Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств
статья на тему
В статье уделено внимание использованию метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств
Бесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие самостоятельности, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, навыков анализа, систематизации и принятия верного решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств
Применение метода case-study в профессиональном образовании является достаточно актуальным, что обусловлено развитием:
- образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- требований к качеству специалиста, который должен обладать необходимым набором компетенций, позволяющих организовать поиск оптимальных решений в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в новых условиях.
Технология реализации метода сводится к следующему. По определенному правилу создаётся модель конкретной ситуации из реальной жизни, с отражением необходимого комплекса знаний и практических навыков. Описание ситуации обычно представляет собой текст объемом от одной до нескольких десятков страниц (её и называют «кейсом»). Сначала студенты изучают кейс, используя материалы лекций и других источников информации. Затем подробно обсуждается содержание, выявляются проблемы и вопросы, на которые необходимо дать ответы.
При этом преподаватель организует дискуссию, руководит коллективной деятельностью студентов.
Бесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие самостоятельности, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, навыков анализа, систематизации и принятия верного решения.
Рассмотрим воспитательный потенциал этого метода с точки зрения формирования профессионально важных качеств [8, с.94-95].Если упростить анализ и свести его по основным направлениям развития личности: профессиональному, умственному, нравственному и мотивационно-волевому, выделив здесь всего лишь по три качества, то тогда картина воздействия кейс-метода на личность будет следующей:
- впрофессиональном развитиииспользование кейс-метода связано с развитием трудолюбия, практических знаний и навыков, а также способности конкурировать в сфере профессиональной деятельности.
- умственное развитие осуществляется посредством развития речевых навыков, умения слушать, запоминать, анализировать ситуацию, привлекать к анализу порой значительные массивы разнопрофильной информации, умения её осмысливать.
- нравственное развитие базируется на стимулировании активности студента, получении удовлетворения от насыщенной и эмоциональной деятельности, ощущении себя личностью, развитии навыков сотрудничества и партнёрства.
- мотивационно - волевое развитие осуществляется посредствомукрепления воли, особенно в тех случаях, когда необходимо мобилизовывать себя в аргументации и отстаивании своей точки зрения, признании мнения других. Немаловажно развитие целеполагания, навыков предвидения.
К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения - поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
- получение навыков работы в команде;
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.[1]
Кейс-метод не является универсальным. Его нужно использоватьпараллельно с классическими учебными методиками, поскольку они обучают студентов обязательным, нормативным знаниям.
Однако, каждая специальность, каждая учебная дисциплина требует формирования своей методической стратегии и определения в ней места кейс-метода.
Кейс-метод отличается не только образовательным эффектом, связанным с получением профессиональных знаний и навыков, но и воздействует на социализацию студентов, способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которых нуждается рыночное общество.
Литература:
- Антипова М.В. Метод кейсов (casestudy). Методическое пособие для преподавателей филиала. Мариинско - Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
- Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яровая Т.А. Практическая педагогика: Учебно – методическое пособие на основе метода case-stady. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2009. – 188с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р, стр. 77.
- Еланцева Т.И., Третяк Н.А. Интерактивные плакаты как средство формирования профессиональных качеств будущих менеджеров при изучении математики. Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 93-94.
- Карпов А. В. Психология труда: Учебник / Под.ред. А.В.Карпова. М., 2004.
- Лихолетов В.В. Использование пословиц в качестве учебных ситуаций в обучении. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6 (78). С. 69-73.
- Молоканова Е.А., Парфенова И.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов инженерных специальностей технического вуза при изучении математики. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 1. № 17. С. 88-93.
- Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
- Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под. Ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. – 488с.
- ФГОС СПО.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я.Батышева. - М., АПО. 1999. - 488 с., ил. Т. 3 - Р - Я - 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов
Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...
Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.
Статья отражает использование проектирования для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....
Доклад "Профессионально важные качества"
Доклад представлен в виде презентации.В данном докладе приводятся и сравниваются несколько определений профессионально важных качеств, данных представителями отечественной психологии; приводится делен...
Профессионально важные качества педагога
•Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.•В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности...
Метод ситуационного анализа как один из основных в технологиях деятельностного типа
Цели и задачи образования 21 века, перечень современных методов, их результат применения...
Использование метода ситуационного анализа на уроках истории и обществознания как средство развития ключевых компетенций
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЕЙ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ...