Статья в межвузовском сборнике научных трудов ФГБОУ ВПО "Саратовский университет имени Н.Г.Чернышевского "Экологическое образование как одно из основных направлений образовательной деятельности современной школы"
материал по теме
Публикация содержит материал из опыта работы МОУ "СОш №59 с углубленным изучением предметов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_statya.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание
как одно из основных направлений образовательной деятельности современной школы
(из опыта работы школы)
Бокова Л.Н., директор МОУ «СОШ №59
с углубленным изучением предметов»,
Заслуженный учитель РФ,
Андреева Т.В., Дякина Л.И., Исаева Л.Н.
Школа №59 с углубленным изучением предметов расположена на окраине Саратова, у подножия Алтынной горы, рядом с заповедной зоной «Кумысная поляна». Может быть, именно этим объясняется, что экспериментальная деятельность по реализации программы «Формирование экологической компетентности школьников» в рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013гг.» стала одним из основных направлений деятельности.
Школа уже шестой год сотрудничает в этом направлении с Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Саратовским отделением Всероссийского общества охраны природы, Педагогическим институтом Саратовского государственного университета им. Чернышевского (факультет педагогики, психологии и начального образования).
Экологические проблемы обсуждались на открытых мероприятиях, проводимых в школе. Это многочисленные семинары на экологическую тему, круглые столы, на которых присутствовали гости не только из Саратова и Саратовской области, но и зарубежные партнеры («Создание комфортных условий для участников образовательного процесса»-«круглый стол» с участием гостей из Англии и Германии, 17.09.2010).
Педагоги школы принимали участие в апробации УМК в рамках реализации проектов «Школа добрых дел», «Зеленая аллея памяти», «Мир комнатных растений», «Сохраним природу родного края».
В 2011-2012 учебном году популярным среди обучающихся стал проект «Любимый сердцу уголок», так как именно он заставлял задуматься об экологических проблемах, с которыми жители нашего поселка сталкиваются ежедневно. Парк им.Ю.А.Гагарина, расположенный недалеко от школы (излюбенное место отдыха жителей Комсомольского поселка). стал объектом изучения и реализации проекта. Ценность парка заключается еще и в том, что на его территории находится единственный в Комсомольском поселке Храм, детская площадка, а вплотную к парку примыкает ФОК «Заводской». Тысячи людей ежедневно проходят через парк или проводят там часы отдыха. И сохранить его, помочь ему выжить в таких непростых условиях стало нашей задачей.
Цели реализации проекта «Любимый сердцу уголок» -исследовать экологические проблемы Комсомольского поселка, в котором живут ученики нашей школы; выяснить варианты решения экологических проблем; воспитать в детях ответственное отношение к природе; изучить , по-новому новое открыть для себя любимый сердцу уголок.
Нам удалось узнать кое-что из истории парка. Есть версия, что название парку дала некая Ефимова (девичья фамилия Трактиркина) Мария Тихоновна, которая проживала в Саратове, в пос. Комсомольский (ул. Химическая, 39) и долгое время работала МУП «Садово-парковое» (50-70-е годы). С мужем, Ефимовым Алексеем Тихоновичем, она сажала деревья в парке им. Гагарина, ухаживала за ними. Прожила она 97 лет, умерла совсем недавно, 4.11.2011 г, последние годы жила в г.Новополоцке. В Комсомольском поселке её знали и уважали, потому что была она трудолюбивым и заботливым человеком.
9 июля 2010 года в парке им. Гагарина был открыт и освящен епископом Саратовским и Вольским Логином Храм во имя священномученика Космы Саратовского, жизнь и служение которого стали подвигом. Ему пришлось скрываться от властей после ареста отца, отстаивая веру и церковь. Отец был, как предполагают, расстрелян в одном из оврагов на территории нынешнего Ленинского района. И спасаясь, Кузьма Петриченко (так в миру звали Косму Саратовского) поселился со своими односельчанами недалеко от того места, где сейчас располагается Храм. Косма Саратовский когда-то был простым крестьянином, сеял, пахал, растил хлеб, был близок к земле и её проблемам. И потому этот человек близок и понятен жителям нашего поселка, а парк им. Гагарина стал для нас «любимым сердцу уголком».
В чем заключаются экологические проблемы парка? В ежедневном загрязнении территории несколькими тысячами человек, в необходимости омоложения древесных растений, обрезки растений, высадке молодых деревьев, ухода за ними.
Весной и осенью обучающиеся нашей школы почти ежедневно убирают территорию парка, при этом заботясь об экологии, не жгут костров, а упаковывают мусор в пакеты, а также ухаживают за растениями. Дети с городостью осознают свою причастность к большому делу и с удовольствием работают в парке им. Гагарина и на прилегающей территории. А участие в акциях «Защитим тигра!», «Неделя добра», «Тебе, Саратов, нашу заботу», «День птиц», «Желудь- 2011», «Чистые родники» убедило детей в необходимости и значимости того дела, которое они делают.
Кроме того, большой интерес у обучающихся вызывает создание собственных экологических проектов, написание публицистических статей, эссе на экологическую тему, стихов, прозы, конкурсы рисунков и плакатов, выпуск «Экологического вестника». В школе есть даже экологический театр.
Так, физическим трудом, творчеством, изучением экологической науки реализуется программа «Формирование экологической компетентности школьников» в МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов».
Деятельность школы по формированию экологической компетентности школьников получила высокую оценку Комитета охраны окружающей среды, Комитета по образованию г.Саратова.
Обучающиеся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», участвуя в данном проекте, показали высокие результаты в научно-практической деятельности, одержали победы в нескольких конкурсах по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному...
Информационно - коммуникационные технологии в образовании: сборник научных трудов/ под ред.А.С.Звягиной.- Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2008 Мастер- класс: Использование цифровых образовательных ресурсов при обучении учащихся теме: Функции и графики.
Статья в сборнике научных трудов: "Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ...
Статья Зоткиной в сборнике научных трудов"Инновация.Инициатива.Опыт"
Статья по материалам международной научно-практической конференции"Литература и язык в евразийском культурном пространстве"...
статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов
Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...
Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении
Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах....
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...
Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...