Доклад "Профессионально важные качества"
презентация к уроку по теме
Доклад представлен в виде презентации.
В данном докладе приводятся и сравниваются несколько определений профессионально важных качеств, данных представителями отечественной психологии; приводится деление профессионально важных качест на группы, категории.
Этот доклад был создан для выступления на педагогическом совете "Профессионально важные качества будущего выпускника в системе СПО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pvk.pptx | 158.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассмотрим термин «ПРОФЕССИЯ» Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. Схожее по смыслу определение дано А.К. Марковой: профессия- это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества ( Маркова, 1996, с. 15).
Профессионально важные качества . Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.
Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым . Он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения ( Шадриков , 1982, с.86).
До Шадрикова Е.Э. Смирнова говорила о параметрах личности, обеспечивающих успешность действий в избранной области . Эти параметры она назвала качествами ( Смирнова, 1977, с. 27).
А.А. Бодалев , А.А. Дергач, Л.Г. Лаптева и др., которые в своей работе специфическими психологическими особенностями, или качеством , называют степень сформированности «всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность» ( Бодалев и др., 2001, с.24-25).
Следует отметить, что после введения в психологию термина профессионально важных качеств представителями отечественной психологии в основном это понятие не детализировалось и не уточнялось. Наоборот, сегодня определения ПВК упрощены еще больше. Ярко демонстрирует это, определение Н.С. Пряжников . ПВК, по его мнению, - это качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности ( Пряжников , 1997, с.37). Как мы видим, речь уже не идет об успешности освоении человеком этой деятельности.
А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно связаны хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью»
А.В. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:
АБСОЛЮТНЫЕ ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПВК определяют возможность достижения субъектом высоких («над нормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности . Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот )
АНТИ-ПВК: свойства , которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.
Все профессионально важные качества можно условно разделить на две категории: ведущие профессионально важные качества — характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности ; базовые профессионально важные качества имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств.
БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА Моральные Организаторские Деловые Интеллектуальные Психологические Волевые Физические Внешние
Для каждой профессии существует помимо базовых ПВК, еще и ведущие ПВК, которые определяются для каждой профессии соответственно.
Для этого используются ПРОФЕССИОГРАММЫ -характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения , профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Важные профессиональные качества педагога: дисциплинированность ; ответственность; умение поставить цель; избрать пути ее достижения, организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда
Базовые профессиональные качества педагога Гуманизм Изобретательность Сообразительность Выдержанность Самообладание . Душевная чуткость Справедливость . Требовательность .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов
Статья "Профессионально важные качества в формированиии педагогической культуры личности учителя начальных классов"...
Профессионально важные качества педагога
•Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества.•В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности...
Использование метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качеств
В статье уделено внимание использованию метода ситуационного анализа для формирования профессионально важных качествБесспорным преимуществом метода является не только получение знаний и формирование п...
Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.
В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...
Толерантность - профессионально важное качество педагога
Толерантность - профессионально важное качество педагога...
Развитии профессионально важных качеств.
Данный урок из курса "Профессионального самоопределения" 9 класс....
Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и уровень образовател...