Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся. (опыт представлен в ОУ 2023г. и в 2024г.)
статья по психологии
С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?
При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой
(исследование внутренней готовности к учебной деятельности). * Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1
Вопросы:1. Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".
- 1. Что тебе нравится /не нравится/ в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
- Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."
Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (методика А.М.Прихожан модифицированная по А.Д.Андреевой.)
Где вопросы чередуются о внутренней позиции ученика и внешних причинах (эмоциональном отношении).
МетодикаН,Г,Лускановой
рассчитана на возраст от 6 до 11 лет, с ОВЗ (УО) проводим на более старший возраст, состоит из опросника, 10 вопросов о школе.
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
И т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinogradovatp_motivatsiya.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика мотивации к учению.
Повышение учебной мотивации у обучающихся.
Виноградова Т.П.,
педагог-психолог
КОУ «Петропавловская школа-интернат»
Формирование школьной мотивации или мотивации к учению – одна из важнейших задач в работе всех педагогов школы-интерната, в том числе и педагога-психолога.
Что же такое мотивация?
«Интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.
Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т.е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Познавательные мотивы
. направленность на изучение материала по предмету
- процесс познания
- приёмы приобретения знаний
- организация учебного труда самообразование
Социальные мотивы
- направленность на общение с людьми
- отношения с другими людьми
- стремление занять определённое место среди сверстников
- заслужить авторитет
- осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия
В начальном звене стимул – оценка.
К окончанию начальной школы необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний
Средний школьный возраст стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
Старший школьный возраст - выбор профессиональной деятельности. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования. Что должно способствовать успешной социализации и самоопределению.
Так должно быть с детьми нормы. Но мы работаем с детьми ОВЗ (УО). Поэтому особенности развития и социальная среда вносят свои изменения в процесс формирования мотивации к учению наших обучающихся.
С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?
При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой
(исследование внутренней готовности к учебной деятельности). * Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1
Вопросы:1. Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".
- 1. Что тебе нравится /не нравится/ в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
- Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."
Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (методика А.М.Прихожан модифицированная по А.Д.Андреевой.)
Где вопросы чередуются о внутренней позиции ученика и внешних причинах (эмоциональном отношении).
МетодикаН,Г,Лускановой
рассчитана на возраст от 6 до 11 лет, с ОВЗ (УО) проводим на более старший возраст, состоит из опросника, 10 вопросов о школе.
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
И т.д.
Также применяется как вторичная сопроводительная методика – проективный тест – рисунок «Моя школа» («Я в школе»)
Результаты:
- - низкий уровень готовности к обучению в школе,
- - внутренняя позиция «Я ученик» не сформирована или нестабильна,
- - низкий уровень сформированности учебной деятельности в целом,
- - низкий уровень мотивации у учению,
- Внешняя мотивация более сформирована, чем внутренняя.
*****Следовательно, как вывод: Больше внимания на внешние и наглядные стимулы и условия!
Причины, которые могут снизить школьную мотивацию об-ся с ОВЗ (УО):
- У подростков особенности возраста и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Низкая личная значимость предмета.
- Низкий уровень интеллектуального развития ученика.
- Продуктивность учебной деятельности (применение специальных условий и индивидуального подхода).
- Непонимание цели учения.
***** Несформированность эмоционально-волевой и личностной сфер.
*** Социальное окружение и низкий уровень социальной ответственности родителей (значимых близких).
Формирование (повышение мотивации к учению)
В двух направлениях ведется:
- Это использование разнообразных приемов и методов для развития познавательного интереса к каждому предмету.
Например, на уроках математики, это «манипуляции» с числами и цифрами в различных формах: кроссворды, лабиринты, нестандартные задачи, игры (в том числе двигательные задания, например, нарисованные на полу, на листах, на доске, спрятанные как ответ на вопрос или загадку в кабинете , квест-игра, задание с сюрпризами, пропусками, цветовыми решениями с опорой на цифры (раскраски, простые чертежи фигур), использование интерактивных заданий, веселых считалок и песенок под счет, и многое другое.
Простые задания в виде поручения.
2) И формирование жизненных целей, внутренней необходимости учения для будущей успешной жизни:
- Кем я вижу себя через 1 год?
- Через 5, 15 лет?
- Сколько я хочу получать за работу?
- Где мне в жизни пригодиться умение считать и решать задачи?
- Как научиться правильно тратить деньги? (например, чтобы распределить, чтобы не обманули в магазине и т.д.)
Оплатить счет, услугу, коды и пароли и многое другое, что является практически значимым в успешной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ребусов, как средство повышения учебной мотивации у обучающихся со сниженным интеллектом на занятиях по социально-бытовой ориентировке
В статье представлены ребусы по разным разделам СБО....
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Формирование учебной мотивации у обучающихся " группы риска"
Мотив – это побуждение к деятельности, достижению целиУчебная мотивация - это включение в деятельность учения, учебную деятельность...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
презентация к педагогическому совету по теме "Мониторинг работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную мотивацию и обучающимися "группы риска"
Обзор внутришкольной системы управления качеством образования. Создание и эффективное функционирование в образовательном процессе внутришкольной системы оценки качества образования....
Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр.
Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр....
Использование развивающих тренажеров и пространств школьных помещений для повышения учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
C каждым годом в школы приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Повышенная возбудимость, нарушение концентрации и удержание внимания, плохая память, повы...