Рабочая программа «Развитие познавательных способностей будущего летчика»
рабочая программа по психологии (10 класс)
Профессиональная деятельность военного летчика, обусловленная повышенной опасностью, скоростью перемещения в пространстве, высоким темпом выполнения совмещенных действий в условиях жесткого лимита времени, постоянным напряжением, воздействием перегрузок и ускорений, необходимостью постоянной ориентировки в пространстве предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выполнение летчиком полетных заданий сопровождается повышенными эмоциональными нагрузками, затруднениями в реализации управляющих действий и необходимостью одновременного контроля большого количества приборов, ведения ориентирования. Все эти факторы приводят к истощению у летчика его энергетического потенциала и снижению психологических резервов. Что, в свою очередь, может стать причиной ненадежных действий пилота, особенно в условиях нештатных ситуаций. В связи с этим возникает необходимость поддержки надлежащего состояния и развития профессионально важных качеств летчика еще в стенах летной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_budushchego_letchika_10.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ
С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. ПОКРЫШКИНА
Рассмотрено на заседании МО школы ___________________ «____»__________2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР __________Л.Е. Севлюк «___»___________2020 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ МО КШИ с ПЛП ______________Я.А.Долинчук « ___ »______________2020 г. |
Рабочая программа
«Развитие познавательных способностей будущего летчика»
10 класс
Педагог-психолог
Удникова Ольга Ивановна
2020-2021 учебный год
Профессиональная деятельность военного летчика, обусловленная повышенной опасностью, скоростью перемещения в пространстве, высоким темпом выполнения совмещенных действий в условиях жесткого лимита времени, постоянным напряжением, воздействием перегрузок и ускорений, необходимостью постоянной ориентировки в пространстве предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выполнение летчиком полетных заданий сопровождается повышенными эмоциональными нагрузками, затруднениями в реализации управляющих действий и необходимостью одновременного контроля большого количества приборов, ведения ориентирования. Все эти факторы приводят к истощению у летчика его энергетического потенциала и снижению психологических резервов. Что, в свою очередь, может стать причиной ненадежных действий пилота, особенно в условиях нештатных ситуаций. В связи с этим возникает необходимость поддержки надлежащего состояния и развития профессионально важных качеств летчика еще в стенах летной школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Развитие познавательных способностей будущего летчика» интеллектуальной направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 класса.
Актуальность данной программы
Познавательные ПВК характеризуют способность к переработке и усвоению значительного количества информации и требуют от летчика наличия высокого уровня развития всех познавательных способностей человека: воображения, мышления, памяти, внимания, аналитических способностей
Реализация программы «Развитие познавательных способностей будущего летчика» решает задачу обеспечения кадета, обретающего профессию летчика, необходимым набором упражнений, рекомендуемых для развития познавательных способностей: внимания, гибкости мышления, воображения, памяти, аналитических способностей и других личностных особенностей летчика.
Программа содержит схему тренировок собственных познавательных способностей кадета как будущего летчика. Схема составлена на основании опыта организации тренировок способностей курсантов военного училища летчиков и носит рекомендательный характер. В программе есть описание отдельных эффективных упражнений, применяемых для развития возможностей собственного организма, познавательных процессов, личностных особенностей летчика.
Регулярное выполнение упражнений, способствует восстановлению функционального состояния, повышению работоспособности, способствует развитию памяти, внимания, мышления и выработке собственного стиля тренировки профессионально важных качеств летчика.
Цель: формирование познавательных способностей будущего летчика .
1. Обучающая цель: подготовка обучающихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с трудностями летной профессии, успешно переносить большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки и долгое время сохранять профессиональное здоровье жизненными и профессиональными задачами и трудностями.
Задачи:
формирование у кадетов теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для развития отдельных профессионально важных качеств летчика:
- развитие образного мышления ;
- для развития пространственного мышления
формирование у кадетов умения мнемотехническим приемам запоминания
информации;
- развитие устойчивости, концентрации внимания;
- развития понятийного мышления;
- методы и методики используемые для обучения быстрому чтению
- 2. Воспитательная цель: формирование самовоспитания , которое включает в себя изучение своих положительных качеств, которые следует развивать, и отрицательных проявлений характера, нуждающихся в преодолении адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Задачи:
- воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности;
- воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
3. Развивающая цель: правильно оценивать ситуацию и принимать решения, а также некоторых личностных характеристик, без которых эффективность тренировок по развитию интеллекта будет низкой
Задачи:
- развитие образного мышления;
- развитие пространственного мышления;
- развитие мнемотехнических приемов запоминания информации;
- развитие устойчивой концентрации внимания;
- тренировка зрительной памяти;
- обучение техники быстрого чтения.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 34 часа.
