РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»
рабочая программа по психологии (6 класс)
Курс «Жизненные навыки» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета внеурочной деятельности.
Программа «Жизненные навыки» выбрана не случайно. Под жизненными навыками мы понимаем набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. В центре внимания находятся основные жизненные проблемы младших подростков: разрешение конфликтных ситуаций, общение, обхождение с чувствами, проблемы взросления, самопознания, толерантности.
Ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Поэтому в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка, его ориентация на внутреннее, личностно-обусловленное понимание себя.
Новизной программы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании знаний, но также использование этой логике как основы для выбора тем и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhn_6_abv_klassy_20-21.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
(ГАОУ МО «ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО классных руководителей от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________________ Ю.А.Нестеренко «___»___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии _________________ Цепляева К.В. «___»_____ 2020 г. |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»
6 А,Б,В классы
Составители: Цай Елена Юрьевна,
педагог-психолог высшей категории;
Горбачёва Елена Геннадиевна,
педагог-психолог
2020 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, утверждённым Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями), на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Основной образовательной программы ООО ГАОУ МО «Долгопрудненской гимназии», авторской программы «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками в 5-6 классе» под редакцией С.В. Кривцовой, издательство: «М: ГЕНЕЗИС» год 2018. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам.
Количество часов – 1 час в неделю.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Жизненные навыки» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета внеурочной деятельности.
Программа «Жизненные навыки» выбрана не случайно. Под жизненными навыками мы понимаем набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. В центре внимания находятся основные жизненные проблемы младших подростков: разрешение конфликтных ситуаций, общение, обхождение с чувствами, проблемы взросления, самопознания, толерантности.
Ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Поэтому в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка, его ориентация на внутреннее, личностно-обусловленное понимание себя.
Новизной программы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании знаний, но также использование этой логике как основы для выбора тем и навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Жизненные навыки» в 6 классе обучающиеся научатся:
- выражать симпатию;
- брать на себя ответственность;
- следовать правилам;
- принимать комплименты;
- говорить о себе перед группой;
- осознавать, что мне нравиться, а что – не нравится;
- распознавать собственные чувства и чувства других;
- выражать чувства;
- сказать о своих чувствах другим;
- осознавать своё тело;
- осознавать границы своего и чужого пространства;
- доводить работу до конца;
- вступать в обсуждения;
- презентовать сою работу группе;
- осознавать свои предпочтения;
- проявлять инициативу;
- отстаивать свои интересы;
- слушать;
- присоединяться к группе;
- справляться со смущением;
- проигрывать;
- признавать свои ошибки;
- предлагать помощь;
- проявлять толерантность;
- находить в себе уникальные качества;
- распознавать стереотипы и предрассудки.
К концу обучения в 6 классе обучающиеся получат возможность научиться:
- самоанализу и самоконтролю на эмоциональном уровне;
- терпимо и адекватно относиться к чувствам других;
- взаимопомощи и взаимоподдержки;
- отстаивать свои границы и уважать чужие;
- групповой работе;
- выражать и отстаивать свою точку зрения;
- умению преподнести себя обществу;
- уважению к другим, толерантности;
- удерживать противоречия.
Личностные:
- Выразить свои чувства другому.
- Осознать свои чувства.
- Поддерживать себя.
- Определять, что мне нравится, и что не нравится.
- Извиняться.
- Справляться со своими эмоциями.
- Благодарить.
- Занять свое свободное время.
- Проявить заботу о другом.
- Предложить кому-либо помощь.
- Умение обратиться за помощью.
- Адекватно оценивать себя.
- Эмпатии.
- Говорить о себе.
Метапредметные:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Слушать.
- Задавать вопросы.
- Следовать инструкциям.
- Доводить задание до конца.
- Дискутировать.
- Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
- Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
- Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
- Учиться наблюдать.
- Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- Говорить и принимать комплименты.
- Не отвлекаться.
- Закончить и начать разговор.
- Делиться.
- Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
- Учиться работать в паре и в группе.
- Выполнять различные роли.
- Слушать и понимать речь других ребят.
- Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
- Конструктивно общаться.
- Договариваться
- Удерживать противоречия.
Основные формы организации занятий:
- Тренинговая форма
- Просмотр мультипликационных отрывков
- Техника коллажа
- Работа с текстами с элементами критического мышления
- Рисование
- Ролевые игры
- Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
- Моделирование образцов поведения
- Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
- игра
- Групповые занятия под руководством педагога (обучение в сотрудничестве).
- Самостоятельная работа.
- Работа в парах.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема «Мои друзья» 9 часов.
В этот возрастной период для детей тема первых дружеских отношений становится актуальна. В данной теме мы разбираемся с такими понятиями, как «лучший друг», «дружеские отношения», «треугольник», то есть рассматривает отношения со всех сторон. Также в данной теме касаемся одиночества и при этом находим ресурс одиночества. Отдельные занятия посвящены обиде, отношениям в «треугольнике».
