Программы по развитию профессионально важных качеств
рабочая программа по психологии (10 класс)

Удникова Ольга Ивановна

Программа по психологии нацеленная на развитие профессиональных качеств, в том числе - выбор профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vybor_professii.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Выбор будущей  профессии»

9 класс

Педагог –психолог

О.И. Удникова

Программа «Выбор будущей  профессии»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя профессиональная карьера», 8-9 класс, под редакцией С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной (М.: «Просвещение», 2003г.)

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов с одной стороны, и общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

В соответствии с ФГОС на каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. В 5-9 классах ФГОС определяет «развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям».

Общие цели учебного курса:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 9-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи:

1. Сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;

2. Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

3. Обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

4. Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

Данный курс входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, реализует предпрофильную подготовку школьников в части информационно – профориентационной работы.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

1. Учебник для 8-9 классов: «Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н.Чистяковой, Т. И. Шалавиной (М.: «Просвещение», 2003г.)

2. «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников». 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций» К.Г.Кузнецов, М.: Просвещение, 2018

3. Атлас Новых профессий – Олимп – Бизнес – 2016 г.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Требования разрабатываются в соответствии ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы. В результате изучения данного курса у кадетов должны быть сформированы:

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.


3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД:

1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;

-формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

-формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

-формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

-формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

-развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

-формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

-развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты изучения данной программы:

1) Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

2) Понимание врожденных особенностей человека, темперамента, черт характера;

3) Определение понятия сущности профессионального самоопределения;

4) Ориентация в мире профессий;

5) Понятие предмета труда и классификация профессий по предмету труда;

6) Определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;

7) Понятие профессионального маршрута, профессиональной истории семьи.

Обучающийся научится:

– планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;

– выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;


- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

– использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач;

- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;

– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;

Личностные качества обучающихся, развиваемые в результате обучения по программе: самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.

Содержание учебного курса

Раздел I. «Что я знаю о себе?»

Тема 1. Я –личность и человек.

Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного).

Тема 2. Врожденные особенности человека.

Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера.

Тема 3. Устойчивые особенности личности: черты характера.

Тема 4. Психические качества личности (1 часа).

.Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Тема 5. Интеллектуальные возможности человека.

Тема 6. Интерес и склонности

Психические качества личности (1 час).

Практическая работа №1 «Диагностика собственных интересов».

Тема 7. Самооценка (1 час).

Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки.

Тема 8. Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы.

Тема 9 Мотивы выбора профессии


Влияние мотивации на выбор профессии. Типичные мотивы выбора профессии. Понятие о жизненных ценностях личности и ценностях трудовой деятельности. Внешние (социальные) факторы выбора профессии. Социальные стереотипы, престиж, «образ профессии», образ профессионала и «образ жизни». Внутренние (личностные) факторы выбора профессии, уровень притязаний, самооценка. Представление о себе в будущем.

Тема 10. Здоровье и профессия.

Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья.

Тема 11 Влияние состояния здоровья на выбор профессии

Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека. Соответствие условий труда физическим возможностям человека. Роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения состояния своего здоровья с требованиями избираемой профессии, медицинские противопоказания к различным группам профессий.

Сочинение «Здоровье и профессия».

Раздел II. «Сущность профессионального самоопределения» (5 часов).

Тема 12. Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.

Тема 13 Профессиональное самоопределение – что это?

Тема 14 . Типы самоопределения человека

Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.

Тема 15 Личностное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Тема 16. Профессиональные ценности (1 час).

Ценности профессионального сообщества, с которой себя отождествляет школьник.

Раздел III. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)

Тема 17. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).

Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо».

Практическая работа №2 «Профессиональный план: основной вариант, запасной вариант».

Тема 18. Анализ успешности человека (2 часа).

Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.

Раздел IV. «Классификация мира труда» (7 часов).

Тема 19. Мир профессий (3 часа).

Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

Тема 20. Профессиография (2 часа) Понятие профессиографии. Формула профессии.

