Оценка эффективности внеурочной деятельности.
опыты и эксперименты по психологии

В статье описано, какими методиками оценивается эффективност внеурочной деятельности в 1-4 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._otsenka_effektivnosti_vneurochnoy_deyatelnosti.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

И.О. Якубенко

БОУ «Мартюшевская СОШ»

Формирования личностных универсальных учебных действий является одним из самых сложных и обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую школой.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся  должны быть сформированы: внутренняя позиция школьника; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределению; знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.  У нас в школе разработана программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся НОО и ООО, а так же каждый год разрабатывается план комплексного мониторинга метапредметных и личностных образовательных результатов. В основной образовательной программе начального общего и основного общего образования прописаны планируемые результаты, которые предполагают, что личностные УУД сформированы, если: ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хочется заниматься; у ребенка развита рефлексия; сформирована учебная мотивация; сформирована адекватная (своему возрасту) самооценка.

УУД формируются постепенно и поэтапно. Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы.

Цель мониторинга – получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Периодичность. Мониторинг в 1-4  классах проводится в сентябре, декабре и мае; в 5-8 классах в октябре, ноябре, феврале марте и апреле.

Оценкой   личностных  результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включающая три основных блока: самоопределение; смыслоообразование;  морально-этическая  ориентация.

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит  сформированность  у  обучающегося  регулятивных,  коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  т. е.  таких  умственных  действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую   задачу   в   познавательную;  

- умение  осуществлять  информационный  поиск,  сбор  и выделение  существенной  информации  из  различных  информационных источников;

- умение  использовать  знаково-символические  средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым  признакам,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

- умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  учебных  проблем,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий.

На каждой ступени образования задачи психолого – педагогического сопровождения различны:

- В первых классах — обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

- Во втором – третьем классах начальной школы - выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

- Переход из начальной школы в основную школу (четвертый класс) - выявление изменений в умственном развитии школьников, определение общей тенденции развития, прогнозирование степени успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе.

- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы.

- Сопровождение 6-8 классов направлена на коррекционно-развивающую работу по формированию УУД.

- Сопровождение 9 класса направлено на проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута

Мониторинг УУД проводится с помощью методик представленных в Приложении1.

По результатам мониторинга составляются аналитические справки, все результаты проведенных исследование заносятся в карты УУД обучающихся.

Анализ карт позволяет классному руководителю поставить конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируется на будущее вперед.

Приложение 1

Личностные УУД в начальной школе отслеживаются с помощью следующих методик:

-  Лесенка» (1- 4 класс), целью которого является  выявление уровня развития самооценки.

 - Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова). (1-2 кл.), цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

 - Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3 - 4 класс.), цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). Цель: выявить нравственные представления учеников.

 - «Незаконченные предложения» (3-4 класс) – цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

Регулятивные УУД.

1. «Рисование по точкам (1 класс) Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований.

 2. Корректурная проба (2- 4 классы) Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Познавательные УУД

1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

 2. Выделение существенных признаков (2 класс). Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

 3. Логические закономерности (3 класс). Цель: выявление уровня развития  логического мышления

 4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс). Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.

Коммуникативные УУД

1.Узор под диктовку (1-2 кл.) «Дорога к дому» (3-4 кл.) Цель: выявление уровня коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации)

2. «Рукавички» (1,2,3 кл.); «Совместная сортировка» (4 кл.) Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

3. «Левая и правая стороны» (1-2 кл); «Кто прав?» (3,4, кл.)

 Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения).

Личностные УУД в среднем звене отслеживаются с помощью следующих методик:

Коммуникативные УУД

1. «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской) Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм  поведения и  социальных контактов,  эмоционального благополучия

2. «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора в 6 - 8 кл. Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе.

Личностные УУД

1.«Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» в 5-8 кл. Цель: изучение самооценки

2. «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой) 5-8 кл. Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

3.«Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») 5-кл. Цель: изучение мотивационной  сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы  как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регулятивные УУД

1.Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) 5-8 кл. Цель: оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности

Познавательные УУД

1.«Тест на оценку самостоятельности мышления» Л.А.Ясюковой 5-8 кл. Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

2.«Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова 5-8кл. Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД

3. «Прогрессивные матрицы Равена»5-8 кл. Цель: Методика предназначена для изучения логичности мышления. 

4. «Оценка сформированности навыков чтения» из  методического комплекса  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития

Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития....

"Успешность презентации собственных проектов - лучшая оценка своей внеурочной деятельности."

На свете огромное количество людей, и все они разные. В школе точно так же. Только одним в ее стенах легко дается учеба, другим спорт, третьим - и то и другое. А как быть тем, кому не удается покорить...

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ

Выступление-доклад на методическом объединении воспитателей школы-интерната...

Оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива

Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении...

Система оценок эффективности профессиональной деятельности педагога

Система оценок эффективности профессиональной деятельности педагога...