Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления для 6 класса
учебно-методический материал (6 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления
для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления
Пояснительная записка
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Рабочая программа кружка разработана на основе основной образовательной программы ОУ. В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 35 часов учебного времени. На занятие отводится 1 час в неделю.
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут
Цель: формирование у школьников этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений; простых норм нравственности, предполагающих дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия рассчитаны на то, чтобы для учащихся стало естественным и органичным проявление великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Задачи:
- Подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни.
- Обогащать эмоциональный мир школьников нравственными переживаниями и чувствами.
- Познакомить со знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения.
- Формировать представление о воспитанности.
- Систематически накапливать и обогащать навыки нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности.
- Развивать навыки организации нравственного самовоспитания школьников.
- Формировать у детей умение оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Общая характеристика курса ….
Программа является возможностью формирования значимых нравственных категорий и принципов духовно-нравственного отношения к себе и окружающим (людям, природному миру) в современной жизни.
Каждое из занятий данного курса направлено на усвоение и присвоение детьми социальных норм и ценностей, что способствует процессу их социализации и социальной адаптации. Данная программа рассчитана на постепенное «расширение и углубление знаний и опыта поведения детей от класса к классу. Оно состоит из четырех разделов (в соответствии со школьными четвертями): первый раздел посвящен этике общения, второй – этикету, третий – этическим нормам отношений с окружающими, четвертый – этике отношений в коллективе. Содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся. Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико - ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Формы проведения занятий:
эвристические беседы; различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу
«Аквариум» и т.д.); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские
Планируемые результаты.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей. - Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
Содержание
Раздел 1. Введение (2 час)
«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». Человек и его роль в обществе
Раздел 2. Быть воспитанным – что это значит (9 часов)
Вежливость как основа воспитанности. Родословная. Корни. Уважение истории, предков. Точность, обязательность, аккуратность. Уважение. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Трудолюбие. Правила вежливого человека. Уважение старости
Раздел 3. Этика и этикет (9 часов)
Этические нормы этикета. Этикет за столом. Дома и в гостях. Поведение в школе. Правила на каждый день. Этикет в жизни человека. Обычай, его плюсы и минусы. Стиль поведения.
Раздел 4. Этика отношения окружающим (10 часов)
Жизнь в обществе. Доброта. Уважительное отношение к старости. Печаль и радость. Мама и отношение к близким людям. Благодарность. Благородство. Характер и поступок. Отношение к окружающему миру.
Раздел 5. Самопознание. Самовоспитание (8 часов)
Знакомство с собой. Я и окружающие. Внутренний портрет. Сходство и различие наших «Я». Характер. Дружба. Общение. Сам себе воспитатель. Воспитание воли. Имидж.
Раздел 6. Заключение (1 час)
Мысли, поступки. Достоинство и человек.
Требования к уровню подготовки учащихся Знать:
-определения нравственных качеств человека; - основные нравственные нормы поведения. Уметь:
-пользоваться в повседневной жизни полученными знаниями, быть этически грамотными; - анализировать жизненные ситуации с точки зрения морали общества - быть нравственными в словах, поступках, делах.
Литература:
- Шевелев В В. Серебро или золото? - М.: Дет. лит., 1981.
- Шемшурина А.И. Критерии нравственного движения личности. //Народное образование. - 2000
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: ВЛАДОС, 1999. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками V-VI классов. В помощь учителю: В 2-х книгах. - М.: Школа - Пресс, 1998.
- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками седьмых классов. В помощь учителю. - М.: Школа - Пресс, 1999.
- Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 6 классе. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 6 классе. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990..
- Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. -М.: Наука, 1968.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: ОЦ
Педагогический поиск, 1998.
- Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.: Педагогическое общество России, 1997.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Щуркова Н.Е. Школьной жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ | Тема раздела | Кол-во | Сроки проведения | |
часов | по плану | фактич | ||
1 | «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» | 1 |
| |
2. | Человек и его роль в обществе | 1 |
| |
3 | Человек –творец и носитель культуры. | 1 |
| |
4 | Основные возрастные ступени жизни человека. | 1 |
| |
5 | Возраст человека и социальные отношения.1 октября-День пожилых людей. | 1 |
| |
6 | Сходство и различие наших «Я». Я в общении | 1 |
| |
7 | Уважай человека | 1 |
| |
8 | Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | 1 |
| |
9 | Трудолюбие. В труде - красота человека. | 1 |
| |
10 | Труженики моего села. | 1 |
| |
11 | В жизни всегда есть место подвигу. | 1 |
| |
12 | Урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце» | 1 |
| |
13 | Законы нравственности-часть культуры общества. | 1 |
| |
14 | Что значит быть рыцарем? | 1 |
| |
15 | Умей быть благодарным. | 1 |
| |
16 | Духовные ценности и литература. | 1 |
| |
17 | Историческая личность. Павел1. Павловский дворец. | 1 |
| |
18 | Историческая личность. Петр 1. | 1 |
| |
19 | Культурная память поколений. | 1 |
| |
20 | Культурное наследие.Памятники культуры. | 1 |
| |
21 | Человек-мир его культуры. | 1 |
| |
22 | Правила жизни в обществе. | 1 |
| |
23 | Ты живешь среди людей. | 1 |
| |
24 | Добротой себя измерь | 1 |
| |
25 | Раздели печаль и радость другого | 1 |
| |
26 | Мир семейного очага. | 1 |
| |
27 | Народные традиции. | 1 |
| |
28 | Семья-хранитель духовных ценностей. | 1 |
| |
29 | Знакомство с собой . Я и окружающие | 1 |
| |
30 | Социальные отношения.Отношения со сверстниками | 1 | ||
31 | Завтрашний характер в сегодняшнем поступке | 1 |
| |
32 | «В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души». Достоинство и человек | 1 |
| |
33 | Как я ощущаю окружающий мир? | 1 |
| |
34 | Береги всё живое. | 1 |
| |
35 | Обобщение пройденных материалов | 1 |
| |
|
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5б класса "Занимательная математика" Направление: общеинтеллектуальное
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть ...