Проективная методика Кухаревой У.А. «Диагностика межличностных отношений»
методическая разработка по психологии на тему
Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений" | 377.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проективная методика «Диагностика межличностных отношений»
Автор Кухарева Ульяна Александровна, педагог-психолог школы №639.
Методика предназначена для исследования межличностных отношений в семье.
Техника выполнения основана на методе художественной экспрессии, то есть осуществлении испытуемым изобразительной деятельности (рисунка). Это позволяет исследовать особенности межличностных отношений в семье, которые сложно определить путём опроса. В результате работы по данной методике создаётся экспериментальная ситуация, при которой возможно рассмотреть уникальную систему личностных смыслов и особенностей испытуемых.
В процессе рассмотрения межличностных отношений в семье выявляются следующие критерии: интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Появляется возможность раскрыть субъективные причины поведения испытуемых, которые зачастую неосознанны и сложно определяемы при помощи иных средств.
Эффективность методики хорошо проявляется в исследованиях с детьми. Чем младше дети, тем меньше вероятность того, что они смогут ответить на прямые вопросы. Методика даёт возможность в игровой форме выяснить необходимые моменты: переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам, семейной ситуации, собственного места в ней («чувство отверженности, чувство принадлежности»).
Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют понять не только взаимоотношения в семье, но и образы, которые в сознании испытуемых ассоциируются с членами семьи, ситуациями, возникающими в процессе этих отношений и т.п.
Методика не имеет возрастных ограничений, возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы (только ребёнок или ребёнок и родитель/родители).
Материалы: лист бумаги формата А3, акварельные краски, ёмкость с водой, кисточка для рисования среднего размера.
Первый этап: создание интерпретационного поля.
Инструкция:
- Намочи, как следует кисточку, чтобы с неё капала вода. Выбери краску, которая тебе больше всего нравится. Набери краску на кисточку и разбрызгай краску с кисточки на бумагу так, чтобы она попала на весь лист.
- Промой кисточку. Выбери краску, которая похожа на твоё настроение сейчас. Набери краску на кисточку и нарисуй себя в таком виде, каком захочешь.
- Промой кисточку. Выбери краску, которая похожа на твою маму и нарисуй её в таком виде, каком захочешь.
- Промой кисточку. Выбери краску, которая похожа на твоего папу и нарисуй его в таком виде, каком захочешь.
- Остальные члены семьи рисуются таким же способом последовательно.
Второй этап: интерпретация, при которой учитываются: сопровождается созданием дополнительных деталей на рисунке.
- Особенности движения кисти руки испытуемого во время разбрызгивания краски по листу бумаги (свободные, спонтанные, скованные, зажатые, напряженные) позволяют определить состояние испытуемого на начало обследования. При скованных, напряжённых движениях, следует показать и дать возможность ему двигать кистью руки свободно и произвольно, не боясь забрызгаться, испачкаться красками. Это расслабит испытуемого и приведёт и позволит добиться спонтанности и свободы выражения его чувств.
- пространственное расположение членов семьи на листе, символы, использованные при их изображении, размер, расположение относительно друг друга и символа испытуемого, цвет, различия между графическими презентациями в формах, пропорциях, высказывания.
Третий этап: интерпретация сопровождается созданием дополнительных деталей на рисунке.
- Испытуемому предлагается возможность изменить рисунок. Обозначить путь от его символа к другим символам на рисунке. Каким образом можно до них добраться? Что для этого нужно? Что произойдёт, когда появится этот путь? Что изменится?
- Учитывается желание/нежелание рисовать путь, используемый цвет, высказывания.
Примеры рисунков:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помо...
Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики
«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...
«Проективные методики в работе с семьёй: от диагностики к коррекции»
Это разработка схемы проведения мастер-класса для фестиваля "Ярмарка методических идей: геометрия семьи". В приложениях есть описание проективных методик "Человек под дождём", "Барашек в бутылке", "Жи...
Использование проективных методик в диагностике семейных отношений
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 657Приморского района Санкт - Петербурга МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Использование проективных методик в диагностике семейных отношений»...
Диагностика межличностных отношений мужду подростками (6 "а" класс).
Межличностное общение в школе является непременным условием, которое либо способствует либо препятствует развитию личности, общего интеллекта и криативности у наших подопечных. Межличностные отн...
Диагностика межличностных отношений детей в семье. Технология социометрического материала.
В данной статье представлены:1. диагностика "Кинетический рисунок", при помощи которой можно изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, отношения в семье и роль ребенка в ней...
Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)
Цель методики: диагностика межличностных отношений....