План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по психологии
План работы педагога-психолога в соответствии с профессиональном стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также учетом особенностей образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_pedagoga-psihologa_2020-2021_gg.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 30 Г. ТОМСКА (МАОУ СОШ № 30 Г. ТОМСКА)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №30
г.Томска
_________Бедина И. Г.
«____» _________2020 г.
ПЛАН
работы педагога-психолога 6-11-х классов на 2020-2021 учебный год
Педагог-психолог: Башлыкова Е. А.
Томск, 2020
На основе анализа работы педагога-психолога за 2019-2020 учебный год стоит отметить следующее:
- в работе с детьми «группы риска» наметилась положительная тенденция воспитательной, психолого-педагогической службы школы, в том числе совместно с классными руководителями по индивидуализации работы с обучающимися;
- в рамках работы с детьми группы риска обучающиеся школы, состоящие на учете в КДН и ЗП прошли апробацию программы по сопровождению подростков в рамках проблемно-творческой группы педагогов-психологов г. Томска «Профилактика девиантного поведения детей и подростков»;
- отмечены положительные эффекты в процедуре проведения социально-психологического тестирования в электронной форме (анализ развития мягких навыков обучающихся, возможность дешифровать данные непосредственно самому обучающемуся, дальнейшая возможность работы с массивом данных);
- отмечается улучшение в системе работы детей с ОВЗ;
- отмечается устойчивая тенденция в работе с родителями посредством родительских собраний (общешкольных и классных), а также индивидуальных консультаций.
Учитывая результаты работы в сложившейся ситуации самоизоляции (IV четверть прошлого учебного года), а также на основе анализа организационно-методической работы педагога-психолога за 2019-2020 учебный год можно сделать ряд наблюдений и наметить перспективы развития.
- Актуальным для школы остается направление работы по повышению качества образования. Однако, 2019-2020 учебный год показывает, что есть ряд обучающихся, испытывающих устойчивые трудности в обучении (пропуски школы; наличие ОВЗ и социальная дезадаптация, а чаще в совокупности указанных проблем; социальное неблагополучие и другие). В связи с этим необходимо внедрять новые ресурсы для преодоления трудностей в обучении для обучающиеся.
- Исходя из выше обозначенного аспекта и учета условий новых методических рекомендаций для комплексной работы с обучающимися, испытывающими трудности необходимо разработать механизм работы ППк (изменение ПМПк).
- В связи с расширением задач ППк необходимо комплексное, своевременное и адресное взаимодействие между педагогическим коллективом, а также с родителями для выстраивания эффективных результативных отношений.
- В работе с родителями обучающихся использовать дистанционные формы работы и общения. Опыт самоизоляции открыл новые возможности, которые можно использовать в работе с родителями обучающихся группы риска, состоящих на различного видов учета, детей с ОВЗ. Данное предложение связано с опытом работы с родителями указанных категорий: часто, родители не охотно посещают школу с целью консультаций у специалистов в силу занятости или других причин. Дистанционный формат предполагает адресное общение и в тоже время комфортное для участников.
2019-2020 год показывает:
- устойчивый рост числа детей с ОВЗ в течении года, в связи с чем возникает потребность в кадрах, для проведения эффективной коррекционно-развивающей работы;
- в рамках работы с обучающимися «детьми группы риска», а также состоящими на разного рода учетах отмечена тенденция, что в данной категории в основном обучающиеся, имеющие аспект семейного неблагополучия.
Исходя из результатов и выводов работы психолого-педагогической службы школы за предыдущий год, учитывая во внимание методическую тему школы на 2020-2021 учебный год: «Взаимодействие в системе «Детский сад-Школа-Университет» как ресурс повышения качества образованности и воспитанности обучающихся /воспитанников», а также основные цели и задачи ООП ООО, ООП ООО цель работы педагога-психолога 6-11 классов на 2020-2021 учебный год: создание и поддержание комплексных психолого-педагогических условий для участников образовательных отношений, направленных на успешное освоение ООП ООО, ООП СОО обучающимися, их развития и социализации.
Выделены следующие задачи:
- своевременно проводить необходимую работу с законными представителями (родителями), через включение в работу с участниками образовательных отношений элементов восстановительного подхода (консультации, Совет по профилактике, ППк);
- методическая и просветительская деятельность по повышению психолого-педагогической грамотности и культуры участников образовательных отношений;
- работа по основным направлениям деятельности педагога-психолога с 6-11 класс согласно ООП ООО, ООП СОО.
- в сложившейся ситуации самоизоляции (требований и норм САНПИН) необходимо актуализировать доступные методы и способы работы воспитательной службы школы, а также психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов, родителей.