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.
Тема «Я - взрослый» 7 часов.
Целью данной темы является сопровождение психологического взросления подростка, возрастных изменений, происходящих с ним. Одна из задач – помочь ребятам осознать себя в мире взрослых. Какие-то подростки считают, что взрослый мир – это мир полной и безграничной свободы, другие думаю, что это одни обязательства. Важно найти баланс между этими представлениями, помочь соотнести себя со своим возрастом, справиться со страхом будущего.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.
Тема «Наши сильные чувства» 7 часов.
В данной теме впервые сами подростки начинают осознавать необходимость умения обходиться со своими чувствами. Эта тема даёт возможность научиться осознавать свои чувства, выражать их безопасным для себя и окружающих способом, говорить о своих чувствах другому человеку.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.
Тема «Кто я?» 10 часов.
Данная тема позволяет детям найти ответ на вопросы, которые их очень волнует в этот возрастной период, также позволяет осознать себя и свои способности. То есть здесь ребёнок сможет получить качественные инструменты самопознания, которые позволят сформировать картину его внутреннего мира – абсолютно уникального, ценного, к которому можно обращаться в сложные моменты жизни, так как человек может ценить себя, только зная, какой он. Большое внимание уделяется обратной связи. С одной стороны, мы учимся давать обратную связь – точную и такую, чтобы не обижать другого человека. С другой – получаем опыт обхождения с обратной связью, которую слышим в свой адрес, понимаем, что не стоит все принимать на веру сразу, важно соотносить с собой. Со своими представлениями, искать в обратной связи ресурс.
Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6А класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | |
план | факт | |||
Тема «Мои друзья» 9 часов | ||||
1 | Правила и безопасность. Инструктаж по технике безопасности. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. | 1 | 01.09 | |
2 | Отношения в паре. | 1 | 08.09 | |
3 | Понимаем друг друга. | 1 | 15.09 | |
4 | Третий – лишний? | 1 | 22.09 | |
5 | Дружить – это здорово! | 1 | 29.09 | |
6 | Обида. | 1 | 13.10 | |
7 | Я один, но я не одинок. | 1 | 20.10 | |
8 | Ресурс одиночества. | 1 | 27.10 | |
9 | Здорово быть друзьями | 1 | 03.11 | |
Тема «Я – взрослый!» 7 часов | ||||
10 | Мир взрослых. | 1 | 10.11 | |
11 | Ярмарка. | 1 | 24.11 | |
12 | Мой взрослый мир. | 1 | 01.12 | |
13 | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых. | 1 | 08.12 | |
14 | Я в ответе за своё будущее. | 1 | 15.12 | |
15 | Ответственность и принятие решений. | 1 | 22.12 | |
16 | Обобщение по теме “Я – взрослый”. | 1 | 29.12 | |
Тема «Наши сильнее чувства» 7 часов | ||||
17 | Зачем нам чувства. | 1 | 12.01 | |
18 | Как я выражаю свои чувства. | 1 | 19.01 | |
19 | Способы выражения своих чувств. | 1 | 26.01 | |
20 | Ресурсы тревоги. | 1 | 02.02 | |
21 | Наши страхи. | 1 | 09.02 | |
22 | Печаль. | 1 | 02.03 | |
23 | Радость. | 1 | 09.03 | |
Тема «Кто я?» 10 часов | ||||
24 | Какой бывает характер? Какой я? | 1 | 16.03 | |
25 | Я настоящий, я идеальный, я глазами других. | 1 | 23.03 | |
26 | Моё имя и мой характер. | 1 | 06.04 | |
27 | Я глазами других. | 1 | 13.04 | |
28 | Мои ресурсы. | 1 | 20.04 | |
29 | Метафоры моего характера. | 1 | 27.04 | |
30 | Учимся ценить себя. | 1 | 04.05 | |
31 | Деньги во взрослом мире. | 1 | 11.05 | |
32 | «Взрослые роли». Роли взрослого мира. | 1 | 18.05 | |
33 | Моё время. | 1 | 25.05 | |
33 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6Б класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | |
план | факт | |||
Тема «Мои друзья» 9 часов | ||||
1 | Правила и безопасность. Инструктаж по технике безопасности. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. | 1 | 07.09. | |
2 | Отношения в паре. | 1 | 14.09. | |
3 | Понимаем друг друга. | 1 | 21.09. | |
