Сохранение психологического здоровья суворовцев с использованием форм групповой работы. Методическая разработка "веревочного курса".
статья по психологии (8 класс)

Нацибуллина Альбина Рустэмовна

Материал содержит описание "веревочного курса", который был проведен с суворовцами в период пандемии. Спецификой данной формы работы является  специально подобранный комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения состоят из интересных   задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если упражнение выполнено каждым участником на 100 %.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_verevochnogo_kursa.docx211.79 КБ
Файл statya_verevochnyy_kurs.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Веревочный курс»

 «Веревочный курс» - это систематизированный активный тренинг командообразования и личностного роста.  Программа тренинга представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения состоят из интересных   задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если упражнение выполнено каждым участником на 100 %.

«Веревочный курс» стимулирует участников тренинга к командной работе и командному взаимодействию, вырабатывает чувство уверенности в собственных силах, повышает самооценку.

«Веревочный курс» может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

Задачи:

  1. Создание атмосферы доверия, взаимовыручки, поддержки.
  2. Адаптация учащихся и быстрое вхождение в коллектив группы.
  3. Создание взаимодействия, сотрудничества, коммуникации между участниками команды.
  4. Налаживание эффективных межличностных взаимоотношений между участниками.

Участники: Подростки и взрослые, количество участников – по 7  человек из взвода. Участники одеты в спортивную форму.

Продолжительность: 1 час

Место проведения: спортзал

Используемые материалы: коврик, скотч, листы А4 – 10 штук, карточки со словами, ножницы, поднос, мячик, баскетбольный мяч, листы с фигурами.

Обязательное требование «Веревочного курса» («ВК»): обеспечение для его участников безопасности.

«Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется "Веревочный курс". Испытания разные по сложности, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

Вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их.

Если какое-либо испытание не удается пройти в течение 5 минут, вы должны  перейти к выполнению следующего.

Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы - справитесь, если будете одной командой.

Удачи!»

На каждой станции нужны по 2 помощника, которые считают баллы.

  1.  "Бревно" ("Обрыв") мах 10 баллов

Исходные условия: вся группа встает в шеренгу скамейку

Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стал первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.

Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала. За каждую попытку снимается 1 балл

Если группа не смогла выполнить упражнение в течение 5-6 минут, ведущий делает отметку в маршруте и они переходят к следующему заданию

  1. Все на борт мах 10 баллов

Оборудование: любая обозначенная площадка (скатерть, лист бумаги)

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. Может быть и третий этап и т.д.

Если группа не смогла выполнить упражнение в течение 5-6 минут, ведущий делает отметку в маршруте и они переходят к следующему заданию

  1. Совместная прогулка мах 10 баллов

Оборудование: поднос, маленький мячик

Задача: каждый участник держит поднос 1 пальцем, сверху на поднос кладут маленький мячик. Команда должна , держа поднос на пальцах пройти определенную дистанция, не роняя мячик. Как только мяч упал, команда начинает движение заново. За каждую попытку снимается 1 балл

Если группа не смогла выполнить упражнение в течение 5-6 минут, ведущий делает отметку в маршруте и они переходят к следующему заданию

  1. Крокодил (3 мин)

Оборудование: набор карточек для игры

Участники по очереди выходят, встают перед командой и видят карточку с заданием. Нужно быстро объяснить предложенное слово используя только жесты. За слово или звуки будут сниматься по 1 баллу.

Команда получает столько баллов, сколько успели отгадать слов за 3 минуты.

  1. Построение в фигуру (3 мин)

Команда должна,  не используя слов,  быстро построиться в точную фигуру, которую они увидят на листе.

Команда получает столько баллов, сколько ведущий засчитает правильно выстроенных фигур.

Если группа не смогла выполнить упражнение в течение 5-6 минут, ведущий делает отметку в маршруте и они переходят к следующему заданию

http://www.mae.com.ua/files/18-124-958.jpg

  1. Болото

Оборудование: на полу скотчем приклеены листы, которые обозначают кочки – 10 штук. Ноги команды связываются скотчем в шеренге. Задача – молча пройти болото, наступая только на кочки. Если кто-то скажет слово или нога кого-нибудь не встанет на кочку – минусуется. В таком случае команда возвращается на исходную и начинаем сначала.

Если группа не смогла выполнить упражнение в течение 5-6 минут, ведущий делает отметку в маршруте и они переходят к следующему заданию

  1. Отжимания и прыжки мах 10 баллов

Команда должна отжаться  50 раз за минуту

Команда должна прыгнуть на скакалке 50 раз за минуту

Должен участвовать каждый участник. Можно дать время,  чтобы они распределились и договорились между собой.

Если группа не смогла выполнить упражнение в течение 5-6 минут, ведущий делает отметку в маршруте и они переходят к следующему заданию

Если вдруг не получает, можно дать вторую попытку, но отнять 4 балла.

  1. Баскетбол

Команда должна забросить как можно больше мячей в корзину за 2 минуты, поучаствовать должен каждый.

