Рабочая программа «Развитие профессионально важных способностей будущего летчика»
рабочая программа по психологии (11 класс)

Удникова Ольга Ивановна

В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика. С развитием и усложнением авиационной техники, ростом сложности выполняемых полетов одним из приоритетных профессионально важных качеств (ПВК) летчика стал интеллект как целостно функционирующая совокупность познавательных процессов: ощущений, восприятия, представлений, мышления, памяти и внимания, представляющая собой единую систему получения, хранения и переработки информации человеком. Интеллект имеет ярко выраженную индивидуальность, которая является определяющей в успешности овладения профессиональной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ

С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. ПОКРЫШКИНА

Рассмотрено

на заседании МО школы

___________________

«____»__________2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________Л.Е. Севлюк

«___»___________2020 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ МО КШИ с ПЛП

______________Я.А.Долинчук

« ___ »______________2020 г.

                                                             

Рабочая программа

«Развитие профессионально важных способностей  будущего летчика»

11 класс

Педагог-психолог

Удникова Ольга Ивановна

2020-2021 учебный год

В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика. С развитием и усложнением авиационной техники, ростом сложности выполняемых полетов одним из приоритетных профессионально важных качеств (ПВК) летчика стал интеллект как целостно функционирующая совокупность познавательных процессов: ощущений, восприятия, представлений, мышления, памяти и внимания, представляющая собой единую систему получения, хранения и переработки информации человеком. Интеллект имеет ярко выраженную индивидуальность, которая является определяющей в успешности овладения профессиональной деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования «Развитие профессионально важных способностей  будущего летчика»  интеллектуальной направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся  11 класса.

Актуальность данной программы 

Познавательные ПВК характеризуют способность к переработке и усвоению значительного количества информации и требуют от летчика наличия высокого уровня развития всех познавательных способностей человека: воображения, мышления, памяти, внимания, аналитических способностей

Реализация программы  «Развитие познавательных  способностей будущего летчика» решает задачу обеспечения кадета, обретающего профессию  летчика, необходимым набором упражнений, рекомендуемых для развития познавательных способностей: внимания, гибкости мышления, воображения, памяти, аналитических способностей и других личностных особенностей  летчика.

Программа  содержит набор диагностик и  упражнений для  тренировок познавательных способностей кадета,  как будущего  летчика. Регулярное выполнение упражнений, способствует восстановлению функционального состояния, повышению работоспособности, способствует развитию памяти, внимания,  мышления и выработке собственного стиля тренировки профессионально важных качеств летчика.

Цель: способствовать формированию и развитию профессионально важных качеств летчика.

1. Обучающая цель:  подготовка обучающихся к успешной и эффективной летной  деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с  трудностями  летной профессии, успешно переносить большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки и долгое время сохранять профессиональное здоровье жизненными и профессиональными задачами и трудностями.

Задачи:

формирование у кадетов  теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для развития отдельных профессионально важных качеств летчика:

  • развитие образного мышления ;
  • для развития пространственного мышления

 формирование  у кадетов  умения мнемотехническим приемам запоминания

информации;

  • развитие устойчивости, концентрации внимания;
  • развития понятийного мышления;
  • методы и методики используемые для обучения быстрому чтению
  • 2. Воспитательная цель:  формирование самовоспитания , которое  включает в себя изучение своих   положительных качеств, которые следует развивать, и отрицательных проявлений характера, нуждающихся в преодолении адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.

Задачи:

  • воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности;
  • воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

3. Развивающая цель:  правильно оценивать ситуацию и принимать решения, а также некоторых личностных характеристик, без которых эффективность тренировок по развитию интеллекта будет низкой

Задачи:

  • развитие образного мышления;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие мнемотехнических приемов запоминания информации;
  • развитие устойчивой концентрации внимания;
  • тренировка зрительной памяти;
  • обучение техники быстрого чтения.

Объем программы

 Программа рассчитана  на 1 год обучения. Объем курса - 34 часа.

Возраст обучающихся 10 класс.

Формы  проведения занятий:

В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, консультации педагогов-психологов (по запросу).

Режим  занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Основные понятия и термины

Самовоспитание, образное мышление, пространственное мышление, авиагоризонты, мнемотехнические приемы запоминания, метод «Цицерона», метод ритмизма, глазомер, концентрация внимания, зрительная память,  понятийное мышление, быстрое чтение, вертикальное движение глаз.

Механизмы оценки образовательных результатов

Входящее и исходящее анкетирование, стандартизированные тесты по соответствующим темам, проективные методики, личностные опросники, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогом-психологом (по запросу).

Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.

Ожидаемые результаты реализации программы

В процессе освоения  программы ,обучающиеся должны приобрести:

- используя образное мышление, выстраивать мысленный образ пространственных положений самолета;

- навыки приемов запоминания, воображения, концентрации внимания, понятийного мышления;

- овладеть техникой быстрого чтения, мнемотехническими приёмами запоминания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (34 часов)

№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Организация психологического отбора и требования к проведению психологического обследования. Определение степени осознанности своих профессиональных предпочтений. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

1

Развитие слуховой памяти

5

2

Диагностика слуховой памяти (Методика №2)

1

3

Развитие слухового запоминания

1

4

Развитие слухового-моторного запоминания

1

5-6

Развитие зрительно-моторно-слухового запоминания

2

Развитие зрительной памяти

4

7

Диагностика зрительной памяти

1

8

Оперативная память

1

9

Память на числа

1

10

Память на образы

1

Развитие внимания

4

11

Диагностика внимания

1

12

Развитие устойчивого внимания

1

13

Переключение внимания

1

14

Особенности распределения внимания

1

Развитие логического мышления

4

15

Образное, логическое, творческое, практическое мышление

1

16

Количественные отношения

1

17

Закономерности числового ряда

1

18

Определение типа мышления

1

Интеллектуальная лабильность

6

19

Диагностика интеллекта

1

20

ШТУР – 1

1

21

Выявление общих понятий. Исключение понятий

1

22-24

Часы, компасы, шкалы

3

Акцентуация характера

4

25

Диагностика КОТ

1

26

Оценка агрессивности отношений

1

27

Конфликтность

1

28

Самоконтроль в общении и коммуникативные умения

1

Рисуночные тесты

4

29

Дом, дерево, человек

1

30

Я и моя семья дома

1

31

Несуществующее животное

1

32

Психогеометрический тест

1

Физиопрофотбор

2

33

Комплекс специальных физических упражнений № 1

1

34

Комплекс специальных физических упражнений № 2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....

рабочая программа "Развитие графических навыков"

Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...

Рабочая программа «Развитие познавательных способностей будущего летчика»

Профессиональная деятельность военного летчика, обусловленная повышенной опасностью, скоростью перемещения в пространстве, высоким темпом выполнения совмещенных действий в условиях жесткого лимита вре...