Предполагаемый результат работы педагога-психолога заключается в повышении психологической культуры участников образовательных отношений через коллегиальное взаимодействие, и как следствие, повышение качества образования.
Более подробно система психолого-педагогического сопровождения описана в ООП ООО, ООП СОО.
План работы по направлениям представлен ниже.
Ниже представлен перечень нормативных документов, регламентирующих организацию психологического сопровождения участников образовательных отношений:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
7) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
8) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514 н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – профстандарт педагога-психолога);
9) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС среднего образования);
10) Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.;
11) План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный исполняющим обязанности Министра образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2018 г.;
12) Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
План работы педагога-психолога на 2020– 2021 учебный год
№ п/п | Направления деятельности/ мероприятия | Класс | Срок исполнения | Предполагаемый результат |
1. Работа с обучающимися | ||||
1.1 Психодиагностическое направление | ||||
1. | Прогноз и профилактика проблем обучения в школе | 6,7 классы | 1 полугодие | |
2. | Изучение мотивации школьников (подростков) | 8,10 классы | ноябрь-декабрь | Определение ведущей мотивации |
3. | Диагностика интересов и склонностей (предпрофильное и профильное самоопределение) | 9 классы | декабрь-январь | Определение профиля обучения |
4. | Диагностика уровня саморегуляции, личностных характеристик (тревожность, коммуникативный контроль, уровень воспитанности). Диагностика готовности к ГИА | 6-10 9,11 классы | январь-февраль февраль | Определение уровня тревожности |
5. | Социально-психологическое тестирование обучающихся | 7-11 | сентябрь-октябрь | Определение групп обучающихся для проведения вторичной профилактики |
6. | Определение уровня адаптации обучающихся 10-х классов | 10 | Октябрь | Определение уровня адаптации |
7. | Участие в работе школьной ППк (подготовка материалов, углубленные диагностические исследования проблем в обучении и воспитании, направление на ПМПК ) | 6-11 | В течение учебного года | Рекомендации участникам образовательных отношений |
1.2 Психокоррекционное направление | ||||
1. | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ, одаренными детьми (согласно рекомендаций ПМПК/ по запросу) | 6-11 классы | В течение учебного года согласно графику занятий | Сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающихся |
2. | Индивидуальные психокоррекционные мероприятия по преодолению проблем в обучении, поведении и социально-психологической адаптации. | 6-11 классы | В течение учебного года | Уменьшение уровня школьной и социальной дезадаптации обучающихся |
3. | Работа с обучающимися, имеющими трудности в поведении и обучении согласно программе | 6-11 | В течение учебного года | Уменьшение уровня школьной и социальной дезадаптации обучающихся |
1.3. Психологические занятия с элементами тренинга | ||||
3.1. | «Путь к успеху» | 6, 7 классы | I четверть | сплочение коллектива, повышение уровня мотивации к учебе |
3.2. | «Успешный человек это» | 8, 9 классы | I четверть | повышение уровня мотивации к учебе; тренинг позитивного мироощущения |
3.3. | «Успех - внутри нас» | 10,11 классы | II четверть | сплочение коллектива, повышение уровня мотивации к учебе |
3.4. | «Человек среди людей» | 6,7 классы | II четверть | гармонизация межличностных отношений, развитие чувства толерантности |
3.5. | Игра «Синергия. Навыки будущего» | 8,10 классы | III четверть | определение профессиональных склонностей |
3.6. | «Волнуйтесь спокойно, у Вас экзамен!» | 9,11 классы | III четверть | Повышение стрессоустойчивости; позитивного мироощущения |
1.4 Профилактическое и просветительское направление | ||||
1. | Психологические рекомендации для обучающихся на сайте школы, персональном сайте педагога-психолога | 6-11 | В течение учебного года | Повышение психологической культуры обучающихся |
2 | Декада психологии | 6-11 | Ноябрь | Повышение психологической культуры участников образовательных отношений |
3 | Участие в психолого-педагогических конкурсах, викторинах | 6-11 | В течение учебного года | развитие личности обучающихся, профориентация |
2. Работа с педагогами | ||||
2.1 Психодиагностическое направление | ||||
1. | Опросник профессиональных затруднений и потребностей в профессиональном саморазвитии | Каникулярное время | Определение профессиональных затруднений и потребностей | |
2.2 Психокоррекционное направление | ||||
1. | Тренинговое мероприятие в рамках развития восстановительного подхода в работе педагога, классного руководителя с обучающимися, семьей | В течение учебного года | Повышение мотивации работы педагога | |
2.3 Профилактическое и просветительское направление | ||||
