Проективные методики в работе психолога
методическая разработка по психологии

Ольга Алексеевна Романова

Проективные методы исследования, вероятно, - одна из наиболее сложных областей психологической психодиагностики. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Особенность проективных методик заключается в том, что возможно допустить почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Такие методики позволяют собрать информацию, которая не может быть получена никаким другим путём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проективные методики52 КБ

Предварительный просмотр:

Романова О.А.

педагог-психолог, ГБОУ Гимназия 295 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Проективные методики в работе психолога

Проективные методы исследования, вероятно, - одна из наиболее сложных областей психологической психодиагностики. С их помощью можно получить какие-либо знания о личности, способствующие дальнейшей работе психолога.

О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Особенность проективных методик заключается в том, что возможно допустить почти неограниченное разнообразие возможных ответов.

Для того, чтобы фантазия могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Такие методики позволяют собрать информацию, которая не может быть получена никаким другим путём. Они содержат заведомо неоднозначный стимульный материал, т.е. для тестируемого он может вовсе не обозначать того, что задумал экспериментатор, тем самым снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем.

Важную роль в развитие личности ребенка играет семья, взаимоотношения, и взаимопонимание которые формируются именно на фоне эмоциональных контактов с близкими и родными людьми.

Методика «Я - блюдо» одна из интересных проективных методик, которые используется в работе школьного психолога, позволяющая увидеть, оценить взаимоотношения в семье, она является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу.

Описание методики:

Цель: исследования межличностных отношений детей с близкими (родителями, сестрами и т. д.).

Необходимые материалы:

  • лист бумаги (формат определяется количеством участников)
  • краски (возможно фломастеры или цветные карандаши)
  • кисти для рисования красками
  • вода

Условия выполнения задания:

  • Рисунок на одном листе
  • После начала работы, рисующие могут общаться только при помощи жестов (только невербальное общение)
  • Участники (родители или один из родителей и ребенок) должны выбрать один из приемов пищи (завтрак, обед или ужин);

Инструкция:

  1. Необходимо изобразить СЕБЯ в виде блюда, того приема пищи, который вы выбрали «я в виде блюда»;
  2. В процессе работы Вы не можете разговаривать друг с другом и задавать вопросы, возможно только не вербальное общение;
  3. Важным является не качество изображаемого, а форма и содержание (необходимо отметить для раскрепощённости процесса).

Наблюдение и анализ начинается уже с того момента, как только ребенок и родители приступают к обсуждению какой из видов приема пищи они выберут. Фиксируется поведение, невербальные сигналы (например, закрытая поза, выражение лица, прикосновения, внешние проявления тревожности и т.д.), время, тактика общения (доверие, уважение, антипатия, близость, авторитарность, симбиоз и т.д.)

Процесс работы всех участников отслеживается, фиксируется и анализируется.

Пытаются ли воздействовать друг на друга экспоненты, указывают ли на свои действия, действия ребенка и как (прикосновение, жесты, мимика, звуки).

После выполнения задания:

  • участники поясняют, почему они выбрали именно этот прием пищи (Варианты ответов могут быть различными, например, эмоциональное состояние в процессе приема пищи, или количество членов семьи за столом, возможно общение в процессе.).
  • что сложного и необычного было в выполнении предложенной работы;
  • каждый должен рассказать о «себе» (почему он изобразил себя именно в виде выбранного блюда), как проявляются его личностные качества в рисунке;
  • Пояснить, как и почему выбрано положение(место) на листе;
  • размер и формат «себя»;
  • какие эмоции испытывали в процессе;

Предполагается, что каждый идентифицирует себя с «блюдом», что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, чувств, интересов и побуждений.

Следующий этап обсуждения:

  • согласны ли другие участники с высказываниями и оценкой;
  • дополняют друг друга (что увидел каждый в изображенном);
  • оценивают проявления характера и личностных качеств в рисунке;

Самым важным правилом, без которого применение проективных методик как таковых не имеет смысла — необходимость объяснения каждого своих действий. Без этого исследователь не сможет адекватно интерпретировать данные. [2]

В ходе дискуссии психолог должен обязательно отслеживать свои невербальные сигналы, например, недовольное выражение лица может восприниматься как отрицательная оценка того, что они сделали. Тогда в своей дальнейшей деятельности они будут стараться сделать «правильно» — что не позволит понять их реального отношения к происходящему.