4 | Третий – лишний? | 1 | 28.09. | |
5 | Дружить – это здорово! | 1 | 12.10. | |
6 | Обида. | 1 | 19.10. | |
7 | Я один, но я не одинок. | 1 | 26.10. | |
8 | Ресурс одиночества. | 1 | 02.11. | |
9 | Здорово быть друзьями | 1 | 09.11. | |
Тема «Я – взрослый!» 7 часов | ||||
10 | Мир взрослых. | 1 | 23.11. | |
11 | Ярмарка. | 1 | 30.11. | |
12 | Мой взрослый мир. | 1 | 07.12. | |
13 | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых. | 1 | 14.12. | |
14 | Я в ответе за своё будущее. | 1 | 21.12. | |
15 | Ответственность и принятие решений. | 1 | 28.12. | |
16 | Обобщение по теме “Я – взрослый”. | 1 | 11.01. | |
Тема «Наши сильнее чувства» 7 часов | ||||
17 | Зачем нам чувства. | 1 | 18.01. | |
18 | Как я выражаю свои чувства. | 1 | 25.01. | |
19 | Способы выражения своих чувств. | 1 | 01.02. | |
20 | Ресурсы тревоги. | 1 | 08.02. | |
21 | Наши страхи. | 1 | 15.02. | |
22 | Печаль. | 1 | 01.03. | |
23 | Радость. | 1 | 15.03. | |
Тема «Кто я?» 10 часов | ||||
24 | Какой бывает характер? | 1 | 22.03. | |
25 | Какой я? | 1 | 05.04. | |
26 | Я настоящий, я идеальный, я глазами других. | 1 | 12.04. | |
27 | Моё имя и мой характер. | 1 | 19.04. | |
28 | Я глазами других. | 1 | 26.04. | |
29 | Мои ресурсы. | 1 | 03.05. | |
30 | Метафоры моего характера. | 1 | 17.05. | |
31 | Учимся ценить себя. | 1 | 24.05. | |
32 | Деньги во взрослом мире. «Взрослые роли». Роли взрослого мира. Моё время. | 1 | 31.05. | |
32 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6В класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | |
план | факт | |||
Тема «Мои друзья» 9 часов | ||||
1 | Правила и безопасность. Инструктаж по технике безопасности. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. | 1 | 04.09 | |
2 | Отношения в паре. | 1 | 11.09 | |
3 | Понимаем друг друга. | 1 | 18.09 | |
4 | Третий – лишний? | 1 | 25.09 | |
5 | Дружить – это здорово! | 1 | 02.10 | |
6 | Обида. | 1 | 16.10 | |
7 | Я один, но я не одинок. | 1 | 23.10 | |
8 | Ресурс одиночества. | 1 | 30.10 | |
9 | Здорово быть друзьями | 1 | 06.11. | |
Тема «Я – взрослый!» 7 часов | ||||
10 | Мир взрослых. | 1 | 13.11. | |
11 | Ярмарка. | 1 | 27.11. | |
12 | Мой взрослый мир. | 1 | 04.12. | |
13 | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых. | 1 | 11.12. | |
14 | Я в ответе за своё будущее. | 1 | 18.12. | |
15 | Ответственность и принятие решений. | 1 | 25.12. | |
16 | Обобщение по теме “Я – взрослый”. | 1 | 15.01. | |
Тема «Наши сильнее чувства» 7 часов | ||||
17 | Зачем нам чувства. | 1 | 22.01. | |
18 | Как я выражаю свои чувства. | 1 | 29.01. | |
19 | Способы выражения своих чувств. | 1 | 05.02. | |
20 | Ресурсы тревоги. | 1 | 12.02. | |
21 | Наши страхи. | 1 | 26.02. | |
22 | Печаль. | 1 | 05.03. | |
23 | Радость. | 1 | 12.03. | |
Тема «Кто я?» 10 часов | ||||
24 | Какой бывает характер? | 1 | 19.03 | |
25 | Какой я? | 1 | 26.03 | |
26 | Я настоящий, я идеальный, я глазами других. | 1 | 09.04 | |
27 | Моё имя и мой характер. | 1 | 16.04 | |
28 | Я глазами других. | 1 | 23.04 | |
29 | Мои ресурсы. | 1 | 30.04 | |
30 | Метафоры моего характера. | 1 | 07.05 | |
31 | Учимся ценить себя. | 1 | 14.05 | |
32 | Деньги во взрослом мире. | 1 | 21.05 | |
33 | «Взрослые роли». Роли взрослого мира. Моё время. | 1 | 28.05 | |
33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"
Внеурочная программа «Путь к успеху» социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»
Курс «Жизненные навыки» изучается на уровне основного общего образования в качестве внеурочной деятельности дополнительного учебного предмета. Программа «Жизненные навыки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Клуб «Найди и реализуй себя»
Курс «Найди и реализуй себя» изучается на уровне среднего общего образования в качестве внеурочной деятельности.Курс «Найди и реализуй себя» обращен к старшим школьни...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления для 6 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления для 6 класса...