Возраст обучающихся 10 класс.
Формы проведения занятий:
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, консультации педагогов-психологов (по запросу).
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Основные понятия и термины
Самовоспитание, образное мышление, пространственное мышление, авиагоризонты, мнемотехнические приемы запоминания, метод «Цицерона», метод ритмизма, глазомер, концентрация внимания, зрительная память, понятийное мышление, быстрое чтение, вертикальное движение глаз.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, стандартизированные тесты по соответствующим темам, проективные методики, личностные опросники, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогом-психологом (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы ,обучающиеся должны приобрести:
- используя образное мышление, выстраивать мысленный образ пространственных положений самолета;
- навыки приемов запоминания, воображения, концентрации внимания, понятийного мышления;
- овладеть техникой быстрого чтения, мнемотехническими приёмами запоминания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Развитие образного мышления | 2 | 7 | 10 |
2 | Мнемотехнические приемы запоминания | 2 | 5 | 10 |
3 | Развитие устойчивой концентрации внимания | 2 | 4 | 5 |
4 | Развитие понятийного мышления | 1 | 4 | 5 |
5 | Техника быстрого чтения | 1 | 5 | 2 |
6 | Оценка результатов занятий | 1 | 2 | |
Итого | 8 | 26 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Развитие образного мышления
Развитие самовоспитания, от которого во многом зависит мотивационная установка на обучение и профессиональную деятельность. Методики развития : образного мышления, пространственного воображения, «Вращение фигур», «Авиагоризонты».
Тема 2. Мнемотехнические приемы запоминания.
Мнемотехнические приемы запоминания информации, использование целенаправленного воображения, тренировка глазомера.
Тема 3. Развитие устойчивой концентрации внимания.
Методики тренировки зрительной ,слуховой памяти.
Тема 4. Развитие понятийного мышления.
Методики «Поиск общего», «Поиск аналогов», «Поиск противоположенных предметов», «Поиск предметов по заданным признакам».
Тема 5. Техника быстрого чтения.
Методики: «Чтение без регрессий», «Интегральный алгоритм чтения», «Чтение вертикальным движением глаз», «Метод штурма».
Тема 6 Оценка результатов занятий.
Диагностика .
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев О.А., Хромов Л.H. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург: Несси-пресс, 2004. - 116 с.
2. Андреев О.А., Хромов Л.H. Учитесь быстро читать. -М.: Просвещение, 1991. - 129 с.
3. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. Спб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. С. 266.
4. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного состава / Под общ. ред. В.А.
Пономаренко.- М., 2000.
5. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. -М.: Воениздат, 2007. - 336 с.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.A. Психологический словарь-справочник. - М.: ACT, 2001. - 576 с.
7. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Вопросы психологии. 1990. №6. С. 86 - 92.
8. Козлов В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации. - М.: Полиграф, 2002. - С. 240.
9. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии. Справочное издание. - М.: РАГС, 1994.-153 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб.: Питер,000. -592 с.
11. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания. - М.:Рипол-Классик, 2009. - 112 с.
12. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАУЛ // Под ред. В.А.Пономаренко. - М.: Военное изд-во, 1990.-200 с.46
13. Покровский Б.Л. Летчику о психологии. - М.: Воен-издат, 1984.-100 с.
14. Пономаренко В.А., Алешин С.В. Интеллект: невостребованный потенциал // Авиация и космонавтика.– 1992. №5-б. С. 14-15.
15. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
16. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. - Красноярск: Изд-во «Поликом», 2006. - 629 с.
17. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие /Под общ. ред. В.А. Бодрова. - М.: ПЕР СЭ., 2003. -С. 285-287.
18. Психодиагностика в спорте. Учебное пособие / Под ред. В.Л. Марищука, Ю.М. Блудова, Л.K. Серова - М.: Просвещение, 2005.-349 с.
19. Психологическая подготовка подразделений специального назначения / Крис Макнаб. - М.: ФАИР -ПРЕСС, 2002.-С. 139.
20. Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ. Методическое пособие // Под. ред. С.В. Алешина. - Челябинск: Изд-во «Версия», 1997. - 416 с.
21. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. (Док. 9422-А № 1923). Первое издание 1984. ИКАО. - 138 с.
22. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007.-496 с.
23. Сулимов Ю.Г. Общая психология. - Одинцово: Изд-во «Частный колледж», 1996.- С. - 15.
24. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / Под ред. В.А. Пономаренко - М.: Военное издательство, 1992.- 184с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....
рабочая программа "Развитие графических навыков"
Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...
Рабочая программа «Развитие профессионально важных способностей будущего летчика»
В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика. С развитием и усложнением авиационной техники, ростом сложности выполняемых полетов одним из приорите...