Детско-родительский тренинг «Способы повышения учебной мотивации»
план-конспект по психологии
Целью тренинга является интеграция усилий родителей и детей по формированию учебной мотивации у школьников, выявление проблем взаимодействия родителей с детьми по преодолению учебных затруднений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский тренинг
«Способы повышения учебной мотивации»
Цель: интеграция усилий родителей и детей по формированию учебной мотивации.
Задачи:
- расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
- выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
- Знакомство
Упражнение «Снежный ком»
2. Создание позитивной и доверительной атмосферы.
Упражнение «Ледокол»
- Не хочу хвастаться, но люди говорят, что я ...
Участники договаривают фразу и называют качество или умение, которое человек рассматривает как достижение.
- Что Вы чувствовали, кода говорили о своих достижениях?
- Развитие сплоченности группы, формирование мотивации сотрудничества, развитие эмпатии
Упражнение «Гомеостат»
Участники выстраиваются в шеренгу и закрывают глаза. По сигналу ведущего необходимо прыгнуть, развернувшись на 90 или 180 градусов в любую сторону (в некоторых случаях, бывает важно уточнить, что на практике значат эти цифры). Задача – сохранить единое направление шеренги. Первые попытки, как правило, неудачны: все смотрят в разные стороны. После нескольких неудач проводится обсуждение полученного (а, точнее, не полученного результата). Ведущий, структурируя и направляя обсуждение, помогает группе придти к совсем не очевидному для него выводу: нельзя сказать, что кто-то один виноват в том, что задание до сих пор не выполнено, потому что никто из присутствующих не стоит в идеально правильной шеренге. После обсуждения участникам предлагается выполнить упражнение еще несколько раз, подчеркиваются достигнутые результаты.
- Мозговой штурм «Для чего нужна школа? или Цели обучения» (ответы записываются на флип-чарте в первый столбик таблицы).
- Что нужно делать, чтобы достигнуть этих целей? (ответы записываются во второй столбик таблицы).
- Что же нужно, чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия? (необходимо, чтобы он захотел их выполнять).
- Как раз это желание и называется мотивом.
- Как вы думаете, что такое мотив?
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.
5. Создание опыта, расширение знаний по теме мотивация.
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивы бывают внешние и внутренние.
внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д.
Внешняя мотивация – мотивация с применением внешних стимулов. Она работает, пока есть стимул (отметка, поощрение, угроза наказания).
Мы воздействуем на человека, и добиваемся того, чтобы он делал то, что нам нужно. Однако, когда воздействия нет, то мотивация пропадает. Если человек что-то делал, потом он это делать прекращает.
внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
«Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, личного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляется ощущение потока» (Чикзентмихали М.)
6. Упражнение «Моё будущее»
Чтобы сформировать внутреннюю мотивацию необходимо ставить себе цели для достижения и двигаться к этим целям.
Ведущий: Закройте глаза и представьте себе картину своего будущего.
- Кем вы хотите стать в будущем? (Кем работать, где и с кем жить?)
- Как вы можете достичь этих целей? Что будет первым самым простым шагом.
Участники представляют в общий круг свои планы на будущее.
Обсуждение.
7. Поиск различных смыслов получения знаний
Упражнение «Мы на необитаемом острове»
Группа делится на несколько подгрупп, в которые входят и родители и дети. Каждая из подгрупп в течение нескольких минут готовит рисунок на тему «Мы на необитаемом острове». Рисунки кратко представляются остальным участникам. Затем продолжается работа в подгруппах. Каждая из них получает список основных школьных предметов. Необходимо отметить, как то, что изучают в рамках каждого из них, может помочь на необитаемом острове (например, с помощью английского языка можно общаться с иностранными спасателями, с помощью биологии различать съедобные и несъедобные растения). Результаты работы подгрупп обсуждаются в общем кругу.
8.Упражнение «Карточки»
Каждый участник по очереди вытаскивает из коробки стоящей в центре круга, карточку с незаконченным предложением. Нужно придумать для него окончание и озвучить его на общем кругу. После «хозяина» карточки при желании могут высказаться другие участники. Количество карточек не должно быть меньше, чем количество участников группы. Родители хотят, чтобы дети ходили в школу, потому что…
- Образование важно, так как…
- Я думаю, что в будущем школьные знания пригодятся мне хотя бы для того, чтобы…
- Учиться все равно необходимо, поскольку иначе…
- Сменка в школе нужна, так как иначе…
- Школьная форма нужна для того, чтобы …
9. Сказка «Швейная игла» Зачастую ваши успехи или неудачи в школе зависят от ваших способностей и личностных качеств. Послушайте сказку |
Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.
— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.
— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.
— Но я же опаздываю, — возразила игла.
— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!
На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.
Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.
Обсуждение. Вывод – очень важна поддержка!
10.Упражнение « Поддержка»
Работа в парах. Ребенок рассказывает о каких-то ближайших планах, а родитель его подбадривает словами: «Здорово! Классно! Да! Да! Как интересно! Конечно! Ты сможешь! У тебя получится!..»
Работа в обе стороны.
Обсуждение. - Какая фраза лучше всего сработала во время рассказа, чтобы человек ощутил настоящую поддержку.
11. Ценности.
Рефлексия.
–Что для Вас было ценным и важным в работе сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-429613-1396622361.jpg)
Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса
Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-142591-1365493268.jpg)
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса
Дифференцированный подход на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/04/picture-990484-1620124227.jpg)
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....
Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1397177-1648486687.png)
Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».
Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-276794-1378657408.jpg)
Родительское собрание «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Данный материал разработан для родителей учащихся 5-9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-1499756-1701844025.jpg)
Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся. (опыт представлен в ОУ 2023г. и в 2024г.)
С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (исследо...