Интерпретация:

  1. тактика поведения в процессе общения;
  2. положение объекта на листе (центр, угол и т.д.);
  3. размер (большой или мелкий объект с тщательно прорисованными деталями и т.д.);
  4. расстояние от изображения других участников (насколько близко расположены объекты);
  5. цвет (теплые, холодные, яркие и т.д.);
  6. форма;
  7. столовые приборы;
  8. изображение салфетки или скатерти (в зависимости от размера и положения – может трактоваться как граница личного пространства или недоверия- уточняется в процессе беседы и путем наблюдения)

Оценивая результат по первому критерию, исследователь отмечает стиль поведения и взаимодействие участников. Как они слушают высказывания друг друга, какой стиль общения (игровой, манипуляторный, авторитарный и т.д.).

Следует обратить внимание на расположение в площади тестового поля и по отношению друг к другу (второй критерий). Расположение своего «блюда» в центре может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других «членов» семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Далее мы обращаем внимание на размер изображения каждого из участников. Больший объект, по сравнению с другими «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина изображаемых предметов других членов семьи говорит об их значимости в семье.

Определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между предметами (четвертый критерий). Удаленность одного от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении. Своеобразное «слипание», когда объекты наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о наличии симбиотических связей.

Цвета, выбранные для выполнения задания, отражают эмоции. Каждый участник должен сам объяснить выбор и значение, в случае затруднения ответа можно воспользоваться общепринятыми значениями. 

Синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

Зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

Красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, возбуждение;

Желтый — активность, стремление к общению;

Черный — стресс, переживание страха, волнение;

Коричневый — стабильность, склонность к меланхолии;

Фиолетовый — гармония противоречий, как правило безразличие и пассивность;

Наличие столовых приборов (седьмой критерий) определяет педантичность, наличие колющих предметов, например, нож или вилка, может говорить об агрессии, неприязни (уточняется в процессе беседы и путем наблюдения).

Изображение салфетки или скатерти (в зависимости от размера и положения – может трактоваться как граница личного пространства или недоверия ( уточняется в процессе беседы и путем наблюдения).

Эта методика стимулирует взаимодействовать членов семьи, общаться вербально и не вербально, позволяет услышать, как видит себя ребенок и какими качествами он обладает по его мнению. Происходит «проекция» – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание фантазий очень много говорит о внутреннем мире. В своих рисунках, родители и ребенок как бы «проигрывают» те впечатления, которые они получают от общения.

Важен сам процесс, задаваемые вопросы в ходе обсуждения, ответы, эмоции, взаимодействие. Родители и ребенок стараются слушать друг друга, делать выводы. При помощи наводящих вопросов и интерпретации в результате необходимо выстроить модель поведения и взаимоотношения комфортную для каждого члена семьи, определить критические моменты и способы избегания конфликтов и эмоционального дискомфорта.

В заключении каждый участник должен поделиться своим настроением, эмоциями, «похвалить» себя и членов семьи, обняться (взяться за руки).

Достоинство методики зависит не только от того, насколько изучены его границы и возможности, но также от умений и интуиции интерпретатора. [1]

Следует специально подчеркнуть, что практически все проективные методики обладают повышенным риском появления таких артефактов, как ошибки диагноста.

Список литературы

  1. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус- группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 1994,С.193-196.
  2. Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях// Практический маркетинг. 2000, №1, с. 25-30.
  3. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М.: Московский Рабочий, 1987.
  4. Слепкова В. И. Психология семьи./ Издательство: Харвест, 2006 г., 496 стр. Серия: Библиотека практической психологии
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко

Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко...

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Проективные технологии в работе школьного психолога

Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня ...

«Проективные методики в работе с семьёй: от диагностики к коррекции»

Это разработка схемы проведения мастер-класса для фестиваля "Ярмарка методических идей: геометрия семьи". В приложениях есть описание проективных методик "Человек под дождём", "Барашек в бутылке", "Жи...

Проективные методы в работе школьного психолога

Использование проективных методик в работе психолога ОО...

Методическая разработка "Использование проективных методик в профориентационной работе"

Методическая разработка в помощь психологам учреждений дополнительного образования...

Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...