Тема 21. Профессиональные пробы (2 часа). Мини-проект «Профессиональная проба».

Раздел V. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)


Тема 22. Мои родословные ценности (1 час) Творческая работа «Профессиональная история семьи» (мини – сочинение).

Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).

Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.

Раздел 6. «Жизнь по собственному выбору» (4 часа).

Тема 18. Самоконтроль (2 часа).

Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»

Тема 19. Мой выбор (2 часа).

Составление профессиограмм, списков необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.

Мини-проект «Мой выбор».

Учебный план

Тематическое планирование № п/п

Название темы раздела

Количество

часов

I. «Что я знаю о себе?»

11 часов

1

Я- личность и человек

1

2

Врожденные особенности человека. Темперамент

1

3

Устойчивые особенности личности: черты характера

1

4

Психические качества личности

1

5

Интеллектуальные возможности человека

1

6

Интересы и склонности, как важные составляющие успеха в жизни.

Практическая работа №1 «Диагностика собственных интересов».

1

7

Самооценка

1

8

Жизненные и профессиональные ценности.

1

9

Мотивы выбора профессии.

1

10

Здоровье и профессия.

1

11

Влияние состояния здоровья на выбор профессии

1

12

II. «Сущность профессионального самоопределения»

Культурно – исторические аспекты профессионального самоопределения.

5 часов

1

13

Профессиональное самоопределение.

1

14

Типы самоопределения человека

1

15

Личностное самоопределение.

1

16

Профессиональные ценности

1

II. «Портфолио» (портфель достижений)

4 часа

17

Проектирование основного и дополнительного образования

1

18

Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант

Практическая работа №2 «Профессиональный план: основной вариант, запасной вариант».

1

19

Анализ успешности человека. Понятие «портфолио».

1

20

Сбор информации в портфель достижений

1

21

IV. «Классификация мира труда»

Мир профессий: «человек – техника», «человек – человек», «человек –знаковая система», «человек –художественный образ»

7 часов

1

22

Классы профессий: гностические, преобразующие, изыскательные.

1

23

Отделы профессий: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда.

1

24

Понятие профессиографии

1

25

Формула профессии.

1

26

Профессиональная проба

1

27

Мини – проект «Профессиональная проба»

1

V. «Переговорная площадка с родителями»

3 часа

28

Мои родословные ценности

Творческая работа «Профессиональная история семьи» (мини – сочинение).

1

29

Совместное проектирование профессионального будущего

1

30

Влияние семьи на выбор профессионального маршрута

1

VI. «Жизнь по собственному выбору»

5 часов

1

31

Самоконтроль, как управлять собой.

32

Тренинг «Как управлять собой»

1

33

Мой выбор.

1

34-35

Промежуточная аттестация: защита проекта «Мой выбор».

2

ИТОГО

35

ЛИТЕРАТУРА:

Нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

7. Приказ Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007

2. Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007

Список используемой литературы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996

3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

5. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003

6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002

7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005

8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005

9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004

10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

Литература для обучающихся

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004.

3. Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для обучающихся старших классов средней школы. – М., 1990.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

5. Профориентация. – Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005.

6. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов

Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...

Доклад "Профессионально важные качества"

Доклад представлен в виде презентации.В данном докладе приводятся и сравниваются несколько определений профессионально важных качеств, данных представителями отечественной психологии; приводится делен...

Профессионально важные качества педагога

•Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.•В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности...

Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств

В статье уделено внимание использованию метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качествБесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование п...

Развитии профессионально важных качеств.

Данный урок из курса "Профессионального самоопределения" 9 класс....

Развитие профессионально важных качеств будущего летчика.

Профессиональная деятельность летчика, обусловленная повышенной опасностью, скоростью перемещения в пространстве, высоким темпом выполнения совмещенных действий в условиях жесткого лимита времени, пос...

Рабочая программа «Развитие профессионально важных способностей будущего летчика»

В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика. С развитием и усложнением авиационной техники, ростом сложности выполняемых полетов одним из приорите...