1. | Психологические рекомендации для обучающихся на стендах, сайте школы, персональном сайте педагога-психолога | 6-11 | 1 раз в четверть | Повышение психологической культуры педагогов |
2. | Индивидуальное консультирование участников образовательных отношений по запросу, по результатам диагностики и т.п. | 6-11 | В течение учебного года | |
3. Работа с родителями обучающихся | ||||
3.1 Психодиагностическое направление | ||||
1. | «Прогноз обучения вашего ребенка» | 6, 7 классы | Ноябрь-декабрь | Гармонизация межличностных отношений ребенок-родитель; профилактика проблем в обучении |
3 | Организация общешкольных лекториев («Экзамен? Экзамен! Экзамен») | 9,11 классы | декабрь | снятие стрессовой ситуации перед сдачей ГИА; Повышение психологической культуры родителей |
2. | По запросу классного руководителя | 6-11 классы | в течение учебного года | |
3. | Выступления на родительских собраниях по тематике: представление результатов; «Возрастные особенности 6/7/8/9/10-11-классников»; «СПТ в вопросах и ответах», «Мотивация обучающихся», «Внимание, подросток». | 6-11 классы | 1 раз в 2 четверти | Повышение психологической грамотности родителей обучающихся |
3.2 Психокоррекционное направление | ||||
1. | Организация коррекционно-развивающей работы по запросу классного руководителя/администрации школы | 6-11 классы | В течение учебного года | |
3.3 Профилактическое и просветительское направление | ||||
1. | Психологические рекомендации для обучающихся на стендах, сайте школы, персональном сайте педагога-психолога | 6-11 | 1 раз в четверть | Повышение психологической культуры родителей |
4. Организационно-методическая работа | ||||
1 | Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательного учреждения» | Педагоги г. Томска | 30 сентября | Представление опята работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении |
2 | Оформление стендов по теме: «Декада психологии», «Вам, выпускники!» | 6-10 | В течении учебного года | Повышение психологической компетентности обучающихся |
3 | Участие в ПТГ «Психологические ресурсы в работе с детьми «группы риска») (МАУ ИМЦ, АНО «Согласие») | В течении года по плану ИМЦ | Повышение квалификации | |
4 | Работа согласно плану работу МО педагогов-психологов ОО Ленинского района Тема «Навигатор профилактики девиантного поведения» | Согласно графику работы МО | Семинар, методический продукт | |
5 | Декада по психологии | 6-11 | ноябрь | Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений |
6 | Психологическая гостиная | Педагог-психолог | ноябрь | Повышение квалификации |
7 | Конкурс сочинений | 6-11 | ноябрь | Популяризация педагогики и психологии среди обучающихся, повышение психолого-педагогической грамотности |
8 | Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Юные дарования» | 6-11 | март | Популяризация педагогики и психологии среди обучающихся, повышение психолого-педагогической грамотности |
Приложение: план работы с обучающимися ОВЗ 6-11 класс
Приложение
к плану работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
Башлыковой Е. А.
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ на 2019– 2020 учебный год
I. Организационно-методическая работа
№п/п | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемый результат |
1. | Составление списка детей с ограниченными возможностями здоровья. | Сентябрь | База данных обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в сопровождении специалистами |
2. | Подготовка к проведению диагностических, коррекционно-развивающих, просветительских мероприятий, индивидуальных и групповых консультаций, обработка результатов диагностик и мониторингов | Ноябрь, февраль, апрель | Реализация психологического сопровождения в ОО детей с ОВЗ |
3 | Разработка рекомендаций для педагогов и родителей (исходя из актуальных проблем сопровождения и по результатам диагностики обучающихся с ОВЗ) | В течение года | Повышение психологической компетентности педагогов и родителей |
4 | Подготовка справок, заполнение журналов учета проведенных мероприятий, подготовка отчетов о работе | В течение года, май | Учет и анализ деятельности ППк |
Изучение новинок специальной литературы, пополнение базы нормативной документации, психодиагностических, профилактических и развивающих методик для работы с детьми с ОВЗ | В течение года | Повышение профессиональной компетентности педагога-психолога, материально-технической оснащенности кабинета | |
Выступления на педагогических советах школы (по работе с обучающимися с ОВЗ) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися с ОВЗ по различным направлениям | |
8 | Участие в работе МО педагогов-психологов г. Томска, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях на тему организации работы с обучающимися с ОВЗ | В течение года | Осведомленность в области психологических знаний по ОВЗ на современном этапе |
9 | Участие в работе ППк, оформление необходимой документации (списки, банк данных, диагностика, планирование, протоколы ППк и т. п.) | В течение года | Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями |
10 | Участие в Советах профилактики | В течение года | Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска» |
