Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств
статья на тему

Колесник Наталия Евгеньевна

В статье уделено внимание использованию метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств

Бесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие самостоятельности, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, навыков анализа, систематизации и принятия верного решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств

Применение метода case-study в профессиональном образовании является достаточно актуальным, что обусловлено развитием:

 - образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

 - требований к качеству специалиста, который должен обладать необходимым набором компетенций, позволяющих организовать поиск оптимальных решений в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в новых условиях.

Технология реализации метода сводится к следующему. По определенному правилу создаётся модель конкретной ситуации из реальной жизни, с отражением необходимого комплекса знаний и практических навыков. Описание ситуации обычно представляет собой текст объемом от одной до нескольких десятков страниц (её и называют «кейсом»). Сначала студенты изучают кейс, используя материалы лекций и других источников информации. Затем подробно обсуждается содержание, выявляются проблемы и вопросы, на которые необходимо дать ответы.

При этом преподаватель организует дискуссию, руководит коллективной деятельностью студентов.

Бесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие самостоятельности, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, навыков анализа, систематизации и принятия верного решения.

Рассмотрим воспитательный потенциал этого метода с точки зрения формирования профессионально важных качеств [8, с.94-95].Если упростить анализ и свести его по основным направлениям развития личности: профессиональному, умственному, нравственному и мотивационно-волевому, выделив здесь всего лишь по три качества, то тогда картина воздействия кейс-метода на личность будет следующей:

- впрофессиональном развитиииспользование кейс-метода связано с развитием трудолюбия, практических знаний и навыков, а также способности конкурировать в сфере профессиональной деятельности.

- умственное развитие осуществляется посредством развития речевых навыков, умения слушать, запоминать, анализировать ситуацию, привлекать к анализу порой значительные массивы разнопрофильной информации, умения её осмысливать.

- нравственное развитие базируется на стимулировании активности студента, получении удовлетворения от насыщенной и эмоциональной деятельности, ощущении себя личностью, развитии навыков сотрудничества и партнёрства.

- мотивационно - волевое развитие осуществляется посредствомукрепления воли, особенно в тех случаях, когда необходимо мобилизовывать себя в аргументации и отстаивании своей точки зрения, признании мнения других. Немаловажно развитие целеполагания, навыков предвидения.

К преимуществам метода case-study можно отнести:

  • использование принципов проблемного обучения - поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
  • получение навыков работы в команде;
  • выработка навыков простейших обобщений;
  • получение навыков презентации;
  • получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.[1]

Кейс-метод не является универсальным. Его нужно использоватьпараллельно с классическими учебными методиками, поскольку они обучают студентов обязательным, нормативным знаниям.

Однако, каждая специальность, каждая учебная дисциплина требует формирования своей методической стратегии и определения в ней места кейс-метода.

Кейс-метод отличается не только образовательным эффектом, связанным с получением профессиональных знаний и навыков, но и воздействует на социализацию студентов, способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которых нуждается рыночное общество.

Литература:

  1. Антипова М.В. Метод кейсов (casestudy). Методическое пособие для преподавателей филиала. Мариинско - Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
  2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яровая Т.А. Практическая педагогика: Учебно – методическое пособие на основе метода case-stady. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2009. – 188с.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р, стр. 77.
  4. Еланцева Т.И., Третяк Н.А. Интерактивные плакаты как средство формирования профессиональных качеств будущих менеджеров при изучении математики. Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 93-94.
  5. Карпов А. В. Психология труда: Учебник / Под.ред. А.В.Карпова. М., 2004.
  6. Лихолетов В.В. Использование пословиц в качестве учебных ситуаций в обучении. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6 (78). С. 69-73.
  7. Молоканова Е.А., Парфенова И.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов инженерных специальностей технического вуза при изучении математики. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 1. № 17. С. 88-93.
  8. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
  9. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под. Ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. – 488с.
  10. ФГОС СПО.
  11. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я.Батышева. - М., АПО. 1999. - 488 с., ил. Т. 3 - Р - Я - 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов

Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Доклад "Профессионально важные качества"

Доклад представлен в виде презентации.В данном докладе приводятся и сравниваются несколько определений профессионально важных качеств, данных представителями отечественной психологии; приводится делен...

Профессионально важные качества педагога

•Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.•В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности...

Метод ситуационного анализа как один из основных в технологиях деятельностного типа

Цели и задачи образования 21 века, перечень современных методов, их результат применения...