Методическая разработка "Использование проективных методик в профориентационной работе"
методическая разработка по психологии

Методическая разработка в помощь психологам учреждений дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektivnyh_metodik_v_prof1.odp2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование проективных методик в профориентационной работе » Автор разработки: Гладких Светлана Александровна методист, педагог-психолог ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Цель проективных методик - обратиться к бессознательному испытуемого, что позволяет получать ответы, глубоко скрытые в подсознании человека. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод включает совокупность проективных методик (проективные тесты): ассоциативные, в которых испытуемые создают образы по стимулам; изображениям (метафорическим ассоциативным картам); рисункам, картинам, описанием социальных ситуаций, просмотру видеоматериала и т.д.

Слайд 3

Способы применения проективных методик индивидуальные (когда мы работаем по индивидуальному запросу или необходима индивидуальная диагностика) групповые (применяются в процессе групповой работы, группового обучения) В каждом способе применения необходимо продумывать какие методики будут наиболее приемлемыми и эффективными для каждого конкретного случая.

Слайд 4

Метафорические ассоциативные карты - МАК Это набор картинок величиной с открытку или игральную карту изображающих людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, старинные сюжеты, несуществующие животные,абстрактные картины и т.д. В настоящее время существует очень большое разнообразие колод, с которыми может работать психолог. Для более эффективной работы желательно иметь несколько сюжетных и абстрактных колод. Это могут быть: “Дерево”, “Зонтики”, “Границы и убежища”, “Из сундука прошлого”, “Персона”, “Персонита”, “Мифы”, “Сага”, “Из сундука прошлого”, “Спектрокарты” и т.д. При работе с МАК для начала выясняется запрос учащегося. Выяснив репрезентативную систему ученика,психолог должен определить с какой колодой сессия будет проведена наиболее успешно.

Слайд 5

Рисуночные тесты Как и предыдущие методики рисуночные тесты очень информативны. Они просты в применении, занимают немного времени для их выполнения. Для проведения рисуночного теста нужны бумага и карандаши (простой или цветные). Для диагностического использования рисунков очень важно выяснить что они отражают. В первую очередь нам важны не сознательные установки, а его бессознательные мотивы. В качестве заданий здесь так-же есть большое разнообразие приемов-заданий, которые мы можем дать испытуемому.

Слайд 6

Тесты, используемые в работе в этом разделе: “ Дом.Дерево.Человек” “ Дерево” “ Человек” “ Два дома” “ Рисунок семьи” Автопортрет” “ Картина мира” “ Свободный рисунок” “ Несуществующее животное”

Слайд 7

Примеры использования методик в работе с учащимися ЦТиО Для того, чтобы организовать эффективный образовательный процесс, реализуя общеобразовательную общеразвивающую программу или сопровождение учащихся в проектной, конкурсной, иной деятельности,- очень важно психологическое сопровождение. Наряду с тестированием, анкетированием, опросами,проективные методы являются важным инструментом в диагностике и коррекции учащихся. В течение учебного года психологи ЦТиО ведут индивидуальные и групповые занятия с учащимися студий.

Слайд 8

В рамках образовательного проекта “Предпрофессиональные пробы: расширение индивидуального образовательного маршрута учащихся” в начале учебного года разрабатывается план индивидуальной работы психолога с учащимися общеобразовательной общеразвивающей программы “К вершинам мастерства”.

Слайд 9

Бывают ситуации, когда поддержка нужна срочно (например перед выступлением или участием в конкурсе), и учитывая творческий характер, который носит воспитательная и образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования, применение проективных методик наилучшим образом подходят для работы. Образно-метафорическое мышление детей позволяет мягко, корректно найти выход из затруднительной ситуации. Наиболее эффективной, работа психолога проходит, когда в начале учебного года совместно с учащимися, включенными в образовательные проекты составляется индивидуальный план. Он позволяет максимально четко определить индивидуальный запрос учащегося, относительного своего развития. Резюме Каждый специалист-психолог выбирает для себя те методики, с которыми ему просто и удобно работать. Поэтому, говорить о том, что именно с проективными методиками можно добиться очень хороших результатов в работе будет неверным. Выбор всегда остается за вами. Успехов, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко

Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко...

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Проективная методика Кухаревой У.А. «Диагностика межличностных отношений»

Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений"....

«Проективные методики в работе с семьёй: от диагностики к коррекции»

Это разработка схемы проведения мастер-класса для фестиваля "Ярмарка методических идей: геометрия семьи". В приложениях есть описание проективных методик "Человек под дождём", "Барашек в бутылке", "Жи...

Проективные методики в работе психолога

Проективные методы исследования, вероятно, - одна из наиболее сложных областей психологической психодиагностики. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике,...

Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...

Методическая разработка "Использование методики "Дом" в работе педагога-психолога

Цель: помочь родителям выявить степень удовлетворения базовых потребностей ребёнка в семье.Задачи:  - психолого-педагогическое просвещение родителей,  - знакомство с понятием ...