Доклад "Профессионально важные качества"
презентация к уроку по теме

Степанцова Екатерина Викторовна

Доклад представлен в виде презентации.

В данном докладе приводятся и сравниваются несколько определений профессионально важных качеств, данных представителями отечественной психологии; приводится деление профессионально важных качест на группы, категории.

Этот доклад был создан для выступления на педагогическом совете "Профессионально важные качества будущего выпускника в системе СПО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvk.pptx158.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Слайд 2

Рассмотрим термин «ПРОФЕССИЯ» Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. Схожее по смыслу определение дано А.К. Марковой: профессия- это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества ( Маркова, 1996, с. 15).

Слайд 3

Профессионально важные качества . Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.

Слайд 4

Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым . Он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения ( Шадриков , 1982, с.86).

Слайд 5

До Шадрикова Е.Э. Смирнова говорила о параметрах личности, обеспечивающих успешность действий в избранной области . Эти параметры она назвала качествами ( Смирнова, 1977, с. 27).

Слайд 6

А.А. Бодалев , А.А. Дергач, Л.Г. Лаптева и др., которые в своей работе специфическими психологическими особенностями, или качеством , называют степень сформированности «всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность» ( Бодалев и др., 2001, с.24-25).

Слайд 7

Следует отметить, что после введения в психологию термина профессионально важных качеств представителями отечественной психологии в основном это понятие не детализировалось и не уточнялось. Наоборот, сегодня определения ПВК упрощены еще больше. Ярко демонстрирует это, определение Н.С. Пряжников . ПВК, по его мнению, - это качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности ( Пряжников , 1997, с.37). Как мы видим, речь уже не идет об успешности освоении человеком этой деятельности.

Слайд 8

А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно связаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью»

Слайд 9

А.В. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

Слайд 10

АБСОЛЮТНЫЕ ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

Слайд 11

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПВК определяют возможность достижения субъектом высоких («над нормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

Слайд 12

мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности . Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот )

Слайд 13

АНТИ-ПВК: свойства , которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.

Слайд 14

Все профессионально важные качества можно условно разделить на две категории: ведущие профессионально важные качества — характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности ; базовые профессионально важные качества имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств.

Слайд 15

БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА Моральные Организаторские Деловые Интеллектуальные Психологические Волевые Физические Внешние

Слайд 16

Для каждой профессии существует помимо базовых ПВК, еще и ведущие ПВК, которые определяются для каждой профессии соответственно.

Слайд 17

Для этого используются ПРОФЕССИОГРАММЫ -характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения , профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Слайд 18

Важные профессиональные качества педагога: дисциплинированность ; ответственность; умение поставить цель; избрать пути ее достижения, организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда

Слайд 19

Базовые профессиональные качества педагога Гуманизм Изобретательность Сообразительность Выдержанность Самообладание . Душевная чуткость Справедливость . Требовательность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов

Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...

Профессионально важные качества педагога

•Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.•В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности...

Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств

В статье уделено внимание использованию метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качествБесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование п...

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Толерантность - профессионально важное качество педагога

Толерантность -  профессионально важное качество педагога...

Развитии профессионально важных качеств.

Данный урок из курса "Профессионального самоопределения" 9 класс....

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...