II. Диагностическая работа
№п/п | Планируемые мероприятия | Субъект деятельности | Сроки | Планируемый результат. |
1 | Изучение личных дел детей с ОВЗ, протоколов обследования детей-инвалидов | Обучающиеся 6-11 классов с ОВЗ | Сентябрь | Создание базы данных обучающихся, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении |
2 | Наблюдения за обучающимися на уроках | 6-11 классы | При необходимости | Выявление детей «группы риска» |
3 | Диагностика познавательного и личностного развития детей с ОВЗ. Определение направлений работы. Протокол динамического наблюдения | 6-11 классы | Ноябрь, февраль, апрель | Определение стартового уровня возможностей учащихся |
4 | Диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 9 классов. | 9, 11(при наличии детей с ОВЗ) классы | В течение года | Поддержка профессионального самоопределения учащихся |
5 | Исследование психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов | 9, 11 (при наличии детей с ОВЗ) класс | Апрель | Сопровождение учеников при подготовке к экзаменам. |
III. Коррекционно-развивающая работа
№п/п | Планируемые мероприятия | Субъект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1. | Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе | 6-11 классы, обучающиеся с ОВЗ | Октябрь-Май | Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников. |
2 | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы по разработанным программам | 6-11 | Октябрь-Май | Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений в коррекционных классах |
3 | Групповые занятия с обучающимися по подготовке к ГИА | 9, 11 (при наличии детей с ОВЗ) класс | Март-Май | Повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе |
4 | Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися выявленной группы риска, обучающимися, стоящими на различных видах учета, с детьми с суицидальным поведением | 6-11 классы, обучающиеся с ОВЗ | В течение года | Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. |
IV. Профилактическая работа
№п/п | Планируемые мероприятия | Субъект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1 | Участие обучающихся с ОВЗ в мероприятиях для нормовозрастных обучающихся, с учетом адаптации материала | 6-11 классы, обучающиеся с ОВЗ | В течение года (по запросу) | Сохранение и укрепление психологического здоровья младших подростков посредством развития у них стрессоустойчивости |
2 | Индивидуальная работа с обучающимися с ОВЗ | 6-11 классы, обучающиеся с ОВЗ | В течение года (по запросу) | Сохранение и укрепление психологического здоровья младших подростков посредством развития у них стрессоустойчивости |
V. Консультативная и просветительская работа
№п/п | Планируемые мероприятия | Субъект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1. | Родительское собрание: «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ» | Родители обучающихся в 6-11 классах с ОВЗ | Сентябрь-Октябрь | Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации. |
2 | Индивидуальное консультирование обучающихся с ОВЗ | 6-11 классы | В течение года (по запросу) | Психологическая поддержка и просвещение. |
3. | Индивидуальные консультации с выпускниками с ОВЗ, а также их родителями | 9, 11 классы с обучающимисяс ОВЗ | Март-Май | Снятие эмоционального напряжение, повышение стрессоустойчивости. |
4 | Поддержка психолого-педагогической компетентности учителей (стенд, буклеты, семинары) на тему ОВЗ | Педагоги, администрация | В течение года | Формирование социально-психологической компетентности. |
5. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ | Родители учащихся с ОВЗ | В течение года (по запросу) | Психологическая поддержка и просвещение. |
6. | Рекомендации классным руководителям, учителям, работающим с детьми с ОВЗ | Учителя, классные руководители, администрация | В течение года (по запросу) | Психологическая поддержка и просвещение. |
Педагог-психолог ___________________ Башлыкова Е. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога-психолога межшкольного учебно-производственного комбината на 2014-2015 учебный год
Работа педагога-психолога в межшкольном учебно-производственном комбинате имеет свою специфику и сильно отличается о работы в школе или садике. особенностью данного образовательного учреждения являетс...
План работы социального педагога на 2020-2021 учебный год
Комплексный план работы социального педагога на 2020-2021 учебный год в МБОУ "СШ №19"....
План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
Планирование работы педагога-психолога...
План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год...
План работы педагога-психолога на 2020-2021 гг в СОШ
План работы педагога-психолога в общеобразовательной школе на год....
План работы педагога-психолога на 2020-2021 уч.год
План работы педагога-психологаМБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ им.М.Д.Цаганова»на 2020-2021 учебный год Цель: забота о психологическом здоровье всех участников образовательного процесса, у...
План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год...