятий,
создание условий для осознания сильных и слабых сторон своей личности, собственной индивидуальности, развитие доверия к окружающим людям,
развитие эмпатии, наблюдательности, внимательности к окружающим людям,
развитие познавательных процессов
отработка навыков понимания другого человека по вербальным и невербальным компонентам общения
формирование навыков самоконтроля, самоанализа, самооценки
развитие стремления к совершенствованию собственной личности.
Тематическое планирование модуля 1 (7 класс)
№ | Тема | Кол-во |
п/п | часов | |
1 | Знакомство. Правила работы в группе. Снятие психологических барьеров. | 2 |
2 | Самораскрытие. Самооценка личности. Диагностика коммуникативных и организаторских склоннностей. | 2 |
3 | Критика. Виды критики. Отработка навыка уверенного реагирования на критику. | 2 |
4 | Анализ слабых сторон личности. Этапы разговора. | 2 |
5 | Общение с окружающими людьми. Навыки, стиль, понимание. Понятие активного слушания. | 2 |
6 | Базовые навыки общения. Вербальные и невербальные элементы общения. | 2 |
7 | Зона психологического комфорта. Уверенность, неуверенность, агрессивность. Конфликт. | 2 |
8 | Итоговое занятие. Сравнительная диагностика коммуникативных и организаторских склонностей. Манипулирование. Групповое давление. | 3 |
Итого: | 17 |
Модуль №2 предполагает проведение занятий с учениками 8 классов. Основной акцент в данном разделе программы делается на информировании детей о современном и многообразном профессиональном мире. Таким образом, промежуточная цель данного модуля – формирование углубленных представлений школьников о многогранном мире профессий и соотнесение полученных знаний с индивидуальными особенностями детей. В то же время, в 8 классе школьники решают следующие задачи:
частичная диагностика собственных ресурсов и интересов учащихся
изучение мотивации выбора профессионального будущего
первичное формирование профессиональных намерений подростков с учётом имеющихся у них интересов и способностей
овладение способами самосовершенствования личности с целью успешной профессиональной самореализации в будущем.
Тематическое планирование модуля 2 (8 класс)
№ | Тема | Количество |
п/п | часов | |
1 | Что я знаю о профессиях? | 2 |
2 | Мир профессий, в котором мы живем | 4 |
3 | Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии | 3 |
4 | Мотивы выбора профессии | 4 |
5 | Карта моих интересов | 4 |
Итого: | 17 |
Модуль №3 является заключительным в структуре курса предпрофильной подготовки и предполагает интегрирование представлений подростков о мире профессий с собственными индивидуальными способностями и возможностями. Таким образом, цель данного модуля –способствовать осознанному выбору детьми дальнейшего профессионально-образовательного маршрута на основе имеющийся у них информации. Предполагаемые задачи третьего модуля:
формирование у обучающихся адекватного представления о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания профессий,
знакомство со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии,
планирование возможных индивидуальных образовательных маршрутов (траектории) в рамках образовательных областей, исходя из индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся,
формирование способности к самоопределению, умению делать выбор.
Тематическое планирование модуля 3 (9 класс)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводные занятия. Определение готовности к выбору профессионально-образовательного маршрута. Анкета жизненного и профессионального самоопределения школьников. Методика «Профиль» | 2 |
2 | Мир профессий. Слагаемые выбора. Составление схемы выбора профессии по Е.А.Климову. Работа с ДДО (Е.А.Климов) Информирование о современном состоянии на региональном и федеральном рынках труда. | 5 |
3 | Профессиональные интересы и склонности. Игра-дискуссия: «Да-нет» Работа с «Картой интересов» | 2 |
4 | Способности и выбор профиля обучения. | 4 |
5 | Планирование профессионально-образовательного маршрута. Пути профессионального образования. Работа со «Схемой альтернативного выбора» | 2 |
6 | Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля. Ролевая игра «Царство-государство». Заполнение матрицы текущих результатов выбора профиля обучения. | 2 |
Итого | 17 |
Оценка эффективности реализации программы курса по выбору «Предпрофильная подготовка»
- Информированность выпускников основной школы о значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного, социального, профессионального самоопределения.
- Сформированность у выпускников основной школы навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.
- Готовность выпускников основной школы к выбору дальнейшего обучения в профильных классах или в других учебных заведениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом ...
Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ГИА, 9 класс
Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ГИА...
Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ЕГЭ, 11 класс
Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ЕГЭ, 11 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подготовка к сдаче нормативов ВФСК ГТО"
При разработке программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорово...
Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор\'\'.9 класс
Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...
Рабочая программа курса общей физической подготовки «Фитнес-ГРАЦИЯ»
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение.Фитнес – один из самых молодых видов спорта. Это командный вид спорта, собравший всё лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики. В после...