Подведение итогов

Маршрут команды____взвода

Задание

Количество баллов

Бревно

Все на борт

Совместная прогулка

Крокодил

Построение в фигуру

Болото

Отжимания и прыжки

Баскетбол

Маршрут команды____взвода

Задание

Количество баллов

Все на борт

Совместная прогулка

Крокодил

Построение в фигуру

Бревно

Болото

Отжимания и прыжки

Баскетбол

Маршрут команды____взвода

Задание

Количество баллов

Совместная прогулка

Крокодил

Построение в фигуру

Бревно

Все на борт

Болото

Отжимания и прыжки

Баскетбол

Маршрут команды____взвода

Задание

Количество баллов

Крокодил

Построение в фигуру

Бревно

Все на борт

Совместная прогулка

Болото

Отжимания и прыжки

Баскетбол



Предварительный просмотр:

Сохранение психологического здоровья суворовцев с использованием форм групповой работы. Методическая разработка "веревочного курса".

Нацибуллина Альбина Рустэмовна, педагог-психолог

Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации»

Статья содержит описание "веревочного курса", который был проведен с суворовцами в период пандемии. Спецификой данной формы работы является  специально подобранный комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива

Последний год был непростым для нас во всех отношениях. Смена привычного ритма жизнедеятельности из-за пандемии коронавируса сказалась на обществе и его сферах. Изменения коснулись и суворовских училищ – воспитанники лишились общения с близкими, были отменены увольнения и каникулы.

Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом. Психологическое здоровье включает в себя совокупность эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферы, проявления человеческих качеств. Это является основой жизнеспособности подростка, которому приходится иногда решать непростые задачи своей жизни: контролировать собственное поведение и обдумывать свои поступки, научиться жить, работать, учиться и быть ответственным за себя и других, осваивать научные знания и социальные навыки, развивать свои способности и строить образ своего успешного «Я». На непростую ситуацию подросткового возраста наложились внешние факторы-нахождение в карантине. В результате чего все чаще у суворовцев стали возникать личностные проявления (тревожность, замкнутость) и поведенческие проявления, которые свидетельствуют о психологическом неблагополучии личности. Ребёнку трудно самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, в силу его личностных особенностей, постоянно повышающихся требований общества, усложнения систем образования, возрастания учебной нагрузки, отсутствия поддержки и доброжелательности со стороны близких из-за повышенной занятости.

В целях сохранения психологического здоровья, снижения эмоционального напряжения и раздражительности педагог-психолог курса совместно с педагогом-организатором 29 ноября 2020 года  провели «веревочный курс».

«Веревочный курс» - это систематизированный активный тренинг командообразования и личностного роста.  Программа тренинга представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения состоят из интересных   задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если упражнение выполнено каждым участником на 100 %.

«Веревочный курс» стимулирует участников тренинга к командной работе и командному взаимодействию, вырабатывает чувство уверенности в собственных силах, повышает самооценку.

Каждый взвод сформировал команду из 7 человек. В начале мероприятия все команды проинформировали о целях и задачах «веревочного курса», огласили основное условие – участие каждого участника команды и раздали маршрутные листы с указанием «станций».

В результате прохождения тренинга было достигнуто несколько целей:

  • Создание командного духа;

Участники команд поддерживали и подбадривали друг друга, ведь только вместе они могли пройти каждое испытание. На станции «Баскетбол» требовалось забить как можно большее количество мячей в корзину за минуту, а также отжаться по очереди за минуту. Члены команд заранее распределяли нагрузку, основываясь на физических характеристиках друг друга, болея за каждого!

  • Проявление творческих и коммуникативных качеств в каждом суворовце;

Например, игры «Крокодил» и «покажи фигуру» требовали от ребят быстро и эффективно общаться между  собой на невербальном уровне, совместно решать предложенные задачи, ориентируясь на чувство взаимопонимания и эмпатии.

  • Совместное решение проблем и выработка стратегии; Развитие нестандартного мышления (способность находить нестандартные решения);

На станции «Все на борт» всем членам команды нужно было уместиться на «островке», площадь которого все время уменьшалась. Естественно, члены команды принимали быстрые стратегические решения, действовали слаженно. Такую же слаженность действий мы наблюдали  и на станции «Болото», где участникам нужно было двигаться по «кочкам» со связанными попарно ногами.

  • Развитие навыков эффективной коммуникации у детей.

Одним из трудных заданий было на станции «Совместная прогулка». Суворовцам необходимо было всей командой, удерживая круглую доску на которую ставился мячик, постараться обойти препятствие и не уронить мяч.

И хотя дистанция с препятствием была небольшая,  требовалось действовать аккуратно и осторожно, регулировать движения друг друга, быть одним целым.

«Веревочный курс» понравился всем подросткам. Они лучше узнали себя и своих сверстников,  ощутили свои сильные и слабые стороны, открыли новые возможности, получили опыт коллективного взаимодействия, испытали различные эмоции:  торжество победы, доверие, чувство локтя.

Возьмите «веревочный курс» на вооружение, ведь он помогает эффективно решать межгрупповые конфликты и сглаживает разногласия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Создание ситуации достижения успеха как условие эффективности коррекционно-педагогической работы по сохранению психологического здоровья

Данная статья была напечатана в сборнике практических материалов педагогов образовательных учреждений Смоленской области (2015 г.). Она посвящена проблеме психологического здоровья умственно отсталых ...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

"Неделя психологии- 2021" Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды «Солнце в ладошке и счастье в глазах»

Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды«Солнце в ладошке и счастье в глазах»Виноградова Т.П.,...