"Успешность презентации собственных проектов - лучшая оценка своей внеурочной деятельности."
статья по теме

Мартынова Елена Александровна

На свете огромное количество людей, и все они разные. В школе точно так же. Только одним в ее стенах легко дается учеба, другим спорт, третьим - и то и другое. А как быть тем, кому не удается покорить спортивные вершины, не поддается твердь гранита знаний? Успешными хотят быть все, даже если не говорят об этом вслух.

Предложенная модель оценки внеучебной деятельности позволяет переориентировать обычный контроль на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях, а успешное продвижение и презентация проектных продуктов помогает в какой-то мере решать проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов всех достижений  ученика, при этом нет сравнения учеников между собой, так как это результат, представляющий индивидуальное развитие за определенный отрезок времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Модель оценивания внеучебной деятельности учащихся

« Проектная деятельность. Успешность презентации собственных проектов - лучшая оценка своей внеурочной деятельности»

Краткое описание модели

На кружках и в студиях, где ребята занимаются творческими или исследовательскими проектами, любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться, поэтому объектами оценки могут являться портфолио проектной, исследовательской деятельности ученика, презентация творческих результатов и проектных продуктов, а также наблюдение за работой в группе. Оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь.

Исходя из концепции модели оценивания, оценка продукта и оценка работы учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Не следует на основании «качества продукта» выставлять внешнюю оценку (данную учителем по формальным признакам). Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него только тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Поэтому успешность презентации собственных проектов является сильным эмоциональным стимулом для всей своей дальнейшей учебной и внеучебной деятельности.

Обоснование выбора модели

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Для ученика участие в различных формах проектной деятельности - это способ научиться основам тайм - менеджмента, технологиям сбора материалов и анализу информации. Но главное - это отличный инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Предложенная модель оценки внеучебной деятельности позволяет переориентировать обычный контроль на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях, а успешное продвижение и презентация проектных продуктов помогает в какой-то мере решать проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов всех достижений  ученика, при этом нет сравнения учеников между собой, так как это результат, представляющий индивидуальное развитие за определенный отрезок времени.

Цель реализации модели

  • содействие дальнейшей успешной социализации учащихся.

Задачи:

  • развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся;
  • поддержка и поощрение высокой внеучебной мотивации учащихся;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

Сферы внеучебной деятельности, результаты в которых учитываются в рамках данной модели

  • Олимпиады (школьные, районные, городские, всероссийские, дистанционные)
  • Конкурсные мероприятия (школьные и межшкольные мероприятия, выставки, концерты, игры и конкурсы творческих работ).
  • Результаты  исследовательской деятельности (проектные, исследовательские работы и рефераты)
  • Опубликование печатных работ в  СМИ.

Формы и методы сбора и фиксации информации о достижениях учащихся:

  • субъективные или экспертные (наблюдения, анализ и др.), проводимые педагогами, другими участниками проектов или пользователями проектных продуктов;
  • интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, выступления, презентации;
  • самоанализ и самооценка учащихся.

Источниками информации для оценивания достигаемых результатов служат:

  • работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (мини-проекты и презентации, отчеты о наблюдениях и экспериментах, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки и т.п.);
  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные, получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований, участий в конкурсах, выступлениях.

Место и роль модели в образовательном процессе

Данная модель полностью взаимосвязана с общей концепцией школы по оцениванию внеурочных достижений участников и является одной из ступенек общешкольной «Лестницы успеха», которая подводит итоги за каждую четверть, где через успех повышается самооценка, внутренняя мотивация и настроение у всех участников нашего школьного коллектива. А вершиной этой лестницы является ежегодная «Ассамблея достижений».

Опыт реализации представленной модели

На свете огромное количество людей, и все они разные. В школе точно так же. Только одним в ее стенах легко дается учеба, другим спорт, третьим - и то и другое. А как быть тем, кому не удается покорить спортивные вершины, не поддается твердь гранита знаний? Успешными хотят быть все, даже если не говорят об этом вслух. Стать успешными позволяют занятия в кружках «Золотые ручки» и  «Создание мультимедийных презентаций», где в процессе обучения активно применяются проектные технологи, а с 2008 года апробируется представленная модель оценивания внеурочной деятельности учащихся.

Выполняемые кружковцами проекты отличаются друг от друга.

  • результатом: - изделия (игрушки, эскизы, костюмы, презентации, модели и т.д.);
    - мероприятия (выступления, концерты, показы мод и т.д.);
  • числом участников:

- индивидуальная деятельность; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- коллективная деятельность (совместные проекты);

Получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.

Оценка осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом. При этом беседа направлена таким образом, чтобы были обсуждены и отмечены умения каждой из групп общеучебных умений (коммуникативные, организационные, интеллектуальные)

Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.

На кружке «Создание мультимедийных презентаций»  одним из главных проектных продуктов являются презентации – релаксации, которые в дальнейшем используются как минутки отдыха на уроках и мероприятиях в школе в рамках здоровьесберегающих технологий. Оценка презентации - релаксации складывается из нескольких составляющих: это собственный рейтинг внутри кружка, участие в конкурсах внутри школы и за её пределами, публикация в профильных интернет-изданиях. Успешная оценка и многочисленные отзывы о наших работах в интернет-изданиях (например, со всемирного сайта презентаций http://www.slideshare.net) служат сильнейшим эмоциональным стимулом для продолжения дальнейшего творчества, значительно повышает не только личностную самооценку но и авторитет у одноклассников.

Кружок «Золотые ручки» служит площадкой для создания индивидуальных проектных продуктов, которые потом участвуют в различных выставках и конкурсах, где получают оценки и положительные отзывы о своих работах.

На базе кружка уже несколько лет успешно работает созданный ученицами школы проект «Костюмерная» в котором оценить свои возможности и умения могут все желающие. Одни изготавливают модели костюмов, другие их придумывает, есть и свои модели и просто помощники. Неизменный успех сопровождающий любой показ мод - лучшая оценка деятельности участников, умения работать дружно в одной команде.

Ценность метода оценивания через успешность презентации собственных проектных продуктов заключается в

  • смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет в данном виде технологий;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Основной смысл презентации собственных проектных продуктов – «показать все, на что ты способен».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития

Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития....

Карта оценки занятия внеурочной деятельности, курса по выбору

Методическая выставка «Внеурочная деятельность  и курсы по выбору   как средство индивидуализации учебного процесса»...

Система оценки результатов внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по ФГОС направлена на развитие творческого потенциала учащихся. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: коллективном, индивидуальном...

статья " Система оценки результатов внеурочной деятельности"

О создании системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность внеурочной деятельности в соответсвии с ФГОС ООО....

Система оценки результатов внеурочной деятельности

Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметн...